Как запомнить английские времена. Время разобраться с временами, или как усвоить систему английских времен Как быстро выучить формулы времен в английском
Примерно в таком соотношении используются в устной речи видовременные формы глагола
Времена английского глагола – одна из самых устрашающих тем в грамматике. На первый взгляд таблица в 20 (или 24, смотря как считать) ячеек с непонятными словами, схемами, примерами выглядит жутковато. Плюс к этому есть еще под три сотни , которые подчиняются своим собственным правилам.
И по какой-то странной причине все, кто уже знает язык, говорят, что ничего сложного во временах глагола нет! Может быть, эта причина в том, что в них действительно нет ничего сложного?
Я тоже считаю, что времена в английском языке – не такая страшная тема, как кажется. Эти несколько подробных советов помогут с ними справиться!
1. Не пренебрегайте учебниками
Иногда встречается мнение, что учебники – это скучный и устаревший, отживший свое инструмент изучения языка. Сейчас действительно много полезных обучающих программ, сервисов, но учебники нисколько не потеряли актуальности.
Учебник – это очень удобный инструмент, в нем есть нужная теория, примеры, упражнения. Все расположено в тщательно продуманном порядке и умещается под одной обложкой. Времена английских глаголов, да и вообще грамматический материал, достаточно подробно разобраны в общих самоучителях, например , но есть и книги, специализирующиеся именно на глаголах. Например, “Повторяем времена английского глагола” Т. Клементьевой. Эта тонкая книжка содержит всю необходимую информацию, подробные объяснения и много упражнений.
Конечно, не стоит ограничивать изучение языка только учебником, ведь он не может дать, например, разговорную практику, но и отказываться от него не нужно, особенно на первых порах. Это удобный путеводитель, карта, которая поможет не заблудиться в языковом путешествии.
Если для вас лучше один раз увидеть, посмотрите видеоуроки – их очень много и они все бесплатные. Ютюб переполнен учителями и просто энтузиастами, снимающими образовательное видео. К сожалению, многие ролики сняты “на коленке” и не радуют хорошим качеством.
Рекомендую посмотреть видеуроки на Puzzle English – они профессионально сняты, в них хорошо дается теория и приводятся интересные примеры. К тому же, посмотрев урок, вы сможете пройти упражнения и задать вопрос, если что-то непонятно.
3. Не бойтесь количества времен глагола в английском
Мы привыкли, что в русском языке всего три времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее. В английском языке времен каким-то немыслимым образом аж 20 штук. Как это вообще возможно? На самом деле 20 штук не времен, а, если быть точнее, видовременных форм, которые для простоты называют временами. Нужно различать время глагола и вид .
Сколько времен глагола в английском? Времени всего три, как и в русском:
- Present (настоящее),
- Past (прошедшее),
- Future (будущее).
Однако каждое из времен может быть четырех видов. Вид – это такой смысловой модификатор времени, который уточняет, как именно происходит действие. В русском языке есть всего два вида – совершенный и несовершенный , да и то только у глаголов в прошедшем времени.
Мы думали о прекрасном (несовершенный вид).
Мы подумали о прекрасном (совершенный вид).
В английском языке видов четыре, причем во всех временах.
- Simple (Indefinite) – действие вообще, регулярное действие.
- Continuous (Progressive) – длительное действие, происходящее в определенный момент.
- Perfect – завершенное действие (как наш совершеный вид).
- Perfect Continuous – среднее между длительным и завершенным действием. На практике используется очень редко, особенно в разговорной речи.
Нетрудно посчитать, что три времени по четыре вида – это уже 12 возможных комбинаций. Эти комбинации называются “видовременные формы”, а для краткости – просто времена английского глагола. Когда говорят, что в английском 20 времен, имеют ввиду видовременные формы.
Итак, в английском мы насчитали 12 форм, откуда еще 8?
