"согласование глаголов с существительными в роде и числе". Конспект логопедического занятия: Определение морфологических признаков глагола Подбор глаголов-синонимов в тексте
Тема: Приставочные глаголы
Выделение приставочных глаголов в речевом потоке.
Учить детей практически использовать в речи приставочные глаголы.
Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.
Ход занятия
Предварительная беседа с детьми:
кто в детском саду готовит для детей еду?
Что вы едите на первое в обед? (суп, борщ, рассольник, свекольник)
А что пьете на третье? (компот, кисель, какао, чай)
оргмомент. Сядет тот, кто запомнит за мной слова:
чай, кисель, компот;
сок, кофе, какао;
молоко, кефир, кофе;
борщ, щи, свекольник;
какао, сок, кисель.
Сообщение цели занятия.
Логопед: Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Настя. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?
Ребенок: Воду.
Логопед : А теперь вылей воду. Что делает Настя?
Ребенок: Настя выливает воду.
Предложения повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе
Логопед: подойди ко мне, Никита. Налей воду. Что делает Никита?Ребенок: Никита наливает воду.
Предложения повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе.
Логопед: Подумайте, дети, одинаковые действия выполняли Настя и Никита?
Налить – это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку.
Вылить – это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.
Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить?
Иди, … налей молоко. А ты, …, налей компот.
Дети составляют предложения про этих детей.
Логопед : а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.
Ответ : повар наливает щи, рассольник, борщ и т. д.
Логопед : а что наливает шофер?
Ответ : шофер наливает бензин.
Логопед: а что наливает доктор?
Ответ: доктор наливает лекарство.
Логопед: ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит эти действия и расскажет нам о нем?
Ребенок: Маша выливает воду, чай.
Логопед: послушайте, как маленькие части НА, ВЫ помогают называть разные действия (выливать, наливать).
Дети идут в природный уголок .
Логопед: Посмотрите на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, полей цветы. – что делает …?
Ответ : … поливает цветы.
Логопед : а что поливает садовник?
Составление предложений:
садовник поливает цветы,
садовник поливает клумбу.
Логопед обращает внимание детей на то, что в слове появляется новая часть ПО, выражающая другое действие.
Игра «Кто самый внимательный?» Работа с деформированной фразой.
Мама поливает суп. Садовник выливает клумбу. Паша поливает молоко дворник выливает улицу.
- Расширение глагольного словаря.
- Развитие связной речи.
- Совершенствование навыка чтения.
- Узорова О.В., Нефёдова. Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся младших классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Шукейло В.А. Учимся вместе. Учимся с увлечением. Русский язык в начальной школе: пособие для родителей и учителей. – СПб.: «Паритет», 2004.
- Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические работы по восстановлению речи у больных, перенёсших инсульт, черепно-мозговую травму и другие заболевания головного мозга. В трёх тетрадях. – М.: В.Секачев, торговый дом ИОИ, 2003.
- Таблицы с названиями частей речи, вопросами и обозначениями.
- Распечатки текстов.
- Школьные принадлежности, компьютер.
- Обучающая программа «Семейный наставник: Русский язык, начальная школа».
- Исходное положение – сидя, руки на поясе.
- Поворот головы направо.
- Исходное положение.
- Поворот головы налево.
- Исходное положение.
- Плавно наклонить голову назад.
- Исходное положение.
- Плавно наклонить голову вперёд.
- Исходное положение.
- Оргмомент.
- Динамическая пауза.
- Из укрытия «вылетает» Дракон (игрушка). Вы идёте за Прекрасной Царевной. Нет вам пути в заколдованное королевство Кощея Бессмертного, пока не послушаете мою сказку и не запомните её.
- Рядом с партами стоит мольберт, на котором прикреплён замок. Закрытый большим покрывалом. Когда дети подходят к партам, то замок открывается. В окошке замка видна Царевна (за решётчатым окном).
- Итог занятия.
