Конспект занятия с дошкольником онр. ОНР. Конспекты занятий. «Кто как передвигается?»
Дудник Оксана Ивановна
Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня
(1-й год обучения)
Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня ЗИМА
Тема
«Зима» (занятие № 1)
Цель:
- согласование прилагательных с существительными;
- подбор определений к существительным.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки о зиме, снежинки (фишки).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Логопед предлагает детям прослушать и повторить следующие цепочки слов:
снег - снегопад - снежинки
вьюга - метель - пурга
санки - лыжи - горки
шуба - валенки - шапка
2. Введение в тему. Логопед спрашивает детей, к чему можно отнести эти слова. Догадались ли они, о чем будем говорить на занятии. Дети называют как можно больше признаков зимы. Логопед помогает им с помощью вопросов.
3. Логопед берет игрушку жираф и сообщает, что на занятие прибыл гость из далекой жаркой Африки. Он никогда не видел зимы и просит детей рассказать о ней. А жираф передаст рассказы детей всем животным Африки. Проводится фронтальная беседа с детьми о признаках зимы. Уточняется, что это самое холодное время года, когда выпадает много снега, люди одеваются в теплые одежды. Деревья стоят голые, замерзшие, многие птицы улетают в теплые края, дикие животные переживают зиму.
4. Физкультминутка. Второй раз можно повторить зарядку с другим ритмом «да-да-да».
Мы замерзли с вами? Да-да-да.
Мы стучим зубами? Да-да-да.
Мы хлопаем руками? Да-да-да.
Мы топаем ногами? Да-да-да.
5. Подбор слов-определений к существительным. Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.
6. Согласование прилагательных с существительными. Игра «Про что я задумала». На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: «Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака».
7. Итог занятия. «О каком времени года беседовали?»
Тема
«Зима» (занятие № 2)
Цель:
- активизация словаря по теме;
- уточнение предикативного словаря по теме;
- закрепление пространственных представлений (снизу, сверху, слева, справа, рядом);
- развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: палочки, две красивые коробочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Назови пары слов». Логопед называет попарно слова. Например: санки - горка, коньки - лед, зима - мороз, снег - сугроб, горка - лыжи, снег - снеговик, вьюга - ветер, лед - река... Первый вариант: логопед называет первое слово, ребенок - второе. Второй вариант: дети самостоятельно называют услышанные пары слов.
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летят снежинки». Ладони-тучки - над столом. Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....
3. Закрепление пространственных представлений. Дети рассматривают несколько вариантов снежинок. Затем самостоятельно выкладывают из палочек понравившуюся, обговаривая свои действия. «Я справа положил коротенькую палочку, рядом еще такую же, снизу кладу длинную палочку...».
4. Уточнение предикативного словаря. Логопед предлагает послушать детям сочинение Незнайки на тему «Зима». Предлагает исправить ошибки.
Наступила зима. Стало теплее. Выпал белый пушистый снег. Целый день светит яркое солнце. Деревья покрылись зеленой листвой. Дети пускают кораблики.
5. Физкультминутка. Смотри занятие № 1.
6. Расширение глагольного словаря. Игра «Соберем слова». Логопед предлагает ответить на вопрос: «Что делает снег?». Слов можно подобрать много; чтобы они не потерялись, будем их складывать в красивую зимнюю коробку. Одна команда - в одну, другая - в другую. Дети, назвав слово, кладут фишку в свою коробку. «Снег что делает? - Идет, падает, лежит, покрывает, сверкает, кружится, серебрится, тает, хрустит... Лед что делает? - Тает, сверкает, трещит, ломается, блестит, светится, покрывает, крошится...». В конце подсчитывают, у какой команды слов в коробочке больше.
7. Развитие мышления, памяти. Логопед предлагает детям угадать загадку. Догадавшихся детей спрашивает: «Какие слова подсказали, что отгадка - снежинка?». Предлагает выучить загадку и загадать дома родителям.
Глянешь - летает, на нос присядет
Сразу растает. (Снежинка)
8. Итог занятия. Вспомнить, что мы делали на занятии.
Тема
«Зимние забавы» (занятие № 3)
Цель:
- усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множественного числа существительных, существительных в родительном падеже;
- овладение навыком составления простого предложения по демонстрации действий и по картинкам.
Оборудование:
картинки с изображением зимнего спортинвентаря, картина «Зима» (с недорисованными моментами).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Один - много». Конек - коньки, клюшка - клюшки, шайба - шайбы, снежинка - снежинки, сугроб - сугробы, сосулька - сосульки, горка - горки, мороз - морозы, метель - метели, вьюга - вьюги, снежок - снежки, Снегурочка - Снегурочки...
2. Введение в тему. Логопед предлагает детям отгадать загадки. Отгадки-картинки выставляются на доску.
Льется речка - мы лежим, лед на речке - побежим (коньки).
На прогулке бегуны одинаковой длины.
Кони эти рыжи, а зовут их... (лыжи).
Все лето стояли, зимы дожидались.
Дождались поры, помчались с горы (санки).
Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,
Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота (шайба).
Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей
Не интересна для детей (клюшка).
«Для чего нужны эти предметы? - Для игр зимой, для зимних забав. - Какие игры можно придумать с санками, на коньках, лыжах, с клюшкой и шайбой?».
3. Образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже. Игра «Кто внимательный». Логопед предлагает детям картину и говорит, что художник забыл нарисовать на ней некоторые предметы. Кто отыщет их и ответит на вопрос, чего не оказалось на картине (конька, лыжи, клюшки, палки, ворот, лопатки, санок, кормушки)?
4. Физкультминутка. Имитация действий: лепка снежков, катание на лыжах, забивание шайбы в ворота, метание снежков.
5. Составление предложения в прошедшем времени. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем». Два ребенка договариваются о демонстрации какого-либо действия, отображающего зимние забавы детей. Показывают его. Остальные отгадывают и обговаривают их. «Оля и Саша катались на коньках. Дима и Олег лепили снежки».
6. Составление простого предложения по сюжетной картинке. Например: «Дети лепят снеговика. Девочки катаются на коньках».
7. Итог занятия. «Вспомните, о каких предметах в начале занятия я вам загадывала загадки. Для чего они нам нужны?»
Тема
«Зима» (занятие № 4)
Цель:
- активизация словаря по теме «Зима»;
- закрепление пространственных представлений (снизу - сверху, слева - справа, наверху);
- развитие связной речи, составление рассказа по картинке.
