Речевой аппарат: строение и функционирование. Речевой аппарат Исследование экспрессивной речи
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.
Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?
Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.
Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.
Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.
От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.
Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.
Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.
Рис. 1. Строение речевого аппарата: 1 - головной мозг: 2 - носовая полость: 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник: 11 - глотка; 12 -- гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое: 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 - мягкое нёбо
Формы работы с детьми со стёртой формой дизартрии.Минимальные дизартрические расстройства (стертая дизартрия) – речевая патология, определяющаяся в расстройствах просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы. Нарушение обусловлено недостаточной иннервацией артикуляционного аппарата.
В современной логопедии вопросам коррекции стертой дизартрии уделяется большое внимание, что обусловлено широкой распространенностью этого нарушения у детей с отклонениями в речевом развитии. Логопедам часто приходится сталкиваться с трудностями не только постановки звуков, но и введения поставленных звуков в речь (процессе автоматизации). Правильно выбранная тактика коррекционно- логопедического воздействия позволит сэкономить время преодоления дефектов речи, быстрее получить результаты коррекционного процесса, ребенку и родителям увидеть эффективность логопедических занятий – залог положительного отношения и желания двигаться дальше, совершенствовать результаты.
Огромным подспорьем в тяжёлой работе логопеда с детьми, имеющими минимальные дизартрические расстройства, является дифференцированный массаж .
Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата при стертой дизартрии.
1.Паретичность /гипотонус/ - лицо отечное, амимичное, рот полуоткрыт (подковка), углы губ опущены вниз, может подтекать слюна. Язык вялый, бледный, лежит на дне полости рта, белёсые пятна – некротические изменения. Объём движений истощаем. Может быть. гипернозальность.
2. Спастичность /гипертонус /. Лицо напряжено. Зубы сжаты. Губы в трубочку почти не вытягиваются. Саливация повышена. Жевать не любит. Кончик языка почти не выражен, боковые края сглажены Гиперкинезы (волны по языку, тремор, корень языка оттянут вглубь рта, как для произнесения заднеязычных звуков). Обычно повышен рвотный рефлекс. Тоже может быть гипернозальность.
3. Дистония (неоднородное распределение мышечного тонуса) – мышцы языка могут быть различно поражены в различных частях.
Краткий экскурс в анатомию .
Основную роль в иннервации мышц лица играет 5 и 7-я пара черепно-мозговых нервов.
5 пара – тройничный нерв, смешанный (3 ветви)
1 ветвь – иннервирует кожу лба, в. века и слизистую полости носа.
2 ветвь - иннервирует боковую поверхность носа, в. губу, в. зубы, н. веко, щеку.
3 ветвь – иннервирует все, что ниже угла рта (нижнюю губу, кончик языка)
7 пара – лицевой нерв, двигательный. Иннервирует лобно-затылочную мышцу.
Мышцы лица
I . Жевательные мышцы (приложение 1)
Височные мышцы (парные) – поднимают нижнюю челюсть и тянут ее назад.
Жевательные мышцы – поднимают нижнюю челюсть
Крыловидные (медиальные и латеральные) – каждая мышца при одностороннем сокращении смещает нижнюю челюсть в свою сторону. При двустороннем сокращении мышц нижняя челюсть выдвигается вперед.
II . Мимические мышцы (приложение 2)
Круговая мышца рта – закрывает рот.
Лобно-затылочная мышца – мышца, напрягающая скальп
Большая и малая скуловая мышца – оттягивают угол рта латерально в сторону.
Мышца гордецов – образует поперечные складки над переносицей
Мышца сморщивающая бровь – сморщивает лоб, поднимает брови.
Круговая мышца глаза – закрывает глаз.
Мышца поднимающая верхнюю губу и крыло носа – важна для артикуляции звуков: «Л», «В», «Ф».
Мышца опускающая верхнюю губу – опускает верхнюю губу вниз.
Мышца поднимающая угол рта – начинается под мышцей, поднимающей верхнюю губу, и входит в круговую мышцу рта у его углов.
Мышца опускающая угол рта и нижнюю губу - упражнение «Грустный клоун»
Подбородочная мышца – выпячивает вперед нижнюю губу.
Щёчная мышца – оттягивает угол рта латерально – в сторону (в улыбке), надувание щек, прижимание щек к зубам. Мышца смеха – проходит по щечной мышце и участвует в артикуляции звуков: «И», «Э», «С».
Приложение 2
Мимические мышцы:
1 - поднимающая верхнюю губу и крыло носа; 2 - щечная; 3 - поднимающая угол рта; 4 - большая скуловая; 5 - опускающая нижнюю губу и латерально угол рта; 6 - опускающая угол рта; 7 - мышца гордецов; 8 - круговая мышца рта
Мышцы тела языка (приложение 3)
I .Скелетные (парные)
Шилоязычная мышца - тянет язык, особенно его корень, вверх и назад.
Подъязычно-язычная – тянет язык назад и вперед.
Хрящеязычная мышца - тянет язык назад и вниз.
Подбородочно-язычная мышца – тянет язык кпереди и вниз.
II . Собственно мышцы языка (парные)
Нижняя продольная мышца – укорачивает язык.
Верхняя продольная мышца – сгибают, укорачивают и поднимают вверх верхушку языка.
Поперечные мышцы – уменьшает поперечный диаметр языка.
Вертикальные мышцы – уплощает язык.
Приложение 3
Мышцы языка (скелетные):
1 - подбородочно-язычная; 2 - шилоязычная; 3 - подъязычно-язычная; 4 - хрящеязычная; 5 - подъязычная кость
Приложение 3
Собственные мышцы языка:
1 - нижняя продольная; 2 - верхняя продольная; 3 - поперечная; 4 - вертикальная
Из истории массажа .
Массаж – один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль и даже способствует умственному, речевому и физическому развитию детей.
Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.
В древнеиндийских медицинских трактатах – «Аюр-Веды» подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх.
Заимствовали массаж у индусов и китайцы. В VI веке здесь впервые в мире был создан государственный медицинский институт, где массаж изучался, как обязательная дисциплина.
Известно, что массаж с XII века до н.э. использовали в Древнем Египте, Абиссинии, Ливии.
Из Египта массаж вместе с «умащиванием» маслами и мазями, широким использованием бани попал в Древнюю Грецию – колыбель европейской цивилизации.
Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н.э).
Особого расцвета достиг массаж в Римской империи. Там он был в обиходе у всех от императора до раба. Но именно Асклепиад первым разделил массаж на сильный и слабый, кратковременный и продолжительный, с применением смазывающих средств и без них (сухой).