Цель: Расширение приставочных глаголов с пространственным значением по теме «птицы»
Задачи:
1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
2.Активизировать в речи детей образование слов с использованием приставок пространственного значения.
Оборудование:
Аудиозапись «Голоса птиц»; картинки с изображением перелетных птиц: аист, лебедь, журавль, утка, ласточка, трясогузка, стриж; атрибуты к игре «Дальний путь»: гимнастическая скамейка, тоннель из обручей, большое картонное дерево, «болото».
Ход занятия
Организационный момент.
Пальчиковая игра «Птички – пальчики» .
Игра может проводиться на первом этапе по показу взрослого, затем по словесной инструкции(как перед большим зеркалом, так и без него).
Птички-пальчики летали,
Птички – пальчики устали, - дети делают взмахи кистями рук
Полетели, полетели (« крылышками»)
И ко мне на носик (брови, колени …) - пальцами обеих рук дотрагиваются
Сели до названной взрослым части тела Окончание игры проводится следующим образом :
Пошумели, пошумели
И в окошко улетели - дети делают движение кистями рук
Посидели, погалдели, легкое постукивание кончиками пальцев
Пошумели, пошумели по названной части тела
Игра повторяется несколько раз. Каждый раз называется новая часть тела или лица
Шух-шух-шух в сторону окна
Логопед . Начинает фразу, дети её заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает)». Логопед обращает внимание детей на то, что они называли слова-действия. Логопед предлагает каждому назвать слово-действие.
Введение в тему.
Логопед . Читает стихотворение, дети выбирают приставочные глаголы:
Птицы могут летать высоко, пролетать над озерами синими,
Улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми,
Облететь они могут весь лес, залетать за башни высокие,
Подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в лес, на дальнюю поляну, на которой открылась летная школа для птиц, которые на зиму улетают от нас в теплые края. Как называются такие птицы? (Перелетные птицы)
Образование приставочных глаголов
Путь нам предстоит долгий и без карты нам не обойтись. Давайте рассмотрим ее(на доске нарисована карта пути)
На пути нам встретится болото, большой дуб, высокая гора, широкая река. До болота надо ДОЙТИ, болото ПЕРЕЙТИ, дуб надо ОБОЙТИ, гора такая высокая, что ее не обойти, поэтому мы ПРОЙДЕМ через пещеру в горе, в пещеру мы ВОЙДЕМ и из пещеры ВЫЙДЕМ, а широкую реку ПЕРЕЙДЕМ по мосту: на мост ЗАЙДЕМ с моста СОЙДЕМ. Вот и поляна, к которой мы шли. Итак, готовы? В путь!
Игра-путешествие «Дальний путь»
Следуя карте дети и логопед идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: ДОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ОБОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ЗАШЛИ, СОШЛИ, ПРОШЛИ.
До болота мы дошли и по кочкам перешли (шагаем по «кочкам» высоко поднимая ноги)
Вот и к дубу мы пришли , дуб тихонько обошли (ходьба на носочках, вокруг дуба)
Долго шли и вот – ура! Перед нами тут гора!
Гору нам не обойти, гору нам не перейти!
Но в горе пещера есть!
Это радостная весть!
Дружно мы в нее вошли – вышли и опять в пути! ( дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из обручей)
А вот здесь течет река,
Глубока и широка!
Мост я вижу впереди, по нему скорей иди,
По дощечке я пройду и вас всех переведу! («мост»- гимнастическая скамейка, ходьба по скамейке приставным шагом)
Вот мы и пришли на поляну, посмотрите, сколько здесь много разных птиц, назовите каких птиц вы увидели(Дети перечисляют птиц: Я увидел аиста. Я увидел лебедя… и т.д) Итог. Оценка работы детей.
Конспект логопедического занятия (младший школьный возраст, 4 класс) на тему «Глагол»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Задачи:
Оборудование:
Ход занятия:
1. Организационный момент. (3 минуты)
Вспомнить части речи: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; вопросы, на которые отвечают эти части речи.