Оборудование:
картина «Саша и снеговик», пособие «Разные снеговики», геометрические фигуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Назови зимнее слово».
2. Закрепление пространственных представлений. Логопед предлагает детям отгадать загадку.
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко поставили морковку.
Глаза угольки, руки сучки (снеговик).
«Какие слова помогли вам догадаться, про кого эта загадка?» Далее дети выкладывают снеговика из геометрических фигур по инструкции логопеда (поэтапно).
3. Развитие связной речи. Рассматривание картины «Саша и снеговик». «Какое время года изображено на картине, как вы догадались? Чему так удивился мальчик? Сейчас вы назвали слова снег, снеговик, снегопад, снежинка, снегирь. Послушайте еще раз, я их повторю. Заметили, ребята, что эти слова похожи друг на друга, как родня? Они и есть родные, родственные.
А может, кто-нибудь догадался, какое из этих слов главное? Правильно - слово «снег». А сейчас я вам расскажу одну интересную историю. Вышел мальчик Саша во двор и увидел большого снеговика. Смотрит Саша, удивляется. Откуда же он тут взялся? А снеговика слепили дети из детского сада во время прогулки. А вот как они его лепили, мы сейчас Саше и расскажем. Сначала надо вспомнить, с чего дети начинали лепить, что сделали потом, куда поставили самый маленький комок, из чего сделали глаза, нос? Что надели снеговику на голову?» (заслушивают 1-2 рассказа).
4. Физкультминутка.
Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх
И под горкой снег, снег, приседают
И на елке снег, снег, показывают ветки елки
И под елкой снег, снег, приседают
А под елкой спит медведь, изображают медведя
Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем
5. Заслушивают еще 1-2 рассказа. Оценивают, у кого получилось интереснее.
6. Развитие логического мышления. Игра «Найди, чем отличаются эти снеговики». Детям раздают картинки 2-4 снеговиков, отличающихся некоторыми деталями. Предлагают найти их
7. Итог занятия.
Тема «Дикие животные зимой» (занятие № 5)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос.
Оборудование: серия картин «Дикие животные зимой».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Что за зверь?». «Сегодня будем вести разговор о зверях, которые живут в наших лесах». Дети стоят по кругу. У первого ребенка в руке шарик. Он поднимает шарик вверх, говорит: «Вот зверь». Дети: «Что за зверь?» Ребенок: «Это волк» (передает шарик другому, и игра идет дальше). Дети без повторения перечисляют животных - жителей наших лесов.
2. Развитие мелкой моторики. Дети изображают пальчиками зайца, ежа, лису, волка.
3. Логопед: Ребята, закройте глаза, а я позвоню в серебряный колокольчик. Ой, мы оказались в зимнем лесу. Кругом лежит белый, пушистый снег. Тишина. Но вот хрустнула ветка. Давайте посмотрим, кто это там на поляне (выставляется картина-серия «Лось», «Зима»). Кто это на заснеженной поляне? Правильно, лоси. Давайте узнаем, как им живется в зимнем лесу. Ребенку надевают шапочку лося. Дети задают ему вопросы.
Дети: Холодно ли тебе?
Лось: Нет, у меня вырос теплый подшерсток. И я ведь все время двигаюсь.
Дети: А что ты ешь зимой? Как помогают тебе люди? И т.д.
Логопед: Идем дальше. Вот посыпался с густой ели снег. Кто это там скачет? (выставляется картина-серия «Белка»). Ребенку надевают шапочку белки. Дети задают вопросы.
Дети: Ты кто? - Я белочка. - От кого ты так бежишь? - За мной гонится куница, она мой враг. - Куда ты спрячешься? - В дупло. - Что ты ешь зимой? Как спасаешься от мороза?
Логопед: Что-то нам стало прохладно. Давайте поиграем, чтобы стало теплее.
4. Физкультминутка. Комплекс упражнений «Погреемся».
5. Логопед: Продолжим наше путешествие по зимнему лесу (выставляется картина-серия «Лиса»). На голове ребенка шапочка лисы.
Дети: Лиса, ты что тут высматриваешь?
Лиса: Вон, видите, парок идет из снега.
Дети: А кто там?
Лиса: Это мой друг медведь. У него тут под снегом берлога. Он в ней спит.
Дети: А ты что делаешь? Какую пищу находишь? Как согреваешься в морозы?
Логопед: А вот и наши любимцы - зайчишки. Давайте подойдем поближе и попросим их рассказать о том, как им живется в зимнем лесу (картина-серия «Зайцы»).
Дети: Зайцы, вы что делаете?
Заяц: Сено едим.
Дети: А кто его вам приготовил?
Заяц: Люди еще летом стожок поставили.
Дети: Холодно ли вам? Для чего вы шубку поменяли? Что еще едите?
Логопед: А теперь тихо. Кто это там на поляне?
Дети: Это волки (картина-серия «Волки»).
Логопед: Да, целая стая волков отдыхает на поляне (аналогично проходит беседа с волками). Нагулялись мы с вами по зимнему лесу. Даже немного устали. Пора домой. Закрывайте глаза. Звонит в колокольчик. Вот мы и вернулись из леса в свой детский сад.
6. Итог занятия. «Кого встретили в зимнем лесу? Кто нам не встретился сегодня?»
Тема «Зимующие птицы» (занятие № 6)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- закрепление обобщающего понятия;
- употребление предлога на;
- развитие связной речи: умение пересказывать небольшой рассказ.
Оборудование: кормушка, картинки с изображением птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Бинокль». Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос. Где сейчас можно увидеть птиц? (На крыше, на заборе, на кормушке, на ветке дерева, на снегу и т.д.)
2. Закрепление материала по теме. Логопед просит назвать птиц, каких мы встречаем на прогулке, в парке, на участке детского сада (синица, воробей, овсянка, голубь, сорока, ворона, королек, клест, щегол, свиристель, галка). Выставляются картинки с изображением этих птиц. «Эти птицы остались у нас зимовать. Это зимующие птицы. Они не боятся холода. А как вы думаете, чем же они зимой питаются? - Птицы находят рябину, семена сирени, шишек, семена различных трав. - Да, с едой зимой трудно. Как мы можем помочь птицам пережить долгую, холодную зиму? - Можно повесить кормушки, класть в них корм: зернышки, семечки, хлебные крошки, крупу».
