Оценка качества дошкольного образования. система мониторинга образовательного процесса доу в соотвествии с фгос дошкольного образования санникова л.н. Доклад «повышение качества дошкольного образования в условиях реализации фгос до Внешняя оценка качества
Изменение принципов организации дошкольной образовательной практики обуславливает необходимость проведение систематического и последовательного анализа продуктивности педагогической деятельности и достигнутых результатов, что регламентирует подп. 13 п. 3 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». (далее - ВСОКО) - особая организационная модель, являющаяся важной частью управленческой системы детского сада, предусматривающая сбор и последующую оценку основных показателей учебно-воспитательного процесса.
В законодательной базе на данный момент отсутствуют строгие требования к организации ВСОКО, поэтому детские сады вправе реализовывать мониторинговый комплекс с учетом особенностей функционирования учреждения, проводя оценочно-аналитическую работу по таким направлениям:
- кадровый контроль, предусматривающих осуществление проверок согласно разработанной и утвержденной циклограмме с заблаговременным уведомлением ответственных сотрудников;
- оценивание условий реализации программного содержания;
- экспертиза общественного мнения, основанная на сборе отзывов о работе ДОУ у представителей семей и приглашенных специалистов.
Концептуальная и инструментальная основа ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС
Обязанность образовательных организаций по обеспечению качества обучения и воспитания детей, закрепленная на законодательном уровне, в дошкольной образовательной практике вызывает некоторые сложности ввиду отсутствия точных рекомендаций по регуляторным механизмам. В отличие от школ, где проводится анализ соответствия реального уровня знаний учащихся заявленным программным целям, направлено на оценивание комплекса условий реализации выбранных основных образовательных программ. Конечно же, в данном контексте играют большое знание стартовые показатели кадрового, материально-технического, финансового-хозяйственного обеспечения, а также возможности для реализации инклюзии, поэтому в ходе проведения внутренней системы оценки качества образования приходится принимать во внимание множество параметров с учетом специфики условий деятельности конкретного учреждения.
СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ
Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ во время ВСОКО читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:- Что должен знать старший воспитатель о ВСОКО (чек-лист для проверки)
- Проводим интерактивный педсовет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации» (приложение для скачивания)
Многокомпонентность комплекса ВСОКО в детских садах определяет его двойственный характер. С одной стороны, данный управленческий инструмент предусматривает проведение систематических мониторинговых и оценочных процедур для оперативного выявления реальных показателей обеспечения учебно-воспитательного процесса, устранения недостатков. С другой стороны, оценка качества дошкольного образования, проводимая силами детского сада, направлена на отслеживание соответствия содержания повседневной образовательной деятельности нормативным требованиям, установленным на государственном уровне.
Проведение ВСОКО в ДОУ обеспечивается посредством:
- Проверки полноты и точности выполнения условий по реализации выбранной образовательной программы дошкольного образования.
- Оценкой укомплектованности учреждения кадрами, профессионального уровня и показателей продуктивности педагогов и непедагогических работников.
- Статистикой результативности учебно-воспитательной деятельности.
- В ходе изучения текущей и итоговой отчетности, результатов опросов и анкетирования.
- Посещения мероприятий, организованных воспитателями для налаживания совместного взаимодействия и сотрудничества со специалистами из других ДОУ, родительской общественностью. Осуществление общественной экспертизы.
Ввиду того, что данные для внутренней оценки качества получают из многочисленных источников, а полученные результаты влияют на организацию всего учебно-воспитательного комплекса, администрация детского сада традиционно испытывает значительные сложности с организацией мониторинговых и оценочных мероприятий. Чтобы обеспечить функционирование ВСОКО в ДОУ в 2019 году , заведующему, опираясь на данные предыдущих отчетных периодов, следует определить оптимальные процедуры проведения самообследования, которые позволяют получать объективные результаты без создания дополнительной нагрузки на сотрудников, разработать план их реализации и обеспечить его последовательное и планомерное выполнение.
Цели и задачи внутренней системы оценки качества образования в ДОУ
Эффективность ВСОКО, относящейся к приоритетным направлениям развития дошкольного образования, во многом зависит от того, насколько точно и последовательно спроектированы элементы системы, насколько плотно налажено взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса. Базисом проекта как управленческой составляющей является построение комплексной системы контроля и анализа образовательной среды для оперативного выявления недостатков и приоритетных направлений развития детского сада; системы, характеризующейся системностью, последовательностью, логичностью, объективностью, результативностью.
Цели включения ВСОКО в дошкольную образовательную практику:
- Сбор информация о состоянии всех направлений работы дошкольной образовательной организации, тенденциях реформирования дошкольной образовательной практики в условиях нового времени.
- Оперативное выявление процессов, вливающих на характер организации воспитательной деятельности.
- Передача данных о результативности образовательного комплекса педагогическому составу, родителям, работникам управленческой структуры.
- Создание условий для последовательного повышения квалификации воспитателями, в том числе оценивание имеющихся ресурсов для открытия инновационных педагогических площадок.
- Принятие своевременных и эффективных управленческих решений, реализация действенных административных механизмов.
Проектирование системы ВСОКО в ДОУ по ФГОС предусматривает работу над достижением следующих задач:
- Выработка единых критериев оценивания, характеризующихся объективностью, и постоянных инструментов контроля.
