Вокруг церкви ризоположения. Церковь ризоположения в кремле Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Церковь Ризоположения - первый домовой храм Московских митрополитов и патриархов. Этот памятник архитектуры возведён на Кремля артелью псковских зодчих в 1484-1485 гг.
В храме сохранилось несколько уникальных богослужебных предметов. Перед иконостасом стоит несколько огромных деревянных подсвечников с узорным покрытием из цветного воска. В старину их называли «тощими свечами», то есть пустотелыми. Они имитируют массивные пудовые свечи, которые прежде возжигались перед иконами особо чтимых святых. Малые свечи устанавливаются на подсвечник с помощью особых наверший. «Тощие свечи» были подарены храму в 1649 г. патриархом Иосифом. Подсвечники украшены посеребрянными поддонами, опирающимися на фигурки львов. Второй замечательный предмет церковного интерьера - позолоченное серебряное паникадило работы мастера Д. Сверчкова. Эта необыкновенная церковная люстра датируется 1624 г.
Выставка деревянной скульптуры
В северной галерее церкви Ризоположения размещена небольшая выставка русской деревянной культовой скульптуры. Представленные в ней экспонаты привезены в Москву из разных уголков страны. Особую ценность имеет горельеф святого Георгия, датируемый концом XIV в. Ранее он размещался в Георгиевском приделе церкви, уничтоженном пожаром 1737 г. Здесь же размещены резные иконы св. Николы Можайского с мечом и градом из храма св. Николы Гостунского, Распятие с разбойниками из Чудова монастыря. Дополняют экспозицию и другие различные резные кресты, складни и иконы, созданные в XV-XIX вв.
Церковь Ризположения гармонично вписывается в ансамбль Соборной площади Московского Кремля. Знакомство с этим памятником архитектуры подарит яркие воспоминания и поможет расширить представления об истории российской архитектуры и живописи.
После того, как мы внимательно рассмотрели внешние архитектурные особенности и , следует не менее подробно познакомиться и с внешним убранством небольшой церкви Ризоположения. Она выглядит более чем скромной по сравнению с . Да и стоит храм в весьма невыгодном месте – в тесном углу между Грановитой палатой, и Теремным дворцом. Но архитектура Ризоположенской церкви очень интересна и, несомненно, достойна отдельного рассказа.
В конце XV века в Московском Кремле шли грандиозные работы по перестройке его архитектурного ансамбля. Государь пригласил в Москву самых лучших мастеров, каких только могли сыскать его приближённые. Главную роль в создании нового облика великокняжеской резиденции сыграли, несомненно, итальянские зодчие. Но в Кремле трудились и псковские мастера. Именно им в 1484 году доверили возведение домовой церкви русских митрополитов.
Далее привожу цитату из книги И.М.Соколовой “Церковь Ризоположения” издания ГИКМЗ “Московский Кремль”: “Очевидно, псковским мастерам было предложено использовать в качестве образца московские храмы XV века, чем и объясняется преобладание в архитектуре церкви Ризоположения московских черт.” Здесь возникает дилетантский вопрос о московских каменных храмах XV века. О каких храмах идёт речь? О Спасо-Преображенском соборе Спасо-Андроникова монастыря? О Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры? Или вообще о церкви села Каменского? Оставим вопрос о московских каменных храмах XV века без ответа и вернёмся к церкви Ризоположения.
Храм является традиционным, крестовокупольным. Строили его из кирпича, в конце XV века в Москве этот строительный материал повсеместно заменил белый камень. Стены храма со всех сторон имеют трёхчастное деление. Помните, как отдельный участок стены называется? Правильно, прясло. Южная стена храма, как и другие стены, разделена на три прясла – широкое центральное и два узких боковых.
Каждое прясло завершается килевидными закомарами. Закомара – важный элемент древней русской архитектуры. Происходит “закомара ” от слова “комара”, что в древнерусском языке означало “свод”. (За комара – за сводом). Закомара – это завершение прясла внешней стены. Закомара своими очертаниями воспроизводит внутренний свод. Закомары могут быть полукруглыми, как на Успенском соборе.
Прясло южной стены Успенского собора. Прясло завершается полукруглой закомарой.Или килевидными, как в Благовещенском соборе и церкви Ризоположения.
Южная стена церкви Ризоположения. Закомары храма имеют килевидную форму.
Апсиды, то есть алтарные выступы с восточной стороны также состоят из трёх частей.
Стоит храм на высоком цокольном этаже – подклете.