Запомнить их очень просто, никаких трудных правил нет, вот только глагол to be может вызвать некоторые трудности. Чтобы помочь с ними справиться, я написал отдельные рекомендации и составил карточки для запоминания:
5. Времена Simple – самые нужные
Итак, вы уже поняли, что времена в английском языке не так уж страшны. Что дальше? Дальше – просто, нужно внимательно изучить каждую форму и запомнить ее образование. В первую очередь нужно знать всего ТРИ самые используемые формы:
- – настоящее простое,
- – прошедшее простое,
- – будущее простое.
Примечание: в некоторых учебниках вместо термина Simple используется Indefinite (неопределенное) – это одно и то же.
Образуются они очень просто. Во временах Simple только глаголы в прошедшем времени присоединяют окончание -ed (не считая неправильных глаголов) и есть одна форма (1-ое лицо, ед. число) с окончанием -s . Это пустяк по сравнению с разветвленными системами окончаний в испанском, французском, русском, да и многих других языках.
Подробно эти схемы расписаны в . Так как вы уже знаете глагол , вы сможете запомнить эти формы не только в утвердительной форме, но и в вопросительной и отрицательной.
Собственно говоря, на этом можно закончить изучение времен. Если ваша цель – общение на уровне “выживания за границей”, если вы хорошо владеете жестами, мимикой, не боитесь ошибаться, то даже этих трех времен будет достаточно для общения.
Но если такой минимальный уровень вас не устраивает, я рекомендую последовательно изучить все времена, а потом уже практика покажет, что нужно, а что не нужно. Я составил удобную таблицу, в которой представлены все .
6. Тренируйтесь строить фразы, развивайте навыки
Изучение языка – вопрос, скорее, не получения знаний, а развития навыков. Частая ошибка – пытаться “выучить” язык, запомнить его как бы на потом. Мол, я сначала язык выучу, а потом буду на нем говорить. Язык нужно не столько учить, сколько тренироваться в его владении, развивать навыки. Как в спорте. И как в спорте, для этого нужно упражняться. Вот как можно разобрать одну видовременную форму:
1. Изучите правило
Обычно оно умещается в одну фразу, например: “Для построения прошедшего простого времени добавьте к начальной форме глагола окончание -ed”. Только не забывайте, что ваша задача – уметь строить фразу, а не знать назубок правило.
2. Разберите примеры
В любом учебнике после правила идут примеры, например:
I wanted – Я хотел.
She helped – Она помогла.
3. Выполните упражнения, чтобы запомнить схему
В учебниках обычно предлагают составить фразы с пройденной формой, перевести предложения, поставить слово в нужной форме и так далее. Например:
Поставьте слово в нужную форму:
She (to invite) me to the party yesterday.
С помощью упражнений вы закрепите знание правила, выработав начальный навык построения нужной фразы. Но многие страдают тем, что вроде как знают все правила, могут запросто прорешать упражнения из учебников, а говорить и понимать на слух – не могут.
Чтобы говорить и понимать на слух, нужно тренироваться именно говорить и понимать на слух. Грамматика и лексика – это только часть изучения языка, знания слов и грамматики нужно помножить на практику в , вот тогда вы действительно будете владеть языком, а не просто знать его.
7. Учите времена английского глагола в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах
Вариант 2. Учим времена глагола с помощью карточек
Возьмите картонные карточки и напишите с одной стороны английскую фразу, с другой – перевод (можно воспользоваться и электронными карточками )
Вот как можно заниматься по карточкам:
1. Начните с голой схемы без лишних слов
Сначала возьмите карточки с полной таблицей спряжения без лишних слов – только и . В в статьях о временах глагола есть уже готовые карточки, например вот этот набор.
I noticed - Я заметил.
You noticed - Ты заметил.
She noticed - Она заметила.
He noticed - Он заметил.
They noticed - Они заметили.
We noticed - Мы заметили.
I did not notice - Я не заметил.
You did not notice - Вы не заметили.