- Выявление факторов, наиболее сильно влияющих на построение учебно-воспитательного процесса.
- Обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих дефекты развития.
- Совершенствование механизмов повышения педагогического мастерства, в частности посредством создания рейтинговой системы, начисления стимулирующих выплат.
- Приобщение в систему управления детским садом представителей родительской общественности.
- Утверждение механизмов открытости и прозрачности деятельности дошкольной образовательной организации.
Следует отметить, что ВСОКО в ДОУ первоочередно обеспечивается нормативной базой, утвержденной на федеральном уровне, но включение инвариантной составляющей остается прерогативой детского сада. Таким образом, стандартные направления внутреннего оценивания и контроля могут дополняться различными объектами мониторинга (например, процесс введения инклюзии), которые должны отражать специфику деятельности и актуальные проблемы организации, но при этом не являться факторами дополнительной нагрузки на участников образовательного процесса.
Чтобы обеспечить достижение целей и задач внутренней системы оценки качества образования, данный управленческий инструмент целесообразно включить в годовой план работы ДОУ (выносится в отдельный раздел) с представлением видов контроля, перечня мониторинговых и оценочных процедур, ориентировочных дат и ответственных лиц. Составление плана ВСОКО лежит в компетенции руководителя организации или должностных лиц, на которых возложена данная обязанность, подразумевающая интерпретацию и анализ полученных фактических данных с последующей разработкой адекватных мер реагирования.
Положение о ВСОКО в ДОУ
Работа по оценке качества дошкольного образования, проводимого без привлечения сторонних экспертов, предусматривает разработку специальной локальной документации. Это:
- Положение о ВСОКО в ДОУ - локального акта, содержащего информацию о целях, задачах, принципах мониторингово-оценочной системы организации, ее структуре и уровне общественного участия.
- Регламент проведения контрольно-оценочных процедур.
- Положение о создании рабочей группы по реализации ВСОКО, в которую следует включить представителей управленческого состава, воспитателей, родителей, представителей методической службы детского сада и творческой педагогической группы.
- Приказы и распоряжения, регламентирующие обеспечение системы внутренней оценки качества образования.
Чтобы избежать несоответствия, дополнительно необходимо внести изменения в другие документы детского сада - Устав, регламент проведения самообследования (с целью устранения дублей, поскольку самообследование является частью ВСОКО), положение об Управляющем совете. Также в обязательном порядке разрабатывается приказ о проведении ВСОКО в ДОУ .
Получите диплом установленного образца
Узнать больше о нормативном регулировании образовательной деятельности ДОО, требованиях к квалификации педагога дошкольного образования, организации ВСОКО и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»
При составлении локальной документации, регламентирующей организацию внутренней системы оценки качества образования, важно отразить в ней следующие принципы:
- Оптимальность и полнота использования источников первичных данных при определении показателей качества учебно-воспитательного процесса при сохранении возможности их многократного использования.
- Сохранение технологичного характера используемых показателей, что достигается посредством использования проверенных каналов сбора данных и инновационных методик измерения, а также последовательной подготовки педагогов и представителей родительской общественности к их восприятию.
- Рациональное снижение критериев проверки, основанное на реальном учете потребностей разных уровней управления, а также требований муниципальных органов управления образованием.
- Обеспечение взаимного дополнения мониторингово-оценочных процедур с установлением взаимозависимости.
- Строгое соблюдение морально-этических норм при реализации процедур ВСОКО.
План работы по ВСОКО в ДОУ
В условиях современной дошкольной практики осуществление внутренней системы оценки качества образования в ДОУ возможно только при условии тщательного проектирования действий. План работы по ВСОКО в ДОУ предусматривает реализацию нескольких этапов:
Ориентировочный план реализации ВСОКО в ДОУ
Этап | Порядок действий |
Диагностический |
|
Методический |
|
Административный |
|
Основные и вариативные показатели ВСОКО в ДОУ
Ввиду того, что основным показателем качества дошкольного образования являются условия реализации программного содержания, что обусловлено необходимостью обеспечения равных условий для всех детей без исключения, наибольшее число показателей ВСОКО в ДОУ выделены именно по данному направлению. ФГОС дошкольного образования определяет ряд требований к структуре и объему программ, реализуемых в детских садах - сформированность основной и специальной части (АОП), четкое выделение программных компонентов, учет возрастных и индивидуальных показателей развития воспитанников, а также возможностей всех участников учебного процесса соотносимо основным направлениям деятельности детского сада.
Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в детском саду, требованиям ФГОС ДО в рамках ВСОКО следует оценивать по таким критериям:
- Наличие /отсутствие утвержденной ООП ДО, соответствующей специфике функционирования детского сада и приоритетным направлениям воспитательной работы, а также адаптированной программы для дошкольников с ОВЗ.
- Соответствие целевого, содержательного и организационного компонентов показателям возрастного и индивидуального развития воспитанников.
- Соответствие целевой направленности, содержательного и организационного компонента программного содержания в части, разработанной участниками учебно-воспитательного процесса образовательным потребностям и возможностям детей, региональной составляющей.
