Правила оформления анкеты пример. Анкетирование. Основные правила составления анкет (методические рекомендации). Нельзя начинать разговор о правилах составления анкет, не рассмотрев, что же такое анкетирование, какие виды анкетирования и основные этапы в
Первое, что нужно сделать, берясь за составление анкеты – это определить ее цели . Без этого шага, вся последующая работа теряет смысл. От целей анкеты напрямую зависит содержание анкеты: вопросы, варианты ответов, вступление, заключение.
Чаще всего основной целью анкетирования является выявление потребностей клиентов. Полученная информация позволит на выходе скорректировать ассортиментную политику компании, обновить модельных ряд, улучшить качество обслуживания клиентов, внедрить новые формы сотрудничества.
Анкеты могут быть использованы и в целях:
информирования о чем-либо (например, о запуске нового проекта, о введении новых условий работы, о структурных преобразованиях);
продвижения новинок;
демонстрации успехов компании.
Ведь заполняя анкету, участник не только выражает свое мнение, но и сам получает информацию из поставленных вопросов и вариантов ответов.
От того, как сформулирован вопрос, зависит, поймут ли его респонденты и соответственно ответят ли они именно на тот вопрос, который им задан. Если вопрос сформулирован неоднозначно, то надежность полученных данных снижается. Именно для того, чтобы убедиться, что все вопросы воспринимаются правильно, что они понятны респондентам, проводится тестирование анкеты (или пилотажное исследование ). Для тестирования анкету просят заполнить нескольких человек. Желательно, чтобы при заполнении присутствовал разработчик, тогда он увидит, какие именно вопросы вызывают затруднения респондента. Также можно протестировать анкету по телефону. Для анкеты могут быть использованы как открытые, так и закрытые вопросы.
Закрытыми называются вопросы, которые предлагают определенные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать подходящий ему вариант (или несколько вариантов, в зависимости от цели вопроса).
Закрытые вопросы лучше использовать, когда набор возможных вариантов ответа известен и основная задача, понять какое количество респондентов предпочтет тот или иной вариант ответа.
Открытые вопросы не предусматривают вариантов ответа и предоставляют респонденту самому сформулировать ответ. Открытые вопросы используются, если разработчику заранее неизвестны возможные варианты ответа, и его задача выявить весь спектр мнений по вопросу.
Анкета должна состоять из 3-х частей:
Вступительная часть
Основной блок вопросов
Заключительная часть
Вступительная часть включает в себя:
Пример |
|
Название |
Анкета участника дилерской конференции 2007 года компании АВС |
Приветствие |
Уважаемые коллеги! |
Описание кто и зачем проводит анкетирование |
Департамент маркетинга компании АВС проводит изучение мнения участников конференции по вопросам повышения качества обслуживания клиентов |
Правила заполнения анкеты |
Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Если в списке нет подходящего для вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место. Необходимо ответить на все вопросы |
Подчеркивание значимости мнения респондента и |
Ваше мнение очень важно для нас |
Время, необходимое для заполнение анкеты |
Заполнение анкеты займет у вас 5-10 минут |
Благодарность |
Спасибо за участие в опросе |
Вступительная часть должна прояснять респондентам цели анкетирования, показывать, что именно компания предполагает делать с полученными сведениями. Важно показать, что цель анкеты – это не просто пустое любопытство, или давно потерявшая свой смысл традиция, а получение нужной информации, которая будет использована компанией в интересах самих клиентов. Кроме того, вступительная часть не только дает респонденту необходимые пояснения и инструкции. Это еще и дань уважения к участникам. Анкета, которая начинается сразу с вопросов, без каких-либо дополнительных пояснений и комментариев на бессознательном уровне ассоциируется с допросом и вызывает желание отказаться от анкетирования. Также, чтобы включиться в любую деятельность человеку требуется определенное время, такова психология восприятия информации. И вступительная часть позволяет настроить участника на процесс анкетирования, помочь ему включиться в новый вид деятельности. Поэтому нельзя игнорировать вступительную часть.