Выдающийся древнеримский врач Клавдий Гален описал методику основный массажных приемов. Предписания Галена сохранились до нашего времени практически без изменений.
После падения Римской империи массаж на долгие годы исчез из жизни европейцев. И лишь идеи арабских ученых позволили распространиться массажу в соседних странах – Персии, Турции, Бухаре, Армении, Грузии.
У славянских народов практиковалось «хвощевание» - нахлёстывание тела веником во время мытья в бане. Такой массаж способствовал закаливанию организма.
Только в XVIII веке массаж начал интенсивно возрождаться в Англии, Франции, Германии.
В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, внедряя его в лечебную практику.
И.В. Заблудовский создал стройную, научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву называют отцом современного массажа.
Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И.Н. Асадчих, А.В. Сироткина, Г.Р. Ткачева, В. И. Дубовский и другие.
Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.
Общие положения для проведения массажа.
Руки логопеда д.б. чистыми, теплыми, без ссадин и очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Массаж проводится в чистом, теплом, хорошо проветриваемом помещении. Ребенок может лежать на кушетке или сидеть на стуле с удобной спинкой. Логопед располагается за его спиной.
Для того, чтобы настроить ребёнка на сеанс артикуляционного массажа и восстановить ритм дыхания, можно предложить ему несколько минут послушать приятную музыку.
При гипертонусе мышц – проводится расслабляющий массаж (скользящие движения, без смещения кожных покровов, на детской присыпке).
При гипотонусе мышц – активизирующий массаж (выполняется со смещением кожных покровов, на масле). Дополнительно можно использовать миогимнастику и самомассаж.
При мышечной дистонии – комбинированный массаж.
Показания к проведению массажа : ЗПР, ОНР любого уровня, если есть нарушение мышечного тонуса, ЗРР, дизартрии, заикание, афазия и т.д
Противопоказания : Соматические заболевания в остром периоде, инфекционные заболевания ребёнка, коньюктивиты, инфекционные заболевания кожных покровов, герпес на губах, стоматиты, гингивиты, увеличение подчелюстных лимфоузлов, нейродермит, эписиндром.
Приемы массажа .
Предлагаемая схема проведения массажа, показала свою эффективнось в работе с детьми дошкольного возраста.
В работе с детьми в основном применяют 4 классических приема массажа:
Поглаживание – легкое поглаживание снижает мышечный тонус, понижает возбудимость нервной системы. Глубокое поглаживание, наоборот, оказывает возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.
Растирание - усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, повышает мышечный тонус.
Разминание – за счет усиления кровоснабжения массируемого участка улучшается питание в тканях, повышается эластичность мышц и их тонус, усиливаются сократительные функции мышц, а также способность к регенеративным процессам. Также повышается общая возбудимость организма.
Вибрация – по действию различна. Слабая вибрация повышает тонус мышц. А сильная вибрация - снижает повышенный тонус мышц и возбудимость нервов.
Рассмотрим следующие виды массажа и методику их проведения.
Существует два основных вида дифференцированного логопедического массажа: активизирующий и расслабляющий.
1.Активизирующий массаж:
Плечевой пояс, шея
Направление движений из подмышечных впадин (плечей) по боковой поверхности шеи до углов нижней челюсти.
Аналогичные симметричные движения снизу вверх двумя руками. А около угла нижней челюсти завершить движение только 1-ой рукой ассиметрично, под подбородок.
Поглаживание от центра лба к вискам (прямое, спиралевидное, сжатие, надавливание)
Кисти, сплетенные в «замок» накладываются на скуловую область, верхнюю губу и подбородок ребенка. Пальцы вложены друг в друга на две фаланги. Массаж нижней части лица от центра к ушам.
Спиралевидное растирание кончиками пальцев по всей поверхности щеки. Большой палец фиксируется на скуле.
Спиралевидное растирание дна ротовой полости (подчелюстная область). Большой палец фиксируется на подбородке.
Спиралевидные растирания кончиками по направлению от ушных раковин к подбородку.
От скулы движения вниз до углов рта большим пальцем на ребре. Остальные четыре пальца фиксируются под подбородком ребенка.
Хаотичные щипки по щекам и подбородку.
Жесткая вибрация кистью руки (направление движений от носа к ушам)
Проводить в медицинских перчатках и через салфетку. Салфетка фиксирует кончик языка.
От корня к кончику указательным и большим пальцем обеих рук. Движение по языку вертикальное с перетиранием.
Вкуручивающиеся движения по языку. Выполняются 4-мя пальцами (рис 1).
Направление массажных движений горизонтальное. «Перетёрли» и переступили, как шахматы (рис 2) .
Сдавливание языка с боков 2-я пальцами (рис 3).
Прищипывание боковых краев языка через салфетку. И движения, аналогичные наматыванию нитки на катушку по боковым краям языка (рис 4).
Приложение 1
Активизирующий массаж языка
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Рисунок 5
Еще для активизации мышц артикуляционного аппарата эффективно используется миогимнастика.
Для губ : логопед фиксирует большим и указательным пальцами улыбку, а ребенка просит сделать губами трубочку.
Логопед удерживает губы ребенка в форме трубочки, а ребенка просит улыбнуться, преодолевая сопротивление.
Для языка : логопед фиксирует язык у подбородка, а ребенка просит поднять его к верхней губе и наоборот.
Логопед фиксирует язык в правом углу рта, а ребенка просит перевести его в левый угол рта, преодолевая сопротивление и наоборот.
Логопед удерживает язык вне ротовой полости ребенка (по центру), а ребенка просит убрать язык в рот, преодолевая сопротивление.
Логопед предлагает ребенку побороться, надавливая кончиком языка на палец логопед. Ребенок пытается высунуть язык изо рта, а пальчик логопеда его не выпускает.
Расслабляющий массаж.
Плечевой пояс и шея.
Лоб и лицо
От центра лба к вискам легкое поглаживание.
Легкие движения средними пальцами под бровью и вокруг глаза (с вибрацией и без нее).
1.Поглаживание нижней части лица от центра к ушам (постепенно поднимаясь от подбородка к скуле).
2. Упражнение «Замок». Начало и окончание движений на лбу, обходя почти все лицевые мышцы.
3.Работают фаланги пальцев, совершая спиралевидные движения по щекам.
5. Легкая вибрация ладонями от носа к ушам.