Важным элементом внутренней системы оценки качества образования в детском саду является мониторинг и контроль психолого-педагогических условий детского сада, при котором принимается во внимание характер взаимодействия участников образовательного процесса (воспитателей, дошкольников и родителей), наличие возможностей для социализации, личностного развития воспитанников в процессе различных видов деятельности, игры и коррекции дефектов развития (если такие имеются).
Внутренняя система оценки психолого-педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса основывается на проведении контроль-но оценочных процедур по дифференциальным критериям, устанавливаемым с учетом видового разнообразия, что отражено в таблице.
Критерии оценивания психолого-педагогических условий социально-личностного развития дошкольников в рамках ВСОКО
Направления социально-личностного развития дошкольников в детском саду | Критерии оценивания психолого-педагогических условий в ДОУ по ВСОКО |
Познавательная деятельность | Воспитатели создают условия для развития у дошкольников представлений о свойствах окружающего мира, базовых географических понятиях, знания о космосе, Солнечной системе и планете Земля, которая является нашим общим домом, а также способствуют самостоятельной познавательной активности в естественнонаучном направлении, прививают интерес к культуре народе мира (да/нет). |
Конструктивная деятельность |
В ходе ВСОКО в ДОУ по ФГОС проверяется выполнение следующих требований: воспитатель создает условия для развития интереса дошколят к конструированию посредством демонстрации принципов планирования, соотношения и подбора деталей, создания различных конструкций (от простых к сложным) по инструкции и с включением дополнительных компонентов. Специалистам, реализующим оценочную функцию, также рекомендуется проверить факт наличия в группе конструкторов разного типа, активность их использования, оценить применяемые педагогические методы поощрения творческой активности воспитанников и их активного группового взаимодействия. |
Исследовательская, поисковая и проектная деятельность |
Эффективная педагогическая работа по направлению предусматривает знакомство дошкольников с элементарными геометрическими понятиями, математическими действиями, принципами измерения времени и пространства и другими понятиями, содержание и объем которых определяется с учетом возрастных показателей. При реализации комплекса ВСОКО оценивается, прививает ли воспитатель элементарные понятия о техническом прогрессе, используя доступные средства ИКТ, а еще - реализуется ли в рамках выбранного программного содержания экологический компонент. |
Театрализованная деятельность | Уровень организации театрализованной деятельности в детском саду оценивается по активности приобщения воспитанников к самостоятельным и групповым драматизациям и постановкам, построением в рамках учебно-воспитательного комплекса связи между театрализованной и другими видами активности, применение индивидуального подхода для раскрытия природных талантов малышей. |
Речевая и коммуникативная активность |
При осуществлении внутренней системы оценки качества образования в ДОУ организации коммуникативной активности дошкольников как ключевому направлению развития следует уделить особое внимание, отслеживая в динамике:
|
Социально-ориентированная деятельность |
Основными показателями успешного социально-ориентированного воспитания является:
|
Физическое развитие |
При проведении ВСОКО в ДОУ по данному направлению педагогической работы следует оценить:
|
Не менее значимой группой критериев ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС является анализ развивающей предметно-пространственной среды, которая должна характеризоваться содержательной насыщенностью. Процедура оценивания предметно-пространственной среды проводится ответственными воспитателями в ходе наблюдения и последующего заполнения стандартных бланков с постановкой баллов. Получение положительной оценки в рамках внутреннего контроля возможно, если предметно-пространственная среда:
- обеспечивает возможность реализации выбранного программного содержания;
- способствует гармоничному психофизическому развитию дошколят, их эмоциональному благополучию и познавательной активности;
- характеризуется полифункциональностью, трансформируемостью, доступностью, вариативностью и безопасностью.
В отчет по ВСОКО в ДОУ в обязательном порядке следует внести оценку кадровых условий, во время которой проверяется квалификация воспитателей и непедагогических кадров детского сада, должностной и количественный состав персонала, реальные компетенции сотрудников. Мониторинг предусматривает рассмотрение следующих критериев:
- Соответствие квалификации педработников, учебно-вспомогательного персонала требованиям, представленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также требованиям к реализации выбранного программного содержания.
- Профильную направленность квалификации воспитателей согласно занимаемой должности.
- Профессиональную способность педагогического состава обеспечить поддержку познавательной инициативы воспитанников, творческой индивидуальности, эмоционального благополучия, обеспечивать вариативность учебно-воспитательного процесса, конструктивно взаимодействовать с родителями.
Что касается процедуры проверки материально-технического обеспечения, то в процессе реализации внутренней системы оценки качества образования в ДОУ методом мониторинга средств обучения, учебно-методического обеспечения и предметно-пространственной среды выявляются следующие моменты:
- Соответствуют ли имеющиеся средства обучения и воспитания возрастным и индивидуальным показателям развития детского контингента.
- Хватает ли учебно-методических комплектов и специального оснащения для реализации ООП ДО.
- Соответствуют ли созданные материально-технические условия требованиям пожарной безопасности и СанПиН.