3. Употребление предлога на в предложении. Игра «Птицы на кормушке». Вывешивается кормушка. У детей картинки с изображением зимующих птиц. Ребенок выходит, сажает свою птицу на кормушку. Действие обговаривается: «На кормушку прилетела синица. На кормушку прилетел голубь».
4. Физкультминутка. Игра «Воробушки греются». Дети «летают», «клюют», «прыгают», «хлопают крыльями», «чирикают».
5. Развитие связной речи. Логопед: «Все птицы поклевали и улетели. Осталась одна синичка. Послушайте про нее рассказ. Синичку узнать легко. У нее желтая грудка с черным галстуком, белоснежные щечки. На голове черная бархатная шапочка. Маленькой птичке трудно найти корм зимой. Вот и помоги птице: накорми хлебом и семечками». После вопросов по тексту и повторного чтения заслушиваются 3-4 рассказа.
6. Итог занятия. Назвать еще раз по картинкам зимующих птиц.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тема «Дикие животные» (занятие № 1)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- формирование обобщающего понятия;
- практическое употребление существительных в творительном падеже без предлога и предложного падежа существительных с предлогом в;
Оборудование: картинки диких животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Ты, дружочек, не зевай, на вопрос мой отвечай». Логопед задает детям самые разнообразные вопросы, например: «Какое сейчас время года? Огурец - это овощ? Сколько ног у курицы? В какой сказке живет Михайло Иванович?»
2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Идем в лес», «Деревья».
3. Введение в тему. Логопед говорит, что в лесу никого не видно, необходимо взять бинокли (упражнение «Бинокль»). На доске появляются картинки диких животных - зайца, кабана, лося, медведя, лисицы, ежа... Дети друг за другом называют этих животных: «Я вижу...». Логопед делает обобщение: «Кто это? Где они живут? Кто им добывает пищу? Кто делает жилище? - Вот таких животных мы называем дикими».
4. Употребление существительных в творительном падеже. Логопед просит представить ситуацию, когда дикие животные придут к нам в гости. Чем бы мы смогли их угостить?
Зайца - морковкой, капустой (уточняется, что в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки листьев, молодые побеги).
Белку - орехами, грибами, шишками.
Медведя - малиной, медом, рыбой.
Лося - ветками, сеном, травой.
Ежа - яблоками, грибами, молоком.
Можно выставить картинки с перечисленным кормом, дети получат возможность сделать выбор с опорой на них.
5. Физкультминутка. «Три медведя».
Три медведя шли долой, дети идут по кругу,
Папа был большой-большой, руки - вверх,
Мама - чуть поменьше ростом, руки на уровне груди,
А сынок - малютка просто, присели,
Очень маленький он был, покачивание в приседе,
С погремушками ходил. «звенят» погремушками.
6. Расширение словаря прилагательных. Логопед рассказывает детям о том, кого встретили медведи в лесу по дороге домой. Сначала они встретили хитрую рыжую пушистую лису (уточняется, какая была лиса). Еще они встретили трусливого беленького длинноухого зайца, маленькую прыгучую глазастую белочку. А еще огромного доброго рогатого лося, круглого колючего ежа. Злого голодного зубастого волка. После беседы можно еще раз уточнить, с кем встретились медведи.
7. Употребление существительных в предложном падеже с предлогом в. «Долго добирались медведи домой, наконец, пришли. Как называется их дом? - Берлога». Логопед сообщает, что и остальные звери, попавшиеся им по дороге, тоже спешили домой, и просит детей назвать их дома. Белочка (куда?) - в дупло, волк - в логово, зайка - под куст, лиса - в нору.
8. Закрепление материала. Читается стихотворение.
Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая - в норе, ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.
Еще раз закрепляются названия жилищ диких животных. Стихотворение дети учат с воспитателем вечером.
9. Итог занятия. «С кем сегодня познакомились? Почему мы называем их дикими?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 2)
Цель:
- продолжаем расширять и активизировать словарь детей по теме;
- отработка практического употребления притяжательных прилагательных;
- практическое употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: картинки диких животных, разрезанные на части, домики зайца и лисы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Чтение стихотворения «Кто где спит» (хором, см. занятие № 1).
2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Ежик» и «Зайка».
3. Употребление притяжательных прилагательных. Логопед вывешивает на доску две картинки: ледяной дом лисы и лубяной - зайца, предлагает вспомнить сказку «Лиса и заяц». «Чей ледяной дом? - Лисы. - А чей лубяной? - Зайца. - Что случилось с лисьим домиком? - Растаял. - Кто выгнал непрошеного гостя из заячьей избушки?» «Заяц на радостях пригласил в дом гостей. Сейчас мы узнаем, кого». Из-за дома виднеется хвост лисы. «Чей это хвост?» В дальнейшем обговаривается ситуация с заячьими ушами, ежиными иголками, медвежьей лапой, лосиными рогами.
4. Употребление существительного в творительном падеже. На столах у детей предметные картинки с изображением овощей, фруктов и ягод. Логопед говорит, что все гости собрались, сели за накрытый стол. «Чем же можно угостить гостей?» Ребенок поднимает подходящую картинку и говорит: «Ежа угостим яблоком. Белочку угостим орехами. Зайца угостим морковкой и т.д.».
5. Физкультминутка. Игра «Кто быстрее». У детей картинки с частями туловищ животных. Сначала уточняется, что нарисовано на картинках: лисий хвост, ежиное туловище, медвежья лапа, лисьи ушки и т.д. Дети начинают бегать по группе, но по сигналу логопеда начинают складывать картинки лисы, медведя и ежа. Кто окажется быстрее, чей портрет мы увидим первым? После окончания соревнования задать вопрос, чей портрет у вас получился.
6. Развитие памяти, употребление существительного в родительном падеже. Игра «Кого не стало». «Нагостились звери у зайца, пришло время прощаться, и сейчас мы узнаем, кто ушел первым». Дети вспоминают, кто был в гостях у зайца, кого уже нет. Затем дети закрывают глаза, а в это время логопед убирает по одной картинке животного. Дети определяют, кого не стало. «Не стало волка, медведя, лося».
7. Закрепление материала. Игра «Кого я вижу в лесу». Логопед дает инструкцию, по которой дети-охотники начинают движение от воображаемой черты (дома). Они должны сказать фразу: «Я вижу... (лису, медведя, лося, ежа, волка)». Назвав какого-либо животного, сделать шаг вперед. Победителем считается тот, кто ближе всех подойдет ко второй черте - «лесу».
