О чем нужно просить ченстоховскую икону божией матери. Акафист Ченстоховской иконе Б.М. (о даровании царя и возрождении СВятой Руси) Непобедимая победа молитва
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ченстоховская (или Непобедимая Победа)
Ченстоховский образ Матери Божией, написанный, по Преданию, святым евангелистом Лукой, издревле известен на Святой Руси.
Принесенный в славянские земли святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мифодием, он был свидетелем становления, крещения и воцерковления русского народа.
Ныне же, согласно откровению, переданному нам через преподобного Серафима Саровского, этому образу предстоит сыграть важную роль в освобождении России от ига безбожной власти и возрождения Отечества - если явим послушание Царице Небесной.
Какое повеление Богородицы нам должно выполнить - об этом читатель узнает из текста акафиста.
Здесь же он найдет сведения об истории Ченстоховской иконы.
Братие и сестры!
По благословению старцев во многих храмах и келейно служатся молебны и читаются акафисты Ченстоховской иконе Божией Матери – под праздник Собора Пресвятой Богородицы.
7 января
(н. с.) начиная с 16 часов Московского времени, по возможности - всем одновременно, благословляется служить молебны или читать акафисты этой иконе с молитвами о спасении России, против антихристовых сил, о даровании православного Царя. По возможности соборно.
Так же 19 марта
, в день Ченстоховской иконы Б.М. читается данный акафист.
Давайте также присоединимся сами и сообщим об этом максимально широкому кругу православных друзей и знакомых. Кто не найдет акафиста Ченстоховской иконе, благословляется читать акафист Покрову Божией Матери или акафист Песчанской иконе Божией Матери (она является списком с Ченстоховской). Божией помощи всем!
Тропарь Ченстоховской иконе Б. М. (глас 4).
Непобедимая Победо, / Владычице Ченстоховская, / древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, / будущаго спасения Хранительнице, / покаянием соделай ны новыя грядущему Царю.
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ченстоховская (или Непобедимая Победа)
Кондак 1
Взбранной Воеводе, упование земли Русския, похвальное приносим Ти пение. Ты же, Мати Царя небесного, от всякия избави напасти страну нашу и от всех скорбей и бед свободи ны, зовущия: Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Икос 1
Ангельский собор на Небеси немолчно воспевает Тя, Владычице, и мы земнороднии, притекающее ко иконе Твоей чудотворней, святым Лукою писанной, вопием Ти сице:
Радуйся, Мати света невечерняго;
радуйся, Духа Святаго обитель священная.
Радуйся, светлое благодати познание;
радуйся, ангельских сил ликование.
Радуйся, купино неопальне горящая;
радуйся, Господа сил вечно зрящая.
Радуйся, неувядаемый цвете нетления;
радуйся, образе Христова воскресения.
Кондак 2
Видяще благочестие и веру святыя царицы Елены, обретшия честный животворящий крест Господень, и храмы Тебе воздвигшия во Святей Земли, даровала еси ей, о Богомати, и икону Свою, чрез верных служителей Своих сохраненную от лет древних, да молятся пред нею выну людие, поющии Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумевше святая царице Елено, яко образ сей есть благословение Божие граду царствующему, постави его тамо в церкви соборней, идеже мнози от него исцеления прияша, славяще Бога и поюще Матери Божией похвалы сицевыя:
Радуйся, чаше, черплющая вечную радость;
радуйся, источниче, изливающий неизреченную сладость.
Радуйся, чертоже рая краснейший;
радуйся, вертограде Христов славнейший;
Радуйся, Духа Святаго селение.
радуйся, Божией Правды врагов посрамление.
Радуйся, духовною радостию нас утешающая;
радуйся, с верою Тя призывающих, не посрамляющая.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 3
Сила Вышняго храняше икону Твою, Богомати, во дни ересей от поругания, и от лютых иконоборцев погубления, и от рук варварских пленения, яко Самей Ти быти хранительницею верным; такожде и нас сохрани от всякого зла, вопиющим Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще сокровище святыя иконы Твоея Богомати, святые Кирилл и Мефодий просветиша земли славянския светом веры Христовой, да уведят язычницы Бога истиннаго и прославят Матерь Божию тако:
Радуйся, идольского служения избавление;
радуйся, с Богом наше примирение.
Радуйся, ключу Царствия Небеснаго;
радуйся, Помощнице жития честнаго.
Радуйся, державная наша строительнице;
радуйся, всесильная в Боге победительнице.
Радуйся, ходатаице за всю вселенную;
радуйся, дарующая жизнь нетленную.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 4
В бурныя дни нестроений и смут, спасаше икона Твоя, Пресвятая Дево, всех притекающих к ней, и обретаху вси от Тебе покров и заступление вопиюще благодарными сердцы: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще и зряще чудеса, являемыя от иконы Твоея, Пресвятая Богородице, князе галицко-русстии храниша от рода в род святыню сию, молящеся пред нею умиленно:
Радуйся, Агнца и Пастыря Мати нетленная;
радуйся, Дево преблагословенная.
Радуйся, матернюю любовь нам являющая;
радуйся, ризою честною всех покрывающая.
Радуйся, вечных благ надеждо верная;
радуйся, молитвеннице наша усердная.
Радуйся, Судии Праведного умоление;
радуйся, грехов всех наших прощение.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения
Кондак 5
Видеша житилие града Белза грозное нападение агарян, изнесоша на стены града икону Твою чудотворную, Пресвятая Дево, и молиша Тя о заступлении, Ты же ускорила еси тогда на помощь им, поющим: Аллилуиа.
Икос 5
Проведаша всюду людие о дивнем заступлении Твоем, Богомати, яко егда нечестивии татарове стрелою уязвиша на иконе Пречистый Лик Твой, истекший кровию, тогда внезапу тьма и помрачение найде на ня, и друг друга убиваху тии, бежаще вспять. Вернии же, зряще чудо сие, тако благодариша Тя:
Радуйся, от нашествия иноплеменников народ христианский избавляющая;
радуйся, от поражения верных спасающая.
Радуйся, агарянскою стрелою пронзенная;
радуйся, Мати и Приснодево неизреченная.
Радуйся, молящимся токи чудес источающая;
радуйся, печаль нашу на радость прелагающая.
Радуйся, свободительнице плененных,
радуйся, покровительнице обремененных.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 6
Возсия благодать и мрак исчезе и возвысися рог людей христианских, яко Ты, Богомати, укрепляеши веру православную чудесы и знаменми от святыя иконы Твоея, ихже являеши человеком, поющим Богу: Аллилуия.