Церковь Ризоположения – одноглавая. Завершается она шлемовидным куполом. Купол венчает высокий барабан.
На снимке – шлемовидный купол церкви Ризоположения, он стоит на высоком барабане. Левее – многочисленные главки Верхоспасского собора.
Заметим в скобках, что шлемовидные купола по форме напоминают древнерусский шелом. Шлемовидный купол – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Барабан Ризоположенской церкви поставлен на гранёный постамент. На нижнем снимке хорошо видны и постамент, и узкие арочные окна барабана. Форма окон подчёркнута валиком такой же, как и окно формы.
На снимке видно, что цилиндр барабана “вырастает” из гранёного постамента.
Обратим внимание на украшение верхней подкупольной части барабана. По всей его окружности проложен фриз. Фриз состоит из нескольких рядов кирпичных украшений.
Фрагмент барабана центрального купола церкви Ризоположения
На самом верху проложен валик, ниже идёт ряд арочек, ещё ниже – поребрик
, далее – бегунец
и снова поребрик
.
Поребриком
– в архитектуре называется особенная декоративная кирпичная кладка. Ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены. Ряд поребрика выглядит, как рифлёный пояс.
Бегунец
также представляет собой особенную кирпичную кладку. Кирпичи выкладываются наклонно и образуют треугольники. Треугольники бегунца поочерёдно смотрят вершинами вверх и вниз. Бегунец выкладывался поясом. Проще говоря – ряд кирпичных украшений в виде треугольников называется бегунцом.
Украшение стен бегунцом и поребриком было принято в северном зодчестве, характерном для Псковска и Новгорода. Псковские мастера оставили своеобразный автограф на московских храмах.
Восточная стена церкви Ризоположения
Рассмотрим восточную часть храма. Лучше всего она видна с Соборной площади. Обратим внимание на то, что центральный алтарный выступ (апсида) заметно шире боковых. Это архитектурная особенность крестово-купольных храмов.
Апсиды украшены декоративным кирпичным фризом. Такая деталь характерна для ранних московских церквей.
Апсиды восточной стены украшены поясом полуколонок. Через полуколонки перекинуты стреловидные арки. Они гармонично сочетаются с килевидными закомарами.
Каждая арка опирается на капители полуколонок. Капители по форме напоминают перевязанные снопы.
Над килевидными арками проходит интересный пояс-фриз со сложным растительным орнаментом.
Завершается фриз рядом ступенчатых треугольных ниш, разделённых низкими колонками с бусинами.
Южная стена церкви Ризоположения
Войти в Ризоположенскую церковь можно с южной или восточной стороны. У южного входа устроено высокое крыльцо, к нему ведут ступени.
Портал южного входа украшен килевидным завершением.
По всей ширине южной стены проходит декоративный фриз. Его мотив почти повторяет фриз восточной стены. Но с востока ряд ниш имеет треугольную форму. С южной стороны – ромбовидную.
Для сравнения привожу два снимка.
Фриз южной стены Фриз восточной стеныВ верхней части под центральной закомарой южной стены расположена тройная ниша. По форме она напоминает тройную икону-складень. По всей видимости, в нише было живописное изображение. Но ни следов, ни документов о сюжете росписи не сохранилось.
Обратите внимание, что центральная часть складня отделена от боковых полуколонками с капителями в виде перевязанных снопов. В центре полуколонки украшены бусинами.
Северная стена церкви Ризоположения
С северной и западной стороны к храму примыкает поздняя галерея, её добавили в середине XVII века.
Вид на Ризоположенскую церковь с северной стороны. На снимке видно, что основной четверик храма закрыт поздней галереей.Наверху в середине северной стены находится ниша. В ней хорошо просматриваются остатки росписи XVII века. (Фреска раскрыта в 1996 году).
На фреске изображён храмовый праздник “Положения ризы Пресвятой Богородицы”.
Западная стена Ризоположенской церкви
На западную стену Ризоположенской церкви обратит внимание лишь очень дотошный посетитель. Причислим себя к таковым и заглянем в самый дальний угол. Обратим внимание на то, что пристроенная в XVII веке галерея (мы видели её с севера) с западной стороны соединена с Теремным дворцом. Таким образом, из дворца через крытую галерею можно было попасть не выходя на улицу прямо в Ризоположенскую церковь.
На западной стене над галереей видна ещё одна ниша. Установлено, что в ней находилась фреска “Печерская Божия Матерь”.
