Удивительная история Древнего Египта: всё самое интересное о стране фараонов. Взгляд мировых религий на происхождение человека Происхождение людей в египетской
О происхождении древних египтян мало что известно.
Одни ученые - египтологи - считают, что они выходцы из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным . Так или иначе, но к IV тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.
Египет стал первым государством на Земле, первой великой державой, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость, непостижимость и божественное происхождение.
В своем развитии культура Древнего Египта прошла три периода:
1. Древнее царство
2. Среднее царство
3. Новое царство
Они охватили период с III тыс. по I тыс. до н.э. В течение этого периода, несмотря на некоторое развитие стилей, наблюдается удивительное постоянство, свидетельствующее о глубоко религиозном и приверженном традициям обществе.
Стремление к бессмертию
Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Египтологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте.
Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь воссоединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено - средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению мумификации - искусству изготовления мумий.
Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы - пирамиде.
Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались
Сах - тело человека
Шунт - его тень
Рен - его имя
Ах - его привидение
Ба - проявление сущности.
Ведущую роль играла Ка - душа человека, являющаяся его бессмертным двойником. Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение.
Древнейшие фараоны были захоронены в мостобах - это были прямоугольные сооружения, похожие на длинную скамью. Позже для фараонов и знати стали строиться четырехсторонние сооружения, похожие на длинную скамью. Позже для фараонов и знати стали строиться четырехсторонние сооружения с треугольными боковыми сторонами - пирамиды, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.
Считается, что пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамид и храмов считалась религиозным обязательством крестьян. Пирамиды и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощали казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа.
Археологи насчитали около ста пирамид, но они не все дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности.
Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера , воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп . Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.
Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса в Гизе, около Каира. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь - около 55000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 т. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 млн 300 тыс. таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение - запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.
Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света (в представлении античного общества семь чудес света - это наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, статуи Зевса в Олимпе, Гелиоса в Родосе, маяк в Александрии). Позднее, во II тыс.до н.э., пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня - это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.
Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня - это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше.
К началу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов грабились во все периоды древнеегипетской истории, хотя древние египтяне боялись и боготворили своих царей. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I , построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н.э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах, заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано более 200 скульптур).
В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.
Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?
1. Изображения на стенах храмов и гробниц.
«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”
По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.
Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.
2. Свидетельства историков
А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.
Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).
Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:
Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами . Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.
Мы видим, что изображения египтян и воспоминания Геродота в общих чертах совпадают. Именно такими представляют их себе большинство людей.
3. Скульптуры
В связи с верой, в то, что сохранение образа умершего делает его бессмертным, египтяне делали помимо канонических идеализированных скульптурных изображений и полностью или частично реалистичные портреты современников. Как правило, это портреты августейших особ. Они дают нам более конкретную картину внешнего облика египтян.
Гипсовая маска пожилого мужчины, возможно Эйе (Египетский музей, Берлин)
Гипсовая маска. Эхнатон. (Египетский музей, Берлин)
Царица Хатшепсут (очень интересная деталь – ее везде изображали с таким носом)
Статуя писца.
Как кажется, это наиболее реалистичные скульптуры. Лица очень интересные, даже трудно сказать, к какой расе они относятся.
4. Реконструкции по мумиям
Также увидеть облик древних египтян нам помогает и компьютерная реконструкция по черепу мумий. Конечно, она не на сто процентов передает черты лица, но всё же довольно достоверна. Вот что удалось нарыть в просторах Интернета: как правило, это реконструкции лиц знаменитых правителей Египта.
Тутанхамон:
(в профиль видно, что у него слегка удлинённый череп. Так его изображали и на фресках, и в скульптуре. Такие же удлинёные черепа были у его отца Эхнатона и его дочерей, что натолкнуло многих любителей мистификации на мысль о том, что все семейство Эхнатона – ИНОПЛАНЕТЯНЕ….)))))
вот еще одна знаменитая личность -жена Эхнатона Нефертити (впрочем, о том, принадлежала ли мумия, по которой восстановили ее портрет, Нефертити или кому-то другому, ученые спорят)
Клеопатра (правда, она не совсем египтянка, но все же одна из известных правителей Египта)
Полученное путем компьютерной томографии изображение черепа (слева) и воссозданный облик ремесленника Харвы (справа)
5. Потомки древних египтян
Ну, и наконец, представление о древних египтянах нам могут дать их потомки. Большинство считает, что прямые потомки египтян – это копты. Коптами называется христианское население Египта. “Копт”, собственно и переводится как “египтянин”.