Икос 6
Не хотела еси, Пречистая Мати Божия, спутьшествовати отступнику от веры христианския нечестивому князю Опольскому, иже похител бе от верных икону Твою. Ты сама, Богородице, избрала еси местом ея храмину на горе Ясной во граде Ченстохове, идеже и доселе плененна есть латиняны, вспомошествуя всем притекающим к ней и глаголющим:
Радуйся, Матерь Божия, в иконе нас ради закланная;
радуйся, Дево, от начала веков предъизбранная.
Радуйся, Путеводительнице к небу первейшая;
радуйся, всех Ангельских Сил честнейшая.
Радуйся, милосердая всех Мати;
радуйся, неисчерпаемый святый сосуде благодати.
Радуйся, просящим помощь являющая;
радуйся, доброе житие устрояющая.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 7
Изволивши оставити образ Свой, о Богомати, во граде Ченстохове, сделала еси возок с иконою недвижимым, егда злочестивии тати тщахуся восхитити ю; мы же, вспоминая чудо сие, славу Богу поем: Аллилуиа.
Икос 7
Новое чудо явила еси, Богородице, от образа Своего, поразивши слепотою и скорою смертию богохульников, иже икону Твою мечем уязвиша и на части три разсекоша; мы же сию икону Твою чтуще, величаем Тя:
Радуйся, милости Своя на. нас изливающая;
радуйся, Владыку о всех умилостивляющая.
Радуйся, иконою Твоею подающая от бед сохранение;
радуйся, христиан православных спасение.
Радуйся, злые дела залипающая;
радуйся, милосердие Божие нам являющая.
Радуйся, в печалях и бедах утешение;
радуйся, от нечаянныя смерти спасение.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 8
Всем притекающим к иконе Твоей и молящимся Ти скорая помощнице являешися, Пресвятая Дево, якоже древле, тако и ныне, заступаеши и храниши чтущих Тя и поющих Сыну Твоему и Богу: Аллилуия.
Икос 8
Убоявшеся воинства свейскаго, сокрыша маловерные латыняне полоненную икону Ченстоховскую в земли силезския, дондеже посла Богомати на помощь ляхам православных русичей, иже изгнали суть супостата из земли словенския, вопияху:
Радуйся, света неизреченнаго таиннице;
радуйся, благодати Божией сокровищнице.
Радуйся, иноплеменных ратей одоление;
радуйся, от разорения и смерти скорое спасение
Радуйся, горняго и дольняго мира Всецарице;
радуйся, всяческих благ подательнице.
Радуйся, от врагов и бед избавление;
радуйся, благое чудо и непрестанное человек удивление.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 9
Даже в полоне покрываеши мир христианский честным Твоим омофором, Мати Божия, на помощь скоро к нам притекающи, купно со ангелы и святителем Николаем Мирликийским и со всеми угодники Божии за нас пред Богом ходатайствуеши; вонми и ныне гласу молений нас, грешных, поющих Богу: Аллилуия.
Икос 9
Колико веков не слышаше Ченстоховская Богородице молебнаго Ей пения верных, дондеже явися русский православный царь Петр пред образ Ея.
Ему единому отверзла есть уста, Пречистая, да воспоет той в слух мира всего похвалы истинныя:
Радуйся, светом истины нас озаряющая;
радуйся, руце Твоя за ныв молитве воздвизающая.
Радуйся, Бога и человеков нераздельне соединившая;
радуйся, яко смертное естество к бессмертию подвигшая.
Радуйся, верных душ райское услаждение;
радуйся, душепагубных дел удаление.
Радуйся, благочестивых христиан окормительнице;
радуйся, смиренномудрых милостивая вседержительнице.
Радуйся, заступнице усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 10
Стена нератуема и ограждение твердое Ты еси людем русским, чтущим Тя, о Божия Мати, яко во мнозех списках иконы Твоея Ченстоховския являеши благоволение Свое: просимое во благо подаеши и гнев Божий отвращаеши от поющих Ему: Аллилуия.
Икос 10
Спасти хотящи род человечь от тьмы неверия и заблуждения, яви, Богомати, миру свет веры православныя, и токмо русскому воинству даде одолети двунадесять языков и крепость вражию, тамо идеже икона Твоея чудотворная стояше. И ныне, вспоминающе чудо сие, тмочисленными устами Ти вопием:
Радуйся, огнем Божественным всепросвещающая;
радуйся, мрак греха отгоняющая.
Радуйся, жестокосердия нашего умягчение;
радуйся, заблудших на путь правый возвращение.
Радуйся, Стено Нерушимая;
радуйся, крепосте необоримая.
Радуйся, Небеси и земли украшение;
радуйся, Надеждо нашего воскресения.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 11
Пение воспеваем и хвалу приносим Ти, Пресвятая Дево, молимся пред иконою Твоею, на ней же зрим язвы, рукама нечестивых человек нанесенныя, от наших же прегрешений незаживляемыя, но имуще Тя о нас ходатаицу, к Богу взываем: Аллилуиа.
Икос 11
Светоявленная икона Твоя сияет чудесы, Богомати, даже и доднесь являющи нам милость Твою, многажды бо людие тщахуся вапы и хитростьми сокрыти на иконе уязвление пречистаго Лика Твоего, изографы же всуе трудишася, яко паки проступаху язи, ихже мы грехми и беззаконьми нашими наносим Ти; но испроси у Бога нам отпустити долги наша, Дево, и помилуй ны, зовущия:
Радуйся, веры нерушимое забрало;
радуйся, чудес Христовых начало.
Радуйся, врат райских отверзение;
радуйся, тайны Божией всесильное проявление.
Радуйся, приятное молитвы кадило;
радуйся, Носящего вся нупокоение и носило.
Радуйся, людскими грехми уязвленная;
радуйся, в любви Божией утвержденная.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 12
Благодатию покрый нас, о Пресвятая Дево, исходящею от дивныя иконы Твоея, предстательством Твоим спаси и помилуй страну Русскую, в ней же во дни древния многими чудесы просияла еси, и яви нам, молящимся пред образом Твоимсвятым, чудо спасения, поющим Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще пение похвальное усты недостойными, уповаем на милость Божию и Твое, Богомати, застпуление и ходатайство за нас, грешных, пред Господем,яко да дарует державе русстей на супостаты одоление, от иноплеменных поган свобождение, царя православного во охранение и к Царствию Небесному путевождение , и выну буди с нами, зовущими Ти:
Радуйся, Державу Российскую в Бозе устрояющая;
радуйся, под нозе Царя Православного вся покаряющая.
Радуйся, Обличающая ереси и учения душевредныя;
радуйся, призревающая на молитвы смиренныя.