На завершающем этапе ВСОКО в ДОУ выполняется оценка финансового обеспечения дошкольной образовательной организации. Для этого выполняется проверка нормативов финансирования взятых обязательств по выполнению государственного задания, структуры и объема расходов по реализации ООП ДО, вариативности их распределения с учетом реальных учебно-воспитательных потребностей детского контингента. На этом список основных критериев внутренней оценки качества образования считается завершенным, но их число может пополняться за счет вариативных, если в этом есть необходимость. Вариативными критериями ВСОКО в детских садах принято считать личностные достижения воспитанников, в том числе касающиеся социализации и адаптации, уровень заболеваемости (ожидается динамика снижения), успехи в конкурсной, олимпиадной и соревновательной деятельности, удовлетворенность родителей качеством услуг, уровень готовности выпускников ДОУ к школьному обучению.
Как представить и интерпретировать результаты ВСОКО в ДОУ
На завершающем этапе контрольно-оценочных процедур составляется аналитическая справка по результатам ВСОКО в ДОУ - отчетный документ, в котором необходимо представить цели и задачи мониторинга, состав рабочей группы, используемые методы исследования и результаты. Если в процессе контроля были выявлены недостатки, рабочая группа разрабатывает и предоставляет заведующей детского сада план рекомендуемых действий по улучшению ситуации. Неудовлетворительные результаты внутренней системы оценки качества образования учитываются и при разработке программы развития детского сада.
В результате реализации ВСОКО рабочая группа должна:
- Получить полную и объективную информацию о реальных условиях функционирования учреждения, ближайшей зоне его развития.
- Выявить комплекс факторов, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса и его обеспечение как в позитивном, так и негативном ключе.
- Представить в отчете о ВСОКО в ДОУ достоверную информацию, которая впоследствии транслируется педагогам, вспомогательному персоналу и родительской общественности.
- Представить рекомендации и предложения, как улучить качество дошкольного образования, для оперативного принятия управленческих решений.
- Составить прогностический план развития системы обучения и воспитания в детском саду, выделив приоритетные цели и задачи.
Несмотря на то, что в методических и экспертных материалах реализации системы внутренней оценки качества образования в детских садах уделяется достаточно внимания, данный аспект обеспечения учебно-воспитательного процесса сохраняет проблемный характер ввиду возникновения организационных затруднений и ограниченности ресурсов. Поэтому раз в году целесообразно проводить педсовет о ВСОКО в ДОУ , посвящая собрание разъяснению порядка выполнения самообследования и мониторинга, а также рассмотрению оптимальных путей реформации системы внутренней оценки качества.
В условиях ограниченности ресурсов эффективным методом усовершенствования ВСОКО для дошкольной образовательной организации является проектно-целевой. Данный метод обладает потенциалом для решения поставленной задачи, поскольку предусматривает: определенность планируемых результатов и показателей, критериальную и временную определенность, применение специальных управленческих механизмов, наличие системы контроля исполнения.
Решение задачи совершенствования ВСОКО на основе проектно-целевого метода включает обязательные этапы, соответствующие логике проектного управления. К таким этапам относятся:
- Принятие решения о необходимости управления проектно-целевым методом для решения конкретной задачи.
- Определение цели и результата (продукта) проекта.
- Организация деятельности по реализации проекта.
- Отбор и применение инновационных методов управления проектом, обеспечивающими эффективное использование ресурсов в условиях их дефицита.
В практике проектного управления принято, что начало любой деятельности начинается с анализа исходного состояния проблемы, выявления тенденций, противоречий и определения способов их преодоления. В ходе педсовета по поиску совершенствования ВСОКО в ДОУ предстоит:
- Изучить современные нормативные и действующие в области концептуальные документы в сфере оценки качества образования, выявить новые подходы и тенденции.
- Провести анализ функционирующей в детском саду ВСОКО (или ее компонентов) и определить круг задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить соответствие мониторинга требованиям и концептуальным документам.
- Определить сроки и оценить ресурсы, необходимые для реализации проекта.
Также важно акцентировать внимание педагогов на том факте, что н этапе определения цели проекта важно понимать, что содержание проектной деятельности по совершенствованию ВСОКО, а также ее результативность определяются именно целью. Для этого необходимо, чтобы цель была сформулирована конкретно (в виде продукта), операционально (через задачи), а также соотнесена с ожидаемыми результатами, этапами и сроками исполнения. Целеполагание проекта совершенствования внутренней системы оценки качества образования в ДОУ завершается формулированием ожидаемых результатов, для чего соотносится цель, задачи, а также промежуточные результаты. Контроль результативности проекта по совершенствованию ВСОКО может осуществляться на каждом из его этапов и в целом по результатам через ключевые показатели.
Результативность проектно-целевого управления совершенствованием ВСОКО связана с условиями, которые могли бы обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов. К таким условиям целесообразно отнести:
- Организационное сопровождение проекта, а именно регулярное проведение заседаний рабочей группы, в ходе которых участникам не только формулируются технические задания, но и происходит предварительная экспертиза их выполнения. В период между заседаниями рабочей группы участники самостоятельно организуют работу по выполнению сформулированного технического задания, готовят материалы наобсуждение и экспертизу.
- Мотивационное обеспечение. Поскольку ВСОКО в ДОУ выступает одним из организационных механизмов деятельности каждого педагога детского сада, целесообразно обеспечить активное участие педагогов во всех направлениях проекта. Формы такого участия могут быть как традиционными для образовательной организации (тематический педагогический совет, заседание методического объединения, родительское собрание и др.), так и инновационными (рабочая группа, экспертная группа, межпредметное профессиональное объединение, тьюторство, коучинг, руководство микрогруппами и др.)
