Сочинение по тексту Гранина о детстве. Роль детства в жизни человека — аргументы и сочинение Обсуждение роли детства на уроках литературы
- События, произошедшие в детстве, пробуждают в человеке новые стремления
- Взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил еще в детском возрасте
- О моментах из детства люди вспоминают всю жизнь как о самых счастливых
- Тяжелое детство может не сломать человека, а сделать его гораздо сильнее
- Не всегда любовь, которой окружен ребенок, идет ему во благо
- Детство – это подготовка к взрослой жизни, ведь уже в детстве у человека начинают формироваться моральные ценности
Аргументы
И.А. Гончаров “Обломов”. С детства Илья Ильич Обломов был окружен любовью, заботой и нежностью. Его родители не слишком утруждались хозяйственными делами, больше думая о вкусной еде и предпочитая обязательный послеобеденный сон. Вся семья ласкала Илюшу, единственного ребенка в семье, поэтому он вырос несамостоятельным: все, что было возможно, за него делали слуги и родители. Детство Обломова не могло не отразиться на его будущем: ценности Ильи Ильича не поменялись с годами. А Обломовка, его родная деревня, так и осталась символом идеальной для героя жизни.
Л.Н. Толстой “Война и мир”. Дети из семьи Ростовых росли в атмосфере любви и заботы. Они не боялись выражать свои эмоции, учились у своих родителей искренности, честности и открытости людям. Безоблачное детство сделало героев не лентяями и бездельниками, а добрыми и отзывчивыми людьми с чутким сердцем. Петя Ростов, впитавший лучшие качества своих родителей, реализует свои положительные черты характера во взрослой жизни. Он не может остаться безучастным, когда узнает, что начинается война. Детство князя Андрея и княжны Марьи нельзя назвать безоблачным: отец всегда был строг, а иногда и груб с ними. Но высокие моральные ценности, привитые отцом еще в детстве, стали определяющими во взрослой жизни героев. Андрей и Марья Болконские выросли настоящими патриотами, справедливыми и честными людьми.
М. Горький “Детство”. Судьба Алеши Пешкова была нелегкой. К началу обучения в школе его семья настолько обеднела, что ребенок был вынужден сам зарабатывать себе на пропитание. Через некоторое время Алеше по наставлению деда и вовсе пришлось идти “в люди”, то есть уйти из дома на заработки. Но на этом несчастья не закончились: близкие ему стали умирать один за другим, а сверстники мальчика и вовсе недолюбливали. И хотя у Алеши Пешкова было трудное детство, в нем развились самые важные для человека внутренние качества: доброта, способность к состраданию, чуткость. Сложные жизненные обстоятельства не отняли у него самое главное, чем ценен человек.
Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Еще в детстве в человеке зарождается важное качество личности – умение сочувствовать всему живому. Из рассказа мы узнаем о Сашке, решившем приютить бездомную собаку. Ни один взрослый не поддержал желание мальчика помочь живому существу. Жестокий отец при первой же возможности застрелил животное. Сашка был потрясен. Он решил, что всегда будет защищать брошенных животных, когда станет взрослым. Случай, произошедший с героем в детстве, пробудил в нем принципы его будущей жизни.
Русского советского писателя, общественного деятеля Даниила Александровича Гранина интересует вопрос: в чем проявляется ценность воспоминаний о детстве?(Нельзя так формулировать проблему. Нужно: В чем проявляется ценность воспоминаний о детстве- вот проблема, которую ставит в тексте Д.А.Гранин.)
Воспоминание детства-неотъемлемая часть жизни любого из нас. Они немного печальны и трогательны. Автор рассматривает проблему на примере рассказчика
(Р), который считает воспоминания детства самыми счастливыми, несмотря на то, (зачем знак?)
что потом в его жизни было еще много хорошего. С помощью однородных членов (я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться...) автор показывает, что детство- самое беззаботное и счастливое время.
( А это зачем? Где два примера из текста, подтверждающие ценность детских воспоминаний?)
Позиция автора с каждым новым предложением становится убедительнее и ближе. Я бы ее сформулировала так: детские воспоминания самые яркие и незабываемые. С возрастом воспоминается более всего детство. Начисто забывается все плохое, остается только прелесть детской жизни.](Убрать. Позиция должна быть четко сформулирована по проблеме!)
Мысли автора настолько убедительны, что нет места сомнению. Их я принимаю умом и сердцем. И считаю, что воспоминания о детстве- это самое дорогое, что есть у человека, они вносят в жизнь радость, счастье. Возвращают нас в те времена, когда мы мечтали, верили в сказки, в волшебство...ОБ ЭТОМ НЕ РАЗ ПИСАЛИ КЛАССИКИ.