Радуйся, страны Российской Утешение;
радуйся, Церкви Христовой священное Украшение.
Радуйся, дарующая победы верным;
радуйся, Венчающая венцем нетленным.
Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, призри ныне на царство Твое земное, на дом Твой и удел Твой, землю нашу, и умоли Господа Вседержителя, да не внидет в суд с нами, но да подаст нам грехов оставление, ига бесовскаго свобождение, и святой Руси воскресение, да не престанем присно вопиять Богу верою: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
Кондак 13 глаголи трижды, посем Икос I и Кондак 1 (коленопреклонно, кроме от Вознесенья Христова до Троицы)
Молитва Божией Матери пред образом Ея «Ченстоховским».
О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая!
Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.
Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердая Мати, грядущего Благочестивейшего Государя Императора нашего, Егоже имя Ты веси;
отжени от Него молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие его в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком благе, благочестии и чистоте; удержави царство Его во еже быти ему Царству Христову; управи пути и советы Его, да возсияет во днех Его правда и множество мира, да возрадуется сердце его о сущих в державе Его, яко сердце отца о чадех своих веселящегося; на сопротивныя же и лукавнущия в сердцах своих пошли пред лицем Его ужас и трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств своих и противлений, творяще волю Его, яко пред Богом, от души и совести благия.
Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей Церкви целых, здравых, честных, долгодействующих и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными Христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохранит.
Призирай благосердием, Всепетая, и призрением; милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, - и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас.
Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем.
Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению.
Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави.
Отпадшия от благочестивый веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви.
В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам.
Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием.
Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей, упокой в селениих святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание.
Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков Аминь.
Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице, и хранилась первоначально в Иерусалиме у Иоанна Богослова. В 66 ‒ 67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Господень, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. В X веке иконой этой благословили на брак с князем Владимиром царевну Анну, которая увезла ее в Киев. Затем чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга; 1268 ‒ 1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую.
Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе (горе «свидения» ‒ так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена, названного в честь святого пустынника Павла Фивейского. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику, но тут же были наказаны за святотатство. В середине XVII века шведский король Карл X Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратившись во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно. Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков, как для католических, так и для православных храмов. В 1813 г., по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе.
Заметки паломника
«Крестными ходами будет спасаться Святая Русь», – сказал когда-то прозорливый старец Николай Гурьянов. В Крестных ходах открывается историческая память на глубину в тысячу лет, вне зависимости – понимаем мы это или нет. Крестный ход – это особая молитва, духовное делание…
Свершилось. 27 июля, накануне Дня Крещения Руси в Киеве завершился грандиозный Крестный ход мира, любви и молитвы за Украину. В этот день, по данным Украинской Православной Церкви, в торжествах приняли участие до 100 тысяч паломников.
На Европейской (Царской) площади Крещатика сошлись два Крестных хода: восточный, вышедший 3 июля с Донбасса, из Святогорской лавры, и западный, вышедший 9 июля с Волыни, из Почаевской лавры. Крестные ходы трижды поклонились друг другу, осенили друг друга многими своими хоругвями, иконами и крестами… Это трогательная картина; щипануло в уголках глаз. Далее они слились в одну широкую ленту и по Трёхсвятительской поднялись к Владимирской горке, где их уже ждали десятки тысяч людей, пожелавших участвовать в торжественном молебне и Праздничном крестном ходе от Владимирской горки к Киево-Печерской лавре.
А накануне…
А накануне не всё было так радостно и благостно, как мы знаем. Министр МВД Арсен Аваков, тормозя целый день Почаевский крестный ход, к вечеру уже отрапортовал кому-то: «Хода, по сути, остановлена».
И вдруг… Киевляне стали свидетелями совершено эпической картины: в одиннадцатом часу вечера, уже при свете фонарей, по ул. Чернобыльской в Киев вошёл многотысячный Крестный ход, который вела звезда Почаевской иконы Пресвятой Богородицы! Колонна людей шла и шла сплошной лентой, в ней было немало подростков и детей в колясках, а кто-то из младенцев уже и уснул на руках. Шли быстро, и шествию, казалось, не будет конца. Звучала красивейшая песня-молитва с непростой мелодией, весь Крестный ход пел, молитва повторялась и повторялась поддерживая единое дыхание, а вокруг, казалось, всё преображались. Поздние прохожие замирали на тротуарах, люди выскакивали на балконы. Какие-то женщины надевали платки, спешили поклониться святым иконам.
Менее заметен и менее торжествен был вход другой группы – с восточной стороны. После нападения националистов в Борисполе, в городе, который отказался принять Святогорскую Богородицу, где в людей, которые несли чудотворную икону, швыряли яйца, - большинство крестоходов согласилось проехать оставшиеся 30 км на автобусах – до Флоровского монастыря в Киеве. Но три десятка людей двинулись пешком и окольными путями, с молитвой, через леса, пришли в Киев. Слова у дивной песни-молитвы таковы:
Пресвятая,
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Непобедимая Победа!
Святые Ангелы,
Херувимы, Серафимы и Архангелы,
Молите Бога о нас!..
Когда Крестный ход с чудотворными иконами – Почаевской и Святогорской – вошёл под плотную сень деревьев Владимирской горки, словно бы листва в кронах зашумела, словно бы в небесах радостно захлопали тысячи крыльев. Это, встречая крестоходов как победителей, рукоплескали десятки тысяч людей, встречавших крестоходов, претерпевших до конца.
Они шли навстречу друг другу и под раскалённым солнцем, когда подошвы влипают в асфальт, и под холодным ливнем, и сквозь бесоватые вопли нациков и их хозяев.
Так, возможно, и встречают в раю претерпевших до конца святые ангелы, херувимы, серафимы и архангелы...
Православный народ любит крестные ходы, любит ту особую атмосферу, которая возникает внутри. Многим памятен Международный крестный ход «Под Звездой Богородицы», шедший в 2008 году восьмью лучами к Москве. «Иерусалимский» и «Афонский» (Одесский) лучи пролегли через Украину. Немало чудес было в том 2008-м, вот и сейчас рассказывают...
Дожила бабуся до 95 лет и устала, захотелось умереть; есть прекратила, решила самоубиться голодом, грех такой, так она замучилась. И явился ей бес, жуткое существо… (читателям, которые верят в существование нечисти лишь в кино, тоже интересно будет узнать), он ей сказал нечто. И ещё, кажется, что-то прибавил. Всё поняв, бабуся закричала, напугав близких: «Буду, буду есть!» О крестном ходе, который должен был пройти рядом, она ничего знать не могла. Но узнала. Ей было видение: идут люди, движется Крестный ход, а над ним в сиянии неба Богородица во всей славе Своей, в окружении сил небесных… Бабуся велела близким молить Бога о мире и зазвать крестоходов на ночлег. Она одарила их всех самым лучшим, что у неё было. Об этом на Владимирской горке мне наперебой рассказывали Почаевские крестоходы.