Копты отличаются о других жителей египта внешне – они очень следят за чистотой своей крови и берут в жены только копток или европеек. А посему сохранили древнеегипетский прямой профиль. Составляют около 7% населения Египта и живут бок о бок с мусульманским большинством, и называют Бога Аллахом. Да и церкви в Египте стоят чуть ли не впритык к мечетям.”
Отличить коптов от арабов на улице – практически невозможно. По крайней мере, на первый взгляд. Однако, отличия есть. Прежде всего, их можно отличить по татуировке на правой руке. В целом же, копты – более симпатичные. Да не упрекнут в шовинизме, но это так. Арабы – более грубые и “пухлые”. У коптов же – более благородные и утончённые черты лица. Среди коптских девушек много очень красивых. Ну, вылитая Нефертити! Как на картинке:
И все же не думаем, что лишь коптов можно считать прямыми потомками фараонов. Один коптский священник сказал про современное население Египта: “Все мы – копты, только одни – христиане, а другие – мусульмане”. Мы думаем, что нынешнее население Египта – пришлое и состоит из арабов. По всей видимости, мы думаем так из-за того, что нынешние египтяне практически не говорят на исконном коптском языке, который был преемником собственно египетского языка. Но считать, что коренное население Египта было настолько вытеснено арабами, что большинство его попросту исчезло, было бы неверным.
Гюстав Ле Бон в книге “Цивилизация арабов пишет об арабах Египта:
“Современные египетские арабы представляют собой продукт скрещивания местного населения с арабами, завоевавшими Египет в 640г. под предводительством Амру. Будучи арабами по языку и религии, современные египтяне не являются таковыми по крови. В силу антропологических законов, упомянутых выше, элемент-завоеватель вскоре был растворен в более многочисленном элементе, представленным завоеванным населением.
Промежуточные элементы вскоре исчезли, таким образом, современный оседлый житель Египта, по существу, является сыном египтян времен пирамид. Это видно и по его фигуре, и по его широким плечам, толстым губам, выступающим скулам, и по схожести его с персонажами, изображенными на старинных монументах.”
Богата и прекрасна древняя история. Египет, Вавилон, Иерусалим - эти названия близки и понятны каждому человеку, кто хоть отдалено знаком с хронологией развития человечества. Рассмотрим в этой статье культуру Древнего Египта.
Как появилось египетское государство?
По мнению историков, государственное образование, получившее название Египет, было создано в Северной Африке, в долине огромной реки под названием Нил. Данная цивилизация принадлежит, наряду с индийской и китайской, к архаическим аграрным культурам. Зарождение египетской государственности относят приблизительно к 4-5 тысячелетию до нашей эры.
Сегодня существует целая наука - египтология, которая изучает египетскую культуру как единую и многообразную целостность.
Историки выделяют следующие этапы развития этого государства:
- Додинастический Египет.
- Ранее царство.
- Древнее царство.
- Новое царство.
- Позднее царство.
- Период правления Птолемея.
Самая древняя история: Египет в начале своего исторического пути
Государственное образование на этой земле начинается с того, что образуются два полюса Верхний и Нижний Египет. Столицей нового государства становится город Менфис. Объединительные процессы двух частей Египта проводит правитель Менес. В тоже время возникают и необходимые институты государственности: иероглифическое письмо, армия, религиозные культы и собственная идеология.
Период расцвета государства
Наибольшего расцвета Египет достиг в середине своей истории. Это время принято называть династическим периодом, когда на троне сменяли друг друга династии фараонов.
Дело в том, что в Египте был создан особый религиозных культ, который, помимо обожествления сил природы, включал в себя и обожествление личности царя. Власть фараонов была огромна, потому что он представлял собой олицетворение всего своего народа на земле. Соответственно, если вел фараон праведную жизнь и был угоден богам, то он и его народ получали спасение в загробном бытии.
Отсюда и особое внимание к сохранению тел умерших, ведь религиозные верования предполагали воскресение тел. Первые египетские пирамиды стали строиться именно как огромные и величественные усыпальницы умерших фараонов.
Какие гробницы самые величественные?
Египетская культура: собственные тексты
Современная египтология со времен позапрошлого века продвинулась очень далеко. На сегодняшний день существует достаточно большое количество источников, благодаря которым можно узнать многое о древней культуре. Рассмотрим их более подробно.