- Научно-методическое и информационное сопровождение, основными инструментами которого выступает официальный сайт организации, отчет о результатах самообследования.
В завершение педсовета важно отметить, что применение проектно-целевого управления при совершенствовании внутренних систем оценки качества дошкольного образования способно обеспечить эффективную реализацию институциональных полномочий по саморегуляции детского сада в условиях модернизации общероссийской, региональной и муниципальных систем оценки качества общего образования.
Людмила Кочетова
Реализация системы оценки качества образования в ДОУ
Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ ;
Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
От чего же зависит качество дошкольной организации?
От качества работы воспитателя ,
От отношений, которые сложились в коллективе,
От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми,
От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями :
– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);
– какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда , ориентированная на самоценность дошкольного детства ; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы , творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)
Дошкольный стандарт - стандарт условий. Но это не означает, что при построении системы оценки качества нужно сосредотачивать внимание только на условиях.
Вице-президент, член экспертного совета по дошкольному образованию и т . д. (не буду перечислять все ее титулы) Оксана Скоролупова отмечает, что система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно , чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества .
Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно : оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются :
Самообследование,
Диагностика,
Мониторинг или контроль. Кстати, среди ученых нет четкого различия между этими понятиями, так как анализируется вся система , и сопоставляются факты.
Чаще всего мы используем основные распространенные формы контроля : оперативный, тематический, итоговый.
Что же нужно оценивать ?
Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса , условий и результатов дошкольного образования .
Разберем все три момента подробнее.
1. Качество образовательного процесса :
Какие вопросы его оценивают :
1.1 качество образовательной программы , методик и технологий, применяемых в образовательном процессе ;
1.2 качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени);
1.3 качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
Примечание : Надо помнить, что не должно быть классно-урочной формы обучения, т. е. если реализуется учебная модель , то это говорит об отсутствии качества образования , т. к. она не соответствует государственным установкам в дошкольном образовании .
В нашем ДОУ разработаны некоторые таблицы контроля, которые помогают нам в оценке качества образовательного процесса . (См. таблицы)
2. Качество образовательных условий :
В стандарте указано 5 групп требований :
Финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
Материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
Развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;
Психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
Кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.
Содержание процедуры оценки включает вопросы аттестации педагогов, их готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов , участие в работе РМО, знание и использование современных педагогических методик и технологий, образовательные достижения воспитанников, участие в профессиональных конкурсах разного уровня, а также качество рабочих программ и календарно-тематического планирования. Необходимо включить вопросы для оценки свойств РППС :
Вариативность – наличие пространства для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;
Трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации , интересов и возможностей детей;
Полифункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;
Доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;
Безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.)
Для оценки мы используем сл . таблицы контроля. (См. таблицы)
3. Качество результатов ДО :
Динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям . Сравнение ребёнка с самим собой - насколько он развился в течение определённого периода времени;
Соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Содержание процедуры оценки включает вопросы достижений воспитанников (включая показатели социализации, а также участие в различного уровня конкурсах, результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО , воспитанность дошкольников (социально-нормативные характеристики, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов и результаты педагогической диагностики (через педагогические наблюдения, портфолио дошкольника.)
Для этого используем сл. таблицы контроля, схемы учета и анализа. (См. таблицы)
Что же даёт система оценки ?
Информация
Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь . На основе этих сведений руководство детского сада анализирует результативность воспитания и обучения, принимает управленческие решения. Положительные результаты соответственно используются для стимулирования педагогов.
Мотивация педагогов
Участие в оценке качества воспитателей , заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.
Формирование личности ребёнка
Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества . С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.
Коррекция действий
Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.
Как оценивать ?
Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО .
В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно ). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются. (Скоролупова О.)
Тем не менее, вопросы о результатах оценки качества дошкольного образования заслушиваются на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при заведующем. Открытость результатов оценки осуществляется через публичный доклад заведующего и размещение аналитических материалов на сайте дошкольной организации.
В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.
Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.
Описана примерная модель оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОВОАГАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ «СОЛНЫШКО»
Бастрон И.Я., заведующий
Тема: «Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада»
Великая цель образования - не только знания,
но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон
Слайд 2. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.
Слайд 3. Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.
Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация:
О качестве дошкольного образования;
Об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
О соответствии предоставляемого образования современным представлениям о качестве дошкольного образования.
В данной связи можно констатировать, что стратегической целью совершенствования системы оценки качества дошкольного образования является оптимизация управления качеством дошкольного образования. Из этого следует, что повышение качества дошкольного образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки этого качества. При этом оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования.
Слайд 4. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:
- создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;
- организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;
Обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;
Выработка новой практики дошкольного образования с помощью проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной деятельности.
Слайд 5. Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:
Качество образовательного процесса;
Качество условий осуществления образовательной деятельности;
Качество результатов.
Одним из компонентов качества образования в нашем ДОУ является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.
Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нами были определены следующие направления:
Финансирование (предполагает определение гибких нормативов финансирования, переход на долевое финансирование, проведение мониторинга расходования бюджетных средств);
- кадровое обеспечение (предполагает развитие системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и самообразование).
И, наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения уровня управленческой культуры руководителей ДОУ: создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ, овладение технологией управления качеством работы.
Слайд 6. В нашем учреждении используются:
технология управления образованием по результатам , разработанная П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой. Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.
технология проектного управления (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева), рассматривающая проектное управление как управление ДОУ в условиях инновационного режима функционирования.
В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой остается создание модели оценки качества дошкольного образования. Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.
Оценка качества результатов образовательного процесса на сегодня является наиболее обсуждаемой темой.
Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.
Слайд 7. Можно выделить два подхода к управлению качеством:
один - через управление педагогическим процессом и его составляющими;
другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления.
Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ДОУ. Возникает необходимость разработки модели оценки качества дошкольного образования.
Однако для реализации модели оценки качества дошкольного образования в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.
Слайд 8. Модель оценки качества дошкольного образования включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.
Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.
1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.
2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми
3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).
Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.
Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки. Разрабатывая проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт обращает внимание на соответствие оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.
Слайд 9. Функции оценки качества дошкольного образования:
1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.
2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.
3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».
4. Информационная функция может решать три задачи.
Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДОУ.
Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.
В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДОУ и школы.
Слайд 10. Объекты, субъекты и предмет оценки:
При оценке качества образования необходимо четко определять, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.
Слайд 11. Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:
1. Образовательная деятельность.
Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.
2. Развивающая среда.
Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель– дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.
3. Психологический комфорт ребенка.
Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении сцелью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.
4. Здоровьесберегающая деятельность.
Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество дошкольного образования:
Обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;
Готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
Ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;
Удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Слайд 12. Методы оценки
Основными методами оценки являются следующие:
Изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;
Анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;
Наблюдение;
Исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;
Анализ планирования, результатов диагностики.
Слайд 13. Этапы оценки
Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов:
Выделение показателей качества;
Определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе
чего будет оцениваться данный показатель;
Формирование шкалы уровней достижения критерия качества;
Разработка инструментария;
Организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;
Представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;
Организация широкого общественного и профессионального обсуждения;
Слайд 14. Результаты оценки.
Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям:
Уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности;
Уровню организации предметно развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы;
Характеру взаимодействия педагогов с детьми.
Перспективное соотнесение достигнутых в ДОУ результатов с моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет, на выходе из дошкольного образования.
Адресность результатов оценки:
Педагогические коллективы учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и ответственных за ее успешную (эффективную) реализацию;
Родители ребенка, осваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
Руководители учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом.
ВАЖНО!
Оценить цели, которые ставит образовательная программа – не декларирует, а реально преследует (анализ процесса, соответствие целевым ориентирам Стандарта);
- оценить условия (в том числе, психолого-педагогические) которые создаются для достижения этих целей;
О бразовательный результат задается как ориентир развития;
Д ети не являются объектом формализованной проверки, в центре стоит экспертная оценка.
Августовское совещание педагогических работников Нижневартовского района 2014
Процедуры оценки качества дошкольного образования
В настоящее время в сфере образования нормативными правовыми документами установлены различные процедуры оценки качества дошкольного образования: внутренняя оценка качества дошкольного образования, лицензирование, аттестация, государственный надзор и контроль, самообследование, мониторинг качества образования, рейтингование и т.д. Каждая процедура представляет собой регламент (набор правил и последовательность действий при оценке качества образования).
Такие процедуры, как лицензирование, подробно описан в законодательстве. Порядок государственного контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, наоборот, еще не установлен. В связи с этим рассмотрим следующие процедуры оценки качества:
- Система внутренней оценки качества дошкольного образования;
- Самообследование;
- Мониторинг;
- Независимая оценка качества;
- Ранжирование (рейтиногование).
Внутренняя оценка качества образования
В соответствии с подп.13 п. 3 ст.28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. У данной процедуры были предшественники – внутренний мониторинг качества, а также внутренний контроль качества. Эти процедуры были направлены на анализ деятельности организации с целью определения проблем, не позволяющих достигать запланированных результатов, и, соответственно, на последующее решение этих проблем. В то же время внутренняя система оценки качества имеет принципиальные отличия от предшествовавших ей контрольных процедур.
В первую очередь, эти отличия касаются набора показателей и критериев оценки качества. Раньше показатели внутреннего контроля качества определялись произвольно на основе научно-методических рекомендаций и (или) собственных представлений руководителя об организации контроля.
Теперь помимо показателей, определяемых организацией самостоятельно, в систему внутренней оценки качества включаются показатели, которые закреплены нормативными актами в качестве обязательных, и показатели, которые используются субъектами внешней оценки деятельности организации (учредителями, надзорными органами, профессиональными и общественными экспертами).
Составными частями внутренней системы оценки качества являются управленческий контроль и самообследование образовательной организации. В связи с этим показатели внутренней системы оценки качества должны содержать показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утв. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013. №1324.
Необходимость включения в систему внутренней оценки показателей качества, используемых субъектами внешней оценки, объясняется логикой управленческой деятельности: зачем дожидаться отрицательной внешней оценки, если можно предупредить ее появление соответствующей организацией работы?
