Викторина по сказкам Андерсена классный час (4 класс) на тему. Сказочная, литературная викторина по сказкам Андерсена. Тест Сказки Андерсена. День, неделя, праздник детской книги. Посвящение в читатели. Школьная библиотека. День библиотекаря Произведения
Конкурс «Откуда эти высказывания»
Русская пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. А мы с вами попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”. Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
“А король-то голый!” (Ребёнок; «Новое платье короля».)
“Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”. (Крот; «Дюймовочка».)
“Как добры все люди и животные!” (Герда; «Снежная королева».)
“Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” (Автор; «Гадкий утёнок».)
Конкурс «Чьи это вещи?»
Определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и в корзине Герды.
Вещи в рюкзаке Кая:
Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
Большой нож, его кто-то клал себе под подушку. («Снежная королева»)
Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)
Горошина. («Принцесса на горошине»)
Вещи в корзине Герды:
Скорлупка ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка»)
Маленький мешочек с гречневой крупой, но как жаль он с дыркой и крупа сыпется... («Огниво»)
Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)
Бусы из ракушек («Русалочка»)
Конкурс знатоков «Кто есть кто?»
1. Кто из андерсеновских героев знает столько сказок, сколько “никто на свете не знает”? (Оле-Лукойе, герой одноимённой сказки.)
2. Кто из персонажей “так любил наряжаться”, что “на каждый час дня у него было особое платье”? (Король; «Новое платье короля».)
3. Кто из героев Андерсена совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы (Стойкий оловянный солдатик)
4. Кто из андерсеновских героев поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим между прекрасными”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)
5. . Кто из андерсеновских героев владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя. (Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)
Дополнительные вопросы:
1. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. (Маленькая разбойница из сказки “Снежная королева”)
2. Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!”. (Гадкий утёнок)
3. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…(Дюймовочка)
4. Это самое дорогое, что было у принца, и предназначалось это в дар императорской дочке. Это положили в большие серебряные ларцы и отослали во дворец. (Роза и соловей из сказки “Свинопас”)
5. Эту вещицу, которая сослужила большую службу одному из принцев, отправили в музей. (Горошина из сказки “Принцесса на горошине”)
Конкурс «О ком (чём) идёт речь?»
1. О ком идет речь: «Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля» (русалочка)
2 О ком идет речь: «В одних чулках он тихо-тихо поднимется по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком» (Оле-Лукойе)
3. О ком идет речь: «Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зеленым листочком – других игрушек у нее не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь нее на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев…» (Элиза)
4. В какой сказке поют песню, содержащую слова: «Ах, мой милый Августин, все прошло, прошло, прошло» («Свинопас»)
5. Кто был сыном старой оловянной ложки? (стойкий оловянный солдатик)
6. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)
7. Какую страну Ханс Кристиан Андерсен называет «Лебединым гнездом»? (Данию)
8. Кто сказал: «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки – я до них большая охотница» (полевая мышь)
9. Кто совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно? (Крот)
10. В кого превратился гадкий утенок? (в прекрасного лебедя)
11. Назовите сказку Андерсена, в которой собака помогает солдату стать королем (Огниво)
12. Какую ткань ткали два обманщика в сказке «Новое платье короля» (никакую)
13. Что больше всего любила делать Русалочка? (слушать рассказы о людях)
Блиц-опрос:
1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребёнок)
2. Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность)
3. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была только одна нога)
4. Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле-Лукойе)
5. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? (Русалочка)
6. А эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой. (“Огниво”)
7. Кто так говорил: “Ко-акс, ко-акс, брехкеке-кекс!”? (Сын жабы)
8. Как звали друга Герды? (Кай)
9. Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)
Конкурс «К какой сказке относятся подборки слов?»
1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, олень, дружба, ворона («Снежная королева»)
2. Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)
3. Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)
4. Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица. («Гадкий утёнок»)
5. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»).
6. Роза, соловей, горшочек, трещотка. («Свинопас»).
7. Рыцарский крест, иголка, шелк, золото, свеча, кафтан, зеркало, мантия. («Новое платье короля»).
8. Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. («Дюймовочка»).