8. Итог занятия. «У кого мы сегодня были в гостях? Кто еще приходил в гости?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 3)
Цель:
- обогащение словаря детей существительными, обозначающими детенышей диких животных;
- практическое употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах;
- отработка практического построения простого предложения.
Оборудование: предметные картинки: дикие животные и дикие животные с детенышами, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра с мячом «Скажи, чей хвост?».
2. Развитие мелкой моторики. Пальчики превращаются в человечков и идут в лес (упражнение «Прогулка»). Логопед во время упражнения задает вопросы: «Кто здесь живет? Почему мы называем их дикими?»
3. Употребление существительных в именительном и родительном падежах. Логопед загадывает загадки.
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом. (Лиса)
Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Картинки угаданных животных выставляются на доску. Логопед сообщает, что у всех животных есть маленькие детеныши. Выставляются картинки диких животных с детенышами. «Кто у лисицы? - У лисицы лисята. - У лисицы много кого? - Лисят». Подобным образом дети отвечают и про других детенышей - ежат, медвежат, бельчат, зайчат и т.д.
4. Образование множественного числа существительного. Игра «Один - много».
Лисята - лисенок,
ежата - ежонок,
медвежата - медвежонок,
волчата - волчонок,
зайчата - зайчонок,
бельчата - бельчонок.
5. Физкультминутка. Детеныши диких животных очень любят играть на полянке. Детям предлагается изобразить маленьких детенышей, резвящихся на полянке (под грамзапись).
6. Закрепление нового материала. Игра «Найди свою маму». Детям раздаются картинки с изображением диких животных, а у логопеда - картинки их детенышей. Логопед объясняет, что заигрались зверята и потерялись. Нужно помочь им отыскать своих мам. Логопед показывает картинку и задает вопросы: «Кто это? У кого его мама? Как зовут маму? Кто это у лисицы?..».
7. Итог занятия. Детям вручаются силуэты животных. «Кто это? Кого я тебе подарила?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 4)
Цель:
- активизация словаря по теме;
- расширение словаря прилагательных;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики, внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки диких животных и их детенышей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Кто с кем пришел в гости?». На доске выставлены картинки диких животных с детенышами. Дети отвечают на вопрос логопеда: «Кто к нам пришел? - В гости пришла лиса с лисятами и т.д.».
2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).
Лиса (какая?) - пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная...
Заяц (какой?) - трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый...
Медведь (какой?) - косолапый, неуклюжий, бурый, сильный...
3. Развитие мелкой моторики. «Сказка про зайцев». «Жили-были два зайца (пальцами изображаются зайцы). Один хвастается: «Я умею ушами шевелить быстро - вот так» (шевелим ушами). - И я умею (шевелим «ушками» на другой руке). - А я умею ушки складывать (складывает поочередно). - И я умею (показываем на другой руке). - А я умею ходить на ушах (два пальца-ушка двигаются по столу). Увидела мама-зайчиха хвастунишек и говорит: «А ну, хвастунишки, быстро чистите ушки» (два пальчика потираются друг о друга).
4. Развитие связной речи. На столе перед детьми разложены картинки диких животных. Логопед сообщает детям, что сейчас они будут учиться составлять загадки по следующему образцу: «Это дикое животное. Живет в наших лесах. Она рыжая, пушистая, хитрая. Живет в норе, ест мышей. Кто это?» Логопед обращает внимание детей на то, что само животное не называется, а только рассказывается о нем. Дети самостоятельно придумывают загадки по своим картинкам. Животного, про которого составляется загадка, изображают на пальцах. Заслушиваются 5-6 загадок, и в конце упражнения выясняется, у кого загадки получились лучше, как настоящие.
5. Итог занятия. «Чем мы сегодня занимались на занятии?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 5 - КВН)
Цель:
- закрепление полученных знаний о диких животных;
- практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;
- развитие связной речи;
- развитие внимания, памяти;
- воспитание волевых качеств, умения применять знания в необычной обстановке.
Оборудование: картинки диких животных, животных с детенышами, картинки с ошибкой художника, для развития связной речи (картины-схемы).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед выполняет роль ведущего и объясняет детям условия состязания.
1. Разминка. Каждой команде задается по три вопроса.
Кто живет в логове? Кто живет на дереве?
Что ест заяц зимой? Кто любит малину?
У кого на лбу лес растет? У кого задние лапы длиннее передних?
2. Аукцион. Команды по очереди называют диких животных, и выигрывает та команда, которая называет животного последней.
3. «Кто с кем пришел?» На мольбертах выставлены картинки диких животных с детенышами. Представители от команд (по три человека) должны без ошибок сказать, кто пришел в гости.
Лиса с двумя лисятами. Ежиха с тремя ежатами.
Зайчиха с двумя зайчатами. Белочка с одним бельчонком.
Волчица с тремя волчатами. Медведица с двумя медвежатами.
4. Конкурс внимательных (найди ошибку художника). Представители команд определяют, какие ошибки допустил художник в своих картинах. Выиграет тот, кто найдет и правильно назовет все ошибки.
У лисы медвежьи уши. У ежа заячьи уши.
У лисы заячий хвост. У ежа беличий хвост.
5. Домашнее задание. Каждая команда готовит «домашнее задание». Оно состоит в следующем: необходимо загадать команде-противнику загадку о диком животном в любой форме - в виде описательного рассказа, текста, драматизации...
6. Следопыты. Каждой команде предлагается картинка-схема «Следы на снегу». Надо отгадать, чьи это следы, придумать и рассказать какую-либо историю.
7. Назови животного по-разному. Вспомнить как можно больше названий зайца (для одной команды) и лисы (для другой).
Заяц - зайчонок, зайчик, зайчишка, зайка, русак, длинноухий, трусишка...
Лиса - лисичка, лисонька, лисица, рыжая, плутовка, Лиса Патрикеевна...
8. Жюри подводит итоги. Называет лучшие ответы, лучших игроков. Всем участникам КВН вручаются призы.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Тема «Домашние птицы» (занятие № 1)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- упражнение в употреблении предикативного словаря;
- усвоение навыка согласования числительных с существительными.
Оборудование: картинки домашних птиц, пластинка с записью танца утят.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Кто кем станет, когда вырастет?» (Зайчонок - зайцем, медвежонок - медведем, теленок - коровой, ягненок - овцой, головастик - лягушкой...)