Заключительная часть анкеты обычно включает:
Открытый вопрос о пожеланиях и предложениях, для того чтобы участники имели возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывается в формат анкеты. (Например, Ваши пожелания и предложения компании АВС )
Информация о респонденте (на жаргоне социологов эта часть называется «паспортичкой», т.е. персональные данные о самом респонденте или, как в нашем случае, о его компании)
Благодарность за участие в опросе. Обычно этот блок заключительной части анкеты состоит всего из одного слова «Спасибо!». И пусть вас не смущает, что во вступительной части мы уже выражали благодарность участникам. Вам действительно есть за что благодарить участников, которые потратили свое время, чтобы вы получили нужную вам информацию. К тому же, во вступительной части мы благодарим за согласие участвовать в опросе, а в конце анкеты благодарим за то, что анкета заполнена и человек выполнил для нас определенную работу.
Очень важно особое внимание уделить паспортичке. В этот раздел должны попасть те данные о клиенте, которые необходимы нам для того, чтобы качественно проанализировать полученные результаты.
Общий принцип последовательности вопросов состоит в том, что сначала в анкете помещают более простые вопросы, ответ на которые не требует от респондента долгих размышлений. Это делается для того, чтобы постепенно вовлечь респондента в процесс, пробудить у него интерес к заполнению. Если же сразу ставить сложные вопросы, то это может привести вообще к отказу от анкетирования. Сложные вопросы обычно размещают в середине анкеты, когда человек уже вработался, почувствовал интерес к процессу, но еще не успел устать.
Также, если это возможно, лучше располагать вопросы смысловыми блоками. В последовательности вопросов респондент должен чувствовать определенную логику, которая работает на выполнение заявленных во вступительной части целей.
Оформление анкеты – это возможность показать клиентам свой профессионализм и стиль. Перечислим наиболее важные правила оформления анкет:
1) В анкете необходимо использовать фирменный стиль . Если у компании принят шрифт Arial , то не следует использовать Garamond , только потому, что он позволяет экономить место и «впихнуть» в анкету больше вопросов.
2) Шрифт анкеты должен быть достаточно крупным (не менее 12 кегля).
3) Вопросы должны быть отделены друг от друга пробелами . Сами вопросы лучше выделить жирным шрифтом, а варианты ответов не выделять. Это позволяет респондентам лучше вникнуть в вопрос и не пропускать вопросы, просто из-за того, что они незаметны.
4) Если вопрос открытый , необходимо оставлять достаточно места , для того, чтобы можно было вписать ответ от руки. Мы видели анкеты, куда вписать что-то было практически невозможно.
5) Если вопрос сложный, то имеет смысл после него дать дополнительную инструкцию. Эту инструкцию лучше отделить от текста самого вопроса (например, с помощью курсива).
6) Не стоит печать анкету с двух сторон листа . Это может привести к большому количеству не до конца заполненных анкет. Исключение составляет случай, если анкета оформлена как книжечка (например, сложенный пополам лист А4).
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что составление анкет не такое простое дело, каким кажется на первый взгляд. Поэтому к ее составлению нужно относиться со всей серьезностью, не забывая после ее составления как минимум проверить соблюдение каждого из перечисленных нами в данной статье принципов.
Добавление вступления в опрос
- Откройте в опросе раздел Создать опрос .
- Добавьте вводную страницу с помощью КОНСТРУКТОРА на левой боковой панели.
- Щелкните текст в схеме, чтобы отредактировать заголовок страницы и описание страницы .
Написание вступления
Простым языком кратко объясните тему и цель опроса. Вступление должно содержать всего три-четыре предложения, максимум несколько кратких абзацев.
Включите во вступление следующую полезную информацию:
- ваше имя и название компании или организации, которую вы представляете;
- Цель опроса или что вы хотите узнать
- Как вы используете ответы для изменения ситуации
- являются ли ответы ;
- важные инструкции, которые не объясняются в самих вопросах опроса;
- , требуемые вашей компанией или организацией.
Может быть так, что некоторые из вопросов опроса не будут применяться ко всем участвующим респондентам. Вы можете , чтобы направлять респондентов непосредственно к релевантным вопросам и позволять им пропускать вопросы, которые к ним не относятся. Это повысит удобство прохождения опроса респондентами и успех вашего проекта опроса.
СОВЕТ! Изучите рекомендации и методики, которые помогут понять, что требуется для принятия оптимальных решений, - Surveys 101 (только на английском языке).