Расшифровать слова, к какой сказке они относятся:
ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ
Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф. «Дюймовочка»
КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ
Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух. «Гадкий утенок»
Конкурс называется «Портрет героя». Нужно угадать героев по описанию:
1. «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)
2. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета. Он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону он повернется». (Оле-Лукойе, «Оле-Лукойе»)
3. «Она была старая и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди» (ведьма, «Огниво»)
4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (принц-свинопас, «Свинопас»)
5. «У каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Они писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать – и по книжке и без книжки, на память» (братья-принцы, «Дикие лебеди»)
6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (сын жабы, «Дюймовочка»)
Конкурс «Сказочная математика». Попробуйте ответить на вопросы «Сколько…»:
1. Сколько историй рассказано Андерсеном в сказке «Снежная королева»? (Семь)
2. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)
3. Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья на родине (в сказке «Дикие лебеди»)? (одиннадцать дней в году)
4. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)
5. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)
6. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)
7. Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (одиннадцать сыновей и одна дочь)
8. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (два: чудесный котелок с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)
9. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего - 110)
Конкурс «Соедини слова»
Ответы: 1. Ледяная дева; Снежная королева. 2. Красные башмачки; Зеленые крошки. 3. Злой князь; Скверный мальчик. 4. Пастушка и трубочист; Улитка и розовый куст. 5. Дочь болотного царя; Новое платье короля. 6. Судьба репейника; Рассказы солнечного лучика.
Кроссворд
Ответы . По горизонтали: 4. Сказки. 6. Соловей. 8. Дюймовочка. 10. Свинопас. 11. Зонтик. По вертикали: 1. Ласточка. 2. Ромашка. 3. Лебедь. 5. Кай. 7. Горшок. 9. Элиза.
Кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена
По горизонтали : 4. Какие по жанру литературные произведения особенно любил сочинять Г.Х. Андерсен? 6. Птичка, которая своим чудесным пением спасла китайского императора от смерти. 8. Имя девочки, которая родилась в бутоне цветка. 10. Сказка о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц. 11. Волшебный предмет Оле-Лукойе.
По вертикали : 1. Птичка - верная подруга Дюймовочки. 2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке с золотым сердечком и жаворонке, которые погибли в неволе. 3. Красивая птица, в которую превратился гадкий утенок. 5. Мальчик, сердце которого от злого волшебства превратилось в кусочек льда. 7. Волшебный предмет, который смастерил для Принцессы Свинопас. 9. Героиня сказки «Дикие лебеди».
В СТРАНЕ ГЕРОЕВ АНДЕРСЕНА
Литературная викторина по сказкам Г. Х. Андерсена для учащихся младшего и среднего школьного возраста.
библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК "ЦБС г. Вологды" Ромина Наталья Алексеевна.Описание: Литературная викторина "В стране героев Андерсена" предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Может быть использована на уроках литературы при изучении творчества зарубежных писателей, на мероприятиях посвящённых юбилею датского сказочника Г. Х. Андерсена, а также при подготовке библиотечных уроков в школьной библиотеке.
Цели:
- Повышение интереса читателей к сказкам Андерсена;
- Помощь учебному процессу;
- Эстетическое, нравственное воспитание;
- Познакомить школьников с книгами сказочника, имеющимися в библиотеке.
Оформление: заголовок мероприятия, портрет Г. Х. Андерсена, книги сказочника, записи песен «Принцесса на горошине» в исполнении группы «Детская площадка» (автор С. С. Савенко); «Снежная королева» из фильма «Тайна Снежной королевы».
Оборудование: музыкальный центр, жетоны, призы.
Ход мероприятия
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.
<…>
Х. К. Андерсен «Дания – моя родина»
Отец Андерсена был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в бедности: спал в маленькой комнатке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но с самого раннего детства Андерсен был знаком со сказками и очень их любил. Сначала ему нравилось их слушать. Сказки читал ему отец, и рассказывала бабушка. Сказки погружали впечатлительного мальчика в загадочный мир волшебства.
Одарённый богатой фантазией, Андерсен часами мог играть один. Шумные детские компании ему были не нужны. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и рассказывали свои удивительные истории. Из этих историй впоследствии и рождались его сказки.
Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 150 сказок. У нас в библиотеке есть очень много книг Андерсена. (Ведущий показывает книги)
Ребята, какие сказки Андерсена читали вы? (Дети называют)
Сейчас мы проверим насколько внимательно вы их читали. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. В конце занятия мы подсчитаем жетоны. У кого их будет больше, те из вас получат призы.
ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ:
Конкурс 1. «По страницам любимых сказок»ДЮЙМОВОЧКА
1. Почему Дюймовочку назвали Дюймовочкой? (За рост всего в 1 дюйм = 2,54 см)
2. Как Дюймовочка появилась на свет? (Из ячменного зерна вырос цветок, похожий на тюльпан)
3. Какое имя дал Дюймовочке король эльфов? (Майя)
4. Назовите всех, кто хотел жениться на Дюймовочке. (Сын жабы, жук, крот, эльф)
5. Чем Дюймовочка не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем, что Дюймовочка не такая как они: у неё нет талии, усиков и всего 2 ножки)
6. Почему полевая мышь дала приют Дюймовочке? (Дюймовочка понравилась мыши тем, что мало ела)
7. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши? (Зерном)
8. Кто совсем не любил солнца и почему? (Крот, потому что он был слепой)
9. Кого Дюймовочка спасла от гибели, а потом она спасла Дюймовочку он несчастного замужества? (Ласточка)
10. Что подарили Дюймовочке эльфы в день свадьбы с королём эльфов? (Крылышки)
ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
1. Что помешало героине сказки выспаться? (Горошина)
2. Через сколько тюфяков и пуховиков принцесса почувствовала горошину? (Через 20 тюфяков и 20 пуховиков)
3. Зачем королева подложила принцессе под тюфяки горошину? (Чтобы узнать настоящая она принцесса или нет)
4. Какая погода стояла на улице в тот день, когда принцесса пришла во дворец? (На улице лил дождь)
5. Куда отправили горошину, когда принц и принцесса поженились? (В кунсткамеру – музей диковинных вещей)
Музыкальная пауза:
Звучит песня «Принцесса на горошине».
СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
1. Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)
2. В кого влюбился стойкий оловянный солдатик? (В танцовщицу)
3. Какие трудности пришлось испытать солдатику? (Плыть в бумажной лодке, быть проглоченным рыбой)
4. Где закончил свою жизнь оловянный солдатик? (В печке)
ГАДКИЙ УТЁНОК
1. Кто из героев сказок Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность? (Гадкий утёнок)
2. В кого превратился Гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
1. Из скольких историй состоит сказка «Снежная королева»? (Из 7)
2. Как зовут главных героев сказки? (Кай и Герда)
3. Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало)
4. Кого Герда встретила на своём пути, пока искаля Кая? (Женщину, умеющую колдовать; ворона; Принца и Принцессу; Маленькую разбойницу; Лапландку; Финку)
5. Без него Герда не смогла бы добраться до Кая. (Олень)
6. С помощью чего Герде удалось избавиться от чар старушки, умеющей колдовать? (Цветка розы)
7. Где живёт Снежная Королева? (В Лапландии; в Финляндии)
Музыкальная пауза: Звучит песня "Снежная королева".
ОГНИВО
1. Кто охранял сундуки с медными, серебряными и золотыми монетами? (Собаки)
2. Какие были глаза у собак? (У первой – словно чайные чашки, у второй – как мельничные колёса, у третьей – с Круглую башню).
3. Как проявлялись волшебные свойства огнива? (Стоило ударить огнивом по кремню, то появлялась одна из собак)
4. Какое первое приказание солдат дал собаке? (Принести денег)
5. Какое было второе желание солдата? (Увидеть Принцессу)
6. Как закончилась сказка? (Солдат стал королём и женился на Принцессе)
СВИНОПАС
1. Зачем принц переоделся свинопасом? (Чтобы познакомиться с принцессой)
2. Какие подарки принца не оценила Принцесса? (Соловья и розу)
3. Почему король выгнал собственную дочь из дворца? (Король увидел, как его дочь целует свинопаса)
4. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (Два: чудесный горшочек с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)
5. Какую песенку названивали бубенчики горшочка? (Ах, мой милый Августин, Всё прошло, прошло, прошло!)
НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ
1. Кто сшил новое платье королю? (Двое ткачей обманщиков)
2. Какими удивительными свойствами обладала ткань, из которой было сшито платье короля? (Ткань была необыкновенно красивого рисунка и расцветки, а также она становилась невидимой для всякого человека, который не на своём месте или непроходимо глуп)
3. Из чего было сшито новое платье короля? (Из ничего)
4. Почему все вокруг боялись признать, что король голый? (Не хотели показаться глупыми)
5. Кто первым посмел сказать, что король голый? (Маленький мальчик)
Конкурс 2. «Сказочная математика»
1. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)
2. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)
3. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)
4. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)
5. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего - 110)
Конкурс 3. «В мире птиц и зверей»
Назовите, из каких сказок Андерсена эти животные?
1. Полевая мышь («Дюймовочка»)
2. Курица («Гадкий утёнок»)
3. Ворон («Снежная королева»)
4. Жаба («Дюймовочка»)
5. Лебедь («Гадкий утёнок», «Дикие лебеди»)
6. Ласточка («Дюймовочка»)
7. Олень («Снежная королева»)
8. Кот («Гадкий утёнок»)
9. Крот («Дюймовочка»)
10. Собака («Огниво»)
11. Жук («Дюймовочка»)
12. Утка («Гадкий утёнок»)
13. Мотылёк («Дюймовочка»)
Конкурс 4. «Вспомни названия сказок»
Вставьте пропущенные слова в названия сказок:
1. …королева (Снежная)
2. Калоши… (счастья)
3. Стойкий … солдатик (оловянный)
4. Дикие… (лебеди)
5. … дом (Старый)
6. … на горошине (Принцесса)
7. Новое … короля (платье)
8. … - Лукойе (Оле)
9. Девочка со … (спичками)
10. … утёнок (Гадкий)
11. Цветы … Иды (маленькой)
Конкурс 5. «Портреты героев»
1. «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)
2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты». (Снежная королева, «Снежная королева»)
3. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф, «Дюймовочка»)
4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (Принц-свинопас, «Свинопас»)
5. «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шёл домой». (Солдат, «Огниво»)
6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (Сын жабы, «Дюймовочка»)
7. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса, «Принцесса на горошине»)
Конкурс 6. «Родной город Андерсена»
В какой стране жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен? (В Дании)
Сейчас, ребята, мы, отгадав кроссворд, узнаем, в каком городе Дании родился Андерсен.
Вопросы к кроссворду по горизонтали:
1. Маленькая девочка с тяжёлою судьбой.
Никогда не хвасталась девочка собой.
Всё умела делать: подметать и шить.
И осталась с эльфами на цветочках жить.
2. Стоял по стойке «Смирно» он,
Хоть был и одноногим.
Он стойко беды перенёс,
Никто его не видел слёз.
3. Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь,
И так и не засну!
4. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались,
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.
6. Она была прелестна так
Прекрасна, восхитительна.
Из ослепительного льда
Была она. Нежна и холодна.
В выделенных клеточках по вертикали: Название города, в котором родился Ганс Христиан Андерсен.
Ответы на кроссворд по горизонтали:
1. Дюймовочка; 2. Солдатик; 3. Принцесса; 4. Утёнок; 5. Русалочка; 6. Королева.
Ответ по вертикали:
ОДЕНСЕ.
В этом городе есть музей Андерсена. В музее собраны личные вещи писателя, разные издания его книг на всех языках мира и рукописи, которые привлекают особое внимание посетителей. Смотришь на стремительно бегущие строки, и кажется, что вместе с ними уносишься в полюбившийся мир сказки.
Литературная игра - викторина
«Мой любимый сказочник»
для 1- 4 классов
Подготовила
учитель начальных классов
Абукенова Бактканым Умбетовна.
Цель : в игровой форме закрепить знания воспитанников по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание; научить работать в команде, культуре поведения на праздниках.