2. Введение в тему. Логопед предлагает детям послушать стихотворение «На птичьем дворе».
Наши уточки с утра - кря-кря-кря,
А индюк среди двора - бал-бал-бал,
Наши гуси у пруда - га-га-га,
Наши курочки в окно - ко-ко-ко,
А как Петя-петушок ранним-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку.
«Кого я называла в этом стихотворении?» Дети перечисляют. На доску выставляются картинки - курица, утка, индюк, гусь. «Как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этих картинках? Кто это? - Это птицы. - Почему вы решили, что это птицы? - Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги. - Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Значит, это какие птицы? - Домашние птицы».
3. Расширение глагольного словаря. Игра «Что делает?». Дети делятся на две команды. Игра проходит в форме соревнования. Кто назовет больше слов, отвечая на вопрос.
Гусь (что делает?) - гогочет, плавает, ходит, стоит, лежит, ест, щиплет, несет, высиживает, шипит...
Курица (что делает?) - бегает, клюет, разгребает, пьет, несет, высиживает, ест, взлетает, ходит, созывает, квохчет, кудахчет, клохчет...
Выясняют, какие слова относятся только к курице (кудахчет, квохчет...).
Какие только к гусю (шипит, гогочет...).
5. Согласование числительных с существительными. Игра «Птичий детский сад». «Привели рано утром мамы-птицы птенцов в птичий детский сад. Пришли сюда кто?» Выставляются картинки. «Цыплята, гусята, индюшата, утята. Весь день птенцы играли, веселились и даже иногда ссорились. Пришли вечером мамы за ними, а все перепутались. Как же мамам отыскать своих птенцов?» На доске картина «курица». «Как курица позовет своих птенцов? - Ко-ко-ко, ко-ко-ко, цыплята, пойдемте домой. - Кто к ней подбежал? - Цыплята. - С кем пошла курица домой? - С цыплятами (аналогично с другими птицами). - Всех птенцов разобрали. А давайте посчитаем, сколько птенцов у курицы. - Один цыпленок, два цыпленка...».
6. Итог занятия. «О ком сегодня вели разговор на занятии?»
Тема «Домашние птицы» (занятие № 2)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- усвоение навыка согласования числительных с существительными;
- упражнение в употреблении предлога под.
Оборудование: картинки домашних птиц, картинки птенцов домашних птиц на каждого ребенка, сюжетная картинка «Птичий двор», геометрические фигуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Сядут за столы дети, место которых за столом справа, слева.
2. Развитие мелкой моторики. «Гребешок». «Петя, Петя-петушок, покажи свой гребешок». Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
3. Развитие пространственного мышления и воображения. «Петя-петушок - это чей папа? - Цыпленка. - А кто у цыпленка мама? - У цыпленка мама курица». Далее дети выкладывают из геометрических фигурок цыпленка: два кружочка, два треугольника, две палочки. Сначала выкладывают у цыпленка клювик, «смотрит вниз, клюет», а затем самостоятельно перемещают треугольник-клювик так, как будто цыпленок «пьет».
4. Повторение материала. «Птичья семья». Логопед выставляет картинку цыпленка, дети называют его родителей. Картинки петуха и курицы ставят рядом. Еще раз называют всю семью. Аналогично: утка - селезень - утенок, гусыня - гусь - гусенок, индюшка - индюк - индюшонок.
5. Физкультминутка. Танец утят.
6. Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай птенцов». У каждого ребенка картинка с тем или иным количеством птенцов домашних птиц. Дети говорят: «У меня два утенка. У меня пять индюшат. У меня один гусенок. У меня пять цыплят...».
7. Сравнение двух птиц: гусь - курица. На доске большие картины, на которых изображены гусь и курица. «Давайте посмотрим, чем похожи эти птицы? - У обеих есть крылья, клювы, ноги, шея, туловище, тело, покрытое перьями... - А теперь найдем отличия. - Гусь больше, курица меньше. Гусь весь белый, курица пестренькая. Шея у гуся длинная, у курицы - короткая. Клюв у гуся тупой, у курицы острый. У гуся лапы толще, у курицы тоньше».
8. Употребление предлога под. Сюжетная картинка «Птичий двор», «Гуляли по двору индюк, курица, гусь, утка. Вдруг откуда ни возьмись выскочила собака. Она громко залаяла. Все перепугались и бросились прятаться. Курица забилась под крыльцо, утка влезла под дрова, индюк забежал под скамейку, а гусь уселся под куст. Сидят, ждут, когда непрошеный гость уйдет со двора. Кто гулял во дворе? Кого испугались птицы? Куда спрятались?»
9. Итог занятия.
Тема «Домашние птицы» (занятие № 3)
Цель:
- закрепление навыка согласования числительных с существительными;
- развитие связной речи, пересказ рассказа.
Оборудование: картинки, фланелеграф по сказке К.И. Чуковского «Цыпленок».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «У кого сколько». У каждого ребенка картинка с разным количеством домашних птиц. Дети называют: «У меня два гуся. У меня три индюшонка. У меня пять уток...».
2. Повторение материала. Игра «Подбери пару». На доске выставлены картинки: гусь, индюк, петух, утка. Дети подбирают пару и называют их.
«Гусь - гусыня, индюк - индюшка, утка - селезень, петух - курица».
3. Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» (с показом ее на фланелеграфе).
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так. И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая. Она кормила его червяками. И были червяки вот такие. Как-то раз налетел на маму черный кот, вот такой. Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?» Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею, вот так. И, что было силы, закричал: «Пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлепнулся в лужу, вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!» И была лягушка вот такая. Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела его, вот так.
4. Физкультминутка. Танец утят.
5. Пересказ рассказа. Логопед предлагает сначала пересказать сказку всем вместе, затем по частям, сначала и до конца.
6. Логопед предлагает детям подумать, что сказала мама цыпленку, какие слова. Прослушать все варианты, предлагаемые детьми. Оценить.
7. Итог занятия. Перечислите всех героев сказки «Цыпленок».
ПТИЦЫ
Тема «Перелетные птицы» (занятие № 1)
Цель:
- расширение словаря по теме;
- активизация предикативного словаря;
- совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы;
- развитие памяти, внимания.
Оборудование: картинки перелетных птиц, птиц зимующих.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Назови признаки весны» (с мячом). Ребенок называет один признак весны и передает мяч следующему.
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летит птица», «Накорми птенцов».