Примеры вступления
Пример 1
Если вы хотите получать от своих клиентов отзывы, четко объясните, для чего вы будете их использовать. Так клиенты будут знать, что вы осознаете и цените время, которое они тратят на предоставление отзыва.
Мы проводим исследование, посвященное различным типам вопросов, предлагаемых SurveyMonkey. Мы бы хотели узнать от вас, какие типы вопросов вы используете чаще всего и какие отсутствующие типы вопросов вы бы хотели увидеть в будущем. Этот опрос поможет нам улучшить существующий инструментарий и определить приоритетность реализации новых функций. Прохождение опроса займет всего 5 минут, при этом ваши ответы будут полностью анонимными. Пройти опрос можно только один раз, однако вы можете редактировать свои ответы до момента закрытия опроса 28 мая 2014 г. Вопросы, отмеченные звездочкой (*), обязательны для ответа. Если у вас возникнут какие-либо вопросы касательно опроса, отправьте нам сообщение электронной почты на адрес: [email protected] Мы очень ценим ваш вклад! |
Пример 2
Если при использовании SurveyMonkey Audience вашей целевой аудиторией являются респонденты, не совсем соответствующие целям таргетинга, вы можете добавить во вступление несколько предложений, объясняющих, что опрос следует рассматривать как гипотетический сценарий.
Например, если вы не можете обращаться конкретно к женщинам, которые в скором времени выходят замуж, вы можете попросить замужних женщин вспомнить то время, когда они планировали свою свадьбу.
Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.
Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"
Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).
- 1. Ваш пол
:
- а) мужской;
- б) женский.
- 2. Ваш возраст
:
- а) младше 17 лет;
- б) 17–22 года;
- в) 23–27 лет;
- г) старше 27 лет.
- 3. Ваше образование
:
- а) неполное среднее;
- б) среднее;
- в) неполное высшее;
- г) высшее.
- 4. Какую религию Вы исповедуете?
- а) православие;
- б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
- в) иудаизм;
- г) ислам;
- д) другая (неавраамическая) религия;
- с) я не верю.
- 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?
Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 12 3 456789 10 Верю
- 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
- а) да;
- б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
- в) нет.
- 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
- а) никогда;
- б) раз в год или реже;
- в) раз в месяц или раз в полгода;
- г) раз в неделю или чаще.
- 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
- а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
- б) да, но только самые известные;
- в) редко, когда как получится;
- г) нет, в нашем кругу это нс принято.
- 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
- а) потому что это необходимо для верующего;
- б) потому что это выглядит со стороны красиво;
- в) участвовал(-а) из простого любопытства;
- г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
- д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
- 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
- а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
- б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
- в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
- г) нет, мой облик с религией не связан.
- 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
- а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
- б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
- в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
- 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
- а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
- б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
- в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
- 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?
Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.
Поступки |
Оправдываю |
Затрудняюсь ответить |
Не оправдываю |
Приобретение денег и имущества при первой же возможности |
|||
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия |
|||
Супружеская измена |
|||
Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха |
|||
Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться |
|||
Грубый ответ на несправедливость |
|||
Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач |
14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?
Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.
Заповеди |
Затрудняюсь ответить |
||
Почитай единого Бога |
|||
Не делай себе кумира |
|||
Не произноси имени Бога напрасно |
|||
Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу |
|||
Почитай отца твоего и мать твою |
|||
Не убивай |
|||
Не прелюбодействуй |
|||
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего |
|||
Не желай дома ближнего твоего |
- 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
- а) да;
- б) нет.
- 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
- а) однозначно нет;
- б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
- в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
- 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
- а) терпимое (с пониманием);
- б) безразличное;
- в) резко отрицательное.
- 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
- а) люди искренне не осознают их важности для общества;
- б) люди просто пытаются самоутвердиться;
- в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
- г) люди уверены, что их не накажут;
- д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
- е) другое.
- 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
- а) юным возрастом;
- б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
- в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
- г) незнанием норм морали;
- л) ничем;
- е) другое.
- 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
- а) да;
- б) нет.
- 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
- а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
- б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
- в) личным примером;
- г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
- д) другое.
- 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
- а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
- б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
- в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
- г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.
Спасибо за участие!
Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"
Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.
- 1. Ваш пол
:
- а) женский;
- б) мужской.