Ход игры :1. «Звездный час»
2. Зрительский конкурс
3. конкурс «Бюро находок»
4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки
5. конкурс «Угадай сказку»
6. «Портреты героев»
7. Отгадай кроссворд
8. Заключение
Произведения для повторения:
Сказки Х.К.Андерсена:
«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Золотой мальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «О том, как буря перевесила вывески», «Принцесса на горошине»,
«Дюймовочка», «Соловей», «Снеговик», «Дорожный товарищ», «Под ивою», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный», «Аисты», «Новое платье короля».
Ведущий: Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. В Дании в городке Оденсе. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ханс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли. Над ним потешались и дразнили фантазером.
Но Ханс Кристиан вырос и стал писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните.
(Играют 2 команды . Им нужно заранее придумать названия и девизы, имеющие отношение к творчеству Х.К.Андерсена; выбирается жюри)
I команда «Огниво»
Девиз: Мы сверкаем, мы сверкаем
Мы добро лишь излучаем,
Никогда не унываем,
Потому что мы - друзья!
II команда «Путешественники по сказкам»
Девиз: В сказочный мир мы сегодня идем
И за собой всех ребят позовем.
Мы дружная команда, веселые друзья,
Со сказкоюрядом шагаем всегда!
1. «Звездный час»
Команды поднимают табличку с правильным ответом.
Германия
Дания
В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен? (жирным шрифтом отмечен верный ответ)
Какое из трех произведений не принадлежит перу Андерсена? Назовите его:
«Гадкий утенок»
«Дикие лебеди»
«Золотой гусь» (братья Гримм)
Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво».Определите лишний предмет.
-
Оловянный солдатик
Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»
«Русалочка»
«Свинопас»
«Оле-Лукойе»
Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаза попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».
Как зовут главного героя сказки «Золотой мальчик».
Петер
Иоганнес
В кого превратился Гадкий утенок?
-
Лебедя
2. «Зрительский конкурс»
Мир сказок Андерсена удивителен.
Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик из сказки
«Стойкий оловянный солдатик»)
-
«Пятеро из одного стручка» (горошины)
«Гадкий утенок» (Птенец лебедя)
Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»? (Из семи)
Какая сказка заканчивается следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, и на дворе стояло теплое, благодатное лето»?
(«Снежная королева»)
В какой сказке на бильярдном клубе появилась вывеска»Высшее учебное заведение»?
(«О том, как буря перевесила вывески»)
3. «Бюро находок»
Ведущая: Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы?
Задания первой команде:
Зонтик (Оле-Лукойе)
Горошина (Принцессе, «Принцесса на горошине»)
Санки (Каю, «Снежная королева»)
Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)
Задания второй команде:
Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»)
Крапива (Элизе, «Дикие лебеди»)
Белая и красная розы (Герде и Каю, «Снежная королева»)
Музыкальный горшочек (Принцу, «Свинопас»)
4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки.
На выставке представлены рисунки, по которым дети определяют сказку.
5.Игроки должны определить, к какой сказке относятся
прочитанные подборки слов.
Задания первой команде:
Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба.
(«Снежная королева»)
Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)
Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода. («Гадкий утенок»)
Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)
Задание второй команде:
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)
Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка. («Дюймовочка»)
Дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка, принцесса. («Огниво»)
Роза, соловей, горшочек, трещотка, принцесса. («Свинопас»)
6. «Портреты героев»
Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь.
Задание первой команде: (их задает вторая команда)
«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка» )
«Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты»
(«Снежная королева»)
«Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать - хоть по книжке, хоть наизусть - все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…»
(«Одиннадцать братьев-принцев, «Дикие лебеди »)
Задание второй команде (задает первая команда)
«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.»
(Принцесса, «Принцесса на горошине»)
«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой» (Солдат, «Огниво»)
«Было когда-то двадцать пять солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть, что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим»
(Солдатик, «Стойкий оловянный солдатик»)
7. Зрительский конкурс
Как зовут главных героев сказки:
«Оле-Лукойе» (Оле-Лукойе, Яльмар)
«Дикие лебеди» (Элиза)
«Дорожный знак» (Йоханнес)
«Под ивою» (Йоханка и Кнуд)
Почему главный герой сказки «Снеговик» тосковал по печке?