Инструкция: перед тобой лежат таблички с названиями частей речи. Подбери к каждой части речи вопросы, на которые она отвечает и что обозначает каждая часть речи.
Ребёнок: подбирает к каждой табличке нужные вопросы и обозначения.
2. Основная часть:
1. Подобрать антонимы к глаголам (устно). (3 минуты)
Инструкция: я буду читать слова, а тебе нужно подобрать антонимы к каждому слову:
Бледнеть –
Светать –
Гасить –
Помогать –
Смеяться –
Говорить –
Любить –
Мёрзнуть –
Спасти –
Ребёнок: краснеть, смеркаться, зажигать, мешать, плакать, молчать, ненавидеть, согреваться, погубить.
2. Сообщение темы занятия: какой частью речи являются все эти слова?
(1 минута).
Ребёнок: глаголом.
Педагог: сегодня мы поподробнее поговорим о глаголах.
3. Нахождение глаголов: компьютерная программа «Наставник» (5 минут).
Инструкция: прочитай внимательно предложения и определи, есть ли глагол в предложении; если есть – назови его.
Ребёнок: ребенок выполняет инструкцию.
Инструкция: прочитай текст «Мороз помог» и выпиши все глаголы, которые тебе встретятся.
Мороз помог.
Ребёнок: читает текст и выписывает глаголы из каждого предложения.
5. Физкультминутка. (1 минута) – упражнение для улучшения мозгового кровообращения. (повторить 2 раза)
Инструкция: прочитай текст, найди ошибку автора. Замени повторяющиеся слова синонимами и запиши их. Какими частями речи являются все эти слова?
Ребёнок: читает текст, подбирает близкие по смыслу слова.
Илья Иванович пошёл в лес. За ним пошла (побежала) собака Амур. Охотник увидел на снегу следы зайца. Собака пошла (взяла след) по следу. Из-за кустов вышел (выскочил) заяц. Быстро пошла (бросилась) собака Амур за зверем. Но и на этот раз хитрец ушёл (убежал).
Ребёнок записывает синонимы и определяет части речи.
3. Заключительная часть. (4 минуты)
Инструкция: вспомни, что такое глагол, на какие вопросы отвечает и что обозначает. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
Ребенок: глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета.
Синонимы – слова близкие по значению.
Антонимы – слова противоположные по значению.
Материал для учащихся.
К заданию № 4.
Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.
Выпиши глаголы из текста:
1.________________________________________________________
2.________________________________________________________
3._______________________________________________________
4._______________________________________________________
5. ________________________________________________________
6._______________________________________________________
7.________________________________________________________
8._____________________________________________________
9._____________________________________________________
10._____________________________________________________
К заданию № 6.
Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.
За ним пошла ________________________________ собака Амур.
Охотник увидел на снегу следы зайца.
Собака пошла __________________________________ по следу.
Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.
Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.
Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.
Юлия Флоренская
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Приставочные глаголы»
Тема : Приставочные глаголы . «Помоги Незнайке»
Цели :
1. Коррекционно-обучающие :
Учить образовывать приставочные глаголы ;
Практически использовать приставочные глаголы в речи ;
2. Коррекционно-развивающие :
Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
Развивать навыки словообразования;
Активизировать и расширять глагольный словарь ;
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать воображение;
Учить детей координировать речь и движения.
3. Коррекционно-воспитательные :
Поощрять стремление к грамматической правильности речи;
Прививать умение слушать друг друга;
Выполнять задания по речевой инструкции.
1. Организациооный момент.
Ребята, сегодня утром мне пришло письмо. Как Вы думаете от кого оно могло прийти?
Не знаете? Тогда отгадайте.
В этой шляпе голубой
Узнает меня любой!
Я шалун и непоседа,
От меня сплошные беды!
Но зато для всех вокруг
Я вернейший в мире друг!
Поиграем в угадайку!