3. Введение в тему. Логопед просит детей отгадать загадки.
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг (грач).
На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его... (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).
Хочет - прямо полетит, хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Отгадки выставляются на доску (картинки). Называют еще раз всех птиц все вместе и индивидуально. «Как назвать всех одним словом? Кто это? - Птицы. - Почему вы думаете, что это птицы? Почему мы этих птиц не видели зимой? - Они улетали в теплые края. - Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? - Перелетные птицы».
4. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый - лишний». Выставляются 3 птицы перелетные, 1 зимующая; 3 птицы зимующие, 1 перелетная; 2 птицы зимующие, 2 перелетные; все перелетные.
5. Расширение глагольного словаря. Найти как можно больше слов к ответу на вопрос: «Что может делать птица? (за каждое слово фишка, в конце - у кого больше) - Вить, таскать, носить, кормить, бегать, прыгать, летать, петь, высиживать, ловить, клевать, откладывать...».
6. Физкультминутка. Игра «Птицы учатся летать». Имитация: размяли ноги, чуть присели, полетели. «Кто это летит? - Я грач. Я скворец...».
7. Умение задавать вопросы. Игра «Отгадай, какую птицу мы загадали?». На доске - картинки птиц (3-4 штуки). Один ребенок выходит из группы. Остальные договариваются, загадывают одну птицу. Ребенок может задать всего лишь три вопроса (игра проводится 3-4 раза).
8. Итог занятия. О ком сегодня говорили? Перечислить перелетных п
Полный текст материала Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня смотрите в скачиваемом файле
.
На странице приведен фрагмент.
Краткое описание
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня.
Занятие проводилось с ребенком возраста 4года 10 месяцев. Логопедическое заключение логопеда поликлиники «Моторная алалия». ОНР первый уровень, плюс ЗПР.
При поступлении в детский сад речь состояла из гласных звуков, слога «ГА», жестов и мимики (показ).
Цель занятия - развитие экспрессивной стороны речи. Для возникновения мотивации к речевому общению и поддержанию интереса использовались сюрпризные моменты.
На занятии решалось несколько задач. Первая часть занятия – развитие общеречевых навыков, была направлена на настрой ребенка, на работу и включение его в процесс занятия. Здесь ребенок выполнял знакомые действия с незнакомым материалом.
Основная часть занятия была направлена на развитие словаря и формирования фразы с простым дополнением.
За тем следовала физминутка и в задании использовался уже знакомый материал (сказка «Репка») на котором закреплялось умение договаривать предложение и отвечать на вопросы одним словом. Кроме сюрпризных моментов на занятии большое внимание уделялось двигательной активности, что помогло удерживать активное внимание ребенка на протяжении всего занятия.
Занятие заканчивается поощрением, что создает мотивацию и положительный настрой на следующее занятие.
Файл конспекта прилагается.
Описание
Авторы: Кабаченко Н.А.; Кабаченко Е.И
учителя-логопеды по инновационной работе, высшей квалификационной категории, ГБОУ д/с №2444, ГБОУ ЦО №1446, ГБОУ ЦПМСС"Открытый мир".
файл конспекта прилагается.
КОНСПЕКТ
индивидуального логопедического занятия для детей
с общим недоразвитием речи 1-2 уровня
Тема:
«Развитие экспрессивной речи»
Занятие:
«Жучкины задания»
Цель:
Развитие Экспрессивной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.
Оборудование:
Сдувалочка: «Сдуй тучки».
Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».
Слоговые дорожки (дорожка со следами).
Волшебный мешочек и набор картинок.
Деревянные фигурки; сказка «Репка».
Мягкая игрушка «Собака - Жучка»
Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Развитие общеречевых навыков.
2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»
Большой выбор готовых конспектов логопедических занятий для детей с общим недоразвитием речи. Опыт применения эффективных методик коррекции нарушений звукопроизношения, восприятия, несформированности лексико-грамматической стороны речи.
Публикации об использовании в развивающих занятиях игр и драматизаций, театрализованных постановок и художественной литературы, экскурсий и прогулок. Используя эти и другие методы, способствуем формированию импрессивной речи у дошкольников с ОНР; постепенному развитию и совершенствованию речевого слуха, общих речевых навыков (звукопроизношения, чёткости дикции, интонационной выразительности речи, координации речи с движением, общей, тонкой и артикуляционной моторики).
Занятия, которые помогают справиться с речевыми проблемами.
Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 1549
.
Все разделы
| ОНР. Конспекты занятий
Консультация «Двигательная деятельность как средство развития речи у детей с ОНР» Разработали : Учителя-логопеды - Смирнова С.Н, Рябоконь Ю.С. I. Особенности детей с ОНР и специфика организации работы в логопедической группе Мы работаем с детьми общим недоразвитием речи. Особенностями наших детей является отставание не только в речевом, но и в двигательном...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий «Рыбы» Тема : «Рыбы» Задачи : 1) Активизация словаря по теме 2) Образование притяжательных прилагательных 3) Согласование существительных с числительным 4) Упражнять в понимании и употреблении глаголов с приставками 5) Развитие внимания, памяти, речелогического мышления...
ОНР. Конспекты занятий - Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи детей с ОНР «Звук [Б]» в старшей группе
Публикация «Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны...» Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа; развитие фонематического слуха. Задачи: 1.Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [Б]. 2.Научить детей выделять звук [Б] в потоке согласных звуков, в слогах и в начале слов. 3.Учить анализировать звуковой ряд...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 3–4 лет с ОНР 2 уровня «Столовая посуда» Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи для дошкольников 3 - 4 лет с общим недоразвитием речи 2 уровень на тему «Столовая посуда». Цель: Познакомить с названиями столовой посуды и ее назначением,...
Занятие с ребенком ОВЗ ДЦП, ОНР «Солнышко-ведрышко» Занятие: «Солнышко- ведрышко» Цели: Приучать слушать речь воспитателя, повторять движения, развивать мелкую моторику. Упражнять в звукоподражании. Закреплять умение узнавать животных и их детенышей, цветов красный, желтый. Познакомить в игровой форме с понятия «большой»,...
Конспект доминантного занятия «Музыкально-ритмические движения» в средней группе для детей с общим недоразвитием речи ОНР Составила Колычева Светлана Анатольевна, музыкальный руководитель, МБДОУ № 263, Удмуртская республика, город Ижевск КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ТЕМА «Музыкально-ритмические движения на музыкальном занятии» ЗАДАЧИ...