She did not notice - Она не заметила.
We did not notice - Мы не заметили.
They did not notice - Они не заметили.
Did I notice? - Я заметил?
Did you notice? - Ты заметил?
Did he notice? - Он заметил?
Did we notice? - Мы заметили?
Did they notice? - Они заметили?
2. Расширьте голую схему до коротких фраз
В жизни мы редко говорим двумя словами вроде “Я пригласил” или “Я заметил”. Расширьте схему до более подробных, но коротких фраз, причем подберите разных контекст для каждого отдельного лица и числа, чтобы сделать задачу посложнее (тяжело в учении – легко в бою). Например:
- I noticed your new dress.
- I didn’t notice this noise.
- Did you notice something?
Будет здорово, если вы сделаете яркие, живые фразы . Можно добавить имена знакомых, немножко юмора (смешное хорошо запоминается). Даже если фразы будут полным абсурдом, ничего страшного, вам ведь нужно просто потренироваться!
3. Потренируйтесь строить фразы на лету
Напишите десять-пятнадцать глаголов, которые вы хорошо знаете и, глядя на них, говорите вслух придуманные на ходу фразы с этими глаголами. Фразы лучше всего строить от первого лица, ведь мы чаще всего говорим именно от первого лица. Можете разнообразить упражнение, вставляя фразы в других лицах и числах, добавляя утверждения и отрицания. Зная одни только времена Simple можно очень много чего рассказать.
Вам может показаться, что такая детальная и тщательная проработка одной видовременной формы ни к чему. Действительно, запомнить форму можно и без этого, но с помощью таких упражнений вы не только лучше запомните построение фраз, но и лучше проработаете речевой навык.
8. Тщательно проработайте 7 основных видовременных форм
Если взять таблицу времен глаголов в действительном залоге, мы увидим 12 форм. Однако чаще всего используется 7 из них, в таблице они выделены оранжевым. Их нужно проработать особенно хорошо.
Simple | Continuous | Perfect | Perfect Contonuous | |
Present | ||||
Past | ||||
Future |
Другие формы тоже знать нужно, просто не пытайтесь выучить их на таком уровне, чтобы безошибочно выдавать спряжение Future Perfect, когда вас разбудят среди ночи. Это не приоритетная задача. Усилия и время стоит распределять разумно. Особенно не стоит углубляться во времена Perfect Continuous. Знать их на уровне понимания нужно (пригодится при чтении), но вот вырабатывать уверенный речевой навык… уж очень редко они встречаются в речи.
Английские времена отличаются от времен в русском языке. Именно поэтому многие не понимают их и постоянно путают. Это приводит к тому, что мы не можем говорить на английском, либо делаем это медленно с ошибками.
Но разобраться в английских временах намного легче, чем кажется. Сегодня я расскажу, как их надо правильно учить, чтобы легко запомнить и использовать в своей речи. Именно так мы обучаем наших студентов.
В статье вы узнаете:
- Как правильно и быстро учить английские времена?
- Какие 3 типа предложений бывают?
- Правильную последовательность изучения времен.
Почему нам сложно разобраться в английских временах?
Какие времена в английском бывают?
В английском языке существует 4 группы времен: простые (simple), продолженные (continuous), завершенные (perfect), завершенные длительные (perfect continuous). В свою очередь в каждую из этих групп входит настоящее, прошедшее и будущее время. Итого получается 12 времен.
Я не буду акцентировать внимание на том, когда какое время мы используем, и разъяснять грамматику. В конце статьи я дам ссылки на статьи по некоторым из них. А сейчас я покажу вам, как правильно учить времена.
Что значит "выучить время"?
Многие люди учат английские времена, запоминая наизусть правила, и делают только письменные упражнения. Обычно так учат английский по классической методике (как в школе или на обычных курсах), на компьютере/телефоне или самостоятельно.
В итоге человек не может использовать времена, которые он изучил, в устной речи и быстро забывает их.