Надо сказать, повсюду люди с удовольствием и радостью принимали паломников на ночлег. Иногда даже ссорились, как это было в Житомире, когда кому-то «крестоходца не хватило». На восточном луче с особым теплом вспоминают село Березань, где «три нераскольничьих храма». Там жители для угощения наготовили «целый грузовик пирожков», там во время службы «в небе солнце играло как на Пасху».
Многие епархии загодя готовились к поездке в Киев. Были заказаны автобусы, изготовлены специальные (иногда очень непросто оформленные) таблички с наименованием городов – больших и малых. Всех превзошёл, кажется, Днепропетровск (Днепр). Нашлись энтузиасты, которые всем женщинам пошили одинаковые платки – небесно-голубого цвета с белым крестиком. Из Днепра, этого специфического города, было 17 (!) больших автобусов с паломниками, а всего из епархии приехало полторы тысячи верующих. Много автобусов было из Запорожья. Видны таблички Тернополя, Лубен, Харькова, Умани, Белой Церкви, Одессы – одна простенькая… Об Одессе скажем особо. Сказочный этот город и здесь был замечателен. У одесситов особая примета (это знают все, кто когда-либо участвовал с ними в крестных ходах). Пение Иисусовой молитвы они сотворяют, чередуя голоса – поют только мужчины, потом только женщины. Каждую молитву завершает энергичный взмах руки регента над толпой, передавая «слово» женским или мужским голосам.
Приезду их группы предшествовали драматические события в Одессе. В Киев должно было выехать 10 автобусов.
Бандеровский сайт «Автомайдан Одесса» решил отличиться очередным сатанинским делом, разместил призывы прокалывать шины и поджигать автобусы православных.
Фактический призыв к террору, преступлению, уголовно наказуемому, властями не был услышан. Майдановцы, мышечная масса фабрики «Рошен», запугивали: «Для тех, кто решил рискнуть своей православной душой, предупреждаем!! До Умани стоят три поста, которые шутить и разговаривать уже не будут..!! Перевозчики – это того не стоит!!» Одесская епархия обратилась в правоохранительные органы, там выразили «обеспокоенность». Однако во время сбора колонны «херои» в камуфляже, как сообщила об этом пресс-служба Одесской епархии, «стали заходить в автобусы и открыто угрожать водителям, обещая проколоть шины, разбить лобовые стекла и сжечь автобусы… Организаторам Крестного хода стоило больших усилий, чтобы успокоить людей и не допустить кровопролития: ведь более 500 верующих могли дать решительный силовой отпор 20-30 обнаглевшим провокаторам в камуфляже. Увидев такую реакцию, псевдопатриоты отошли в сторону, откуда продолжали угрожать тем, кто все-таки решился выехать в Киев». Епархиальный сайт сделал акцент: «Действительно, трудно себе представить, чтобы кучка распоясавшихся радикалов могла столь нагло попирать законы и Конституцию страны без предварительного сговора с теми, кто призван стоять на страже прав и свобод граждан…» В нормальной стране, после прозвучавших угроз в адрес молитвенников, «активисты майдана» уже бы лежали «мордой в грязь» с наручниками на запястьях. Но у киевских властей и местных «смотрящих» Одесса, как и Харьков, проходят по разряду «город под зачисткой». В результате угроз и провокаций митрополит Одесский Агафангел, как и многие православные, не смогли разделить радость праздника с другими верующими в Киеве. Но Одесса была на Владимирской горке, громо во и трогательно звучали её голоса – славного города, города-Героя.
Мировая закулиса и украинские националисты в большой обиде на Русский мир: тот не позволил вырезать Крым и Донбасс, не дал обосноваться флоту США в Севастополе. Отсюда и злоба на всё, что в той или иной мере связано с понятиями Русский мир и Святая Русь.
Ну а слово «русский» на Украине уже давно почти под запретом, что предвидел ещё Богдан Хмельницкий, ведя борьбу с униатами.
Какие люди теперь противостояли Крестному ходу за мир – понятно, это которые за бойню, для которых на Донбассе не война, а, по пословице, «мать родна». Но какие именно силы направляют их, какие идеи? При ближайшем рассмотрении, что интересно, из-за спин боевиков с бандеровскими красно-чёрными флагами торчат уши… Ватикана. Духовный вождь униатов (Украинской Греко-Католической Церкви) Любомир (Гузар) недавно науськовал своих «майдаунов»: «Эти крестные ходы – цинизм, хуже чего трудно себе что-то представить». С его подачи в интернет вновь запущенно клеветническое измышление: «Московский патриархат благословил агрессию России на Украину». Из доказательств у Гузара лишь ссылка на фантазии подконтрольных киевской пропаганде «СМИ». Интервью Гузара популярно в униатской среде, в том числе и среди боевиков батальона «ОУН» (организации украинских националистов). Командир «ОУН» униат Мыкола Кохановский – человек во многом неадекватный. Он, например, маниакольно ненавидит памятники, точно как булгаковский Шариков – кошек. Шариков сумел найти себе работу по душе, «полезную обществу», вот и Мыкола нашёл, точнее он поспособствовал созданию общества, которому его мания окажется «полезной»; в Киеве теперь он человек авторитетный, Порошенко его по своему каналу каждый день показывает, чтобы тот нёс околесицу про войска Путина, которые придут следом за крестным ходом. К слову, у него нынче на примете памятник Николаю Щорсу, который пытались подорвать ещё в 2008-м, написав на нём «Евген Коновалец». Этот Коновальц в 1929 создал ОУН. Он был поклонником униатского митрополита Андрея (Шептицкого), который в 1941 самыми пышными словами приветствовал Гитлера. Созданная при содействии Шептицкого дивизия СС «Галичина», была насквозь униатской. Вот и теперь греко-католические капелланы «окормляют» батальон «ОУН», безжалостно уничтожавший русский Донбасс и его население. За униатами (УГКЦ) стоит Ватикан, который, судя по поведению Мыколы и его «ОУН», очень обеспокоен стойкостью УПЦ. Отсюда и бешеная ненависть к Православию. Униаты осуществляют вековечный проект Запада «расширения на Восток», надеясь получить на Востоке, на Святой Руси, себе шмат на кормление. Этого ничего не понимают ни язычники «Азова», ни отморозки «правосеков», но они уже покорены униатами, отдав Украину Западу, чтобы там сытнее жилось; теперь они были готовы громить Крестный ход.