6. Ассиметричные движения «ножницы» от виска ко рту.
7. Легкий круг (тапирование) кончиками пальцев вокруг губ в любую сторону.
Расслабляющий массаж языка (приложение 2)
Потряхивание языка с движениями вперед-назад, вправо-влево (рис.1).
Легкое покачивание языка из стороны в сторону, не преодолевая сопротивление мышц (рис. 1).
Поглаживание языка от кончика к корню зигзагообразно, спиралевидно, прямо (рис. 2).
Положить шпатель, пластиковую ложку или палец на середину языка – передать вибрацию, надавить и постараться выдвинуть язык вперед (рис. 3)
Приложение 2
Расслабляющий массаж языка
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3
Самомассаж мышц языка .
1. «Поглаживание языка губами» Просунуть язык сквозь узкую щель между губами – постепенно убрать язык в полость рта.
2. «Пошлёпывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепать его губами, слышится звук «пя-пя-пя»
3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык сквозь узкую щель между зубами - постепенно убирать язык в полость рта.
4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая в полость рта.
5. «Пожуём грушу» Использовать для упражнения спринцовку № 1. Сложить грушу, выпустив из нее воздух. Предложить пожевать ребенку. Груша аккуратно вводится в рот так, чтобы только ее кончик оставался снаружи. Проводить манипуляцию 2-3 минуты при мышечной дистонии.
Снятие рвотного рефлекса .
Повышенный рвотный рефлекс обычно встречается при гипертонусе мышц артикуляционного аппарата.
С помощью шпателя, ручки чайной ложки или шарикового зонда рисовать полоски от кончика языка (веерообразно) вглубь рта, точечно перескакивая за границу рвотного рефлекса. Постепенно граница рвотного рефлекса отодвигается.
По итогам коррекционной работы с применением дифференцированного логопедического массажа можно сделать выводы: у детей с минимальными дизартрическими расстройствами улучшилось кровоснабжение и питание тканей артикуляционной области, повысилась эластичность мышечных волокон, восстановилась чувствительность мышц, нормализовался мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, уменьшилось проявление парезов и параличей мышц речевого аппарата. Снизились патологические двигательные проявления, ушла гиперсаливация. Увеличился объём и амплитуда артикуляционных движений и их выносливость. Активизировалась сократительная способность мышц речевого аппарата. Была сформирована произвольная координация движений органов артикуляции.
Предлагаемые приемы массажа доступны специалистам и родителям детей с речевой патологией, дают отличные результаты в максимально короткие сроки при систематических занятиях логопеда и родителей с детьми. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. Главное в методике массажа – последовательность, огромное терпение и систематичность.
Список использованной литературы.
1. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.,2005.
2. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. М.,2002
3. Блыскина И.В Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб., 2004.
4. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. М.,1974.
5. Гревцева Е.В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляционных расстройств. СПб., 2001.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет.
М., 2003..
7. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2010
8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стертой дизартрии): Учеб. Пособие. СПб., 2001.
После операции
Изучение органов артикуляции и их моторной функции происходит перед зеркалом во время игры «Сделай, как я!», основанной на подражании ребенка.
При описании строения губ отмечается, имеется ли рубцовая деформация верхней губы, также определяется мышечная подвижность губ (достаточная/ ограниченная), их смыкание (полное/неполное) и переключаемость (полная/ неполная). Уточняется длина уздечки верхней губы. Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:
Упражнение 1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Упражнение 2. «Трубочка» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении под счет до пяти.
Упражнение 3. «Улыбка - Трубочка» - на счет «раз - два» чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
Затем визуально определяется состояние преддверья рта, отмечается его сформированность, наличие расщелины альвеолярного отростка верхней челюсти (справа/слева), а также протрузии (выдвижения межчелюстного отростка верхней челюсти вперед).
При оценке состояния прикуса отмечается, имеется ли сужение верхней челюсти или какая-либо другая патология прикуса (прогения, прогнатия и т.д.). Также отмечается сформированность зубного ряда.
При обследовании языка описывается его размер и форма, состояние корня и кончика. Длина уздечки языка определяется по способности ребенка поднять язык за верхние зубы при широко открытом рте. Если проба выполняется, длину уздечки можно считать достаточной. Важно обратить внимание на позицию тела языка в ротовой полости (правильная, межзубная, язык оттянут кзади или лежит на дне). Далее определяется мышечная подвижность языка (достаточная/ограниченная), переключаемость (полная/неполная). Определяется тонус языка (нормальный/ пониженный/ повышенный), имеется ли тремор языка, девиация (отклонение) языка (вправо/ влево) и саливация (нормальная, повышенная, пониженная) при выполнении проб. Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:
Упражнение 1. «Блинчик» - улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии под счет до пяти.
Упражнение 2. «Иголочка» - улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык из ротовой полости. Удерживать в таком состоянии под счет до пяти.
Упражнение 3. «Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Упражнение 4. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. Насчет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Упражнение 5. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык широкий.
При определении состояния твердого неба отмечается, имеется ли вторичный послеоперационный дефект (в переднем отделе, в среднем отделе, на границе твердого и мягкого неба). Также описывается форма твердого неба (куполообразное, высокое, низкое, узкое, широкое, готическое).
При визуальной оценке небно-глоточного смыкания уточняется, состоится оно или нет, сужено ли глоточное кольцо, а также длина и подвижность мягкого неба. Ребенку предлагается выполнить упражнение: улыбнуться, открыть рот. Произнести [А-Э] на твердой атаке. Если не удается оценить работу мягкого неба за счет приподнятой задней части спинки языка, то можно вызвать глоточный рефлекс, нажав шпателем на корень языка.
Фонематическая компетенция
Для того, чтобы иметь более точное представление о речевом развитии ребенка, необходимо обследовать его фонематическую компетенцию, обеспечивающую восприятие фонем.
Детям раннего возраста могут быть предложены следующие игровые задания:
1. «Прятки». На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек (бубен, погремушка, колокольчик). Он знакомится с их звучанием. Логопед использует музыкальные игрушки и периодически произносит: «КУ-КУ», «АУ». Ребенок прячется (закрывает лицо ладошками) и откликается только, если услышит «КУ-КУ» или «АУ».
2. Ребенку показываются и озвучиваются картинки: А-А-А (качаем малыша), О-О-О (поет певец), У-У-У (гудит пароход), МЯУ-МЯУ (мурлычет котенок), ГАФ-ГАФ (лает щенок), КВА-КВА (квакает лягушка), ПЫХ-ПЫХ (пыхтит чайник), ТУ-ТУ (едет поезд), БИ-БИ (сигналит машина).