Как зовут меня? (Незнайка)
Ребята! Незнайка, как и вы, готовится к школе . Он не может справиться с заданиями, которые ему предложил Знайка. Поэтому он просит вас о помощи. Незнайка по почте прислал все задания ! Поможем ему?
Добрый день, ребята! Как здорово, что вы согласились мне помочь! Ведь вы тоже скоро пойдете в школу и благодаря совместным усилиям вы справитесь со всеми заданиями. Буду ждать от вас ответа! До свидания!
Ребята, покажем Незнайке, какие мы смышлёные?
2. Образование приставочных глаголов по демонстрируемому действию.
1 Задание. «Найди похожее действие»
Картинки на столах (вышивает, пришивает, шьёт; Наливает, выливает, поливает;)
Посмотрите на картинки и составьте предложения.
Молодцы, ребята! А теперь выйдете дети , у которых на картинках изображены похожие действия.
Дети показывают, повторяют предложения. Выделяя приставочные глаголы .
Ребята обращаю ваше внимание на то, что во всех словах – действиях начало разное.
3. Понимание употребления приставочных глаголов .
Задание 2. «Исправь ошибку»
А теперь мы должны исправить ошибки Незнайки. Начальные частички слов, такие как на, при, по, вы, пере, за, под, от, с и т. д) Незнайка перепутал между собой. Получились разные неверные действия. Давайте попытаемся исправить эти ошибки.
Мама поливает суп в тарелку. (Наливает)
Садовник наливает цветы на клумбе. (Поливает)
Машина переехала к гаражу. (Подъехала)
Лодка подплыла от берега. (Отплыла)
Девочка вложила книгу на стол. (Положила)
Мальчик отошёл в школу . (Пришёл)
С дерева вылетел листок. (Слетел)
Молодцы, ребята! Мы справились с Вами еще с одним заданием.
4. Практическое образование приставочных глаголов .
Задание 3. «Собери цветик – семицветик»
Ребята, сейчас я предлагаю выполнить Вам следующее задание. Нам нужно собрать цветик – семецветик. Этот необычный, волшебный цветок поможет нам и Незнайке образовывать новые слова – действия. Посмотрите в середине цветка слово – действие, а на лепестках – маленькие частички слов (приставки , и когда они соединяются со словом, получается новое слово – действие.
Давайте соберём цветок и у нас получатся новые слова. Слово БЕЖАТЬ.
Приставки : ПЕРЕ, ПО, ПРИ, ДО, ЗА, ПОД, У, В.
5. Физкультминутка. «Девочки и мальчики» .
6. Подбор слов-антонимов
Задание 4. «Скажи наоборот»
Незнайка очень часто делает все наоборот. Скажут Незнайке : «Смотри, мальчик залез под стол, а он ответит : Нет, мальчик из-под стола вылез.
Залезть – вылезть Въехать - выехать
Отойти – подойти Заходить - выходить
Открыть – закрыть
Приходить – уходить
Налить – вылить
Подплыть – отплыть
7. Пересказ рассказа, составленного по серии картинок.
А сейчас я Вам расскажу историю о том, как Незнайка пошел в гости.
Однажды Незнайка решил пойти в гости к Знайке, чтобы он помог решить ему задачи. Давайте дальше вместе рассказывать, как Незнайка шёл в гости.
Добавляйте словечки.
Незнайка из дома (вышел… и по дороге (пошел…яму Незнайка (обошёл) …и к реке (подошёл, на мостик Незнайка зашёл, с мостика (сошёл… и дальше по дороге (пошёл… Шел, шел и в гости к Знайке (Пришёл) .
Молодцы, ребята!
8. Пескотерапия
Посмотрите, перед Вами тарелочки с песком. Нужно нарисовать пальчиком дорожку, по которой шёл Незнайка в гости к Знайке. Не забывайте по ямку, речку, про мостик.
Нарисовали?
Кто хочет рассказать нам рассказ о путешествии Незнайки?
Ну вот и все, заданий больше нет.
Как вы считаете ребята, вы справились со всеми заданиями?