«Кто не со Мною, тот против Меня», - сказал Христос. Крестный ход всё расставил по своим местам. Противники Церкви проявили свою суть сполна.
Телеканал Петра Порошенко до последнего момента называл Крестный ход с приставкой: «так называемый». Над ним стали смеяться, называя его «так называемый президент».
Власти разжигали ненависть к Крестному ходу ретиво, на этот раз, кажется, даже и без инструкции из посольства США. Представляется, в какой-то момент их оттуда даже и одёрнули: «Нельзя же так откровенно разжигать, себя под конвенцию о геноциде подводите, вот же, дурни!» А может, в посольстве просто проверили их готовность, а проверив, ударили по тормозам.
Вечером 27 июля Аваков отписал в свой Фейсбук: «Крестный ход прошел... Провокаций и стычек удалось избежать – слаженно работают Нацполиция и Нацгвардия. Дала свои плоды и проведенная профилактика и введенные меры безопасности».
В целом, «по факту», можно с ним согласиться. Нациков с их геноцидными кричалками про «смерть ворогам» слышно не было. По поводу же «мер безопасности» - о рамках металлоискателя стоит сказать, что какая-то их часть не работала: лично проходил через такую (со стороны м. Почтовой). При этом человек в чёрном, занимавшийся «шмоном вещей вручную», не поинтересовался, что у меня в большой пластиковой бутылке (хотя других и заставляли отхлёбывать). Такие неисправные «рамки», при необходимости, могли позволить без писка протащить на торжества что угодно. Паспортный контроль власти отменили, верно, разведка донесла: «В крестном ходе псковских десантников нет!» Сами придумали «десантников» и «старушек-террористок», сами перепугались (как Парубий с советником Геращенко), сами и разоблачили свой фейк. Однако при всей «слаженности работы», символом деятельности силовиков является такая вот картинка. При входе в Киев (когда люди пели «Непобедимую Победу») крестоходов как бы охраняла полицейская машина, которую тащил на буксире длинный заморский джип, тёмный, почти неразличимый в сумраке ночи. Полицейская машина мигала изо всех сил, имитируя активную нужность. Смысл метафоры, рождённой жизнью, в том, что без окрика с Запада Парубий с советником Авакова, похоже, сами были бы не прочь возглавить истребление православных. Это судя по их первой реакции на весть о Крестном ходе. Но Западу теперь ни к чему: основные цели достигнуты, Украина превращена в донора.
Ненавистники святого Православия наверняка не успокоятся. Тот же пресловутый «миротворец» Антон Геращенко, разжигавший травлю провокационным вопросом: «Что делать с поп-парадом?», до конца упорствует в безумии своём, пишет после Хода: «Планы кремлевских провокаторов устроить из крестного хода кровавую баню и разжечь религиозную войну на Украине провалились!» Люди с напрочь промытыми мозгами ставят ему лайки, нравится. Это диагноз – медицинский и нравственный, называется «шизоидная подлость». Но что-то меняется и в них. В каких-то городах прекратись националистические марши с воплями и пением «про Путина». Замечены люди, которые раскаялись в том, что были врагами Крестного хода…
Если представить, сколько людей участвовало в Крестном ходе «вообще» – готовя борщи, вареники, пирожки и компоты, кто в сёлах и городах прошёл, проковыля за иконами пусть даже и сто метров, кто «ночевал» крестоходов, давал им умыться и напиться, - таких будет ещё не одна сотня тысяч!
А если учесть и тех, кто противостоял, злобствовал (некоторые, раскаявшись, потом оказывали содействие), можно заключить, что Крестный ход стал грандиозным социальным явлением, оказывающим духовное воздействие на всех и всё. И воздействие это будет длиться.
Расставались со слезами, при этом лица крестоходов светились, возможно, просто от счастья, возможно, по другой причине – светились и всё.
Специально для Столетия
Ченстоховская икона Божией Матери по-иному называется «Непобедимая победа». Ее, всесильную, почитают во всех церквях. Если верить преданию, то написал ее евангелист Лука, живший в древнем городе Иерусалиме. Икону написали на обычной доске, которая ранее была сколочена для стола, за которым всегда собиралось святое семейство.
Раньше крестьяне прятали ее в скалах, где сами и скрывались от гонений. Святая Елена подарила икону Константинополю. Она была установлена в часовне, которая располагалась во дворце царя.
Пять столетий лик находился там, пока в 17 веке его не перевез на Русь князь Перемышльский, брат Александра Невского. Уже тогда люди говорили о чудотворных свойствах образа, ходили слухи о великих чудесах, которые он творит.
Так и стоял лик во дворце царя, пока Польше не стали принадлежать земли Западной Украины. Когда замок Белз осаждали татары, князь Владислав припал на коленях к чудотворному образу, моля о помощи. Он взял его в руки и вынес за стены замка. В этот момент на небе появилось черное облако. Татары испугались и отошли от замка.
После этого во сне к Владиславу пришла Богородица. Она говорила с князем о том, что обязательно нужно перенести икону на Ясную гору в район Ченстохова. Князь поступил, как велела во сне Дева Мария. Так в 1382 году святой лик определили на горе. И с тех самых пор оттуда его никто не переносил. До сегодняшнего дня чудотворная икона находится именно там.
Много лет подряд ученые спорят о том, откуда появился образ и каков его возраст.
Правда, исторические факты подтверждают факт того, что образ был переписан. В книге монастыря паулинов есть свидетельства этого процесса. Но нет особой разницы в том, какой слой краски лежит на лике, если в истории есть бессчетное количество примеров его чудотворного действия.
Это интересно! Существует мнение о том, что Ченстоховская икона Божией Матери переписана, а вот настоящий слой уже давно стерся.
В средние века на монастырь напали гуситы. Они украли из церкви все, включая образ. Но увезти далеко награбленное не удалось, потому что кони встали неподвижно. Все осознали, что так явилось чудотворное действие иконы Божией Матери, и бросили образ на землю. Захватчики умерли на месте. С тех пор на лике остались два пореза, которые служат напоминанием для всех тех, кто захочет повторить кражу.
Исторические события
О чем молятся
Польский монастырь, находящийся на Ясной Горе, значим так же, как Троице-Сергиева Лавра в России. Неимоверное количество людей ждут чуда, приходя за помощью к лику, прося помилования у Божией Матери. Но огромное количество и тех, кто этого чуда уже дождался. Независимо от пола и возраста об этом чудотворном образе знают все. Многие проделывают большой путь по всей стране только для того, чтобы совершить паломничество к лику.