Чтобы выучить время нужно:
1. Понять, когда оно употребляется, и как образуются предложения.
2. Научиться использовать его в разговоре и на письме.
Только так вы легко и быстро сможете запомнить английские времена и использовать их в жизни.
Как это сделать? Читайте ниже.
Как правильно учить английские времена?
Все времена в английском языке состоят из 3-х типов предложений: утвердительного, отрицательного и вопросительного.
Посмотрите пример:
Утвердительное: Я гуляю
Отрицательное: Я не гуляю
Вопросительное: Ты гуляешь?
Изучение любого английского времени сводится к трем простым шагам:
1. Научиться строить утвердительные предложения
2. Научиться строить отрицательные предложения
3. Научиться задавать вопросы
Давайте рассмотрим на практике, как это делается.
Как учить английские времена?
В английском языке в предложении мы не можем переставлять слова так, как привыкли делать это в русском. Каждое слово имеет свое определенное место. Поэтому каждый тип предложения (утвердительное, отрицательное и вопросительное) в английском образуется по определенной схеме.
Чтобы выучить время, вам просто надо знать схемы построения каждого типа предложения и уметь использовать их.
Рассмотрим это на примере времени Present Continuous (длительное настоящее время).
Утвердительное предложение
Берем схему утвердительного предложения в Present Continuous:
I am ___-ing (какое-то действие)
Я _____ (какое-то действие)
Вместо прочерка вы можете поставить любой глагол (действие).
Например:
I am swimming
Я плаваю.
I am working
Я работаю.
I am driving a car.
Я веду машину.
Заменяя глаголы, вы учитесь создавать свои утвердительные предложения в этом времени. Сначала лучше всего составлять предложения устно, а потом в письменном виде.
Если вы только просмотрели правила, но не отработали их на практике, то не переходите к следующему типу предложений. Существует единственный критерий, по которому можно это сделать: вы можете легко сказать предложение без запинок и ошибок на английском языке.
Отрицательное предложение:
Когда вы учите времена, очень важно соблюдать последовательность изучения типов предложения:
утвердительное → отрицательное → вопросительное
Все дело в том, что схема утвердительного предложения - базовая. На её основе строятся схемы отрицательного и вопросительного предложений. Сейчас я все поясню.
Я _____ (какое-то действие)
Схема отрицательного предложения:
I amnot
____-ing (какое-то действие)
Я не _____ (какое-то действие)
То есть, чтобы сделать отрицание, мы добавляем частицу not (не) в схему утвердительного предложения. Просто же?
Теперь надо научиться составлять отрицательные предложения на практике.
I am not reading.
Я не читаю.
I am not sleeping.
Я не сплю.
I am not running.
Я не бегу.
Вопросительное предложение:
Как я писала выше, чтобы построить вопрос, надо внести изменения в схему утвердительного предложения.
Схема утвердительного предложения:
I am ____-ing (какое-то действие)
Я _____ (какое-то действие)
Схема вопросительного предложения:
Am
I____-ing? (какое-то действие)
Я _____? (какое-то действие)
То есть, чтобы сделать вопрос во времени Present Continuous, надо поставить am на первое место. Разобрав схему, составляем собственные предложения:
Am I writing?
Я пишу?
Am I cooking?
Я готовлю?
Am I reading?
Я читаю?
Как научиться использовать английские времена на автомате?
Только разобрав все три схемы образования и научившись строить предложения с ними, можно сказать, что вы знаете время. В этом случае вы сможете без труда сказать любое предложение, используя данное время.
Если вы будете правильно тренироваться, составляя много предложений, то английские времена у вас будут отлетать от языка, и вы будете использоваться их на автомате.
А вот два совета, которые сделают ваше обучение еще более эффективным. Обязательно следуйте им, когда учите времена.
1. Соблюдайте правильную последовательность изучения времен
Учите времена только по группам
Как я говорила в начале, английские времена разделены на 4 группы: простые (simple), продолженные (continuous), завершенные (perfect), завершенные длительные (perfect continuous).