- 2. Ваш возраст
:
- а) 18–21 год;
- б) 22–25 лет;
- в) 26–29 лет.
- 3. Ваше образование
:
- а) ниже среднего;
- б) среднее;
- в) среднее специальное;
- г) неоконченное высшее;
- д) высшее.
- 4. Ваше семейное положение
:
- а) не женат/не замужем;
- б) женат/замужем;
- в) гражданский брак.
- 5. Как Вы считаете, феминизм – это
:
- а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
- б) стремление женщин к господству над мужчинами;
- в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
- 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
- а) полностью одобряю;
- б) частично одобряю;
- в) категорически отрицаю;
- г) отношусь равнодушно.
- 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
- а) да, конечно;
- б) да, но он сильно изменился за последние годы;
- в) нет.
- 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
- а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
- б) возможно, но это не имеет смысла в России;
- в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
- г) другое (напишите, что именно);
- д) затрудняюсь ответить.
- 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
- а) да;
- б) да, в некоторых вопросах;
- в) нет.
- 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это
:
- а) равные социальные права;
- б) равные права и обязанности;
η) что-то из области фантастики;
- г) другое (напишите, что именно).
- 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
- а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
- б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
- в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
- г) нет, это противоестественно.
- 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это
:
- а) недопустимо;
- б) нормально;
- в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
- г) другое (напишите, что именно).
- 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
- а) да, в любом случае;
- б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
- в) нет, я отношусь к этому спокойно.
- 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
- а) никак;
- б) большинство таких девушек будут одинокими;
- в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
- г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
- д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
- ж) затрудняюсь ответить.
- 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
- а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
- б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
- в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
- г) любовь к девушке-феминистке;
- л) влияние пропаганды;
- е) другое (напишите, что именно);
- ж) затрудняюсь ответить.
- 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
- а) вполне легко;
- б) трудно;
- в) просто невозможно;
- г) затрудняюсь ответить.
- 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
- а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
- б) взаимное непонимание;
- в) желание поменьше общаться друг с другом;
- г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
- д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
- е) никаких проблем быть не должно;
- ж) другое (напишите, что именно);
- з) затрудняюсь ответить.
- 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
- а) привлекает;
- б) вызывает любопытство;
- в) вызывает смех;
- г) отталкивает;
- д) вызывает равнодушие;
- е) другое (напишите, что именно).
- 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
- а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
- б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
- в) да, но с большой осторожностью;
- г) нет, ни в коем случае;
- д) затрудняюсь ответить.
- 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
- а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
Спасибо!
Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"
Уважаемый респондент!
Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.
- 1. Как Вы думаете, безработица – это
:
- а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
- б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
- в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
- 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
- а) высокий;
- б) нормальный (естественный);
- в) низкий.
- 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
- а) сокращение промышленного производства;
- б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
- в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
- г) другое (напишите)____________________________.
- 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
- а) молодые люди;
- б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
- в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
- г) пенсионеры;
- д) другое (укажите)______________________________.
- 5. Ваши планы по окончании вуза?
- а) пойду работать;
- б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
- в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
- г) пойду служить в армию;
- д) свой вариант__________________________________.
- 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на
:
- а) содействие родственников и друзей;
- б) помощь учебного заведения;
- в) службу занятости;
- г) агентства по трудоустройству;
- д) собственные способности;
- е) благоприятное стечение обстоятельств;
- ж) другое (укажите)______________________________.
- 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
- а) отсутствие практического опыта;
- б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
- в) неблагоприятное семейное положение;
- г) недостаток образования;
- д) отсутствие вакантных мест;
- е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
- ж) иные причины__________________________________.
- 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
- а) да;
- б) нет.
- 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
- а) да;
- б) нет.
- 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
- а) уровень предлагаемого заработка;
- б) престижность фирмы;
- в) социально-психологический климат в организации;
- г) сфера деятельности;
- д) возможность самовыражения;
- е) возможность профессионального роста;
- ж) получение практического опыта;
- з) гибкий график работы;
- и) другое___________________________________.
- 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
- 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
- а) понижение социального статуса;
- б) отсутствие денег;
- в) узкий круг общения;
- г) невозможность реализовать себя;
- д) материальная зависимость от родителей;
- е) ничем;
- ж) другое____________________________________.