ОНР. Конспекты занятий - Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста ОНР «Профессии для Смешариков»
Цель: обобщить и активизировать знания детей о труде, профессиях. Задачи: 1. Закреплять знания дошкольников о различных профессиях. 2. Учить определять профессию по описанию, делить разные профессии на группы по признаку 3. Развивать речь, мышление, воображение, активность,...
«Дифференциация звуков [С]-[С’]». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими ОНР Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье». Цель: Закреплять чёткое произношение звуков «С, Сь» в словах, предложениях. Образовательные задачи: - упражнять в слухоразличительной дифференциации звуков «С-Сь», - совершенствовать навыки...
МДОУ детский сад № 9 «Берёзка»
Конспект
коррекционно-развивающего занятия
Для детей с ОНР II - III уровня старшей логопедической группы (5-6 лет)
По теме: Развитие фонетико-фонематических процессов у детей.
г. Углич
2017 год
Цель.
Развитие слухового восприятия.
Коррекционно-образовательные задачи.
Совершенствование артикуляционной моторики. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слогов. Закрепление понятий речевые и неречевые звуки.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, мимических мышц лица, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные задачи.
Воспитание доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества в игре, активности, самостоятельности.
Предварительная работа.
Проведение игр и упражнений на развитие слухового восприятия на неречевых и речевых звуках. Например: упражнение «Коробочки». Цель: узнавание и дифференциация неречевых звуков. Оснащение: в одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т.п) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.
Оборудование.
Плоскостное изображение двух солнышек: грустное и радостное, бумага, игрушечная пила с бруском и молоток, пластиковые бутылки с горохом, с орехами; ширма; колокольчик и колпак на голову; фонарики красного цвета; фишки красного цвета (крышки от пластиковых бутылок); волшебная книга, сделанная из коробки с предметными картинками внутри; маленький сундучок (внутри полоски бумаги, служащие для обозначения «слов»).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Передай мимикой (радость, грусть).
- Посмотрите на солнышко.
- Какое у него настроение (грустное).
- Почему? (у него грустные глаза, не улыбается).
- А когда у вас такое настроение бывает? (когда иду в детский сад и т. д.)
- Изобразите грусть.
- Посмотрите на другое солнышко.
- Какое у него настроение? (радостное).
- Почему? (оно улыбается).
- А когда у вас такое настроение бывает? (когда мне покупают игрушку и т. д).
Изобразите радость.
2. Основная часть.
1)
- Ребята, посмотрите сколько у меня различных предметов. (молоток, пила с бруском, бумага, пластиковые бутылки).
- Для чего я их принесла? (чтобы выполнять разные действия с предметами)
Могут ли предметы издавать звуки? (да).
Логопед демонстрирует действия со звучащими предметами.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
Игра «Назови звучащий предмет» (логопед за ширмой выполняет действия с предметами). Дети отгадывают, какой предмет звучал.
- Что вы услышали? (звуки).
- Какие речевые или неречевые звуки? (неречевые).
- Почему? (потому что мы их не произносили ртом).
Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному.
2)
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Еле, еле, еле, еле (двигаются шагом)
Двигаемся мы пешком (двигаются шагом)
А потом, потом, потом (бег)
Все бегом, бегом, бегом (бег) (сигнал стоп)
Водящий в центре круга, на голове колпак. Движется по направлению звучания колокольчика.
- Какие вы услышали звуки? Речевые или неречевые? (неречевые).
Какие звуки мы называем речевые? (которые произносятся ртом).
- Какие органы артикуляции помогают нам произносить звуки? (губы, зубы, язык, твёрдое нёбо).
3)
Игра «Живые звуки».
- Дети, посмотрите на меня и скажите, какой звук я хочу сказать.
Дети по беззвучной артикуляции узнают звук и произносят его: А У И О У Э Ы.
4)
Игра «Посвети фонариком».
Дети на определённый гласный звук светят красным фонариком.
5)
Упражнение «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь звуков».
Логопед произносит звуки, а дети прослушав ряд одинаковых звуков хлопают в ладоши столько раз сколько услышали звуков. Работу можно осуществлять как индивидуально так и фронтально.
Например:
А-А-А У-У И-И-И и т.д.
6)
Игра «Что получится?»
-К звуку А прибавим У получается? (АУ).
- Сколько всего звуков услышали? (два).
- Какой первый звук? (А).
- Какой второй звук? (У).
Дети с помощью фишек составляют слог АУ. И т. д.
7)
Игра «Угадай по голосу».
Дети произносят текст с движением.
Вот построились мы в круг (идут по кругу)
Повернулись разом вдруг (идут по кругу)
А как скажем цок-цок-цок (бег)
Отгадай чей голосок? (бег) (сигнал стоп).
Водящему в центре круга на голову надевают колпак. Он отгадывает, кто его позвал по имени.
8)
- Ребята, посмотрите какая у меня есть волшебная книга. В ней только картинки. Дети вам нужно взять по одной картинке, назвать её и определить первый звук в слове. (аист, утка, эму, индюк, удочка, арка, обруч, эльф и т.д.)
9)
Упражнение «Придумывание слов на заданный звук».
Дети получают полоску бумаги (слово) нужно придумать слово на заданный звук и положить в сундучок, а затем придумать предложение с этим словом.
Например: придумай слово, которое начинается со звука О (окунь), а предложение (Окунь плавает в воде).
Логопед напоминает детям, что предложение состоит из слов, слова в нём дружат, из предложения мы о чём -то узнаём.
3. Окончание занятия.
Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли.
Что вам было сложно выполнять? (придумывать слова на заданный звук, прохлопывать звуки, составить предложение и т.д.)
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет (ОНР 2 уровня) по теме «Осень».
Тема занятия: «Осень»
Цель :
- Закреплять знания о времени года «Осень», учить находить изображение времени года «Осень» из двух картин осень – зима.
- Учить вслушиваться в речь логопеда, выполнять инструкцию; стимулировать произношение облегченных слов и звукоподражания «кап-кап»; повторять знакомые строчки стихотворения; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (синяя шапка, синий шарф, синие брюки).
- Развивать моторику артикуляционного аппарата, общую моторику; речевое дыхание; слуховое восприятие.
- Обогащать сенсорный опыт: учить подбирать к образцу предметы синего цвета.
- Вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.
Предварительная работа с ребенком :
- наблюдение за осенними наблюдениями в природе во время прогулки.
