Изучаем буквы в действии!: Буква П - занятие. Игровые задания и упражнения со звуком и буквой п Почитаем – поиграем
Здравствуйте, Друзья!
При подготовке к школе первый шаг к чтению - научиться узнавать буквы алфавита . Проверьте, может ли Ваш ребенок найти буквы на этикетках, в книгах, журналах и т.п., с которыми уже познакомился.
С этими буквами алфавита мы уже познакомились — А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О.
Пусть Ваш ребенок пишет буквы в тетрадях, на снегу или песке, мелками на асфальте, пальчиком на запотевшем стекле и т.п. А при раскрашивании предложенных мною картинок работает как можно аккуратнее. Не забывайте, работа руками развивает и работу головного мозга Вашего ребенка.
Следующая буква П
Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Заштрихуй букву П по образцу. Найди и раскрась букву П с правой стороны рисунка.
П - это согласный звук.
Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звуков П или Пь.
Нарисуй постепенно увеличивающиеся буквы П справа. Обведи в кружок все буквы П слева.
Сложи фигуру из семи палочек. Убери две палочки так, чтобы получилась буква П. Чем отличаются два квадрата справа?
Допиши букву П с правой стороны рисунка. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных с левой стороны рисунка.
Напиши по образцу.
Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:
Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.
Расскажите своим друзьям, у которых детки готовятся к школе .
С уважением - Лидия Витальевна.
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п
Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать фонетический слух, выразительность речи,память
Стихотворения
БУКВА «П»
Буква «П» – дверной проём,
Две рейки параллельных в нём.
Третья – перекладина –
Подходит для держателя.
«П» – любимая подушка,
Положи её под ушко.
Пусть тебе приснится сон –
Прекрасный дивный он.
Пятью пять – двадцать пять,
Пятью шесть – тридцать.
Таблица пригодится,
По ночам всем детям снится.
Петя пел, Петя пел,
Поздоровался – пропел!
Просо Петя поклевал,
Пляску птицам показал.
Фонетическую зарядку нам припас Фантомас
Царь устроил на весь мир
Пышный пир.
Пир – 3 звука, 1 слог.
Первый звук [п], он с о г л а с н ы й
Дидактическая игра "Доскажи словечко
В луже грязной он лежал,
От восторга хрюкал и визжал.
Это был не лягушонок,
А чумазый … (поросёнок).
В ночь любимая подружка
Прилегла ко мне под ушко,
Навевала сладкий сон:
Право, вовсе не кадушка –
Моя милая … (подушка).
А у Толи день рожденья –
Называем день варенья.
Надо подвести итог –
Испечь вкусненький … (пирог).
Вот пузатый синьор,
Красный, круглый … (помидор).
На представление созывает,
Пляшет он и играет.
С языка не сходит шутка,
Также байка-прибаутка.
О встрече с ним каждый мечтает,
Может, когда-нибудь повстречает.
Вместо бус на шее сушка,
Веселит людей … (Петрушка).
Игра «Составь слова»
З а д а н и е. Соедини линиями части слов, прочитай их, объясни значение полученных слов.
ТОКА ПО ТОК
Игра "Сочини с некоторыми словами стишки" П р и м е р н о т а к и е:
Пила пилит, пилит,
Круглое бревно распилит.
Будем печку мы топить,
Дерево благодарить.
Вот с горы бежит поток –
Это вовсе не потоп.
Снег растаял и потёк,
Вниз пустился наутёк.
Папа наш чинил порог,
А потом испёк пирог.
Гости тут же на порог.
К чаю подадим пирог.
Домашнее задание "Сочини со взрослыми"
Например:
Почитаем – поиграем
Букетик из буквенных шаров
Играть с тобой всегда готов.
Игровое з а д а н и е. Составь слова из этих слогов и букв.
О н и м о г у т б ы т ь т а к и м и: поле, лапа, пять, песок, пыль, пила, спутник, пара, пятак, полёт, пенал, путь.
З а д а н и е. Составь свою игру, предложи поиграть в неё друзьям.