Первым и главным источником знания являются египетские тексты, написанные иероглифами. Долгое время данная древняя цивилизация представляла собой тайну, потому что иероглифическое письмо было совершенно не понятно европейцам. Настоящий прорыв в египтологии совершил французский ученый Жан-Франсуа Шампольон, который смог расшифровать язык древнего народа. К слову сказать, над этим бились и британские ученые, но именно Шампольону пришла в голову мысль обратиться к языку коптов - древних потомком египтян, которые в I веке нашей эры приняли христианство и полностью отказались от языческого наследия.
Египетская культура: тексты близ живущих народов
Вторым источником знаний о египетской культуре являются тексты греческих авторов, а также сочинения историков античной эпохи. Однако отношения между Египтом и другими государствами были сложными, поэтому часть информации, представленная в этих материалах, является несколько недостоверной.
И наконец, последним источником информации о египетской культуре стали тексты Библии. Само название государства часто встречается в Священном Писании и иных религиозных текстах евреев. В частности, подробно описывается массовый исход еврейского народа из Египта (что находит подтверждение в исследованиях современных ученых). Именно в Библии говорится, что древняя цивилизация в будущем потеряет свое могущество и станет рядовым государством.
Египетское искусство
Закат египетской культуры
В период позднего царства государство пришло в упадок, поэтому было завоевано Римской империей. Произошло это таким образом: на престоле сменялось множество фараонов. Одни из них были великими государственными деятелями (такие как Аменхотеп III). Эти цари значительно расширили границы своих владений, доведя их до территории Сирии.
Другие фараоны либо мало занимались государственными делами, либо вообще предлагали радикальные реформы. Таким реформатором был отец Тутанхамона Эхнатон, который мечтал о создании нового религиозного культа бога Солнца (Ра). Однако его реформы полностью провалились, а государство пришло в упадок.
Причины и последствия упадка Египта
Постепенный закат египетского могущества историки связывают с двумя обстоятельствами: упадок прежней религиозной системы, основанной на обожествлении фараона, а также клановая борьба египетской элиты.
Первое обстоятельство было весьма серьёзным для государства, которое держалось на вере в то, что фараон, как отец народа, может привести всех своих подданных к бессмертию и Богу. Цари часто вели себя недостойно, и это было заметно даже простым людям. К тому же во дворцах царила клевета, интриги и убийства (к слову сказать, многие египтологи предполагают, что большинство из царствующих фараонов умерли не своей смертью).
Клановая борьба внутри египетской элиты усиливалась и приводила к тому, что военачальники объявляли себя фараонами и стремились править определенной частью Египта. Это делало государство слабым и раздробленным, следовательно, уязвимым перед армиями других государств.
Все это привело к тому, что Египет пал под натиском войск молодого и самолюбивого военачальника Александра по прозвищу Македонский. А после ранней и внезапной смерти этого великого завоевателя египетское государство перешло к одному из его сподвижников - Птолемею.
Так началось правление чуждой государству Египетская столица тогда была перенесена в город Александрия, который прославился в веках своей удивительной библиотекой. Сам же Египет из некогда мощного государства превратился в сельскохозяйственную страну, которая являлась поставщиком продуктов питания для античного мира.
Древнее царство навсегда потеряло свою независимость. Последней царицей из рода Птоломеев была знаменитая красавица Клеопатра. Она покончила с собой, поняв, что римские войска готовы отобрать у нее ее престол. Так Египет превратился в одну из провинций грозной Римской империи.
Значение древнеегипетской цивилизации
Многим из наших современников хорошо знакома древняя история. Египет занимает среди других государств первое и почетное место. Многие туристы сегодня приезжают в эту страну не столько из-за ее теплого климата, сколько ради замечательных экскурсий по древним местам.
Для развития человечества многое значит египетская цивилизация. Она показала пример государственного устройства. Сильное и сплоченное образование, обладающее такими социальными институтами, как боеспособная армия, развития идеологическая система, система образования и воспитания, дает в целом очень положительные результаты. Государство становится лидером среди своих соседей, поэтому оно может претендовать на высокое положение и дает своим членам чувство относительной безопасности и уверенности.
Многообразна древняя история, Египет и его цивилизация - замечательный пример государственного устройства.
К слову сказать, библейское пророчество сбылось: с приходом новой эры навсегда потеряла статус большой державы.
Позже это государство подверглось арабскому завоеванию, поэтому сегодня Египет представляет собой одну из арабских стран. Коренное население, именуемое коптами, испытывает определенную дискриминацию вследствие того, т. к. эти люди являются христианами, живущими в мусульманской стране.