- 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
- а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
- б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
- в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
- г) нежелание самих молодых людей трудиться;
- д) другое______________________________________.
- 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена
:
- а) невозможностью трудоустроиться;
- б) нежеланием трудиться;
- в) не удовлетворяющими условиями труда.
- 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
- а) создание новых рабочих мест;
- б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
- в) повышение квалификации работников;
- г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
- д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
- г) другое___________________________________.
- 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
- а) да;
- б) нет;
- в) затрудняюсь ответить.
- 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
- а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
- б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
- в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
- г) найти работу;
- д) никакую;
- е) другую помощь__________________________________.
- 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
- а) государство;
- б) биржи труда;
- в) молодежь;
- г) работодатели;
- д) предприятия;
- е) учебные заведения;
- 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
- а) да;
- б) нет.
- 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
- а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
- б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
- в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
- г) создание рабочих мест;
- д) развитие молодежных бирж труда;
- е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
- ж) другое (напишите)_________________________________.
- 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
- а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
- б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
- в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
- 26. Ваш возраст?
- а) менее 20 лет;
- б) от 20 до 25 лет;
- в) от 25 до 30 лет.
- 27. Ваш пол?
- а) мужской;
- б) женский.
- 28. Какое у Вас образование?
- а) среднее общее;
- б) начальное профессиональное;
- в) среднее профессиональное;
- г) высшее;
- д) неоконченное высшее.
Спасибо! Успехов в трудоустройстве!
Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"
- 1. Ваш пол?
- а) мужской;
- б) женский.
- 2. Ваш возраст?
- а) до 21 года;
- б) 21–25 лет;
- в) 26–30 лег;
- г) 31–35 лет.
- 3. Ваше образование?
- а) среднее;
- б) среднее специальное;
- в) неоконченное высшее;
- г) высшее.
- 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
- а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
- б) нет, мы живем "гражданским браком";
- в) я не состою в брачных отношениях.
- 5. Укажите продолжительность Вашего брака
:
- а) до 1 года;
- б) 1–3 года;
- в) 4–6 лет;
- г) 7–9 лет;
- д) более 9 лет;
- е) я не состою в браке.
- 6. Есть ли у Вас дети?
- а) да, один ребенок;
- б) да, двое детей;
- в) трое и более детей;
- г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
- д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
- 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
- а) да, полностью;
- б) скорее да;
- в) не совсем;
- г) нет, полностью не устраивает.
- 8. Укажите Ваши жилищные условия
:
- а) имеем собственное жилье;
- б) живем с родителями (другими родственниками);
- в) снимаем жилье;
- г) взяли жилье в ипотечный кредит;
- д) живем в общежитии.
- 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
- а) полностью устраивают;
- б) устраивают, но не совсем;
- в) совершенно не устраивают.
- 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
- а) благоприятная;
- б) удовлетворительная;
- в) дискомфортная;
- г) конфликтная.
- 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
- а) да, часто;
- б) да, время от времени;
- в) нет.
- 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа
:
- а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
- б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
- в) проблемы с трудоустройством;
- г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
- д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
- е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
- ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
- з) супружеская неверность, ревность;
- и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
- к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
- л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
- м) желание супруга(-и) делать карьеру;
- н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
- о) выплата долга (кредита);
- п) в нашей семье нет конфликтов;
- р) другое (напишите, что именно)__________________________.
- 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа
:
- а) жилищные проблемы;
- б) низкие зарплаты;
- в) безработица;
- г) необходимость сочетать работу с учебой;
- д) отсутствие поддержки со стороны государства;
- е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
- ж) конфликты между родителями и детьми;
- з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
- и) другое (напишите, что именно)____________________________.
- 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
- а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
- б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
- в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
- г) затрудняюсь ответить.
- 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
- а) да, и очень сильно;
- б) да, но незначительно;
- в) нет, нс влияет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
- а) очень сильно влияет;
- б) влияет, но только если между супругами нет любви;
- в) практически не влияет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
- а) да, конечно;
- б) да, но она редко проявляется;
- в) нет;
- г) затрудняюсь ответить.
- 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
- а) сами супруги самостоятельно;
- б) супруги при помощи родных и близких;
- в) государство;
- г) другое (напишите, что именно)___________________________
- 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
- а) считаю ее эффективной;
- б) считаю ее неэффективной;
- в) затрудняюсь ответить.