(Потому что внутри у Снеговика была кочерга)
Назовите пять сказок, в которых главными героями являются птицы
(«Гадкий утенок», «На утином дворе», «Соловей», «Аисты»,
«Дворовый петух и флюгерный»)
(К лебедю из сказки «Гадкий утенок»)
Кем на самом деле был человек, пасший свиней в сказке «Свинопас»?
(Принцем)
Добывает себе счастье с помощью собак? («Огниво»)
Спасает императора от смерти своей песней? («Соловей»)
В какой сказке герой:
в) Не мог заснуть на двадцати тюфяках и двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина? («Принцесса на горошине»)
Герои какой сказки произносили следующие слова:
а) «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо» («Русалочка»)
б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)
8. Отгадай кроссворд «Великий сказочник»
Родина Андерсена.
Волшебный предмет, которому служили три глазастые собаки.
Подруга Кая.
В него превратился Гадкий Утенок.
Из нее Элиза вязала рубашки, чтобы расколдовать братьев.
Птичка, которая заставила плакать императора.
Его целовала принцесса за всякие безделушки.
9.Заключительное слово
Ведущая: В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К. Андерсена, присуждается она один раз в два года в апреле. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают и лучшему художнику - иллюстратору. В разные годы премию получали писатели: Джанни Родари (Италия), Астрид Линдгрен (Швеция), художник Татьяна Маврина из России и др. Все лауреаты получили красивые медали с профилем Андерсена.
С 1967 года день рождения Х.К.Андерсена (2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.
А сейчас наше независимое жюри подведет итоги (награждение команд и победителей в зрительских конкурсах).
Вот и подошел к завершению наш праздник. Спасибо за участие и внимание!
Кроссворд «Снежная королева»
1. Что разбилось на зловещие осколки? 2. «Плохая» девочка, оказавшаяся очень доброй? 3.Кто искал Кая? 4.Что выращивали Кай и Герда? 5.Имя вороны (по мультфильму- Клара) |
6.Красавец- зверь, на котором скакала Герда?
7.Какое слово надо было сложить из льдинок?
8.Имя друга Герды?
Кроссворд «Русалочка»
1.Кто был спасен Русалочкой? 2.Время суток, когда Русалочка не спала? 3.Что слышал принц, и это волновало и завораживало его? 4.Кто помог Русалочке стать девушкой земной? 5.Что взамен взяла ведьма? 6.Что просила у Ведьмы Русалочка? 7.Что отдали Ведьме сестры Русалочки? 8.Что осталось вместо Русалочки? |
||||||
Список использованной литературы:
Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.- С. 40-47. .
Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа.-2000.- 12.- С.1,15.
Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа.- 2000.- 8 (февр.).- С.12-125.
Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» // Уроки лит-ры. - 2001. - 8. - С.1—12.
Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, - 2000. - Вып.1. - С.109-114.
Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. - М., 1987. - С.5-14.
Литературная викторина по сказкам Г.Х. Андерсена
(для учащихся 1 классов)
Предварительная работа: чтение сказок Г. Х. Андерсена (.....)
Задачи:
Обогатить и уточнить представления детей о Г.Х.Андерсене и его творчестве.
Способствовать развитию начал коммуникативной компетенции у учащихся 1 классов.
Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.
Воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.
Посадка детей. Дети заранее (в классах) разделены на три группы (команды смешанные).
Помещение оформлено по теме «Сказки Х. К. Андерсена»: книги с его произведениями, иллюстрации из сказок, иллюстрации сказочных героев, портрет Х. К. Андерсена.
Ведущий: Добрый день, всем присутствующим в зале.
Ведущий: Сегодня мы вновь собрались большой и дружной компанией.
Ведущий: Ребята, вы, конечно все любите путешествия? Сегодня мы совершим необычное путешествие, а сказочное.
Ведущий: Сегодня мы отправимся путешествовать в красивую страну Данию, где встретимся с героями известного сказочника Ганса Кристиана Андерсена.
Ведущий: Вы готовы отправиться в путь?
