Монтессори и ее дети биография. Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки. Библиография Марии Монтессори
Известный итальянский педагог М. Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по методике Монтессори работают во всем мире.
В этой книге М. Монтессори подробно рассказывает о том, каким путем шла она к созданию своего метода. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого — только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.
На протяжении всей книги звучит тревожный голос М. Монтессори, которая, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить читателям, что дети — другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.
Дом ребенка
Книга крупнейшего итальянского педагога и психолога Марии Монтессори (1870 - 1952) является одним из фундаментальных ее трудов.
Первая часть посвящена обоснованию социального и психолого-педагогического аспектов созданной ею системы саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде.
Вторая часть описывает научно-педагогический метод, который она использовала в работе с детьми "Дома ребенка", открытого в 1907 году в одном из бедных кварталов Рима.
Мой метод
Книга была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.
В первой части книги М.Монтессори излагает основные принципы своей педагогической системы, философские, психологические и педагогические ее основания.
Во второй части описываются методы работы с детьми 6-10-летнего возраста, приемы работы педагога при обучении детей грамматике, математике и основам других наук.
Монтессори-материал
Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивостиразвития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Помоги мне сделать это самому
Замечательный итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и действенным методом обучения и воспитания детей-дошкольников.
Главное в этом методе - предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий.
В книге представлены статьи М.Монтессори, а также работы современных педагогов - ее учеников и последователей, где даются конкретные советы и рекомендации для занятий с малышом.
Самовоспитание и самообучение в начальной школе
Как развивается мышление и воля ребенка? Как формируется его воображение по мере взросления? Что нужно, чтобы организовать начальную школу?
Об этом рассуждает М.Монтессори в своей книге. Удивительное свойство итальянского педагога: она вновь и вновь разбивает наши, взрослые, шаблоны во взглядах на душу ребенка, на его развитие. И это не зависит от того, сколько книг Монтессори мы прочитали. Всегда находится нечто неожиданное, свежее, поражающее своей искренностью и правотой, - как призыв из такого близкого, такого любимого, но до сих пор не знакомого нам мира, мира детства.
Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается
В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком.
Ребенок — целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача родителей заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.
Дети, воспитанные по системе Монтессори: самостоятельны, аккуратны, ответственны, умеют ставить цели и принимать решения, понятливы, доискиваются до сути, а главное — умеют и хотят быть свободными!
Мария Монтессори родилась в 1870 году в Италии и умерла в 1952 году в Голландии. Первой из женщин Италии она, дочь профессионального военного, получила диплом доктора терапии и хирургии Римского королевского университета, стала врачом – ассистентом университетской клиники и занялась изучением детских болезней. При обучении умственно – отсталых детей с помощью специальных упражнений она пришла к совершенно удивительным результатам. Эти дети, имевшие отставание в развитии, догоняли и даже перегоняли здоровых детей. Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, но еще больше ее привлекла антропология, а именно, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка.
В 1904 году Монтессори начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми и она изучает педагогику развития здорового ребенка.
Шаг за шагом, методом проб и ошибок, наблюдая за свободной работой детей, Монтессори отрабатывала свой метод, разрабатывала и отбирала всё более совершенные материалы, которые полностью удовлетворяли у маленьких детей жажду познания окружающего их мира.
6 января 1907 года открывается первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по .
В 1929 году вместе со своим сыном Мария организует Международную Монтессори Ассоциацию, которая действует и поныне. Монтессори – движение возникает и разворачивается во многих странах мира.
Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее, в Голландии.
При жизни её номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.
14 февраля 2016, 20:00На днях мировую паутину всколыхнула новость: житель Флориды был приговорен к пожизненному заключению за убийство жены. Криминальная сводка осталась бы не замеченной, если бы не одна пикантная деталь, выбивающая ее из череды подобных: убийцей признан известный американский эксперт в области семейных отношений Дерек Медина, написавший книгу "Как я сохранил жизнь, брак и семью с помощью общения" . Видимо, что-то в жизни Дерека пошло не так...