- 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
- а) нет;
- б) нет, но хотели бы;
- в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________
Современный маркетинг предполагает тесное взаимодействие с клиентом: общение, получение обратной связи, изучение потребностей. Вы общаетесь, когда продаёте товар или оказываете услугу. Вы получаете обратную связь, когда клиент оставляет благодарный отзыв или жалобу. Вы оцениваете потребности, когда анализируете объёмы продаж по отдельным товарам или услугам за период. Однако иногда нужно получить конкретную информацию от клиентов по вашей инициативе, ответы на те вопросы, которые интересуют именно вас. Тогда вы вспоминаете про опросы клиентов и анкеты.
В общих чертах каждый представляет себе, что такое анкеты. Мы сталкиваемся с ними, когда, например, проходим регистрацию в госорганах, получаем дисконтные карты в магазинах, по просьбе какой-то фирмы оцениваем качество её услуг, отвечаем на шуточные и серьёзные опросы в интернете.
А вы используете анкетирование? Вам кажется, что такой способ получения информации от клиентов слишком сложен для вас? Уверяю вас, это только на первый взгляд.
В чём полезность анкетирования в бизнесе?
С помощью анкеты вы можете:
- собирать информацию о клиентах (персональные данные, модели потребления, предпочтения);
- исследовать удовлетворённость клиентов (нравится им ваш продукт или не очень);
- изучать мнения клиентов о новых товарах/услугах, изменениях в сервисе, способах оплаты и т. д.;
- изучать потребности клиентов.
Это список можно продолжать, включая в него все те случаи, когда вам нужно собрать конкретные , одинаковые для всех клиентов данные, чтобы их потом обобщить и проанализировать.
Особенности анкеты клиента
- Анкета позволяет, прежде всего, отвечать на вопросы «Что?» и «Сколько?» . Для того, чтобы узнать «Как?» и «Почему?», существуют более эффективные методы, например, глубинные интервью. Конечно, и в анкету можно вставлять вопросы типа «Почему вы обратились за услугой именно ко мне?» , но анализировать результаты нужно с осторожностью, не всегда ответ лежит на поверхности, и человек не может его быстро и четко сформулировать.
- У «своих» спрашивайте только то, что имеет отношение к «своим». В вашем распоряжении, скорее всего, контакты только ваших потребителей. Трудно самостоятельно опросить людей, которые вас не знают и пока у вас не покупают, и за этим лучше обращаться к профессиональным исследователям. Опрашивая своих клиентов, вы не учитываете мнение всех остальных представителей целевой аудитории, которое может быть не столь благоприятным для вас. Получается перекос в сторону явно лояльных клиентов, готовых отвечать на ваши вопросы. Поэтому на основе таких опросов нельзя делать выводы о спросе в целом, нуждах всех потребителей, оценке качества ваших товаров/услуг в сравнении с конкурентами и так далее.
Анкета - это универсальный способ сбора информации о потребителе, облечённый в конкретную форму, позволяющую информацию собрать и обработать (сделать расчёты). Понятно, что вам не нужна на выходе стопка анкет, вам нужна база данных и выводы. А чтобы сделать правильные выводы, для начала надо правильно создать анкету.
1. Вступление - просьба принять участие в опросе.
Пример: «Предлагаем вам принять участие в опросе на тему… Ваше мнение очень важно для нас. Оно позволит нам повысить качество нашей работы и лучше соответствовать вашим потребностям».
2. Скринер - блок вопросов, позволяющий отсеять неподходящих респондентов, если вы опрашиваете конкретную целевую аудиторию.
Пример: «Приобретали ли вы наши товары за последние 3 месяца?» Если нет – «Спасибо, до свидания».
Если у вас несколько групп потребителей, отличающихся полом, возрастом, сферой деятельности, интересами, обязательно включите в скринер соответствующие вопросы, чтобы потом разделить данные и анализировать эти сегменты отдельно.
3. Основная содержательная часть - вопросы, сгруппированные по смыслу, от общих к частным. Анкета должна иметь внутреннюю логику, не путать респондента и не заставлять возвращаться к прежним темам. Самые нужные и важные для вас вопросы размещайте в начале, детали - в конце (человек может устать и на последние вопросы не ответить).