Неудивительно, что лик притягивает к себе представителей самых разных конфессий, не только католиков, но и православных. А объяснение этому одно: Божья Матерь помогает всем просящим. Причем обращаться к ней можно по любым поводам, просить о чем угодно. Потому что путь к ней всегда и для всех открыт.
Истории известны случаи, когда люди, ранее шедшие по безбожному пути, начинают верить в Бога, увидев образ. И таких чудес очень много. В Польше существует специальная книга чудес, куда записывают все те благие дела, которые совершила икона.
Книга пополняется уже шесть веков, за это время в ней накопились тысячи историй и свидетельств. Для того, чтобы сделать запись в книге, по преданию нужно провести крестное целование. Таким образом, появляется еще одно чудотворное свидетельство в священном писании.
Познавательно! Что такое отца Германа и как на нее попасть.
Полезное видео: Ченстоховская икона Божией Матери
Акафист лику
Икона Божией Матери Ченстоховская была свидетелем многих исторических событий, в частности становления, крещения и приобщения к церкви всего русского народа. Из текста акафиста мы узнаем, что через откровение, которое передано через преподобного Серафима Саровского, этот чудотворной образ должен сыграть значимую роль в освобождении России от безбожности, а также в освобождении Отечества. Для этого нужно явить послушание Царице Небесной.
Обратите внимание! Именно из акафиста можно узнать, что повелевает Богородица для того, чтобы пришло освобождение и возрождение. В нем же каждый найдет и сведения об истории лика.
Старцы благословляют на чтение акафиста в храмах. Обычно эти действа совершаются в канун праздника Собора Пресвятой Богородицы. Седьмого января все верующие с четырех часов начинают читать акафисты или молебны.
Чаще читают молебны:
- о спасении России;
- о даровании честного и доброго царя;
- о спасении от антихристовых сил.
По возможности это нужно совершать соборно.
Этот же акафист читается в день чудотворной Ченстоховской иконы, который традиционно отмечается 19 марта. Читать его можно всем верующим, а скачать акафист и посмотреть фото лика можно в интернете.
О церкви
Церковь Ченстоховской иконы Божией матери часто подвергалась нападениям. Не смогли украсть и унести с собой лик гуситы. А в 1655 году осадить Ясную Гору пытались шведы. Они захватили почти всю Польшу. Шведы сильно превосходили поляков по численности. Но местные героически обороняли монастырь, и шведам пришлось снять оборону.
Такое спасение святого места сильно повлияло на польский народ, подняло его патриотический дух. Вся Польша была освобождена от врагов. Эти события подробно и достоверно в своей книге описывает Генрик Сенкевич «Потоп».
История помнит и еще одно событие. В 1813 году монастырь схватило русское войско. Тогда шли наполеоновские войны. Настоятель монастыря принес в дар военачальникам списки образа, которые ценятся и по сей день. Списки затем хранились в Казанском соборе. В 1932 году собор закрыли, но списки не пропали, их с почестями перенесли в Государственный музей истории религии.
Помнит история, когда пал железный занавес. Это событие произошло в 1991 году, тогда проводился Всемирный день молодежи. Самым главным гостем праздника был папа римский Иоанн Павел второй. В этот день к чудотворному лику приклонились около пятисот тысяч человек, включая и молодежь из Советского Союза.
О чем просить Богородицу
Люди приходят к Богородице за самой разной помощью, прося о мире, согласии и здоровье. Значение иконы очень велико.
Согласно поверью, ее чудотворные силы направлены на следующие недуги:
- Она лечит болезни, устраняет недуги. Известны случаи, когда образ исцелял даже тех людей, кто был неизлечимо болен. Поэтому обращаются к Богородице даже в случаях, когда совсем нет надежды на спасение и исцеление.
- Перед волнительным и дальним путешествием лик благословляет на удачный и спокойный путь.
- Икона Божией Матери Ченстоховская примиряет, сглаживает конфликты. Благодаря ей можно соединить две даже сильно враждующие силы.
- Богородица может наставить на путь истинный. Сбившиеся с пути могут просить благословения у лика. Поэтому зависимые от алкоголя и иных вредных привычек ищут спасения именно у нее.
Силы Богородицы крайне велики. Она дарит душевную гармонию тем, кто мечется по жизни, томится и мучается в своих мыслях. Дарует мудрость глупцам, которые скитаются по жизни без смысла и цели, не зная, куда идти и как действовать. Избавляет от злых напастей тех, кто попал в передряги или застрял в черной жизненной полосе.
Много чего можно просить у иконы, и судя по нескончаемому списку чудотворных дел, ею сотворенных, она многое может сделать. Она открыта для всех, и каждое сердце она примет и поймет. Это неведомая сила, равной которой в мире нет. И никому не под силу разгадать эту силу и познать ее. Но только тысячелетиями люди приходят к Богородице, чтобы найти в ней спасение.
Другие считают эту икону семейной, хранительницей женского счастья и семейного очага, благополучия. Божья заступница оберегает семьи, детей от недуга и злой силы. Особую силу образ принимает, если его передавать из поколения в поколение.
Таким образом, старшее поколение благословляет своих детей и внуков на добрые дела, хорошие поступки. Перед ликом можно читать молитвы, которые просят защитить семью и быть ее заступником. Это святыня, бережно хранящая домашний очаг.
Списки
С этой святыни делают до сих пор много копий. Хранятся они и в православных, и в католических церквях и храмах. Но есть один уникальный список, судьба которого неизвестна. Список этот сделал иконописец Блазиус Люкс. Его хранили в храме во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия в центре Ченстоховы. Освятили церковь в 1872 году. Но в современное время его перестроили в католический костел.
Это интересно! Список был способен исцелять даже парализованных людей и тех, кто сам не ходил ногами. Лик была прекрасен и внешне: он был украшен подвесками из серебра и золота, а позже у него появилась бронзовая риза.
Но в 1918 году Польша освободилась от России, церковь заняли католики, а еще через двадцать лет она стал костелом.
Делают списки этой иконы и сейчас. Всего несколько лет назад архиепископ Тираспольский заказал польским иконописцам создание этого чудотворного образа. Его освятили в Ченстоховском монастыре, потом доставили в Тирасполь, где по сегодняшний день и хранится христианская святыня.