Какие задания больше всего запомнились вам?
Какие задания были легкими, а какие трудными?
10. Оценка деятельности детей .
Вы молодцы! Вы проявили сегодня смекалку, сообразительность, внимание. Совсем скоро вы пойдёте в школу , и все эти качества вам пригодятся в школе .
Все выполненные задания я отправлю Незнайке по почте, и думаю, что он обязательно пойдёт в школу !
Публикации по теме:
Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.
Конспект интегрированного логопедического занятия «Игра-путешествие для детей подготовительной группы с ОНР» МБДОУ №234 г. Ростов-на-Дону Учитель-логопед Багаева С. В. 2018г. Цель: обобщение знаний детей по темам транспорт, лесные звери, животные.
Конспект комплексно-логопедического занятия в подготовительной к школе группе с ОНР «Домашние животные. Звук [К] и буква К» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района "Детский сад №14 "Теремок" Конспект.
Тема: "Мебель». Цели и задачи: расширение и активизация словаря по теме «Мебель», упражнять детей в подборе родственных слов, в образовании.
Тема: «Семья» Цель: Активизация словаря на тему «Семья» Задачи: активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства.
Доброго времени суток,уважаемые коллеги,представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной.
Конспект логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы «В гостях у осени» Цель занятия: систематизация знаний детей по теме "Осень". Коррекционно-образовательные задачи: - продолжать учить детей выделять первый.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Продукты питания» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Продукты питания" Учитель- логопед Запащикова Ю. И. Цель занятия: Расширить.
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР по теме: «Приставочные глаголы»
Цель:
Продолжить учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Учить выделять приставочную часть слов-действий; используя для этого схемы;
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;
Учить выделять приставочные глаголы из текста;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: нарисованные фигурки Царевича, Прекрасной Царевны, игрушка Дракона, фея на ниточке, изображение замка с решетчатым окном, мольберт, доска, схемы для составления приставочных глаголов, сюжетные картинки для составления предложений, схематические картинки для рассказа, магнитофон, кассета.
Ход занятия
Учитель-логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте, уважаемые гости.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по заколдованному лесу вместе с Царевичем. (Учитель-логопед показывает картинку с изображением Царевича). Давайте, поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, Царевич.
Учитель-логопед: Злой Кощей Бессмертный захватил Царевну и нам предстоит спасти её.
Учитель-логопед: Ну, что-ж, ребята, возьмитесь за руки, и мы отправимся в сказочное путешествие (Воспитатель включает музыку).
Вместе с детьми подходит к столу.
Учитель-логопед: Ребята, нас кто-то встречает здесь. Кто же это? (демонстрирует фигурку феи, прикреплённую к длинной крепкой нитке).
Дети: Это фея.
Фея: Правильно, ребята. Я - фея. Расскажите, мне, что я умею делать?
Дети: Вы умеете колдовать, танцевать, бегать, летать и т. д.
Фея: Правильно, ребята. Мне очень нравиться летать. Смотрите внимательно, что я буду делать.
Учитель-логопед демонстрирует, как: фея взлетела со стола, подлетела к домику, облетела вокруг домика, перелетела с крыши домика на цветы, слетела с цветов, залетела в дом.
Учитель-логопед: Марта, что сделала фея?
Марта: Фея взлетела со стола….
При выполнении действий учителя-логопеда дети проговаривают соответствующие слова - действия, чётко выделяя их приставочную часть.
Фея: Молодцы, ребята, вы правильно ответили. А мне пора в путь, но я вам оставлю подсказки, которые вам помогут в вашем нелёгком пути.
Учитель-логопед открывает на доске схему образования приставочных глаголов, где одна общая полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае летела)
а другие полоски - изменяющиеся приставки.
Учитель-логопед: (указывая на схему) Ребята, начало у всех слов-действий разное, но само слово-действие неизменяемое. Например, приставка об- , а слово летела (логопед демонстрирует свои действия). Если присоединить эти две части получится слово облетела. Оно обозначает движение вокруг чего-либо.