Затем логопед воспроизводит звучание, а ребенок должен показать соответствующую картинку.
3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит:
Бык - бак, дом - дым, дудка - будка.
Детям младшего дошкольного возраста предлагаются такие задания:
1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги:
АУ; УИ; ОАУ; ИОЫ;
ВА-ФА; ПА-БА; ТА-ДА; ТА-ТЯ, ДА-ДЯ; КА-ГА; МА-МЯ; НА-НЯ.
2. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слова:
Кот-год мех-мох-пух дом-гном
Том-дом бык-бак-бок кит-ток-кот
Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста предлагаются следующие задания:
1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги с оппозиционными фонемами. Например:
СА-ЗА СА-ША ША-ЖА ТЯ-ЧА
СЯ-СА ЗУ-ЖУ ШУ-ЧУ ЛА-РА
2. Логопед называет слова и просит ребенка показать соответствующие картинки, назвать их самостоятельно, в случае затруднения отраженно повторить за ним. Например: Сашенька, речка течет, июль, Лариса и т.д.
3. Логопед предлагает провести анализ звукового состава слова: Выделить гласный в начале слова
Аня Оля Ира
Выделить гласный в конце слова:
Оса Окно иду
Выделить согласный в конце слова:
Кот нос дом
Выделить согласный в начале слова:
Таня мама папа
Назвать звуки, из которых состоит слово: сон ток дом
4. Логопед предлагает провести фонематический синтез слова: Какое слово получится, если сложить звуки:
К О Т, Д О М, К И Т
Звукопроизношение
При обследовании звукопроизношения у детей после пластики неба выявляется:
Место и способ образования звуков;
Наличие отсутствующих, заменяемых, искаженных, смешиваемых звуков;
Дефекты озвончения и оглушения звуков;
Дидактический материал подбирается соответственно возрасту ребенка. Для обследования детей раннего возраста и младшего дошкольного желательно использовать слова простой слоговой структуры, часто встречающиеся в повседневной жизни, состоящие из звуков [А, Э, О, И, У, Л" М, Н, Ф, В, П, Б, Т, Д, К, Г, X, их мягких пар]. При отборе дидактического материала для выделенной группы детей исключается наличие групп шипящих, свистящих и вибранта, так как эти звуки относятся к трудно произносимым и достаточно поздно появляются в речевом онтогенезе ребенка. А дидактический материал для детей старшего дошкольного и школьного возраста обязательно должен включать материал с группами свистящих, шипящих звуков и соноров.
Детям предлагаются красочные предметные и сюжетные картинки. На каждый проверяемый звук подбирается три картинки с тем расчетом, чтобы этот звук оказывался в трех позициях в слове, обозначающем изображенный предмет, - в начале, конце и в середине. Если ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно, ему предлагается произнести звук по подражанию. Например, Ф-Ф-Ф - фырчит ежик, Т-Т-Т -стреляет пулемет. В таком случае выявляется уровень автоматизации звука. Сформированность звуков изучается на уровне связной речи, предложения, словосочетания, слова, слога.
[Ф-Ф" - В-В"] - ФА, УФ, ОФО. ФЁ, АФЬ, ИФИ. ВА, УВУ. ВЭ, АВИ. ФА-ФЯ, ВА-ВЯ, ФА-ВА, ФЕ-ВЕ.
Фото, аф-аф, кофта, Филя, кофе, буфет. У Фай фуфайка. Филя лает: «Аф-аф!». Вата, ива, ветка, повидло. Вова любит вафли. У Вики повидло.
[П-П" - Б-Б"] - ПА, УП, ОПО. ПЁ, АПЬ, ИПИ. БА, УБУ. БЭ, АБИ. ПА-ПЯ, БО-БЁ, ПА-БА, ПЕ-БЕ.
Папа, топ-топ, тапки, пила, капелька. У папы пальто. У Пети пила. Бык, бублики, белка, лебеди. У бабули бублики. По небу летели лебеди.
[Т-Т - Д-Д"] - ТА, УТ, ОТО. ТЕ, АТЬ, ИТИ. ДА, УДУ. ДЭ, АДИ. ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТА-ДА, ТЕ-ДЕ.
Туфли, кот, утка, телята, утята. У Таты туфли. У утки утята. Дуда, вода, дядя, лебеди. У дедули дуда. Дед дудит: «ду-ду-ду»
[Й] - ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ, АЙ, ОЙ, УЙ, ЭЙ, ИЙ, АЙА, АЙО, АЙУ, АЙЭ.
Юбка, Тая, зайка. Зайка под елкой.
[К-К" - Г-Г] - КА, УК, ОКО. КЁ, АКБ, ИКИ. ГА, УГУ. ГЭ, АГИ. КА-КЯ, ГО-ГЁ, КА-ГА, КЕ-ГЕ.
Кот, лук, елка, кит, елки, букет. Кукушка кукует: «ку-ку!». Кисель кислый. Губы, ягода, гиря, флаги. Гусь гогочет: «га-га-га!». В лагере флаги.
[Х-Х"] - ХА, УХ, ОХО. ХЁ, АХЬ, ИХИ. ХА-ХЯ, КО-ХО, ХЕ-КЕ.
Хобот, петух, ухо, хи-хи-хи. Охотник на охоте. У хомяка орехи.
[Л"] - ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛЕ, ЛИ, АЛЬ, ОЛЬ, АЛЯ, АЛЕ, АЛЮ, АЛИ.
Лев, ляля, пальто, ель. Лиля поливает лилии.
[Л] - ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ, АЛ, ОЛ, АЛА, АЛЭ, АЛУ, АЛЫ.
Лапа, пол, полка. Лола плывет на лодке.
[С] - СА, СО, СУ, СЭ, СЫ, АС, ОС, АСА, АСО, АСУ, АСЫ.
Сова, оса, пес. СА-СА-СА на носу у пса оса.
[С"] - СЯ, СЁ, СЮ, СЕ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АСЯ,АСЕ,АСЮ, АСИ.
Сети, Вася, усики. У Севы усики.
[З-З"] - ЗА, УЗУ. ЗЭ, АЗИ. ЗА-ЗЯ, СА-ЗА, СЕ-ЗЕ.
Зайка, звезды, зебра, Азия. У Зои зайка. Резиновую Зину купили в магазине.