Времена надо учить строго по группам в таком порядке:
1. Времена группы Simple
2. Времена группы Continuous
3. Времена группы Perfect
4. Времена группы Perfect Continuous
В это случае вам намного легче будет понять каждое новое время, зная предыдущее.
Соблюдайте последовательность внутри группы
Каждая группа времен состоит из: настоящего, прошедшего и будущего времен. Учите времена строго в этой же последовательности.
Например, возьмем группу Simple. Порядок изучения времен такой:
1. Present Simple (Настоящее время)
2. Past Simple (Прошедшее время)
3. Future Simple (Будущее время)
В остальных 3-х группах порядок изучения точно такой же.
В каждом из времен вам нужно разобрать 3 типа предложений
Изучая время, начинайте всегда с утвердительных предложений, далее переходите к отрицательным, а потом к вопросительным. Не меняйте порядок.
2. Составляйте как можно больше предложений после каждого кусочка теории
Чем больше вы тренируетесь, тем легче вам будет использовать это время в разговоре. Разобрав образование утвердительного предложения, обязательно сразу же отработайте составление этих предложений на практике. Только потом переходите к отрицательным предложениям.
Если вы будете разбирать сразу все три типа предложений и только потом тренировать их, вам будет тяжело и вы будете постоянно путаться. Делайте все последовательно.
Краткое резюме статьи
Каждое время в английском можно представить в виде схем построения предложений, которые бывают: утвердительными, отрицательными, вопросительными.
Задавайте вопросы и делитесь успехами в комментариях под статьей.
Самая глобальная проблема, с которой сталкиваются абсолютно все люди, изучающие язык, это непонимание английских времен.
Разобрав одно время, кажется, что все понятно и просто. Но как только приступаешь к следующему, в голове появляется «каша». А времен в английском языке целых 12. И чем больше ты учишь, тем больше все твои знания смешиваются в голове, после чего забываются. Почему это происходит? Как легко запомнить времена в английском языке?
В этой статье вы узнаете, из-за каких ошибок люди никак не могут выучить английские времена, и как разложить их по полочкам в своей голове.
Как выучить времена в английском языке?
Итак, какие самые распространенные ошибки допускают люди?
Ошибка № 1: Браться сразу за все времена
Помните табличку в школьных учебниках, которая содержала сразу все 12 времен? В ней было краткое описание каждого времени и схема образования. При взгляде на нее глаза разбегались, и было непонятно, с какого времени следует начать. Учителя же старались разобрать на уроке как можно больше. В итоге многие не могли использовать ни одно из них.
Некоторые люди хотят выучить язык побыстрее. Из-за этого они начинают разбираться не с каждым временем по отдельности, а берутся сразу за несколько. Например, учат сразу все времена группы Simple: Present Simple (Настоящее простое), Past Simple (Прошедшее простое), Future Simple (Будущее простое).
В результате получается, что все эти времена перемешиваются в голове. И поэтому в разговоре на английском человек чаще всего использует либо одно время - настоящее, либо он старается использовать все, но постоянно делает ошибки.
Бонус: У вас в голове "каша" из английских времен? Узнайте на в Москве, как легко разобраться во временах.
Рекомендация: Начинать учить времена нужно от простого к сложному. Не следует сразу браться за сложные времена. Например, если вы начнете изучать сразу Present Perfect (Настоящее завершенное), то точно не поймете это время.
Начинать нужно с самых азов. Лучше всего перед изучением времен разобраться с глаголом to be и вспомогательными глаголами , так как они помогут вам лучше понимать дальнейшую информацию. Потом, приступая к временам, начните с самого легкого, например, c Present Simple .
Не следует брать сразу несколько времен. Лучше качественно поработать, понять и научиться использовать одно время, чем мельком пробежаться по трем и ничего не запомнить.