Кто еще из адептов здорового образа жизни, семейного счастья, идеального воспитания детей и вселенского благоденствия собственным примером перечеркнул свои же постулаты.
Бенджамин Спок
На книге этого американского педиатра, изданной в 1946 году, выросло не одно поколение советских детей. Детский врач, поставивший во главу угла психологию, совершил переворот в сознании родителей. Спок учил слушать и слышать ребенка, обращать внимание на его эмоции, быть чутким и терпимым к различным возрастным кризисам. Это сегодня многие рекомендации доктора кажутся, мягко говоря, странными, а подчас и чересчур строгими. В частности, совет позволять новорожденному проораться, не реагируя на его крик, давно опровергнут современными врачами и педагогами. Но в свое время книга действительно произвела революционный сдвиг. Вместо наказаний, ограничений, запугиваний на первое место вышла любовь к детям. Однако в своей семье Бенджамин Спок не смог следовать собственным правилам. У него было два сына: Майкл и Джон, и с обоими он не выстроил доверительных отношений. Более того, Майкла он даже бил, когда тот не мог освоить школьную программу. У мальчика была дислексия и прочие особенности развития, поэтому со временем Спок, осознавший, что его методы не приносят плодов, просто устранился от воспитания сына. Позже родители отдали Майкла в специнтернат. С Джоном отец тоже не смог найти общий язык. Видя непрекращающиеся конфликты в доме, жена Спока решила их прервать: "Поучайте чужих детей, господин Бог!"
Мария Монтессори
Пожалуй, на сегодняшний день в столице нет более востребованных методик раннего развития, чем те, что создала итальянский педагог и философ Мария Монтессори. По всей Москве пестрят вывески детских клубов, где неизменно фигурирует это зарубежное имя. Монтессори придумала уникальную систему, позволяющую обучать ребенка без давления на его психику. Главное – создать среду, которая даст возможность раскрыть все таланты малыша. А вот личная жизнь у Марии сложилась вразрез с ее правилами. Монтессори родила сына Марио в 1898 году в Риме, ей было 28 лет, и она уже пропагандировала свои методики. Отец ребенка сразу отказался от него. Незаконнорожденный младенец ставил крест на карьере женщины, добившейся права работать врачом. Монтессори, взвесив личное счастье и профессиональную состоятельность, приняла решение сдать сына в семью кормилицы, а затем перевела его в школу-интернат. Она выделяла деньги на обучение мальчика, но не навещала его. Марио приехал к матери, когда ему было 17. Спустя некоторое время педагог включила сына в свое дело, они вместе преподавали, но, тем не менее, мать так и не признала сына официально.
Аллен Карр
Самый известный в мире борец с курением, автор бестселлера о том, как победить вредную привычку, в 2006 году умер от рака легких – болезни, считающейся возмездием для любителей табака. В книге, изданной миллионными тиражами, Карр пошагово описал, что делать тем, кто хочет завязать с никотиновой зависимостью. Советы Карра работают: бросившие курить бесконечно благодарны ему за возможность больше не думать о сигаретах. Но, несмотря на то что 23 года американец провел в борьбе с табаком, сам он скончался от рака легких. Однако, узнав о своем заболевании, сказал, что ушел бы на тот свет гораздо раньше, если бы не перестал курить.
Роберт Аткинс
Врач-диетолог из США, автор популярной во всем мире системы питания, основанной на пониженном употреблении углеводов, Роберт Аткинс умер от... ожирения. Правда, в официальных медицинских бумагах значится, что он погиб от удара головой. Но это не противоречие, а причина и следствие. Аткинс, весивший 116 килограммов, страдал сердечным заболеванием, свойственным многим тучным людям. Выйдя из дома, он почувствовал себя нехорошо, потерял равновесие, упал на асфальт, ударился головой, впал в кому и умер. Причину смерти долго скрывали: оно и понятно, диета покорила весь мир, маркетологи делали на ней большие деньги, новая информация могла сразу отсечь часть ее приверженцев. Когда тайное стало явным, родственники Аткинса заявили, что до больницы он весил меньше, около 90 килограммов, а в клинике врачи накачали его лекарствами, но документальных подтверждений эта версия не нашла.