[Ц] - ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦИ, АЦ, ОЦ, АЦА, АЦО, АЦУ, АЦЫ. СА-ЦА, АЦ-АС, АСА-АЦА.
Цапля, огурец, пицца. В саду цветет акация.
[Ш] - ША, ШО, ШУ, ШЕ, ШИ, АШ, ОШ, АША, АШО, АШУ, АШИ.
Шапка, душ, кошка. Паша ест кашу.
[Ж] - ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖИ, АЖА, АЖО, АЖУ, АЖИ. ША-ЖА, ЗО-ЖО, АЗО-АЖЁ.
Жук, лужа, дождик. Жадная жаба живет на болоте.
[Щ] - ЩА, ЩЁ, ЩУ, ЩЕ, ЩИ, АЩ, ОЩ, АЩА, АЩЁ, АЩУ, АЩИ.
Щека, овощ, пещера. Щенок утащил щетку.
[Ч] - ЧА, ЧО, ЧУ, ЧЕ, ЧИ, АЧ, ОЧ, АЧА, АЧО, АЧУ, АЧИ. ЧА-ЩА, ТЕ-ЧЕ, АТЬ-АЩ, ОЧ-ОЩ.
Чай, мяч, бабочка. Пей чай из чашки.
[Р-Р"] - РА, РО, РУ, РЕ, РИ, АР, ОР, АРА, АРО, АРУ, АРЕ, АРИ. РА-РЯ, РО-РЁ, РУ-РЮ. ЛА-РА, ЛЕ-РЕ, ИЛ-ИР, ИЛЬ-ИРЬ.
Рыба, сыр, дырка, репка, царь, горько. Рыба и раки в реке. На грядках репка, редька и редис.
[М-М"] - МА, МО, МУ, МЕ, МИ, АМ, ОМ, АМА, АМО, АМУ, АМЕ, АМИ. МА-МЯ, МО-МЁ, МУ-МЮ. МА-НА, АМ-АН, МЕ-НЕ, ИНЬ-ИМЬ.
Мама, дом, Умка, мед, домик. У мамы маки. Мама мыла Милу мылом.
[Н-Н"] - НА, НО, НУ, НЕ, НИ, АН, ОН, АНА, АНО, АНУ, АНЕ, АНИ.
Нос, кабан, банан, няня, пони. Пони, но-о-о! У Нины няня.
Логопедическая карта для записи результатов обследования представлена в приложении 2.
1. Перечислите и раскройте основные принципы логопедического обследования детей после пластики губы и неба.
2. Назовите критерии оценки речи ребенка после операции.
3. Каким образом проводится обследование дыхательной функции?
4. На что важно обратить внимание при обследовании баланса резонирования голоса?
5. Как изучается строение и функция органов артикуляции?
6. Чем будут отличаться задания, направленные на выявление уровня фонематической компетенции, для детей раннего, младшего дошкольного, старшего дошкольного и школьного возраста.
7. Каким образом проводится обследование звукопроизношения детей после хирургического лечения расщелины губы и неба?
6.4. Выявление небно-глоточной недостаточности
у детей после операции
Иногда после оперативного лечения расщелины неба у ребенка может формироваться небно-глоточная недостаточность (НГН) - патологическое состояние небно-глоточного кольца (НГК), при котором во время глотания и фонации небно-глоточное смыкание (НГС) осуществляется неполноценно, с остаточным отверстием.
НГН проявляется, прежде всего, в виде гиперназализации (выраженного носового оттенка гласных и звонких согласных звуков вследствие атипичного использования полости носа в качестве парного резонатора ротовой полости) и носовой эмиссии (слышимой утечки воздуха через носовые ходы при произнесении звуков, требующих давления в ротовой полости).
Помимо расщелины неба НГН может быть вызвана целым рядом причин как врожденного, так и приобретенного характера, например, некоторыми неврологическими заболеваниями (миастенией, рассеянным склерозом, миотонической дистрофией), сколиозом, умственной отсталостью, тяжелыми врожденными синдромами, травмой небно-глоточных структур.
Частота случаев НГН у детей после пластики неба, по данным разных авторов, составляет от 5% до 36%.
На сегодняшний день объективной методики диагностирования НГН в России не существует. Визуальная оценка небно-глоточного смыкания, как правило, не информативна. Логопед может лишь предполагать о наличии НГН у ребенка, с которым проводит логопедические занятия. Признаками НГН является низкая динамика обучения, затрудненная автоматизация сформированных навыков, сложности при произнесении звонких согласных звуков, неустранимое наличие гиперназализации и носовой эмиссии в речи, а также компенсаторных гримас в области крыльев носа и лба.
Для диагностики НГН наиболее широко применяемым во всем мире является метод фиброптической назофарингоскопии. Данное исследование позволяет получить данные об анатомическом строении и функции небно-глоточного кольца без болезненности и специальной подготовки, что позволяет применять его даже у детей раннего возраста.
Фиброптическая назофарингоскопия проводится врачом-отоларингологом по принципу любого другого эндоскопического исследования. Ребенок располагается в положении сидя. В носовой ход помещают назофарингоскоп (фото №20, 21), через который хорошо видно мягкое небо, заднюю и боковые стенки глотки. Затем ребенок отраженно повторяет определенные слоги, слова и фразы с ротовыми звуками. В это время врач визуально оценивает тип небно-глоточного смыкания, наличие небно-глоточной недостаточности и размер остаточного отверстия.
Выделяют 4 основные типа небно-глоточного смыкания. При циркулярном типе отмечается равномерное продвижение мягкого неба и боковых стенок глотки к сагиттальной плоскости. При циркулярном типе с валиком Пассавана в смыкании отмечается равное участие мягкого неба, боковых стенок глотки, а также задней стенки глотки, что приводит к образованию подлинного сфинктерного смыкания. При сагиттальном типе отмечается равномерная подвижность боковых стенок глотки с незначительным продвижением мягкого неба к задней стенке глотки. При коронарном типе в большей степени выражена подвижность мягкого неба в направлении неподвижной задней стенки глотки, боковые стенки глотки при этом продвигаются незначительно, достигая боковых краев мягкого неба.
При проведении назофарингоскопии врач обязательно обращает внимание на:
1. Мягкое небо:
а) подвижность (0,0-1,0)
б) симметричность: да/нет (вправо, влево, центр)
в) смыкание с аденоидами: да/нет.