Разбирая каждое время:
- Посмотрите, в каких ситуациях мы используем это время.
- Посмотрите, как образуется время.
- Узнайте, какие слова часто используются с этим временем и могут помочь быстро определить его.
- Разберите, как составлять отрицательные предложения, то есть когда вы хотите сказать: «Я не…».
- Разберите, как задавать вопросы в этом времени.
Вся эта информация позволит вам узнать, когда нужно использовать время и как строить все виды предложений с ним.
Ошибка № 2: Зубрить правила, а не пытаться их понять
Многие люди считают, что единственный способ выучить что-то - это зубрежка. Ведь именно так мы учились в школе и университете. Но что даст вам то, что вы сможете пересказать все случаи использования времени Present Simple?
К тому же зазубренная информация не остается в нашей голове надолго. Именно поэтому мы садились готовиться к экзамену за 3 дня до него, чтобы не успеть забыть все то, что учили.
Например, когда разбираете случаи использования Present Simple, просто поймите, в каких ситуациях вы можете использовать время.
Возьмем первый случай использования этого времени: мы используем его, когда говорим о действиях, которые мы делаем регулярно. Подумайте, что вы делаете регулярно? Добираетесь на работу на машине, отводите ребенка в садик, занимаетесь английским языком или ходите в спортзал? Именно во всех этих ситуациях вам надо использовать Present Simple.
Вы можете не помнить, как дословно звучит правило. Главное чтобы вы понимали, когда вам нужно использовать это время .
Ошибка № 3: Не понимать разницу между временами
Иногда человек знает все случаи использования времен, но не может понять разницы между ними. Следовательно, у него нет понимания, когда какое время нужно использовать.
Это происходит из-за того, что в английском языке времена делятся на простые, длительные и завершенные. В русском языке такого деления нет. Поэтому такая логика разделения времен нам кажется не понятной.
Возьмем предложение: «Я читала книгу». В зависимости от того, что именно вы хотите сказать, вы можете использовать два времени: Past Simple и Past Continuous.
Вы должны четко понимать их отличие, чтобы передать ваши мысли собеседнику. Если вы говорите это как обычный факт: я вчера убиралась, смотрела сериалы, гуляла, читала книгу, то мы используем время Past Simple.
Если же вы хотите показать длительность это действия: я вчера читала книгу весь день и не успела прибраться, то нужно время Past Continuous.
Четко понимайте ситуации, в каких вы можете использовать одно время, а в каких - другое, и их отличие друг от друга. Это позволит вам выражать свои мысли правильно. И вы точно не попадете в ситуацию, когда вы хотели донести до собеседника один смысл, а он понял это по-другому.
Ошибка № 4: Не практиковать в разговоре пройденные времена
Некоторые люди досконально разбирают теорию и все отлично понимают. Но вот составить предложение при разговоре в нужном времени не могут.
Представьте, что вы захотели научиться управлять самолетом. Вы прочитали все самоучители, знаете что нужно нажимать и как. Можете ли вы сказать, что умеете управлять самолетом? Конечно, нет.
Также и с английским языком. Вы не сможете использовать в разговоре времена, которые вы знаете, если не будете тренировать их на практике.
Вы должны отрабатывать на практике каждый маленький кусочек теории, составляя собственные предложения. Как это делать с помощью 3 простых шагов, читайте в этой статье .
Ошибка № 5: Составлять предложения "по-русски"
Часто люди пытаются дословно перевести мысль с русского на английский. Но каждый язык имеет свои особенности.
Например, в русском языке мы можем как угодно переставлять слова в предложении, и это не будет ошибкой. В английском же есть строгий порядок слов, которого мы должны придерживаться. Мы не можем переставить слова или поставить вспомогательный глагол в конце предложения, потому что это будет неправильно.
Рекомендация: Учитесь думать на английском языке, а не переводить предложения в уме с русского. Это позволит вам выражать свои мысли правильно, красиво и быстро. Как научиться думать, вы можете посмотреть .