Полезное видео: Икона Божией Матери «Непобедимая Победа»
Вывод
Легенды о чудотворной силе лика удивляют. В 1935 году в Белзе был установлен мемориальный комплекс, посвященный этому чудесному образу. В древние времена он пребывал в церкви замка князя Льва Даниловича. Позже власти Белза заказали копию чудотворной иконы. Она была помещена в часовне святого Валентина, которая располагается недалеко от часовни Николая, православных христиан. Таким образом, было отмечено то святое место, где в давние времена хранился чудотворный образ.
Ченстоховская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых святынь православного, а также католического мира. Перед святым образом произносят молитвы православные и римо-католики. Христиане восточного образца поминают образ 6 (19) марта, а католики – 26 августа. Известны другие имена, данные образу:
- Божия Матерь Ченстоховская;
- в Польше – Ченстоховска Матка Боска;
- в тропаре его назвали «Непобедимая победа»;
- из-за потемнения лика Богоматери – «Черная Мадонна»;
- «Ясногорская».
Кроме того, икона Ченстоховской Божией Матери имеет важное значение, она является заступницей всей Польши. Жители страны нарекли ее «Королевой Польши », дарующей помощь, утешение и спасение защитникам этих земель.
Согласно древнему преданию, чудодейственный образ был написан в Иерусалиме, в Сионской горнице. Это одна из 70 знаменитых богородичных икон, принадлежащих кисти евангелиста Луки. Сегодня каждый христианин слышал об иконе Божией Матери. Ченстоховская реликвия находится в польском городе (Ченстохова), в монастыре на холме Ясна Гура. Ежегодно сюда прибывают десятки тысяч верующих, чтобы выразить свое преклонение святому лику, искренне молиться, попросить помощи для важных дел, вымолить избавление от несчастья, исцеление.
Описание Ченстоховской иконы Божией Матери
Ченстоховская икона написана на деревянной доске размерами 1222x822x35 мм. Такой иконописный тип изображения называют Одигитрия. Богородица написана по пояс, на руках у нее Отрок-Христос. Левая рука Марии указывает на Иисуса, символизм в значении – он единственный путь спасения. Правая рука Спасителя поднята жестом благословления. Левая же – держит закрытую книгу, что говорит: все знания в руках Божьих. На иконе есть несколько разрезов (практически на щеке Богоматери), полученных от удара саблей.
Изображение соответствует византийскому стилю написания, хотя некоторые черты Ченстоховской иконы Божией Матери напоминают западную традицию. Такими представляются цвета одежд, золотые лилии. Лики Матери, Младенца более мягкие, чем на традиционных русских православных образах.
Раннее письменное описание иконы принадлежит Яну Длугошу. Он поэтично называет Деву Марию «Королевой Света» с прекрасным ликом, изображенным на зелено-голубом фоне с бирюзовым оттенком. Одежда Младенца Иисуса преимущественно цвета кармина. Над челом Приснодевы виднеется небольшая шестиконечная звезда. Облачения Матери – темно-синие, украшены золотыми лилиями. Широкие нимбы вокруг глав Богоматери, а также Ее Сына, золотисто-желтого цвета контрастируют с потемневшими красками иконы.
История образа
Ченстоховская икона Божией Матери написана Лукой (создателем Евангелия от Луки) на материале, имеющем непосредственное отношение к жизни Иисуса, его человеческой семьи, Марии с Иосифом. Это была доска от их обеденного стола.
Приход к власти в Риме императоров-язычников привел к преследованиям, гонениям первых адептов христианского учения. Поэтому в 67 году, чтобы уберечь икону, ее прятали в катакомбах, пещерах местечка Пелла. Так на три века чудесный лик оказался скрытым от людей. Елена Константинопольская, мать первого правителя, уверовавшего истине Иисуса Христа, для поисков Креста Господня отправила посланников к Иерусалиму. Мудрость, величие, чистая вера императрицы настолько покорила христиан Святого Города, что те передали ей в дар (в 326 году) святую икону Божьей Матери (Ченстоховской). Образ хранился в дворцовой часовне Константинополя почти 500 лет.
Появление иконы в русских землях
Существуют различные версии появления Ченстоховской иконы Божией Матери на Руси.
- Согласно первой, образ попал в славянские земли благодаря великим просветителям Кириллу и Мефодию. Икона была взята ими как благословительница дел сподвижников, а также помощница народам и странам, постигающим знания Евангельской истины.
- Вторая теория утверждает, что творением евангелиста Луки в X веке благословили греческую царевну Анну на брак с киевским князем-просветителем Владимиром. Невеста привезла икону в столицу. Князь распорядился установить образ в первой русской церкви, построенной из камня, – Десятинной. Там он находился до 1240 года. А когда Киев был осажен войском хана Батыя, икону Богородицы тайно вывезли в Белз ко Льву I. Или же Ченстоховская Матерь Божия могла попасть в Белз благодаря браку русской княжны с князем галицким или польским. Такой союз традиционно благословляли наиболее ценной фамильной иконою.
- Возможно, икона была подарена галицкому князю Льву I Даниловичу (основателю города Львова), а затем привезена из Константинополя непосредственно в Белз. Ценный образ поместили в церкви замка города Белз (упоминание о нем содержит «Повесть временных лет»).
Святыня явила верующим много чудес. Православные получали ответы на свои молитвы, обращения к иконе, ценили, чтили ее.
Как икона попала в Польшу
С завоеванием польским королем Казимиром III Великим земель Галиции (1310-1370 годы) святой образ Богородицы был вывезен из Белза вместе со многими другими православными святынями, передан монахам-католикам из монастыря св. Павла близ Ченстохова.
Есть иная версия, объясняющая, как последним местом владения чудотворной иконой стала Польша. Замок Белз находился в долгой осаде татар. Тяжело пришлось его защитникам, командовал которыми князь Владислав Опольчик. Силы иссякли, казалось, замок обречен. Решил Владислав прибегнуть к Высшей помощи – вынес святой образ на крепостную стену, при этом читая акафист к Пресвятой Богородице. Одна татарская стрела попала в образ, из раны потекла кровь. Сразу непроглядный густой туман покрыл вражеское войско, ничего не было видно. Воспользовавшись моментом, защитники бросили последние силы и победили. Противник обратился бежать.
После этого Владислав решил перенести чудотворную икону в более безопасное Ополье (Силезия). Но этому не суждено было свершиться – страх, растерянность овладели князем. Он преклонил колени и стал истово молиться образу Заступницы. Видение пришло к нему во сне – Дева Мария повелела переправить святыню на Ясную Гору, недалеко от Ченстоховы. Со временем князь Владислав построил на указанной горе обитель, а затем передал лик Богородицы монахам (1382 год). С того времени образ находится именно там, почему и получил имя Ченстоховский.