Ведущий: А что нам потребуется для сказочного путешествия? (ответы детей: внимание, усидчивость, наблюдательность, терпение, знания и уважительное отношение друг к другу)
Ведущий: Мы знаем, что все это есть у наших первоклассников. Так как они не в первый раз путешествуют.
Ведущий: И все - таки, как говорится: "Повторение, мать учения", мне бы хотелось напомнить очень важную информацию. Для работы в команде, а именно так вы сегодня будете работать, всем необходимо внимательно слушать ответы друг друга и не перебивать отвечающего .
Ведущий: Обратите внимание у каждого из вас эмблема, которая подсказала, где будет находиться команда.
Ведущий: А теперь посмотрите вокруг себя. Что необычного в вашей команде? (Верно, все первоклассники сегодня перепутались, команда у вас смешанная).
Ведущий: Как вы помните, что работать в команде невозможно без её названия. Поэтому сейчас вы угадаете, как называется ваша команда. Для этого прослушаем отрывки из произведений.
Звучит аудио запись сказок:
Дюймовочка
Снежная королева (3 чел.)
Русалочка
Представление жюри
Ведущий: А сейчас я представляю членов жюри:
Голобокова Алла Аркадьевна
Евсеева Татьяна Николаевна
Акинина Инга Николаевна
Ковалёва Людмила Ивановна
Ведущий: Итак, первый конкурс «Самый внимательный». Вашему вниманию представляется презентация. Ваша задача внимательно прослушать сообщение, а затем ответить на вопросы.
Презентация «Биография Ганса Христиана Андерсена .
На доске карточки (перевёрнуты) со словами:
Участники команды переворачивают карточки и отвечают на вопросы.
Ведущий: Следующий конкурс «Бюро находок»
Ребята, а вы знаете, что такое «бюро» (слово французского происхождения, может означать: письменный стол или название учреждения (бюро погоды))
Ведущий: У нас есть волшебный сундук , в котором лежат потерянные вещи из сказок Ганса Христиана Андерсена. Вам необходимо угадать название сказки, в которой есть это предмет.
Физ. минутка (музыкальная).
Ведущий: Следующим этапом наших литературных соревнований будет Викторина и кроссворд. Они будут проходить одновременно. Для этого от каждой команды мне нужны по 3 человека, которые прочитали сказки Андерсена и хорошо запомнили героев его сказок. Эти учащиеся будут разгадывать кроссворд.
Остальные ребята участвуют в викторине по вопросам.
Вопросы к викторине:
1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?
(«Снежная королева».)
2. Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»? (Зеркала, которое смастерил злой тролль. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное - увеличивалось во много-много раз.)
3. Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья? (Розы.)
4. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки?
(Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)
5. Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»? (Кай.)
6. Чтобы Кай перестал мёрзнуть, Снежная королева завернула его в свою медвежью шубу, а вдобавок сделала это. Что? (Поцеловала его в лоб.)
7. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)
8. Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева?
(Старая ведьма.)
9. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки «Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Дырявый мешочек с гречкой.)
10. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? (Русалочка.)
11. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)
12. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? (Её прекрасный голос.)
13. Из какого материала построен дворец морского царя в сказке «Русалочка»? (Коралл.)
14. Кто был сыном оловянной ложки?
(Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)
15. На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик? (На бумажном кораблике.)
16. Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена? (24).
17. В сказке «Стойкий оловянный солдатик» мальчику подарили 25 оловянных солдатиков. Все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога).
18. Кого в сказке Андерсена полюбил стойкий оловянный солдатик? (Бумажную балерину).
19. За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев?
(За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)
20. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели сжечь на костре, на городской площади? («Дикие лебеди».)
21. Как звали героиню сказки «Дикие лебеди» Андерсена? ( Элиза.)
22. Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.)
23. При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны? (Зонтик).
24. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… (Дюймовочка.)
25. Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы? (Рыбки.)
26. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки.)
27. Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? (Крот.)
28. На ком совершила необыкновенное путешествие из норы крота в теплые края Дюймовочка? (На ласточке.)
29. В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена? (В лебедя.)
30. Что положили под тюфяки и перины принцессе, чтобы проверить, что она действительно принцесса? (Горошину.)