Без загадок ни на шаг
На руке есть молодцы –
Роста разного удальцы. (Пальцы.)
Стадо в круг зовет рожок,
То играет … (пастушок.)
На огороде стояло,
Воробьев, ворон пугало,
Стаи птичек разгоняло. (Пугало.)
Я с огромною рукой
Груз переношу большой,
Чётко опускаю.
Ничто не роняю. (Подъёмный кран.)
Под осинами стоит,
Грибников к себе манит,
В кузовке у них лежит. (Подосиновик.)
Гордо на столбе сидит,
Вслед за солнышком глядит. (Подсолнух.)
Важно по двору шагает,
Он со шпорами … (петух).
Впереди вожак бежит,
Дым пускает, гудит,
А за ним вагоны
Бегут до перрона. (Поезд.)
С ч и т а л к а
Зайка по лесу петлял,
На игру зверей сзывал,
По секрету всем сказал:
– Ждем звериный карнавал!
Карнавал! Карнавал!
Зайчик всех пересчитал:
Волк, олень, медведь, лиса,
Енот, барсук, выходи за круг.
З а д а н и е. Считалку заучи, игру с друзьями начинай этой считалкой.
Раз, два, три четыре, пять!
Плечи выше поднять.
Раз, два, три!
Плечи, руки опусти.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начнем шагать со счета пять.
Пять, шесть! Всем присесть.
И встать.
Семь, восемь, девять, десять!
Уши дружно развесить
Лень на ниточку подвесить.
Игровое задание " Выучи стишок " Можешь по утрам во время зарядки проговаривать эту считалку.
Чтение сказки "Заботливый петух"
Жил-поживал на хозяйском дворе Петух. Был он красивым, на высоких ногах. Красный гребень украшал голову Петуха. Перья отливали красно-золотистым цветом. Особую гордость составлял хвост. Он был разноцветным, сверкал всеми цветами радуги. Здесь же рядом прохаживалась с ним курочка с выводком цыплят, которые неотступно следовали за своими родителями. Петух зорко следил, чтобы деток никто не обижал. Даже большой кот его боялся. Он никогда не смотрел в сторону цыплят.
Петух же найдет зернышко или червячка, сразу деток зовёт. Цыплята весело пищат, благодарят своего папу Петуха. Курочка заведет игру с цыплятами, и тут Петух им помогает.
Однажды произошёл удивительный случай. Было так: полетел с тополей пух. Он вился, порхал в воздухе и падал на землю, устилая двор. Петух озабоченно сказал Курочке:
– Кланя, хотя на улице жарко, но почему-то идёт снег. Побереги деток, не замерзли бы они.
Курочка засмеялась и ответила:
– Нет, Петя, они не замерзнут, потому что на дворе лето, стоит жара. То, что ты принял за снег, всего-навсего тополиный пух. Нам он не опасен.
Петух облегченно вздохнул и звонко прокричал своё:
– Ку-ка-ре-ку!
Итог: Прочитай или расскажи сказку родителям и друзьям, нарисуй иллюстрации этой сказки.
Публикации по теме:
Игры и задания со звуком [Б] и буквой Б Дидактическая игра "Договори словечко" Буратино с букварём Идет в школу прямиком Барабас его встречает, Буратино … (убегает). Быстро крылья.
Игры и задания со звуком [В] и буквой в Стихи «БУКВА «В» Цифра три, цифра три С единицей впереди. Не спеши, погоди, Вместе их соедини. С правильным написанием сличи, Букву «В».
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство с буквой з и звуком [з]» Цель: Уточнить артикуляцию звука З, познакомить с образом буквы, закрепить образ буквы, готовить руку к письму. Задачи. Обучающие: Упражнять.
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» Тема: Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Цель: создание условий для ознакомления со звуком [ш] и буквой Ш. Задачи: - познакомить детей.
Конспект занятия учителя-логопеда «Знакомство со звуком и буквой Э» План - конспект занятия Тема: «Звук и буква Э» «Путешествие в страну звуков» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой Э Задачи: 1. Закреплять.