Хотелось бы привести пример из произведения
(УБРАТЬ!) Так, в книге Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" повествуется о том, что герой романа, Родион РАскольнико, перед тем, как совершить убийство старухи, вспоминает свой детский сон. Во сне
он видит, как пьяный МиколКа убивает свою лошадь. В это время все убегают, боясь от хозяина лошади,
а Родион, для того чтобы защитить лошадку, начинает драться с Миколкой. И это воспоминание помогает РАскольникову остановиться, отказаться от задуманного.(ФАКТ! Отказаться на мгновения! Не знаешь содержания романа!)
Вспомним роман И. А. Гончарова «Обломов», где главный герой, Илья Ильич
Обломов, целые дни проводит лёжа на диване. Какая же скучная жизнь у Ильи Ильича
: никакого разнообразия, никаких ярких впечатлений и эмоций… Но именно поэтому Обломов всегда будет помнить своё счастливое и неповторимое детство, где ему уделяли столько внимания, заботы, любви… Никогда в его памяти не угаснут те «зимние длинные вечера», которые он проводил вместе с отцом и матерью, послеобеденный отдых на улице с нянечкой и, конечно, тот покой и уют, без которого было бы невозможно существование Обломовки!
Таким образом, каждый человек должен хранить в себе детские воспоминания. Самые сильнейшие и влияющие воспоминания
всегда те, которые остаются из детства.(В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ!?)
Раскрывая данную проблему, автор пишет, что «детство - самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего». Д.А. Гранин отмечает, что в этот период кажется, будто весь мир устроен для тебя, ведь тогда ещё нет ни обязанностей, ни чувства долга. Писатель обращает наше внимание на то, что в детстве лирический герой мог делать, что душе угодно: бежать неизвестно куда, лежать в поле, лететь вместе с облаками, «уплывать» в страну Фенимора Купера или Джека Лондона. Автор дает читателю понять, что детство - это время свободы.
По словам Д.А. Гранина, «детство остается главным и с годами только хорошеет». Автор пишет, что в детстве не было, ни понимания ценности любви и дружбы, ни славы, ни путешествий, была только настоящая жизнь. Автор отмечает, что «детство - это черный хлеб», которого потом не было. Русский советский писатель обращает наше внимание на то, что еда из детства обязательно куда-то исчезает. Д.А. Гранин доносит до читателя мысль, что в детстве было что-то невероятное и волшебное, что со временем у многих взрослых остается лишь в воспоминаниях.
Для доказательства моей мысли приведу в пример роман И.А. Гончарова «Обломов». Главному герою И.И. Обломову снится его родина - деревня Обломовка. Именно там он провел свое беззаботное детство, в котором не было ни суетливости, ни бурной деятельности. У маленького Обломова не было никаких обязанностей - за него все делали няньки и слуги. Илья Ильич забыл, что сначала он был очень резвым ребенком, но из-за строжайшего наблюдения и частых запретов привык к медленной и спокойно протекающей жизни. И.И. Обломов вырос мечтателем, а свою родную Обломовку, в которой он повзрослел, во сне видит земным раем.
Со временем плохое забывается, дети воспринимают жизнь иначе, чем взрослые. Приведу пример из зарубежной литературы.
В качестве второго примера, доказывающего мою мысль, приведу философскую сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Известный французский писатель восхваляет детство и пишет о том, что дети умеют видеть чудесное в обыденном. Так, например, взрослые не могут увидеть барашка сквозь стенки ящика, на это способны лишь дети. Только ребенок видит на рисунке удава снаружи и изнутри, а не шляпу. К сожалению, очень часто это умение пропадает с возрастом. Автор доносит до читателя, что детство - это время внутренней свободы.
Таким образом, детство - это и есть настоящая жизнь, прекрасное время свободы.
В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними:
«3найте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома.
Сочинение
Очень часто обращение к прошлому влияет на состояние человека в настоящем. В данном тексте Д.А. Гранин поднимает проблему роли детских воспоминаний в жизни человека.
Анализируя эту тему, автор обращает наше внимание на высказывание одного из героев романа Ф.М. Достоевского о том, что «хорошее какое-нибудь воспоминание» из родительского дома может быть самой лучшей, сильной, здоровой, полезной реминисценцией человека. Писатель акцентирует наше внимание на том, что подобным высказыванием Алеша Карамазов не требует, не проповедует – он лишь пытается призвать всех людей вспоминать те мгновения, «когда они чувствовали себя хорошими». Подобные воспоминания должны быть нравственно сформулированными и понятным – в этом случае они смогут принести человеку много добра и пользы.