Кроссворд (10 минут)
В выделенных клеточках должно получиться имя героини одной из самых известных сказок Андерсена.
1. Имя девочки, спасшей Кая.
2. Эти цветы танцевали на балу у маленькой Иды.
4. Имя, которым Эльф назвал Дюймовочку.
5. Цветок, который принёс в дар принцессе герой сказки «Свинопас».
6. Материал, из которого были сделаны солдатики.
7. Предмет, сделавший солдата счастливым.
8. Эта героиня превратилась в морскую пену.
9. Предмет, который разбила Снежная Королева.
10. Имя мальчика, которому Оле-Лукойе каждый вечер рассказывал сказки.
Ведущий: Ребята, я приглашаю вас в удивительный мир иллюстраций.
Помните, что такое иллюстрация?
(Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст). Вам особенно интересно читать книги, если в них много иллюстраций художников.
Презентация «Узнай сказку по иллюстрации»
Ведущий: Продолжаем путешествие по сказкам. Теперь вы должны разгадать загадки. Но самое главное, постараться объяснить, какие слова помогли угадать героиню. Итак, конкурс «Доскажи словечко».
Ну, а теперь отгадайте загадки:
Девочка спит и пока не знает,
Что в этой сказке ее ожидает,
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья эта сказка?
(Дюймовочка, Г-Х. Андерсен)
Разыгралась непогода,
А на улице темно.
В эту злую непогоду
Девушка стучит в окно.
Не сомневайся, принц, она хорошая,
Она несчастная…. (Принцесса на горошине)
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай!
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… (Снежная королева)
Ведущий: Ребята, наша викторина подходит к завершению. Пока члены жюри подсчитывают ваши баллы, каждая из команд выполнит модель обложки - названия команды.
Моделирование сказки: Русалочка, Снежная королева, Дюймовочка
Анализ моделирования
Итоги жюри (выступление)
Рефлексия (Песня вместе весело шагать…)
Вручение призов.
О сказках Андерсена замолвите слово! И не просто слово — вашему вниманию представлена викторина с вопросами о героях этих сказок. Викторина содержит 12 вопросов. На все вопросы даны ответы.
1. Как звали хрупкую маленькую девочку, которая появилась из цветка, похожего на тюльпан и которая в конце сказки обрела крылышки (по сказке «Дюймовочка»)?
Каролина
Дюймовочка +
Русалочка
2. Какой предмет положила старая королева под тюфяки, чтобы выяснить, настоящая ли принцесса (по сказке «Принцесса на горошине»)?
Боб
Горошина +
Семечко
3. Из какого материала было сшито новое платье короля (по сказке «Новое платье короля»)?
Парча
Батист
Не из какого +
4. Где стоял трон Снежной королевы (по сказке «Снежная королева»)?
У огромного окна
Посреди замерзшего озера +
Возле зеркал
5. Как называется сказка Андерсена, в которой утенок превратился в прекрасного лебедя (по сказке «Гадкий утенок»)?
«Утенок-путешественник»
«Дикий утенок»
«Гадкий утенок» +
6. В какой стране разворачиваются события, происходящие в сказке «Соловей»?
Китай +
Индия
Персия
7. Из какого металла был сделан стойкий солдатик, полюбивший прекрасную танцовщицу (по сказке «Стойкий оловянный солдатик»)?
Медь
Олово +
Бронза
8. Кто наряжал елку в одноименной сказке Г.Х.Андерсена?
Дети
Родители
Слуги и молодые девушки +
9. Кто стал женой служивого (солдата) в сказке Андерсена «Огниво»?
Молодая пастушка
Прекрасная принцесса +
Злая колдунья
10. Какая из игрушек в сказке «Свинья-копилка» предложила поиграть в людей?
Лошадь-качалка
Свинья-копилка
Кукла +
11. Как звали мальчика и девочку, главных героев сказки «Снежная королева»?
Ганс и Белоснежка
Кай и Герда +
Йонас и Софи
12. Что умела делать седьмая дочь лесного царя из сказки «Лесной холм»?
Играть на золотой арфе
Говорить правду в глаза
Рассказывать сказки +