Оборудование :
- зеркало; пособия: «Солнышко», «Осеннее дерево»; бумажная кукла, набор бумажной одежды (шапка, куртка, брюки, зонтик) 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый); бубен; зонтик; сюжетные картинки С. Вохринцевой «Осень», «Зима»; МП3 запись детской песенки В. Алексеева и подростковой студии «Алёнушка» «Осенняя»; видео сопровождение к логоритмическому упражнению Е. Железновой «Дождик».
Ход занятия
Организационный момент.
Цель :
- формировать навык общения, создать благоприятный эмоциональный фон занятия.
Здравствуй. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
Посмотри, солнышко проснулось, нам улыбнулось. Улыбнись и ты солнышку. Улыбнемся друг другу.
С хорошим настроением начнем занятие.
Ребенок здоровается, отвечает на вопросы взрослого, улыбается, глядя на картинку с улыбающимся солнцем.
Основная часть занятия.
1. Артикуляционная гимнастика.
Цель: развивать двигательную активность речевого аппарата.
А чтобы нам было еще веселее, сделаем гимнастику для языка и губ.
Читаем стихотворное сопровождение к упражнению и показываем ребенку способ его выполнения. Ребенок, глядя на себя в зеркало, выполняет упражнения:
1. «Лягушки»
Мы веселые лягушки
Тянем губы прямо к ушкам.
2. «Слоник»
А теперь на оборот –
Губы тянутся вперед.
3. «Лопатка»
Язычок широкий, гладкий –
Получается лопатка.
4. «Иголка»
Язычок наш как иголка –
Отойди, уколет колко.
5. «Лошадка»
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не смог!
6. «Покашливание»
1. Губы сомкнуты. Зубы не видны. Растягивает губы в улыбке.
2. Вытягивает губы вперед.
3. Широкий язык вытянуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
4. Рот приоткрыть. Узкий, напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.
5. Щелкает языком.
6. Имитация кашля
2. Знакомство с темой занятия.
Цель :
- закреплять знания ребенка о признаках осени, учить находить на картинке время года осень (из двух картинок с изображениями времен года («Осень» — «Зима»); учить вслушиваться в текст песни, речь логопеда, отвечать на вопросы.
Послушай песню.
Звучит запись песни «Осенняя» подростковой студии «Аленушка». Одновременно показываем презентацию, иллюстрирующую содержание песни.
Листья пожелтели
Птицы улетели
Осенью, осенью
Осенью, осенью
Лужи на дороге
Холод на пороге
Осенью, осенью
Осенью, осенью
Теплые сапожки
Не промокнут ножки
Осенью, осенью
Осенью, осенью
Хмурая погода
Грустная природа
Осенью, осенью
Осенью, осенью
О каком времени года эта песня?
Правильно. Песня об осени.
Ребенок слушает песню «Листья пожелтели» и смотрит презентацию, иллюстрирующую содержание песни. Отвечает на вопрос взрослого.
Найди картинку, на которой изображена осень.
Правильно, молодец! На этой картинке – осень. Листья желтые, дети тепло одеты, дует прохладный ветер, срывает листья с деревьев.
Ребенок рассматривает картинки с изображением осени и зимы. Выбирает нужную.
3. Развитие речевого дыхания.
Цель: формировать длительную воздушную струю.
Давай подуем на дерево, как ветер.
Следим за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, воздушная струя идет по середине языка.
Ребенок дует на деревце, чтобы листочки на нем закачались.
4. Развитие фразовой речи.
Автоматизация звука «К» в словах.
Цель: закреплять произношение звука «К» в словах, развивать чувство ритма, грамматический строй речи, учить понимать инструкцию; учить называть предметы верхней одежды; закреплять знание ребенка о цвете, учить подбирать предметы синего цвета к образцу.
Осенью идет холодный дождь. Послушай, как он капает.
«Дождик»
Дождик, дождик кап да кап
Ты не капай долго так.
Хватит землю поливать, нам пора идти гулять.
Кап-кап-кап-кап несколько раз.
Ребенку демонстрируем презентацию с использованием песенки-инсценировки Е. Железновой «Дождик». Сочетание движения и речи. Ребенок вслед за логопедом повторяет слова логораспевки, ритмично ударяя указательными пальчиками по столу (капает дождик).
Физминутка
Осенью часто идет дождь. Поиграем с ним.
Объясняем ребенку правила игры «Солнышко и дождик»:
Когда бью в бубен – идет дождь, ты ходишь под зонтиком. Бубен замолчал – выглянуло солнышко:
Солнце вышло из-за тучки
Мы протянем солнцу ручки.
Зонтик клади и поднимай руки вверх. Как только бубен зазвенит – беги под зонтик.
Ребенок выходит из-за стола и играет с логопедом в игру: под звук бубна бежит под зонт, на слово «Солнышко» поднимает руки вверх, прыгает на двух ногах.
Вот и отдохнули.
Осенью люди надевают теплую одежду. Поможем Кате одеться на прогулку.
Катя любит синий цвет. У нее кофта синяя. Ей нужна синяя шапка, синие брюки, синий зонтик. Помоги ей выбрать синие вещи.
Ребенок подбирает к образцу одежду синего цвета, отвечает на вопросы, повторяет фразы за логопедом.
Уточняем у ребенка, какого цвета одежду он взял, обращая внимание на согласование прилагательных и существительных.
Какая шапка? (шапка синяя)
Какие брюки? (брюки синие)
Какая куртка? (куртка синяя)
Какой зонтик? (зонтик синий)
Катя оделась. Скажи Кате: «Катя, иди гулять!»
Вышла Катя на улицу, а там дождь идет. А помнишь, мы учили стихотворение про дождик? Давай его вспомним:
Дождик, дождик
Кап-кап-кап
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
Ребенок вслед за логопедом рассказывает стихотворение «Дождик», договаривает фразы, повторяет звуковые сочетания «кап-кап-кап».
Заключительная часть занятия.
Цель:
- закреплять положительные эмоции от работы на занятии, эмоциональная оценка знания детьми.
Дождик закончился. И наше занятие тоже заканчивается.
Понравилось ли тебе на занятии? О каком времени года мы говорили?
Правильно, мы говорили об осени.
Ты хорошо занимался. Мне понравилась твоя работа. До свидания.
Ребенок сообщает об отношении к занятию, отвечает на вопросы.
Капитонова М.С.,
учитель-логопед