2. Боковые стенки глотки:
а) подвижность правой (0,0-1,0)
направление: медиальное, медиально-переднее, медиально-заднее
б) подвижность левой (0,0-1,0)
направление: медиальное, медиально-переднее, медиально-заднее.
3. Подвижность задней стенки глотки: (0,0-1,0).
4. Размер глоточного кольца в покое: соответствует возрасту/нет.
5. Тип небно-глоточного смыкания: сфинктерный, коронарный, сагиттальный, циркулярный, атипичный.
6. Размер остаточного отверстия (0,0-1,0).
7. Расположение отверстия: центральное, смещено вправо/влево, двустороннее.
Для определения степени выраженности небно-глоточной недостаточности и пути ее коррекции ЛОР-врач оценивает размеры остаточного отверстия при небно-глоточном смыкании в процентном соотношении. Вариантом нормы является небно-глоточная недостаточность с остаточным отверстием до 10%. Речь ребенка при такой НГН полноценна.
НГН с остаточным отверстием до 20-30% возможно скомпенсировать педагогическим путем. На занятиях логопед вызывает компенсаторное включение небно-глоточных структур и добивается уменьшения небно-глоточной недостаточности. Чаще всего после курса логопедического обучения речь ребенка нормализуется, и проведение повторной операции не требуется.
Если же размер остаточного отверстия при НГН больше 30%, то необходимо проведение операции по ее устранению и дальнейшее логопедическое обучение до полного восстановления произносительной стороны речи ребенка.
Пример №1.
Имя, фамилия, возраст: Полина Л., 5 лет.
1. Мягкое небо:
а) подвижность - 0,6.
б) симметричность: да
в) смыкание с аденоидами: нет.
2. Боковые стенки глотки:
а) подвижность правой - 0,1
направление: медиальное
б) подвижность левой - 0,1
направление: медиальное.
3. Подвижность задней стенки глотки: 0,0.
4. Размер глоточного кольца в покое: соответствует возрасту.
5. Тип небно-глоточного смыкания: коронарный.
6. Размер остаточного отверстия - 0,4.
7. Расположение отверстия: центральное.
8. Заключение: исследование выявило устойчивую небно-глоточную недостаточность. Остаточное отверстие не менее 40%.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение небно-глоточной недостаточности.
2. Назовите причины ее формирования.
3. Каким образом диагностируется небно-глоточная недостаточность?
4. Перечислите и опишите основные типы небно-глоточной недостаточности.
5. В каком случае небно-глоточная недостаточность устраняется хирургическим путем?
6.5. Дифференциальная диагностика речевых нарушений
детей после пластики неба
По клинико-педагогической классификации, ринолалия - это нарушение произносительной стороны речи, а именно внешнего оформления высказывания. Довольно часто детям после пластики губы и неба даются ошибочные заключения. В связи с этим еще раз желательно остановиться на признаках ринолалии и ее дифференциальной диагностике с другими речевыми расстройствами, на первый взгляд, имеющими похожие проявления.
В таблице №1 представлено сравнение структуры речевого дефекта при ринолалии с другими нарушениями устной речи, проявляющимися в неполноценности внешнего оформления высказывания - ринофонией, дисфонией, дизартрией и дислалией.
Таблица №1 Сравнение ринолалии с другими речевыми нарушениями
Продолжение таблицы
Приступая к анализу результатов, полученных в процессе логопедического обследования ребенка, необходимо учитывать следующие данные о речевой патологии:
1. Биологический или социальный фактор возникновения.
2. Органическая или функциональная причина развития.
3. Локализация в центральном или периферическом отделе речевого аппарата.
4. Время наступления.
5. Степень выраженности дефекта.
Причиной формирования ринолалии является патология небно-глоточного кольца, поэтому фактор ее возникновения, конечно же, биологический.
В свою очередь, небно-глоточная недостаточность является следствием врожденной расщелины или какого-либо другого анатомического дефекта неба, а значит фон развития ринолалии органический, с локализацией в периферическом отделе. За редким исключением, в педагогической практике встречаются дети с признаками ринолалии на фоне врожденного пареза мягкого неба. В таком случае речевая патология имеет функциональную причину, центрального или периферического характера.
Время формирования ринолалии - период овладения ребенком активной речью. Ринолалия не может сформироваться в дошкольном или школьном возрасте, даже в случае приобретенной патологии небно-глоточного затвора (механической травмы, состояния после удаления опухоли, пареза или паралича мягкого неба). В этом случае может быть ринофония, дизартрия, но не ринолалия, так как артикуляторная база уже усвоена ребенком. Исключением являются дети после пластики неба, с «вторичной» небно-глоточной недостаточностью. Сначала их речь может развиваться без признаков ринолалии, но со временем, к 3-4 годам, из-за укороченного, недостаточно функционального мягкого неба, при активном росте глотки, особенно у мальчиков, может возникать открытый носовой оттенок и замены переднеязычных звуков, как правило, артикуляторно сложных, шипящих, свистящих и соноров на заднеязычные.
Степень выраженности ринолалии различна, однако она имеет тотальный характер нарушения. То есть, как правило, нарушаются не только артикуляторно сложные звуки, но и гласные, губно-зубные, губно-губные, заднеязычные группы звуков.
При сопоставлении перечисленных данных, характерных для ринолалии и других речевых нарушений можно найти некоторые совпадения. Например, большинство из них имеет биологический фактор происхождения, органический фон развития, раннее формирование и значительную степень выраженности. Однако, имеются и существенные различия, благодаря которым можно с уверенностью утверждать, что у того или иного ребенка - ринолалия.
Отличить ринолалию от ринофонии можно путем анализа звукопроизношения. При ринофонии нет его тотального нарушения, нет замен на заднеязычные звуки, на глоточные и гортанные щелчки. У ребенка с носовым оттенком голоса может быть увулярный [Р] или искажение группы шипящих, свистящих звуков. В таком случае он получит заключение ринофонии и дислалии или ринофонии и стертой формы дизартрии - в зависимости от причины нарушения звуков, но не ринолалии.
От ринолалии дисфония отличается не только сохранным звукопроизношением, но главным образом локализацией запускающего механизма. У ребенка с ринолалии изначально нет патологии голосового аппарата. Состояние гортани и голосовых складок не изменено. При ринолалии первично нарушается баланс резонирования голоса, имеется выраженный открытый носовой оттенок, обусловленный патологией небно-глоточного затвора. И только к подростковому возрасту, если ребенок не получает логопедической помощи, у него могут появиться признаки дисфонии в виде осиплости, хриплости, сдавленности или слабости голоса.