Д.А. Гранин считает, что детские воспоминания играют важную роль в мироощущении человека и его жизни в целом – они приносят счастье и удовлетворение собой, в тяжелые, грустные моменты помогают анализировать своё существование и наполнять его смыслом - тем самым «обязывают душу».
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что воспоминания человека из родительского дома, вновь пришедшее ощущение того, что ты когда-то был хорошим, способны внести в жизнь человека новые краски, заполнить её смыслом и верой в собственное счастье.
Проблему роли детских воспоминаний поднимает в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Автор подошел к этой теме нестандартно и на примере Печорина показал, что иногда анализ собственной жизни, своих поступков из детства может помочь объяснить человеку свое состояние в настоящем. В собственном монологе герой обращается к периоду своей жизни, когда он сам был готов «любить весь мир» - творить добро, любить, дружить и быть счастливым. Благодаря этому он осознавал, что может испытывать те же чувства, что и все, может быть не одиноким, может совершать добрые поступки, и это, безусловно, сохраняло в его сердце немного тепла. Но дело в том, что в тот же период он решил для себя, что проще и лучше для него самого будет закрыться от всего мира, ответить на его несправедливость злостью, на его недоброжелательность и лицемерие – цинизмом и жестокостью и воспринимать людей и все окружающее как игру.
Анализ детских воспоминаний помог герою повести М. Горького «Детство» в сложные моменты своей жизни осознавать, что его существование не так ужасно, как кажется, и каждый из нас способен сделать свою жизнь лучше. У своей бабушки научился Алеша бескорыстной любви, состраданию, бесстрашию и позже, вспоминая моменты проявления этих чувств, герой понимал, что способен на многое – к тому же, он без труда и с большим счастьем мог отдавать любовь. Воспоминания о детстве, о бабушке, о «свинцовых мерзостях» жизни и о тех, кто их скрасил, помогли М.Горькому написать чудесную повесть о своем детстве, а это, наверное, самое лучшее, что можно сделать под влиянием воспоминаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что каким бы не был человек, что бы он не испытывал, о чем бы не думал – воспоминания из детства способны изменить его мировосприятие, и если не сделать лучше, то хотя бы напомнить о том, что когда-то в его жизни существовало добро.
«Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.
С. Маршак
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
Мы все учили в школе на уроках биологии, что появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. В дальнейшем, человек по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции становится наиболее совершенным существом в природе. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
Проработав в школе 10 лет и начав свою трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя. Они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т.е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Само ценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни подчеркивал известнейший педагог и детский врач Я. Корчак: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни». Я. Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Все это в полной мере справедливо и по отношению к дошкольному периоду жизни ребенка.
Каптерев П.Ф. писал: «… забота воспитателей должна быть направлена на предупреждение рановременного, скороспелого развития детского ума. Родителям приятно видеть в своих детях ум не по летам, но это дело опасное. Истощение энергии и жизненных сил в ранние годы непременно отзовется на всей последующей деятельности вялостью и слабостью. … Нормальный человек должен пережить все свойства возрастов, только тогда он и будет настоящим естественным человеком, а не сделанным… [ ]
Слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет», несомненно подтверждают, что игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки - матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового, а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности. [ ]
Таким образом, я считаю, нельзя наказывать ребенка за игры, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающий мир. Лишая детей игр, мы лишаем их полноценного детства.
Согласно А. С. Белкину, понятие «детство» носит ценностный характер, т. е. ребенок, рассматривается не только как член общества, но и как непреходящая, самостоятельная ценность. Ценностное отношение предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подход, включает в себя критерии оценки деятельности взрослых по обеспечению этих подходов. [ ]
Из всего вышеизложенного можно ещё раз дать истинное определение. Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Этот важнейший фактор отражен и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Ж. Руссо, К. Вентцель, Я.Корчак, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, П.П. Блонский.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в ДОО. Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
1.поддержка разнообразия детства;
2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека;
3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;
4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. [ ]
В своей деятельности, определяя целевые ориентиры, одним из основных считаю – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.
Д етство - это сказочный мир. Мир гармонии и фантазии, в который нет хода бездарному, пустому и никчемному человеку. Родители и педагоги - это люди, которым дана необыкновенно ценная возможность - увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке, не дать ей пропасть и сделать всё, чтобы из искры разгорелось пламя!