Как выделять прямую речь в предложении. Прямая речь и знаки препинания. Передача прямой речи косвенной
Самая актуальная проблема всех авторов на Фикбуке - оформление прямой речи и диалогов. Все ставят знаки препинания, как хотят и куда хотят. И это, признаюсь, более чем раздражает. Видя неграмотно оформленный текст, многие бросают его читать, даже толком не начав. Поэтому ради себя самих же, ради читателей, милые авторы, потрудитесь достойно оформлять прямую речь. Вот вам пример из некоторого фанфика (буквально первый попавшийся; имена и название изменены): «- Роза ответила мне, "Я проведу тебя в Лим завтра, сейчас уже темно!". - Мы с Розой шли по лесу к её дому...» И таких примеров можно нарыть огромное количество. Я, конечно, понимаю, что есть люди, которые попросту не прошли этой темы в школе, но все равно такое оформление никуда не годится. Позвольте объяснить вам, как правильно расставляются знаки препинания при диалоге и прямой речи. Начнем с последней.
Прямая речь
Прямая речь - слова человека, переданные непосредственно в той форме, в которой они были сказаны. К примеру: Когда мы подъехали к усадьбе, ямщик спрыгнул на землю и, открыв дверь брички, услужливо произнес: «Прошу вас, сударь». «Куда ты так торопишься?» - крикнула вслед мне учительница. Чтобы правильно расставлять знаки препинания при повествовательной прямой речи, запомните наглядные схемы.А: «П». «П», - а.
Буква «А (а)» означает здесь слова автора, а буква «П» - прямую речь. Буква «П» в обоих случаях большая, значит, прямая речь всегда начинается с большой буквы. А вот слова автора могут начинаться как с большой, так и с маленькой буквы. С большой - если слова автора предшествуют прямой речи; с маленькой - если слова автора стоят после прямой речи. Касательно знаков препинания, здесь такой порядок: ➤ Прямая речь всегда берется в кавычки. ➤ Если предложение с прямой речью повествовательное и стоит перед словами автора, то после кавычек нужна запятая: «Уже подъезжаем», - открыв дверь купе, предупредил проводник. ➤ Если повествовательная прямая речь находится после слов автора, то точка ставится после кавычек (смотрите первый пример). ➤ Но если прямая речь восклицательная или вопросительная, то восклицательный и вопросительный знаки никогда за кавычки НЕ выносятся (смотрите второй пример) и после них никогда НЕ ставятся другие знаки препинания (точка, запятая).
«П!/?/...» - а. А:«П!/?/...»
Это были самые простые примеры. Но бывает, когда авторская речь влезает и разделяет прямую речь. И тогда схемы уже сложнее и правил больше.
1) «П, - а, - п».
Поясняю: если слова автора разрывают предложение в середине, то после прямой речи и слов автора ставятся запятые; в начале прямая речь начинается с большой буквы, а после слов автора - с маленькой. Кавычки ставятся в начале прямой речи и в самом конце. Ни до, ни после слов автора кавычки не нужны. «Ты знаешь, - начал я неуверенно, - возможно, она права».
2) «П!/?/... - а. - П».
Поясняю: если авторские слова делят прямую речь в месте, где предложение кончается, то все так же, как в предыдущем случае, только после авторской речи ставится точка, а прямая речь, следующая после слов автора, начинается с большой буквы. «Ой, не могу! - расхохотался Коля. - Ну ты даешь!» «Петр Первый не зря получил прозвище "Великий", - сказал наш лектор. - Он многое сделал для России». ➤ Если же прямая речь влезает между словами автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, а после - тире. Оформление получается таким:
А: «П», - а. А: «П!/?/...» - а.
Например: Мальчик, вытирая пот, тихо проговорил: «Эх, мороженого бы съесть...» - после мечтательно зажмурился и облизнулся. ➤ Есть еще один немаловажный момент. Он заключается в том, что иногда перед прямой и после авторской речи ставится двоеточие. Делается это в том случае, когда начало прямой речи и ее конец соотносятся с разными словами в авторской речи. «Зачем ты здесь? - спросила девушка, изумленно посмотрев на вошедшего, и тотчас резко добавила: Я не желаю тебя видеть». Первая реплика относится к слову «спросила», вторая - к слову «добавила», поэтому здесь необходимо двоеточие. Здесь присутствуют как бы две прямые речи.