А теперь, попробуй, Настя. Образуй слово из двух частей. Настя образует слово перелетела, комментируя свои действия.
Настя: Я присоединила приставку пере- и слово летела. У меня получилось слово: перелетела.
Учитель-логопед: Андрей, а что обозначает слово перелетела?
Андрей: Оно обозначает движение с одного предмета на другой.
Аналогично выполняется работа со словами: облетела, перелетела, подлетела, вылетела, отлетела, слетела.
Учитель-логопед: Ну, а сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие вместе с Царевичем дальше. Встаньте в кружочек, давайте вспомним нашу песенку и тихонечко её споём, чтобы никого не испугать в волшебном лесу.
Дети идут по кругу и исполняют песню (На мелодию «Ой, берёзка, берёзка»)
Наш Царевич в лес пошёл, (Шаги по кругу).
Всю полянку он обошёл (Встать и покружиться на месте).
К старой ёлке подошёл (Движения в круг, вытягивая руки вперёд).
И Царевну там нашёл (Отойти назад и взяться за руки).
После двукратного выполнения упражнения.
Учитель-логопед: «Ребята, а назовите мне похожие слова-действия из этой песенки»
Дети называют похожие слова-действия из стихотворения.
Учитель-логопед: Ребята, не расстраивайтесь, добрая фея оставила нам подсказки.
По ходу рассказывания выставляются картинки-символы, являющиеся опорными сигналами при анализе текста и его пересказе.
Дракон: Слушайте сказку внимательно.
«Как-то раз вышел из своего дома Робин Гуд и пошёл со своими друзьями помогать людям и животным.
Появляется опорная картинка «дом».
По дороге Робин с друзьями перешёл через реку по мосту (появляется картинка «река»), взошёл на холм (появляется картинка «холм») и вышел на широкую поляну (появляется картина «поляна»).
Как красиво вокруг! Робин с друзьями обошли поляну и заметили бельчонка, (выставляется картинка с изображением бельчонка) который сломал лапу. Друзья перевязали лапу. Только Робин с друзьями отошли от бельчонка, как вдруг увидели горящий дом (появляется картинка с изображением горящего дома) бедной женщины. Подошли Робин и друзья к дому и быстро потушили его».
Дракон: Ну, а сейчас, ребята, назовите мне похожие слова - действия из рассказа.
Учитель-логопед: Ребята, перед вами символ слова шёл, назовите похожие слова-действия с помощью приставок.
Дети с помощью символов приставок и слова шёл называют похожие слова-действия.
Дракон: Ух, молодцы, ребята, придётся пропустить вас к замку.
Учитель-логопед: Ну, что ж, ребята мы нашли Прекрасную Царевну, но как спасти ёе, ведь она же в замке?
Появляется фея: Я помогу вам! На ваших партах лежат картинки, по которым вам нужно составить волшебные предложения. А потом составьте схему вашего слова действия с помощью карточек, которые лежат на ваших партах.
Словарь: перепрыгнул, вылетел, отъехала, входит, перелетела, спрыгнул, отплыл, переплыл, взлетел, подъехал, уполз, скатился.
Учитель-логопед: Какое слово-действие в твоём предложении, Настя?
Настя: В моём предложении слово-действие - перепрыгнул. Оно образовано с помощью приставки пере- и слова - действия прыгнул.
Остальные дети составляют предложения и схемы по этой же схеме.
Учитель-логопед освобождает Царевну из замка.
Учитель-логопед: Ну, что ж Царевич нашёл свою Прекрасную Царевну. Царевна за своё освобождение и за хорошую работу всем ребятам дарит вкусные призы.
Самыми внимательными сегодня были………..
Самыми умными сегодня были………..
Самыми любознательными сегодня были………………..
ОТ - (ОТО-)
ВЗ - (ВЗО-)
ПОД - (ПОДО-)
ОБ - (ОБО-)