Процедуру (процедуры) внутренней оценки качества образовательная организация разрабатывает самостоятельно и описывает ее в локальных актах.
Анализ функционирования внутренней системы оценки качества в обязательном порядке проводится в процессе самообследования образовательной организации.
Самообследование организации выделено в самостоятельную оценочную процедуру с целью обеспечения доступности и открытости информации о работе образовательных организаций.
Понятие "самообследование" и "самооценка" в настоящее время в научной литературе не разделяются: в одних источниках оба понятия употребляются как синонимы, в других используется одно из понятий. В качестве синонима понятия "самообследование" нередко используется термин "самоанализ", хорошо знакомый работникам системы дошкольного образования по опыту процедуры аккредитации учреждений.
В сущности, при использовании разной терминологии практически во всех научных исследованиях речь идет об одной и той же процедуре - контроле качества образования, который образовательная организация должна осуществлять самостоятельно, с привлечением работников организации.
Согласно национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2010 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества", утв.приказомРосстандарта от 23.11.2010 №501-ст (далее - ГОСТ Р ИСО 9004-2010), самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и ее результатов по сравнению с выбранным эталоном . Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий. Самооценка образовательной организации также используется для сравнительного анализа ее результатов с внешней оценкой качества, с достижениями других образовательных организаций.
Законом №273-ФЗ самообследование отнесено к одной из компетенций образовательных организаций (подп. 13 ч.3, ст.28). Эта процедура проводится с целью обеспечения открытости и доступности информации о деятельности организации. Порядок проведения самообследования образовательной организации утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013. №462. Процедура самообследования включает в себя несколько этапов. В Порядке проведения самообследования указано (п.6), что в процессе самообследования оцениваются:
- образовательная деятельность
- система управления организацией
- содержание и качество подготовки обучающихся;
- организация учебного процесса;
- востребованность выпускников;
- качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы;
- функционирование внутренней системы оценки качества образования.
Методика проведения самообследования дошкольной организации в настоящее время не установлена. Руководитель должен разработать ее самостоятельно.
Мониторинг системы образования
В качестве одного из способов управленческого контроля мониторинг используется в системе образования более двух десятков лет. В настоящее время мониторинг выделен в отдельную процедуру контроля качества, которую проводят органы управления образованием в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утв.постановлениемПравиительства РФ от 05.08.2013. №662 (далее - Правила).
Согласно Правилам мониторинг призван обеспечить:
- информационную поддержку государственной политики в сфере образования;
- системный анализ и оценку состояния и перспектив развития отрасли;
- повышения качества управленческих решений;
- выявление нарушений требований законодательства об образовании.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год в отношении всех организаций, реализующих образовательные программы, независимо от формы собственности. Показатели мониторинга системы образования рассчитываются и представляются на основе данных государственных статистических отчетов, социологических и иных исследований. Для мониторинга также используется информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций, опубликованная в средствах массовой информации, поступившая от граждан и организаций.
Независимая оценка качества
Независимая оценка качества образования является одной из форм общественного контроля и осуществляется с целью информирования участников образовательных отношений (в первую очередь потребителей услуг) о качестве образования, которое обеспечивает та или иная образовательная организация. В Законе №273-ФЗ выделено два вида такой оценки:
1. Оценка качества подготовки обучающихся.
2. Оценка качества образовательной деятельности.
В отношении дошкольных образовательных организаций осуществляется только оценка качества образовательной деятельности.
В ч.3 ст.95 Закона №273-ФЗ установлено, что независимая оценка качества осуществляется юридическими лицами, выполняющие конкретные виды такой оценки. Любое рейтинговое агентство, общественная, коммерческая, некоммерческая организация могут разместить в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования. Результаты такой оценки могут быть направлены в органы управления образованием, где они в течение месяца подлежат обязательному рассмотрению для учета в дальнейшей работе с образовательными организациями.
Законодательством также предусмотрена специально организованная процедура независимой оценки качества образовательной деятельности, которая проводится общественными советами с привлечением организаций-операторов (ст.95.2 Закона №273-ФЗ).
Процедура независимой оценки качества образования сложная, состоит из нескольких этапов.
1 этап. Формирование общественных советов.
2 этап. Отбор организации - оператора независимой оценки качества.
3 этап. Проведение оценки качества.
4 этап. Обнародование результатов оценки.
Рейтинги представляют собой порядковые шкалы, в которых выставлены результаты измерения. При оценке качества социальных явлений рейтинг используется как форма представления результатов оценивания, а также как вариативный ряд критериев оценки, которая проводится на основе сравнения со значениями показателей, достигнутых в других организациях.
То или иное место образовательной организации в рейтинге чаще всего рассматривается потребителями услуг как достоверный показатель качества и потому является мощным стимулом или, наоборот, тормозом для достижения образовательной организацией успеха на рынке образовательных услуг.
Однако производителями образовательных услуг информация о качестве, которая доводится до потребителя при помощи рейтингов, нередко расценивается как недостаточная, тенденционная или вовсе ложная. Изучающие данную проблему российские исследователи отмечают, что основной недостаток рейтингов - их субъективность вследствие недостаточной научной проработанности как показателей деятельности, так и измерительного инструментария.