II Оформление диалога
Правила оформления диалога, по сути, ничем не отличаются от правил оформления прямой речи. Все абсолютно то же самое, только в начале реплики ставится тире, а кавычки отсутствуют. Кроме этого, каждая реплика пишется с новой строки. - Бабушка, почитай сказку, - попросил кроха, натягивая одеяло. - Сказку? - переспросила бабушка. - Ну давай. Какую? - Волк и семеро козлят! Волк и семеро козлят! - тут же радостно заверещал малыш. - Эх ты, - улыбнулась бабушка и, сев на кровать, потрепала внука по волосам, - козленок мой. - Я не козленок! - возмутился мальчик и, насупившись, тише сказал: - Я волчонок. ➤ Все диалоги можно оформлять в несколько иной форме. Лично мне она кажется более сложной, но в некоторых ситуациях я именно ею и пользуюсь. Поэтому возьмите ее на заметку: «Бабушка, почитай сказку!» - «Какую?» - «Волк и семеро козлят!» - «Эх ты, козленок мой». Реплики в этом случае пишутся в одну строчку, разделяются тире и берутся в кавычки. ➤ Для Фикбука, правда, ко всему прочему придется добавить еще одно правило: дорогие авторы, обязательно ставьте пробелы перед и после тире! Без пробелов читать невозможно, слова сливаются в одно. Уважайте своих читателей и не ленитесь лишний раз нажимать на самую длинную кнопку на клавиатуре. Это было последнее, о чем я хотела вам рассказать. Надеюсь, вам помогла статья и вы будете писать и оформлять свои работы грамотнее. Это не так уж сложно. Удачи вам и успехов в творчестве!
Если в повествование включены высказывания других лиц, то они образуют так называемую «чужую речь» (рис. 1).
Рис. 1. Способы передачи чужой речи ()
Петров сказал: «Отыскать клад - это отличная идея! » - прямая речь
Петров сказал, что отыскать клад - это отличная идея . - косвенная речь.
Чужой речью называют также собственное высказывание автора, которое он произнес ранее или собирается произнести, а также мысли автора или других людей:
Вот подойду к нему завтра и скажу «Не буду я с вами клад искать, я сам, один найду! »
или с косвенной речью:
Вот подойду к нему завтра и скажу, что не буду я с ними клад искать, а сам, один найду.
Прямая речь - это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из двух компонентов: слов автора и собственно прямой речи .
(от греч. dialogos - разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев (рис. 2).
Прямая речь в таких конструкциях - это обязательный компонент, а вот слова автора могут отсутствовать.
Косвенная речь - это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения - конструкция с придаточным изъяснительным.
Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи , а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.
Косвенная речь
Цель высказывания |
Способ присоединения |
|
Повествовательное предложение |
Союзы будто, что |
Он сказал, что прилетит утром . |
Вопросительное предложение |
Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза |
Мама спросила, когда прилетит самолет . |
Побудительное предложение |
Союз чтобы |
Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу. |
Петров сказал: «Я хочу найти клад сам ». - Прямая речь.
Петров сказал, что хочет найти клад сам . - Косвенная речь.
Высказывание, переданное с помощью косвенной речи, изменилось.
Петров сказал о своем желании найти клад самостоятельно
Петров, если верить его словам, хочет найти клад сам
(само предложение передает содержание высказывания Петрова, а вводное сочетание указывает на автора высказывания).
Такие способы передачи чужой речи не относятся ни к прямой речи, ни к косвенной.
Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон. Расстановка знаков препинания зависит от взаимного расположения компонентов конструкции - прямой речи и слов автора, от места, в котором слова автора разрывают прямую речь или, наоборот, прямая речь разрывает слова автора, от количества вводящих прямую речь глаголов.
Если прямая речь следует за авторскими словами , то после слов автора ставится двоеточие , прямая речь выделяется кавычками , первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки , а также многоточие в прямой речи ставятся перед кавычками, а точка - всегда после кавычек:
Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ».
Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ! »
Петров подумал и сказал: «? »
Петров подумал и сказал: «… »
Если прямая речь стоит перед авторскими словами , то она также выделяется кавычками . После прямой речи вместо точки ставится запятая (после кавычек) или вопросительный, восклицательный знак, многоточие (перед кавычками). После одного из этих знаков ставится тире . Слова автора начинаются со строчной буквы:
«Я буду искать клад один », - подумав, сказал Петров.
«Я буду искать клад один ! » - подумав, сказал Петров.
«Можно я буду искать клад один ? » - подумав, сказал Петров.
«Я, пожалуй, буду искать клад один … » - подумав, сказал Петров.
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно быть никакого знака или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире , после которых первое слово пишется со строчной буквы:
«Я решил , - сказал Петров, - искать клад один ».
Исходная фраза: Я решил искать клад один .
«Я решил ,- сказал Петров, - что буду искать клад один ».
Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:
«Я хочу вам кое-что сообщить , - подумав, сказал Петров. - Я решил искать клад один ».
Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный или восклицательный знак , то этот знак сохраняется перед авторскими словами, после знака ставится тире , слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире
«Все-таки буду искать клад один ! - решительно сказал Петров. - И вам так проще будет ».
«Может быть, мне одному пойти ? - спросил Петров. - А то я вам мешать буду ».
Если на месте разрыва прямой речи должно стоять многоточие , то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире. Если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, после слов автора ставится запятая и тире, вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:
«... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».
Если вторая часть прямой речи представляет собой новое предложение , после слов автора ставится точка и тире , вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:
«Даже не знаю ... - протянул Петров. - Наверное, все-таки с вами за кладом пойду ».
«Даже не знаю, может быть, все-таки ... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».
Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а второй - ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире , причем первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:
Петров помолчал, вздохнул: «Не знаю, что и делать », потом опять задумался.
Запятая разделяет однородные сказуемые вздохнул и задумался , между которыми находится прямая речь.
Петров помолчал, потом, пробормотав: «Не знаю, что и делать », развернулся
и вышел из комнаты.
Запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь.
Если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, перед второй частью авторских слова ставится тире:
Петров помолчал, потом решительно сказал: «Один за кладом пойду ! » - и решительно
вышел из комнаты .
На вопрос Петрова: «Может, мне одному за кладом пойти ? » - никто не ответил.
Рис. 3. Знаки препинания в предложениях с прямой речью ()
Дополнительно
Стилистические особенности прямой речи.
В художественном тексте стилистические функции прямой речи заключаются в изображении речевого поведения персонажа.
В художественной литературе и публицистических произведениях , близких к ней по стилю (очерках, фельетонах ), используются экспрессивные формы передачи чужой речи, оживляющие художественное произведение. Отражаются особые характерологические черты участников диалога (речевая манера и профессиональный опыт) в интервью, беседах, круглых столах.
Список литературы
- Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
- Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» ().
- Чужая речь (собрание материала) ().
- Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().
- Презентация. «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» ().
Домашнее задание
Посмотрите презентацию на тему: « Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» и выполните 1. задания, 2. тесты ().
Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь.
1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставятся двоеточие и открывающие кавычки. В зависимости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске в конце прямой речи ставятся точка (перед ней - закрывающие кавычки), вопросительный или восклицательный знак, при прерванности или недосказанности - многоточие (после них - закрывающие кавычки).
Пример:
услыхали, дятел долбит, и говорят: «Сколько дятел вреда приносит дереву!» А у нас тут был свой учёный человек, доктор, хороший человек, разыскал то дерево и спрашивает: «Отчего это дерево подсыхает?» Они отвечают: «Червяк точит» (М. Пришвин).
Вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед
кавычками, точка - после
кавычек.
Схемы: А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».
2. Если прямая речь начинается с абзаца, то вместо кавычек ставится, как правило, тире.
Пример:
я подошёл к нему и сказал медленно и внятно:
- Мне очень жаль, что я взошёл после того, как вы уже дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы (М. Лермонтов).
3. Если слова автора стоят после прямой речи, заключённой в кавычки, то перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи перед кавычками в зависимости от характера предложения ставятся вопросительный, восклицательный знаки или многоточие; если же предложение повествовательное невосклицательное, то после кавычек ставится запятая.