Этот образ был очень почитаем в Москве. Одно время Ризоположенскую церковь называли храмом Печерской Богоматери, к церкви даже пристроили Печерскую часовню. В 1930-х-40-х годах ХХ века храм очистили от поздних пристроек, сломав в том числе Печерскую часовню. Тогда же оказался навсегда утрачен образ Печерской Богоматери.
Не станем перегружать статью подробностями о строительстве и многочисленных перестройках храма. Задачей настоящей статьи было рассказать о современном архитектурном убранстве церкви Ризоположения Московского Кремля.
О храмовом празднике Ризоположения будет отдельный рассказ.
Кратко напомню историю посвящения храма празднику Ризоположения.
Предыдущий современному храм 1451(?)года (сгорел в пожаре 1473 года) построили по повелению первого независимого московского митрополита Ионы (похоронен в Успенском соборе) в честь чудесного избавления Москвы от “скорой татарщины”. В 1451 году к Москве подошли войска татарского царевича Мазовши. Великого князя Василия II Тёмного в городе не было. (С.К.Романюк пишет, что он попросту сбежал, бросив Москву на произвол судьбы). Москвичи своими силами отразили первую атаку татар. Митрополит Иона со священниками молился о заступничестве Пресвятой Богородицы, обходил с молитвой стены белокаменного Кремля. Это было 2 июля 1451 года. На следующий день жители ожидали нового приступа, люди готовились к сражению. Но утром обнаружилось, что татарское войско покинуло стан. Историки свидетельствуют, что Мазовша решил вернуться в Орду в связи со сложной внутриполитической ситуацией. В Москве это событие расценили как чудо, заступничество Пресвятой Богородицы. 2 июля по старому стилю (юлианскому календарю), 17 июля – по современному летоисчислению православная церковь отмечает праздник Положения Святой Ризы Пресвятой Богородицы – Ризоположение.
(рус. Церковь Ризоположения; англ. Church of the Deposition of the Robe )
Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы (Церковь Ризоположения) – один из православных храмов, расположенных на территории Московского Кремля. Эта церковь была возведена в 1484-1485 годах, на месте одноименной церкви, 1451 года постройки, артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие совпало с церковным праздником «Положения ризы». В память этого и была названа церковь.
До середины XVII века церковь служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году, при патриархе Никоне, церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.
Церковь Ризположения сооружена в стиле ранне-московского зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Своды опираются на четыре, квадратных в плане, столба. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Стены, по вертикали, разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса. Стены завершаются килевидными закомарами, а своды опираются на четырехгранные столбы. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.
Роспись стен церкви выполнена в 1644 году иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым, в соответствии со средневековыми канонами: в куполе – Христос Вседержитель, на сводах – евангельские сюжеты, на стенах – росписи, тематически связанные с посвящением храма. Из четырех рядов стенописи, два верхних повествуют о жизни Богородицы, а два нижних ряда иллюстрируют прославляющий ее торжественный гимн – Великий Акафист.
Большую художественную ценность представляет иконостас церкви. Его заказчиком был патриарх Филарет – отец первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. В 1627 году иконописцы написали иконы трех верхних рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого. Большинство икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина. Иконостас и стенопись образуют единый художественный ансамбль.
«Тощие свечи» – так назывались большие подсвечники, сделанные из воска или дерева, полые (тощие) внутри. Две «тощие свечи» из церкви Ризположения, выполненные из воска, были вложены (подарены) в храм патриархом Иосифом, в 1649 году.
Кроме собственного церковного убранства в церкви Ризоположения выставляются образцы храмовой деревянной скульптуры из фондов музея, собранные в различных местах России, из закрытых церквей. Выставка русской деревянной скульптуры, на северной галерее церкви, помогает преодолеть традиционное заблуждение, что скульптура не использовалась в убранстве русского православного храма. Наиболее ценный экспонат – горельефное изображение святого Георгия конца XIV - начала XV века, одна из древнейших русских деревянных скульптур.
Здание церкви сильно пострадало во время обстрела Кремля 1918 году. В 1990 году церковь стала одним из пяти открытых для посетителей храмов Кремля.
В церкви Положения ризы Божией Матери ныне проводятся Богослужения: в день престольного праздника – утреня, затем литургия.
Храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля. К сожалению, он не так хорошо известен москвичам, как Успенский или Архангельский соборы. Возникновение церкви на этом месте связано с удивительной легендой. Еще в V веке от Рождества Христова, неподалеку от Назарета были обнаружены одеяния Богородицы – ее риза. Ризу перенесли в Византию, основав в честь этого великого события храм. В дальнейшем эта риза неоднократно чудесным образом спасала Константинополь от неминуемого захвата противниками. День обретения ризы Пресвятой Богородицы стал большим праздником на Руси, перенявшей религию и обряды от Византии.
Летом 1451 года, накануне праздника Обретения Ризы, к стенам Кремля подошли татарские войска. Татары подожгли вокруг крепости все деревянные постройки, и дым от них душил кремлевских защитников. Митрополит Иона в дыму и под градом стрел провел крестный ход, прося помощи у Богородицы. И случилось великое чудо: ночью татарам привиделось огромное войско, пришедшее на защиту Кремля. В потемках татарские отряды, бросив все награбленное, спешно бежали из Москвы. В память об этом событии Иона распорядился основать церковь в честь Положения Ризы Богородицы. В конце XV века на ее месте была возведена новая каменная церковь.
Так как церковь была выстроена рядом с двором митрополита, в скором времени она стала его домовым храмом. В дальнейшем, вплоть до середины XVII века, митрополиты и патриархи молились здесь в уединении. Возвели Ризоположенскую церковь псковские зодчие Кривцов и Мышкин. Возможно, постройка была доверена русским мастерам во избежание народных волнений: ведь большинство каменных построек в Кремле возводили итальянские архитекторы – иноземцы, что вызывало ропот среди народа. Ризоположенская церковь стала примером воплощения традиций русского зодчества. Рядом с величественным Успенским собором она кажется изящной и воздушной.
Когда-то высшие духовные лица попадали в церковь Ризоположения, не выходя на улицу – по крытым переходам, ведущим от митрополичьих палат. В нижнем ярусе церкви – подклете – хранилось драгоценное имущество митрополита. Ризоположенская церковь неоднократно страдала от пожаров и разорений. Самый большой вред был нанесен ей в смутное время, на рубеже XVI и XVII веков, когда Москва была захвачена шведско-польскими интервентами. Надеясь поживиться драгоценностями митрополитов и патриархов, они уничтожили большую часть церковных интерьеров. Восстанавливали церковь уже представители новой правящей царской династии – Романовы.
В связи с тем, что внутреннее убранство церкви было восстановлено одновременно, сейчас оно является прекрасным примером единообразного оформления храма XVII века. Почти сразу же после реставрации Ризоположенской церкви был выстроен новый патриарший двор с внутренним храмом. Патриарх передал церковь Ризоположения царскому двору, она была соединена переходами с палатами цариц и царевен и в скором времени стала одним из домовых храмов царской семьи. Над северной и западной папертями церкви Ризоположения возвели крытые галереи. Позже с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери.
Вход в церковь осуществляется с северной стороны. Здесь и сегодня хорошо сохранился декор XVII века – оформление портала и роспись в его арке. А в галерее, окружающей храм, в наши дни располагается экспозиция древнерусской деревянной скульптуры. При входе сразу же обращает на себя внимание горельеф святого Георгия – одна из самых древних деревянных скульптур России. Подобные скульптуры были своего рода объемными иконами и располагались в киоте. Святой Георгий традиционно считался покровителем Москвы, его изображение находится на городском гербе. Также здесь можно увидеть произведения мастеров-резчиков по дереву из других городов России.
Особый интерес представляют «Богоматерь Знамение» из Ростова, рельефная икона «Снятие с креста» из Новгорода, а также деревянные иконы из Соловецкого монастыря. Есть среди экспонатов и деревянное изображение митрополита Ионы, трудами которого была заложена Ризоположенская церковь. На выставке представлено изображение Николая Можайского – образ, в котором чудотворец явился на защиту русского города Можайска. В самом храме располагается иконостас, иконы которого были выполнены в XVII веке артелью иконописца Назария Истомина. Фрески появились в храме в тот же период. Сюжетом стенных росписей является прославление Богородицы.
Александра Гурьянова
Церковь Ризоположения – старинное здание с уникальной историей, один из ключевых элементов в архитектурном ансамбле . Строительство этого храма стало ознаменованием сразу двух важнейших для России событий - отделения русского Православия от византийской церкви, а также завершения Смутного времени.
Дошедший до наших дней каменный храм возведен на месте деревянной Церкви Ризоположения, заложенной первым митрополитом русской церкви Ионой в 1451 г. В этот год Москва подверглась одному из последних нашествий татаро-монгольских орд. Правнук хана Тохтамыша, ордынский царевич Мазовша, с боями дошел до Кремля. Предместья Москвы на тот момент уже горели, только чудо могло спасти город от окончательного разорения.