Ошибка № 6: Не доводить каждый кусочек до идеала
Все люди хотят разговаривать на английском быстро и красиво, как носители языка. Но не у всех это получается. Почему? Составив 3-5 предложений в новом времени, которое проходит, человек думает, что теперь освоил его. Но этого недостаточно.
Представьте, что вы учитесь плавать. Проплыв 5 метров, вы можете сказать, что умеете плавать. Но чтобы научиться плавать быстро и на длительные расстояния, вам нужно продолжать тренироваться. Также и с английским языком.
Рекомендация: Не ограничивайте себя составлением нескольких предложений. Составляйте предложения до тех пор, пока не почувствуете, что можете делать это легко, совершенно не задумываясь, куда что нужно поставить. В голове должна возникать не схема образования предложения, а само предложение уже на английском языке.
Также добивайтесь того, чтобы предложения вы произносили с такой же скоростью и интонацией, как вы сказали бы это на русском. Ведь мы не говорим в жизни, проговаривая каждое слово в предложении. Эти упражнения позволят вам говорить на английском, как на своем родном языке.
Теперь вы знаете, какие ошибки мешают людям выучить времена английского языка. Избегайте их и вы сможете разложить все 12 времен «по полочкам» в своей голове.
Напишите в комментариях ниже, с какими проблемами вы сталкиваетесь, когда учите английские времена?
Основную сложность английского языка представляют большое количество времен и трудность их запоминания. Иногда даже сами англичане путают то или иное время и произносят их неправильно. Но если систематизировать всю информацию о них, то запомнить их будет гораздо проще. Если вы это сделаете, то имея хороший словарный запас, сможете свободно изъясняться на английском.
Чтобы суметь свободно пользоваться временами как инструментами своей речи, нужно логически понять, для чего они нужны, зачем их так много. Для этого нужно знать, как их использовать. То есть сравнить их с тем, как мы говорим по-русски. На самом деле английский язык намного проще русского по составу, по содержанию, и знания о нем гораздо проще систематизировать. Так как в английском языке нет столько окончаний, суффиксов и приставок, как в нашем. Это они компенсируют разными глаголами и их формами. Как и в русском языке, там есть прошлое, настоящее и будущее. Только есть еще разделение на простое, завершенное и длительное, а также завершенное длительное в каждом из времен. Simple – простое время – это то, что делается вообще, всегда, каждый день. Как в русском языке: учил, учу, буду учить. Следующая форма времен – это то действие, которое находится в процессе – Continuous. Здесь делается акцент на то, что человек находится, находился или будет находиться в процессе. Если по-русски мы скажем: я читаю сейчас, то в английском будет дословно – я читающий, пишущий, говорящий. То есть находящийся в процессе: я буду читающий завтра – I will be reading tomorrow. Основной признак этого времени – ing-ое окончание. Perfect. Здесь упор делается на результат и опыт. То есть какое-то действие, которое уже принесло результат. Если мы говорим – я выучил английский язык, то англичане скажут – я имею выученным английский язык, I have learned how to speak English. Обязательно в этих формах времени уже имеется какое-то завершенное действие с полученным результатом или опытом. Основной признак – глагол have и его формы, а также третья форма глаголов. Perfect continuous. Акцент здесь делается на какой-то временной промежуток. То есть, как долго длился определенный процесс. Я гулял на улице два часа, англичане же дословно скажут: я имею побытым гуляющим 2 часа – I have been walking for a 2 hours. Основные признаки: конструкция have been в формах и инговое окончание глаголов, а также обязательное упоминание промежутка времени: 5 минут, двадцать лет, три недели.Постарайтесь запомнить времена и понять разницу между ними. Тогда ваш английский станет ярче, богаче, и вам станет проще понимать людей и разговаривать на нем.
Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется обучиться вашему малышу. Чем скорее он освоит эту, чего уж скрывать, непростую науку, тем будет лучше для всех. Но как научить ребенка определять время? Как доступно и понятно объяснить малышу, что такое времена года и зачем нужна минутная стрелка?
Начнем с начала
Для ребенка время – это нечто несуществующее, аморфное, неопределенное. Конечно, малыш понимает, что жизнь не стоит на месте, но охарактеризовать это движение ему пока не под силу.
Познакомьте его с самым базовым понятием времени, а именно – с будущим, настоящим и прошлым.
Приведите простые примеры.
- Будущее: скоро мы поедем в гости к бабушке.
- Настоящее: сейчас мы кушаем торт.
- Прошлое: мы построили скворечник и повесили его на дерево.
Объясните ребенку разницу между тремя действиями, совершаемыми в разное время. Оперируйте только понятными крохе словами и интересными для него действиями.
Когда учить ребенка определять время?
Знакомить ребенка с будущим, прошлым, настоящим, а также с временами года и временем суток нужно как можно раньше. В 2,5-3 года дети уже спокойно могут ориентироваться в понятиях «день – ночь», «завтра – сегодня», «зима – лето», а также называть двенадцать месяцев и четыре сезона.
С часами малыша можно познакомить в 4-5 лет, главное, чтобы к школе он умел свободно определять время по часам.
Как научить малыша определять время?
Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.
Условно весь процесс можно разделить на три этапа.
- Обучения понятию «времена года».
- Обучение понятию «время суток».
- Обучение понятию «часы и минуты».
Знакомим малыша с календарем
Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.
Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».
Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.
- Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
- Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
- Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
- Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.
По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.
Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.
А вот какие календари покупать не стоит:
- с иностранными надписями;
- отрывные;
- с сокращениями (дни недели, месяцы);
- с передвижным флажком.
Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.
Сделайте своими руками игровой набор.
- Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
- Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
- Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)
Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.
Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.
Можно предложить малышу полезные игры.
- Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
- Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?
Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.
Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».
- Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
- Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
- Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
- Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
- Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».
Теперь можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.
Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.
- Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
- Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)
Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»
Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.
Не вводите понятия «без пяти», «без четверти», «половина» до тех пор, пока ребенок не научится быстро и легко определять время по часам.
Игры «Часы»
Чтобы закрепить успех, а заодно проверить, насколько ребенок понял преподнесенную вами информацию, предложите ему сыграть в простые игры с часами.
- Снимите со стены часы или возьмите картонный аналог с движущимися стрелками. Установите любое время. Например, 9:20. Пусть малыш скажет, сколько сейчас времени. Двигайте стрелки, пока кроха не станет более уверенно называть время, но не переусердствуйте и не утомите чадо.
- Существует обратная версия приведенной выше игры. Попросите малыша установить на часах время, которое вы назовете.
- Возьмите два циферблата и установите на них разное время (например, 2:30 и 20:20). Спросите у ребенка, что он делает в это время обычно (спит, умывается, завтракает и т.д.).
Дидактический материал
В Интернете есть множество картинок и заданий, которые помогут малышу научиться определять время по часам. Скачайте и распечатайте (лучше в цветном варианте) эти задания и предложите малышу.
Также существует специальная литература. К прочтению рекомендуется следующий список.
- «Беседы о пространстве и времени», Т. Шорыгина.
- «Умные часики. Учимся понимать время», Н. Найденова.
- «Меры времени, длины, массы, стоимости», Г. Шалаева.
- «Учимся определять время (книга с наклейками)», Н. Морган.
- «Часы и время», Г. Черненко.
Заключение
Дети любят учиться и тянутся к знаниям. Постичь загадочную «науку» определения времени хочет каждый малыш. Не отталкивайте ребенка, а доходчиво объясните ему все, что его интересует. Используйте красочные материалы – игрушки, карточки, книжки, раскраски. Покажите ребенку фильм о времени и часах. Чем больше информации вы предоставите чаду, тем лучше будет удовлетворен его исследовательский инстинкт.