)
5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П!
()
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привёз товар.
Он его развесил на осинке:
"Кто из вас желает паутинки?"
6. Физминутка. Перебираем слова со звуком "П".
Если это слово "на полу", то приседаем, если "на потолке", то поднимаем ручки вверх.
= плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок
7. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова!
()
8. Составить из слогов слова!
()
9. Прочитай слова и найди их на картинк е! ()
10а. Звук П и ПЬ ()
10б. Отгадайте загадку! ()
(1) В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
/Паук/
* Посчитаем, сколько слогов в слове "паук"! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге "па"? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук [п]? (П)
(2) На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы дитёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий...
/Пингвин/
* Посчитаем, сколько слогов в слове "пингвин"! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово "пингвин"? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
* Какой буквой мы обозначим звук [пь]? (П)
10в. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
= пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок
11. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [П"]
()
= Б", Т", П", Т", Ф", П", К", П", М", П"
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка
12. Замени в слове первую букву на звук [П"]. Какое слово у тебя получилось?
()
= вилка - ...илка
= лень -
= медаль -
= зелёнка -
= лесенка -
= мир -
= лекарь -
= лесок -
= речка -
13. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки.
Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова? ()
14. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ. ()
15. Соедини с буквой П только те предмета, названия которых начинаются со звуков "П" и "ПЬ". ()
16. Прочитай слоги и отметь красным карандашом гласный звук, а синим - согласный.
()
17. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек . ()
18. Определи первый звук в названии каждой картинки . Впиши её в клеточку и прочитай название животного.()
19а. Печатная буква П ()
19б. Печатная буква П ()
19в. Печатная буква П ()
Буква П прописью
()
19г. Прописная буква П
()
20. Логопедическое лото ()
21а. Рабочий лист Т.В.Игнатьевой ()
21б. Рабочий лист ()
21в. Рабочие листы ()
21г. Рабочий лист из "Игры по развитию речи"
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.
2. Учить выполнять графические упражнения.
3. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласных звуков.
5. Развивать у ребенка фонематические представления.
6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развитие слухового внимания).
Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:
○○○○○…
○○○…
▲○▲○▲…
Задание 3 . Знакомство со звуком [П].
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:
Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;
Горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП...
Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 4 . Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:
п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; an, оп, ум...;
Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка,..
Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].
Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...
Задание 7 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
па-ап; по-...; ...ап-па; оп...
Задание 8 . Работа с картинками: - четко назвать все картинки в ряду
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало? »;
Ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которыхнет звука [П];
Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах — начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);
Помнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.
Задание 9 . Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?
Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...
Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П]
Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.
Задание 12 . Выучить чистоговорки:
Па-па-па — на столе крупа.
Пы-пы-пы — нет крупы.
Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп — мы ели суп.
Задание 13. Знакомство со звуком [П"].
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто это?... (Петушок )
Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?» Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 14 . Фонетическое упражнение. Птенцы пищат: пи-пи-пи!
Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если слышишь звук [П"]»
пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги корова...
Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, Запомнить их, назвать одинаковый первый звук:
Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.
Задание 17 . Подобрать слова по первому слогу:
ПИ: -ла, -рог...;
ПЕ: -рец, -чень, -карь...
Задание 18 . Выучить чистоговорку:
Пи-пи-пи — пирожок купи.
Задание 19 . Дифференциация звуков [П] —[П"].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок. (Пила)
Наткет, наплетет,
Сядет и добычи ждет. (Паук )
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Набита пухом,
Лежит под ухом. (Подушка )
Подобрать слова со звуками [П] и [П"].
Выучить скороговорки:
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Пара птиц порхала, порхала — да и выпорхнула.
Задание 20 . Знакомство с буквой П.
По тропинке из ворот
Детский сад пошел в поход.
О. Гофман
На что похожа буква П?
Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак.
Игры с буквой.
Задание 21 . Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков),
Составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв.
Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.
Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.
папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.