Общественная аккредитация
В зависимости от статуса субъектов оценивания аккредитация может быть государственной или общественной. В соответствии с Законом №273-ФЗ государственная аккредитация не проводится в отношении дошкольных образовательных организаций, а вот общественная аккредитация может быть проведена по желанию образовательной организации. Цели общественной аккредитации определяются аккредитующей организацией – как правило, это подтверждение соответствия каким-либо требованиям.
Действующая в настоящее время редакция ст.96 Закона №273-ФЗ устанавливает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получить общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Аккредитация проводится на добровольной основе и не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств государства.
По своей сути общественная организация близка к независимой оценке качества образования. Однако соотношение процедур общественной аккредитации и независимой оценки качества нормативными актами не определяется, в связи с чем у некоторой части исследователей вызывает сомнения целесообразность закрепления в законе нормы о получении общественной аккредитации.
Недостатки различных подходов при оценке качества образования
Каждый элемент оценки качества образования (систематизированный набор показателей, способы сбора информации, методика их измерения и оценки и т.д.) в той или иной степени влияет на конечный результат – оценку, которая должна быть адекватна качественным характеристикам оцениваемой системы. В этом ряду элементов ключевую, системообразующую роль играет система показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, свидетельствует о том, что системность в их подборе отсутствует.
Качество любого целостного объекта (явления) всегда обеспечивается качеством отдельных его частей и, чтобы оценить качество дошкольного образования, надо оценить качество входящих в него частей.
В Законе №273-ФЗ (ст.23) выделено два основных вида деятельности дошкольной образовательной организации:
- образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
- присмотр и уход за детьми. Данные виды деятельности, в свою очередь, делятся на следующие части:
- подлежащие оценке требованиям ФГОС ДОк структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, к психологическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также к условиям развивающей предметно-пространственной среды;
- нормативно установленные требования к организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
- нормативно-установленные требования к охране и укреплению здоровья детей;
- качественные характеристики, интересующие потребителей услуг. В нашем случае – родителей.
Сопоставление наборов показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, и составных частей деятельности оцениваемой системы показывает, что они мало соответствую друг другу. Какие-то части системы представлены в наборах показателей не полностью, какие-то избыточно, а какие-то и вовсе отсутствуют. Все это не позволяет говорить об адекватности оценок, которые могут быть получены по итогам проведения оценочных процедур.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций "
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Приказ Гособразования СССР от 04.-7.1989 №541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности"
- ГОСТ Р 52113-2003 "Услуги населению. Номенклатура показателей качества", утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 №253-ст
В условиях реализации ФГОС имеет большое значение. В течение десятилетий в учебных заведениях сложилась система работы, оказывающая определенное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и достижение ими высокого результата обучения и воспитания детей. Однако новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов и оценки методической деятельности.
Актуальность вопроса
В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Характеристика системы
Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.
Ключевые элементы
Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется на:
Организационная база
Качество в условиях реализации ФГОС, равно как и педагогического процесса в средних учебных заведениях, должно оцениваться и улучшаться системным образом. Для этого разработаны теоретические положения:
- Управление качеством педагогического процесса призвано ликвидировать несоответствие результатов образовательной работы школы реалиям, имеющим место в информационном обществе сегодня.
- Жизненным циклом для получения результатов выступает год.
Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности. Улучшая качество начального образования в условиях реализации ФГОС, учебное заведение осуществляет целенаправленное освоение системы требований. Педагогическая среда в учреждении находится в постоянном обновлении, сохраняя контакт с информационным обществом.
Инновации
Под ними следует понимать методики, существенно изменяющие результаты педагогического процесса. Эти подходы способствуют усовершенствованию или созданию новых:
Для внедрения инноваций выстраивается системная стратегия изменения обучающегося, преподавателя, всего учебного заведения. Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему. При изменении одних компонентов, корректируются и другие. Это, в свою очередь, приводит к преобразованиям во всей системе. В последнее время отмечается интенсивный поиск новых идей. На теоретическом и практическом уровнях активно прорабатываются вопросы гуманизации, дифференциации, профилизации, интеграции. Однако ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, всеохватывающая в сложной педагогической системе.
Что такое качество образования в условиях реализации ФГОС?
Оно рассматривается как обобщенная мера эффективности функционирования педагогической системы учебного учреждения. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации учреждения.
Конкретизация
Качество образования в условиях реализации ФГОС ООО, как и прочих ступеней педагогического процесса, разъясняется через целевые компоненты программы, требования к учебной среде, ожидаемым результатам. Освоение государственных стандартов предполагает формирование в учебных заведениях инновационной системы оценки достижений детей. Это, наряду с прочим, обуславливает необходимость создания современной управленческой системы.
Ожидаемые показатели
В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.
Индивидуальные результаты
В их число входят:
Метапредметные показатели
К ним относят:
- Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
- Способность использовать знания и навыки в практике.
- Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
- Формирование индивидуальной траектории в образовании.
Предметные результаты
В их числе:
- Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
- Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
- Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.
Критерии эффективности
Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:
Возможности участников
Условия, в которых осуществляется реализация учебно-воспитательных программ, должны обеспечить:
Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами детей и их родителей с учетом особенностей региона.