4. Паспортичка - блок персональных данных (ФИО, контакты, место работы и должность, семейное положение, уровень дохода). Всегда спрашивайте разрешение на сбор таких данных и не настаивайте, если клиент отказывается.
Пример просьбы: «Следующий блок вопросов очень важен для нас. Мы хотели бы лучше знать своих клиентов. Но если вы не готовы ответить на какие-то вопросы, можете их пропустить».
5. Благодарность . Всегда благодарите клиента за уделённое время. Если анкета объёмная, времени потрачено много, простого «спасибо» может быть недостаточно, предложите подарок, купон на следующую покупку, бонус.
Общие требования к вопросам
- Вопросы должны быть чёткими и однозначно понятными для всех респондентов. Избегайте сложных предложений, специальных терминов. Перечитайте вопрос, если можно спросить проще и понятнее, переформулируйте.
- Что можно, а что нельзя спрашивать, проще всего понять, поставив себя на место респондента. Не задавайте вопросы, которые могут вызвать чувство неловкости, вторжения в личное пространство, потребуют разглашения коммерческой информации.
- Не задавайте слишком подробных вопросов, ответы на которые респондент может не помнить, например, для товаров частого пользования вместо вопроса «Сколько раз вы приобретали этот товар в течение прошлого года?» лучше спросить: «Как часто вы обычно приобретаете этот товар?» (варианты ответов: р аз в неделю и чаще, раз в 2-3 недели и так далее).
- Не спрашивайте про то, чего ещё не существует в природе: «Как бы вы отнеслись, если бы этот товар продавался в такой-то упаковке?» Сначала делайте изменения, дайте людям возможность попробовать, потом спрашивайте. Ну или хотя бы продемонстрируйте нововведения.
Виды вопросов
По общему правилу, вопросы бывают закрытые (с вариантами ответов) и открытые (когда ответ нужно указать в произвольной форме).
Закрытые вопросы - это:
- вопросы с ответами типа да/нет;
- вопросы со списками ответов, из которых надо выбрать один или несколько;
- вопросы с вариантами ответов в виде шкал.
Примеры шкал
- Общая шкала (подходит для разных вопросов): да/скорее да/скорее нет/нет/затрудняюсь ответить;
- Шкала оценки: очень хорошо/хорошо/скорее плохо/плохо/затрудняюсь ответить;
- Шкала согласия: абсолютно согласен/скорее согласен/скорее не согласен/абсолютно не согласен/затрудняюсь ответить;
- Шкала удовлетворенности: абсолютно удовлетворён/скорее удовлетворён/скорее не удовлетворён/абсолютно не удовлетворён/затрудняюсь ответить.
Такие вопросы могут быть сформулированы сериями, например: «Оцените свое согласие со следующими высказываниями относительно этой услуги» . Далее идут высказывания, каждое из которых оценивается по шкале.
Каждому варианту ответа при расчетах присваивается балл +1, +0,5, -0,5 и -1, вариант «Затрудняюсь ответить» приравнивается к нулю. В итоге можно посчитать индекс от -1 до +1, который будет отражать общее мнение респондентов. Такими индексами удобно измерять мнение разных групп респондентов или показатели разных опросов в динамике.
- Есть ещё интервальные шкалы, например, чтобы оценить возраст: до 18 лет/18-25 лет/26-30 лет и так далее. Заметьте, что крайние значения не повторяются (если человеку 17 лет, он выберет вариант 1, если 18 – второй). При расчётах используются не баллы, а числа, обозначающие середину интервала, например, в интервале «18-25 лет» - 21,5.
- Регулярность действий лучше измерять конкретными периодами: раз в неделю и чаще/раз в 2-3 недели/раз в месяц и так далее. Избегайте абстрактных вариантов (часто, достаточно часто, редко), так как они могут по-разному трактоваться респондентами.
На вопросы типа да/нет и вопросы со шкалами ответ должен быть один. А на вопросы со списком ответов их можно выбрать несколько или вообще все. Обязательно укажите это после формулировки вопроса, например: «Выберите только один вариант ответа» или «Выберите все подходящие варианты ответа» .
Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т. п. Однако нередко, прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов, и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чем попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на сво-бодном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).