Отличительной чертой дизартрии является нарушение тонуса мышц органов артикуляции. Ребенок с ринолалией, как правило, успешно справляется с упражнениями артикуляционной гимнастики, выполняет их в полном объеме, хорошо переключается с одной пробы на другую. Мышечный тонус языка у ребенка с ринолалией является удовлетворительным, при выполнении упражнений нет тремора, дивиации языка, гиперсаливации. Отличается также характер нарушений звукопроизношения. При дизартрии в противоположность ринолалии редко искажаются группы артикуляторно простых звуков, наиболее рано появляющихся в речевом онтогенезе. При ринолалии нарушен и способ, и место образования звуков, а при дизартрии, как правило, только способ.
Дислалия отличается от ринолалии не только нормальным балансом резонирования, но так же, как и дизартрия, характером нарушения звукопроизношения. Даже при сложной механической дислалии, которая довольно часто встречается у детей после ранней пластики неба, не меняется место образования звуков, отсутствуют грубые замены на глоточный выдох и гортанный щелчок. Общая разборчивость речи ребенка с дислалией значительно выше, чем у ребенка с ринолалией, за счет отсутствия гиперназального оттенка голоса и правильного места образования звуков.
Отдельного внимания заслуживает категория детей с сочетанной речевой патологией. Как было замечено выше, у ребенка после пластики неба не обязательно сформируется ринолалия. У него может быть открытая ринофония вследствие небно-глоточной недостаточности и сложная механическая дислалия из-за ношения ортодонтического аппарата. А у ребенка с ринолалией может быть выражена дизартрическая симптоматика в речи, и он получит заключение: ринолалия с дизартрическим компонентом.
В таблице дифференциальной диагностики рассмотрены наиболее схожие с ринолалией речевые нарушения устной речи. А ведь у детей с ринолалией могут встречаться также и нарушения темпо-ритмической оргазации речи, например, заикание, нарушения письменной речи - дисграфия и дислексия.
Таким образом, проведение дифференциальной диагностики ринолалии с другими речевыми расстройствами позволяет наиболее точно определить направления коррекционной работы с ребенком и ускорить процесс восстановления речи.
Контрольные вопросы и задания
1. Как отличить ринолалию от открытой ринофонии?
2. Как отличить ринолалию от дисфонии?
3. Как отличить ринолалию от дизартрии?
4. Как отличить ринолалию от дислалии?
5. Может ли у ребенка с ринолалией быть еще какое-либо речевое нарушение? Приведите пример.
6. У ребенка после хейлопластики и пластики неба имеется гиперназальный оттенок голоса и нарушенное звукопроизношение, при котором все переднеязычные и губные звуки заменяются на искаженные заднеязычные. Какое логопедическое заключение он получит?
Глава 7
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ
ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ
Мимические движения | Поднять брови | ||||
Нахмурить брови | |||||
Прищурить глаза | |||||
Надуть-втянуть щеки | |||||
Сглаженность носогубных складок | |||||
Гипомимия | |||||
Губы: толстые, тонкие слева, справа, расщелины, шрамы | Улыбка-трубочка | ||||
Оскал | |||||
Вибрация «тпру» | |||||
Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют | |||||
Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный | |||||
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель | |||||
Мягкое небо: девиация влево -вправо, укороченное, раздвоенное, отсутствует | |||||
Язык: массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой | Широкий: удержание | ||||
Узкий: удержание 5 сек | |||||
Узкий: влево- вправо | |||||
Широкий: вверх-вниз | |||||
Цоканье | |||||
Тонус: норма. Вялый, чрезмерный | |||||
Темп:нормальный, медленный, быстрый | |||||
Переключаемость:нормальная, замедленная; замены, синкинезии, гиперкинезы; тремор кончика языка, девиация кончика языка вправо– влево, гиперсаливация |
Общее звучание речи
Состояние звукопроизношения
В-Ф | ||||
Т-Д-Н | ||||
К-Г-Х | ||||
Й (Е-Ё-Ю-Я) | ||||
С-СЬ | ||||
З-ЗЬ | ||||
Ц | ||||
Ш-Ж | ||||
Щ | ||||
Ч | ||||
Л-ЛЬ | ||||
Р-РЬ |
Воспроизведение звуко-слоговой структуры
Дом | ||||
Каша | ||||
Снег | ||||
Крыша | ||||
Мостик | ||||
Помидоры | ||||
Температура | ||||
Мотоцикл | ||||
Сквозняк | ||||
Простокваша | ||||
Сковорода | ||||
Вертолет | ||||
Мальчики слепили снеговика | ||||
Водопроводчик чинит водопровод | ||||
Волосы подстригают в парикмахерской |
Фонематическое восприятие, анализ и синтез
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||||
Па-ба | Ба-па | ||||||||
Та-да | Да-та | ||||||||
КА-га | Га-ка | ||||||||
Та-да-та | Да-та-да | ||||||||
Ка-га-ка | Га-ка-га | ||||||||
Мишка-мышка | |||||||||
Уточка-удочка | |||||||||
Бочка-почка | |||||||||
Трава- дрова | |||||||||
Крыса-крыша | |||||||||
Миска-мишка | |||||||||
Есть ли звук М в слове: дом, кот, мама | |||||||||
Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утя | |||||||||
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук | |||||||||
Сколько звуков в слове: сад, каша, кошка | |||||||||
Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на | |||||||||
Составь слово из звуков: к-о-т, в-о-д-а, л-о-д-к-а |
Состояние лексики и грамматического строя
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||||||||
Покажи, где кукла, стол, игрушки, посуда, одежда. Посади куклу, мишку | ||||||||||||
Понимание/ употребление предлогов | В | На | ||||||||||
Под | Над | |||||||||||
Перед | За | |||||||||||
Из | Около | |||||||||||
Из-за | Из-под | |||||||||||
Муж., жен., ср. род имени прилаг. и сущ. | Покажи, где красная? | |||||||||||
Покажи, где красный? | ||||||||||||
Покажи, где красное? | ||||||||||||
Мужской, женский род глаголов в прошедшем времени | Покажи, где Женя поймал рыбу? | |||||||||||
Покажи, где Женя поймала рыбу? | ||||||||||||
Единственное и множ.число имен сущ. и глагоглов | Покажи, где сидит аист? | |||||||||||
Покажи, где сидят аисты? | ||||||||||||
Понимание падежных окончаний существительных | Покажи карандашом ручку | |||||||||||
Покажи карандаш ручкой | ||||||||||||
Покажи дочку мамы | ||||||||||||
Покажи маму дочки | ||||||||||||
Понимание соотношения между членами предложения | Покажи, чем мальчик ловит рыбу? | |||||||||||
Покажи, кто ловит рыбу? | ||||||||||||
Покажи, кого ловит мальчик? | ||||||||||||
Понимание рассказа
Активный словарь
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Конкретные имена существительные/ Обобщающие слова | Игрушки | |||||
Посуда | ||||||
Одежда | ||||||
Обувь | ||||||
Мебель | ||||||
Овощи | ||||||
Фрукты | ||||||
Дикие животные | ||||||
Домашние животные | ||||||
Транспорт | ||||||
Показ и называние части предметов | Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги | |||||
Локоть, колено, ноготь | ||||||
Стул: спинка, сидень, ножка | ||||||
Машина: руль колеса | ||||||
Кабина, кузов, фары, мотор | ||||||
Кто как голос подает с 3х лет, кто как передвигается с 5 лет | Кошка | |||||
Утка | ||||||
Корова | ||||||
Собака | ||||||
Петух | ||||||
Лягушка | ||||||
Гусь | ||||||
Змея | ||||||
Свинья | ||||||
Что делает: | Повар | |||||
Врач | ||||||
Почтальон | ||||||
Антонимы: | Большой | |||||
Длинный | ||||||
Широкий | ||||||
Высокий | ||||||
Светлый | ||||||
Быстрый | ||||||
Холодный | ||||||
Больной | ||||||
Сухой | ||||||
Формы: | Круг - круглый | |||||
Квадратный | ||||||
Треугольный | ||||||
Прямоугольный | ||||||