Ченстоховская святыня
Ченстоховская икона Пречистой бережно хранится в самом сердце Святогорского монастыря – это Капелла Девы Марии. Небольшое здание впервые соорудили из дерева в 1384 году. В начале XVI века из королевской казны были выделены средства на возведение другого помещения, которое перестроили (1644 год) в трехнефную часовню. Икону украсили рамкой из серебра, вставили в алтарь черного дерева. Заботясь о сохранности, а также безопасности сокровища, образ Богоматери полностью закрывают специальной панелью («затвором») из серебра.
Под торжественные звуки органа Ченстоховскую икону открывают, чтобы паломники могли ее увидеть и помолиться. Но рассмотреть вблизи образ и приложиться к лику невозможно, он установлен высоко над престолом.
Исследователи имеют разные мнения о происхождении иконы, её возрасте. Некоторые утверждают, что хранящийся в Капелле Девы Марии образ переписан, а оригинального изображения совсем не осталось. Никто не отрицает факт обновления иконы, которое производили в Средние века. Монастырская книга паулинов содержит подробное описание данного процесса. К сомнениям подталкивает информация, что при реставрации используется темперная краска, которая не может быть наложена на ту, связующим веществом которой являлся расплавленный воск (энкаустика).
Все сомнения ученых развеивает главный аргумент – череда чудес, которые происходят от иконы много веков, ни разу не прервалась. Именно в Средние века (после обновления лика иконы) произошло нападение гуситов на монастырь. Разбойники разбили строения, собрали ценности и стали их вывозить, в том числе и чудодейственный образ Богоматери. Но воз с награбленным не шелохнулся. Лошади не могли сдвинуться с места. Один из преступников, наслышанный о силе иконы, сбросил её на землю и ударил по лику саблей. Наказание пришло немедленно. Разбойники погибли. Но после этого случая на лике Великой Заступницы появились два глубоких пореза как напоминание о чуде и назидании людям с темными помыслами.
О посещении православными католической мессы
Не надо думать, что стоит отказаться от паломничества к Ченстоховской иконе Божией Матери из-за того, что образ находится в католическом храме. Древняя святыня написана до разделения церквей, поэтому она принадлежит православным в той же мере, что и католикам.
В Ясногорском монастыре вы услышите гимн Царице Небесной, который исполняют 36 ченстоховских колоколов через каждые 15 минут. Ясногорский справочный центр помогает паломникам, независимо от их национальности, языка и конфессии. Православные посетители, зная, что священное место и икона находятся в руках латинян, не принимают участия в их обрядах и молитвах. В 21:00 колокола призывают верующих на молитву («Ясногорский призыв»). В это время в последний раз открывается лик чудотворной иконы. Православные паломники в молчании могут поклониться дорогой святыне, читая акафист, тропарь Ченстоховской иконе Божией Матери или иную молитву, обращенную к ней.
Поклониться и обратиться с молитвами к образу Заступницы Девы Марии приезжали императоры России: Петр I, Александр I и Николай I. Когда война с Наполеоном (1813 год) привела русскую армию к монастырю на Ясной Горе, его настоятель подарил список Ченстоховского образа военачальникам. Поднесенная икона хранилась в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ее называли «символом победы русского оружия». Но, к сожалению, этот образ был утерян после переворота 1917 года.
Коронование чудодейственной иконы
Тысячелетия святыня являет миру чудеса, о чем монахами ведутся записи на страницах особой книги. Уже шесть столетий подробно фиксируются свидетельства и благодарности от всех получивших ответы на сложные вопросы и помощь в делах. 1716-й стал годом, когда ясногорскими монахами было подано прошение Риму о короновании знаменитого образа. После рассмотрения и одобрения просьбы понтификом Климентом ХI (1717 год) в присутствии 200 тысяч паломников икона была коронована. Праздничное возложение корон на главы Иисуса и Его Матери было символичным. Оно утвердило чудотворность, особую значимость иконы.
Списки Ченстоховской иконы Божией Матери
Предание повествует, православный мир оплакивал святыню (икону Божьей Матери), когда она покидала русскую землю. Недалеко от городка Турковицы, у рощи, люди заприметили удивительное сияние – явился новый чудотворный образ, из глаз которого текли слезы. Это была точная копия Ченстоховского. Список Турковицкой Богоматери был обретен Вознесенской церковью города Кривой Рог, потом перенесен во Спасо-Преображенский собор.
Кроме списка Ченстоховской иконы Божьей Матери Казанского собора (Санкт-Петербург), было известно около 11 копий чудотворного образа. Одна из них – Ченстоховская-Сокольская – стала знаменита тем, что изобразилась сама на чистом холсте. Перед этим художник пытался написать копию, но безуспешно.
В средине XIX века Киево-Печерская лавра обрела чудесным способом список Ченстоховской иконы Божией Матери. Эта копия славилась тем, что отвечала просьбам и молитвам верующих об исцелении больных.
Один из чудодейственных списков образа Ченстоховской Божьей Матери находится в Спасо-Преображенской церкви Хмелевского монастыря (Беларусь). 300-летняя икона написана на холсте. Она смогла уцелеть при пожаре, причем часовня сгорела полностью. После владелец реликвии имел откровение. Он построил Спасо-Преображенскую церковь (с. Хмелево), которая существует до сегодня. Прихожане храма свидетельствуют, что икона обладает исцеляющей силой, помогает от разных болезней. Православные приезжают издалека, чтобы поклониться и просить о милости Заступницу. Много раз икону хотели украсть, но она снова и снова оказывалась на своем месте.
Помощь и заступничество от Царицы Небесной
Перед иконами люди молятся и просят о помощи. Тот, кто посещал на Ясной Горе Ченстоховскую икону Божией Матери, отметит, что своими глазами видел материальные подтверждения чудесных исцелений. Прямо у образа люди оставляли костыли и уходили самостоятельно, приносили с благодарностью подвески, изображающие исцеленный орган.
Все мы, женщины и мужчины, хотим счастья, молимся и мечтаем о том, что нужнее для каждого. Перед ликом Богоматери просим о:
- благополучном путешествии и возвращении;
- исцелении от тяжелых болезней;
- взаимопонимании и семейном счастье;
- защите от врагов;
- мире и разрешении конфликтов;
- мудрости;
- спасении;
- милосердии.
Свидетельства подтверждают – заступничество и милость чудотворного образа Ченстоховской Божией Матери по молитвам подарит исцеление от болезней душевных и физических: пьянства, наркомании, бесплодия, рака. Владычица милостиво защищает каждого, кто с чистыми помыслами и надеждой просит у нее помощи.