Пример:
«Надо жить по закону природы и правды», - проговорила из-за двери г-жа Дергачёва (Ф. Достоевский).
«Сколько вам может быть лет?» - спросил Балунский, глядя на реку (А. Куприн).
Схемы: «П», - а. «П?» - а.
а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы.
Пример:
«Однако, - говорю я, - крупных-то господ осталось три-четыре на уезд» (И. Бунин).
Схема: «П, - а, - п».
б) Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Пример:
«Надо же служить, - отвечал он с убеждением. - А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит» (Л. Толстой).
Схема: «П, - а. - П».
в) Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Пример:
«Как названивают! - сказал он, радуясь. - Послушай только, что делается! По всей Десне» (Е. Носов).
Схема: «П! - а. - П».
5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания и при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая - к другому, то после слов автора ставятся двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Прямая речь - это способ передачи чужого высказывания, сопровождаемой авторскими словами. По отношению к словам автора прямая речь - это самостоятельное предложение, которое интонационно и по смыслу связано с авторским контекстом, и образует с ним одно целое.
Оформление прямой речи 1. Прямую речь нужно выделять кавычками. 2. Если слова автора предшествуют прямой речи, то после них нужно поставить двоеточие. Прямую речь начинать писать с большой буквы. Таня, нежно обняв мать за плечи, пыталась успокоить ее: "Ты не переживай, мама". 3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с маленькой буквы. Предложения с прямой речью: "Я тебя никому не отдам", - взволнованно прошептал Антон. "Кто там?" - испуганно спросил Пашка. "Бежим скорее!" - крикнул Сережа. Оформление прямой речи на письме, когда авторские слова находятся в середине прямой речи, предусматривает следующие случаи:
1. Если на месте, где прямая речь разрывается, не должно стоять никакого или должно быть двоеточие, тире, запятая или точка с запятой, то авторские слова следует с двух сторон выделять запятыми и тире. "Знаете ли вы, - начал он, - о Вильямсе Гоббасе и его интересной судьбе?"
"Помнишь, - с грустью начала разговор Маша, - как в детстве с папой ходили в лес?" Оформление прямой речи на письме 2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов - точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так: "Все закончилось так печально, - в слезах договорила Маша. - Но я даже не предполагала этого". 3. Если на том месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить восклицательный или то перед авторскими словами следует поставить данный знак и тире, а после авторских слов - точку и тире. Вторую часть следует писать с большой буквы. "Почему в семь? - спросил Ваня. - Ведь сменяются в восемь". "А, это ты, Надька! - сказал Даня. - Посмотри-ка на это. Ну как? Хороша?" 5. Оформление прямой речи при передаче диалога. В этом случае обычно каждую реплику необходимо начинать с новой строчки. Перед репликой нужно ставить тире, а кавычки не использовать. Пример оформления диалога:
Предложения с прямой речью - Ты ничего не ешь и все молчишь, хозяин. - Опасаюсь неприятельских встреч. - А далеко ли еще до Якупова? - Четыре лье. - Ха! Всего-то какой-нибудь час езды! - Дорога прекрасная, поднажмешь на педали-то, а? - Нажму! - Ууу! Поехали!
Оформление прямой речи в диалоге в иной форме: реплики можно написать подряд, каждую из них взять в кавычки и отделить от других тире. Например, «Дэзи! Дэзи!» - «Ну да, Дэзи; ну, что еще?» - «Вы выходите замуж!» - «Боже мой, я знаю! Уйдите же скорей!» - «Но Вы не должны. Не должны…» - «Я знаю. Но что же я могу сделать теперь?» - «Вы несчастны?» - «Не мучайте меня! Прошу Вас! Уходите!» Правила оформления прямой речи на письме просты и доступны. Пишите грамотно!
В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь
и диалог
.
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Условные обозначения:
П
– прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п
– прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А
– слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а
– слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
УпражнениЕ
И ему сказал отец_
_
Ты, Гаврило, молодец!_
(Ершов)
Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).
Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).
Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)
Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .
О, судьба моя плачевна! _
Говорит ему царевна_
Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна_
.
(Ершов)
Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).
Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)
Говорит ему девица_
_
Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внучку взял!_
(Ершов)
Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).
Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).
Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)
Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).
Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)
На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).