В этот момент митрополит Иона принял решение о Крестном ходе вокруг городских стен. На следующую ночь монголы неожиданно оставили свой лагерь, побросали обозы с награбленным добром и оружием и в панике убежали из Москвы. Историки до сих пор не могут объяснить причины бегства Мазовши, который был в шаге от захвата города. Нечто подобное произошло с одним из дальних предков царевича – ханом Батыем.
В память о чуде, спасшем Москву, и была построена деревянная Церковь Ризоположения. В 1479 г. храм сгорел, и на его месте было решено возвести каменный собор.
Столетия монгольского владычества привели к утрате традиций строительства домов из камня. Одним из немногих городов, где оставались толковые каменщики, был Псков. Оттуда и были приглашены мастера Мышкин и Кривцов. Псковичам поручили возвести несколько зданий в Москве, включая Церковь Ризоположения в Московском Кремле.
Строительство продолжалось с 1484 по 1485 г. Мышкин и Кривцов переняли многие приемы у знаменитого итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Москве . Освятили Церковь Ризоположения в 1486 г., после чего собор на долгое время стал основной резиденцией московского митрополита. Система проходов и каменных арок соединяла храм с двором Патриарха.
В 1737 г. страшный пожар едва не уничтожил храм, а в 1917 г. при обстреле большевиками Кремля одна из стен церкви получила артиллерийскую пробоину.
В настоящее время в храме проходят традиционные для Православия религиозные службы.
Архитектурные особенности
Церковь Ризоположения выглядит достаточно скромно на фоне более поздних зданий Кремля, однако в XV в. храм был одним из крупнейших в стране, и значение его было сопоставимо с той ролью, что ныне играет .
Церковь Ризоположения – классическое для русского зодчества купольное строение. Храм полностью сложен из обожжённого кирпича. В соответствии с архитектурной традицией того времени, фасады делятся на прясла – художественно выделенные части фасада. Каждое прясло увенчано шлемовидным сводом, выполненным из металла. Центральный фасад выделяется тремя полукруглыми выступами – в образуемом этой стеной помещении находится алтарь церкви.
У Церкви Ризоположения лишь один купол, установленный на высокую круглую башню с окошками-бойницами. По внешнему облику и архитектурным особенностям Церковь Ризоположения очень напоминает шедевр средневекового зодчества – Храм Покрова на Нерли.
Псковские мастера украсили здание традиционным для северного зодчества орнаментом. Кроме того, в качестве декора использовались ленты из лепнины и камня – фризы. Главный вход в церковь представляет собой каменную арку, по внешнему виду напоминающую шлем русского ратника XIII-XIV вв.
На всех стенах храма можно разглядеть небольшие углубления: в этих нишах находились иконы, выполненные из цветных камней и стекла. До нашего времени дошла лишь одна фреска. Это уникальное произведение искусства XVII в. обнаружили реставраторы, занимавшиеся восстановлением фасада церкви в 1996 г. Фреска, изображающая Ризоположение Богородицы, украшает северный фасад здания.
Внутреннее убранство
Церковь Ризоположения – один из немногих московских храмов, в которых сохранилось оригинальное убранство. Статус архитектурного памятника и непосредственное отношение к ансамблю Московского Кремля стало для собора защитой в советское время.
В храме можно увидеть уникальные православные фрески, изображающие земной путь Богородицы. Над фресками работали мастера Осипов и Борисов, выполнявшие самые ответственные поручения царя.
Главная икона храма – «Ризоположение Богородицы». Автором этого удивительного по глубине и качеству художественного воплощения образа стал великий иконописец XVII в. Назарий Истомин. Иконостас Церкви Ризоположения также выполнил Истомин. Работы по созданию этого уникального произведения церковного искусства были завершены в 1627 г. Иконостас Истомина стал первым после завершения Смутного времени.
Иконы сочетают традиции русской и византийской иконописи, все образа считаются бесценными шедеврами.
В церкви можно увидеть коллекцию старинных подсвечников, принадлежавших патриарху Иосифу - видному деятелю русской церкви середины XVII в.
К храму примыкает небольшая крытая галерея, в которой размещена выставка скульптуры Древней Руси. Деревянные статуэтки святого Георгия, Богородицы, Иисуса, митрополита Ионы, Николая Можайского изготовлены с невероятным мастерством и вниманием к деталям.