Овальный | ||||||
Имена прилагательные | Коричневы, карий/ платье, глаза, костюм | |||||
Старый, пожилой/ человек, дом | ||||||
Густой, дремучий/ лес, туман | ||||||
Выбрать слова подходящие по смыслу | К дому прилетела/ стая, стайка, стадо/ воробьев | |||||
Они уселись на крыше и весело/ пели, щебетали, чирикали | ||||||
Вдруг незаметно/ прибежала, подкралась, пришла/ кошка | ||||||
Она хотела/ поймать, схватить, взять/ одного воробья | ||||||
Стало….., сирень начала….. /расцветать, зацветать/ | ||||||
На вершину горы…., в дом….. /войти, взойти/ | ||||||
Объем словаря соответствует возрастной норме: да/нет | ||||||
Характеристика активного словаря: глаголы, имена существит., прилагательные, местоимения, наречия | ||||||
Неточность употребления слов на основе: звуковой близости, сходных по своему назначению, ситуационной связи друг с другом, расширения/ сужения смыслового содержания, смещения лексико-грамматических признаков сходных слов | ||||||
Словоизменение
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Употребление имени существительных именительном падеже единственного и множественного числа | Коса - косы | ||||
Муха - мухи | |||||
Окно окна | |||||
Лист – листья | |||||
Лев – львы | |||||
Рукав – рукава | |||||
Дерево – деревья | |||||
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога | У меня есть карандаш | ||||
У меня нет…. | |||||
Я рисую…. | |||||
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? | Стул….. | ||||
Стол…. | |||||
Карандаш…. | |||||
Книга…. | |||||
Мяч…. | |||||
Чашка…. | |||||
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов: зеленый/ красный | Лист…. | ||||
Занавеска…. | |||||
Дерево…. | |||||
Роза…. | |||||
Яблоко…. | |||||
Барабан…. | |||||
Согласование числительных 2 и 5 с именами существительных | Кукла | ||||
Жук | |||||
Шар | |||||
Карандаш | |||||
Рыба | |||||
Ключ |
Словообразование
Образование уменьшительно ласкательных форм | Стул…. | ||||
Миска… | |||||
Сани…. | |||||
Кольцо…. | |||||
Пуговица…. | |||||
Шапка…. | |||||
Образование названий детенышей животных | У утки | ||||
У кошки | |||||
У гуся | |||||
У коровы | |||||
У лошади | |||||
У собаки | |||||
Образование прилагательных от существительных. Из чего сделано? /стакан из стекла/ | Стекло | ||||
Дерево | |||||
Мех | |||||
Резина | |||||
Брусника | |||||
Бумага | |||||
Снег | |||||
Чей? Чья? Чье? | Сумка мамы | ||||
Кофта бабушки | |||||
Хвост лисы | |||||
Уши зайца | |||||
Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик | Уходит | ||||
Входит | |||||
Выходит | |||||
Переходит | |||||
Образование приставочных глаголов | Рисует | ||||
Убирает | |||||
Ловит |
Связная речь
Анатомо-физиологические механизмы речи
Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Строение речевого аппарата.
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.
1. Центральный речевой аппарат
находится в головном мозге. Он состоит из:
- коры головного мозга (преимущественно левого полушария)
- подкорковых узлов
- проводящих путей
- ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга)
- нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.
Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов ?
Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).
- Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).
- Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.
Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга .
- Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).
- Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
- Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути . Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.
От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути . Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.
Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.
Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.
Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.
В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами . Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.
- Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;
- Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;
- Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.
- Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.
Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.
Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.
2. Периферический речевой аппарат
состоит из трех отделов:
1. Дыхательного
2. Голосового
3. Артикуляционного (звукопроизводящего)
В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей .
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.
Понятно, что для более длительного выдоха необходим ибольший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможно звучная речь.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.
Сверху гортань переходит в глотку
. Снизу она переходит в трахею
.
На границе гортани и глотки находится надгортанник
. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.
Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис 2). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. среднее положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.
Голос обладает силой, высотой, тембром.
Сила голоса
зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают такие резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр
. Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.
Высота голоса
зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, тем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их напряжения.
Артикуляционный отдел
. Основными органами артикуляции являются:
- язык
- губы
- челюсти (верхняя и нижняя)
- твердое небо
- мягкое небо
- альвеолы
Из-за них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными (рис. 3).
Главным органом артикуляции является язык.
Язык
- массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка
. В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.
Сложное сплетение мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень положения языка. Это имеет очень большое значение, т.к. язык участвует в образовании гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).
Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам.
Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам
. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.
Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.
У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.
Надставная труба благодаря своему строению может меняться по форме и объему. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса . В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие - заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при возникновении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и , наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.
Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).
Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.
При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.
Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий – является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом, характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.
Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляционной программы . Артикуляционная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонационной и резонаторной системах.
Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.