Чхве Юн Хи
63-летняя телеведущая из Южной Кореи Чхве Юн Хи, автор книг о счастье, надежде и о том, что надо идти вперед, невзирая на обстоятельства, покончила с собой. Вместе с супругом она повесилась в номере недорогого мотеля. Женщина написала более 20 книг, каждая из которых воспевала радость жизни. Чхве Юн Хи призывала к всеобщей гармонии, внутреннему свету, покою и способности принимать этот мир. И вдруг на фоне такого оптимизма – суицид. Писательница оставила предсмертную записку, где написала, что больна и дела ее плохи. Однако, если следовать основным посылам ее книг, даже такая непростая ситуация не должна была спровоцировать человека на последний шаг. Советовавшая принять и полюбить мир писательница справиться с этой задачей не смогла.
Всем добра, любви и здравомыслия!
После первых проб в довоенные годы система М. Монтессори не получила одобрения в Советском Союзе и долгое время оставалась малоизвестной. Книги самой М. Монтессори не переводились, труды Ю. А. Фаусек тоже не были на слуху. После десятилетий забвения в России начал возрождаться интерес к педагогике М. Монтессори.
На первых порах родители относились к ней с недоверием, педагоги вынуждены были обходиться минимумом доступной русскоязычной информации и очень ждали, что имя Монтессори обретёт в России такую же заслуженную известность, какой оно пользуется во всём мире.
Прошло время. Интернет запестрел игрушками и занятиями, наставлениями родителям и просто историями, в которых упоминается имя великого педагога. Переводится и пишется всё больше книг по этой тематике. Появляются и развиваются образовательные центры по подготовке педагогов, открывается всё больше Монтессори-классов.
По мере того, как растёт количество достоверной информации, увеличивается и объём искажённой. Всё чаще теперь можно слышать от родителей, что они не только знают о Монтессори, но и прекрасно осведомлены об изъянах метода, и охотно ими поделятся, чтобы умерить восторги доверчивого педагога или родителя, знающего систему Монтессори только с парадной стороны.
Хотелось бы рассеять некоторые устойчивые заблуждения, связанные с методом научной педагогики и личностью её основательницы Марии Монтессори.
Педагоги Международного Монтессори-центра «Отрада» развенчивают мифы
Миф №1: Монтессори бросила своего ребёнка, чтобы заниматься с чужими детьми
Чтобы понять, что же действительно произошло, важно учитывать исторический контекст и знать реальные факты. М. Монтессори родилась в 1870 году и в возрасте 25 лет стала одной из первых в Италии женщин-врачей. Это было бы невозможно, если бы отец не сопровождал её на каждую лекцию, потому что девушка не могла посещать их без сопровождения мужчины. Теперь такая узаконенная несамостоятельность встречается лишь в некоторых исламских странах, но в католической Италии позапрошлого века положение женщины во многом было похожим. От женщин настолько не ожидалось научного рвения, что бланк диплома был составлен и отпечатан с расчётом на то, что в него будет вписано мужское имя, и в её диплом пришлось вносить рукописные исправления.
Если незамужней девушке при согласии отца были позволены некоторые вольности, то замужество означало необходимость ради семейных дел оставить карьеру совсем. Я не утверждаю, что её забили бы камнями до смерти, но подозреваю, что молодая женщина не откажется от замужества с возлюбленным без веских на то оснований.
Мария заключила с отцом своего ребёнка договор, что они не вступят в брак с другими людьми, а будут состоять в отношениях, которые мы бы сейчас назвали гостевым браком. И это, по-видимому, действительно было её если не жертвой, то компромиссом ради научной и общественной деятельности.
Что до ребёнка, то Мария сделала то, что делали все другие матери её круга: вверила его гувернёрам, с той лишь разницей, что Марио находился у принимающей семьи на полном пансионе, и мать вместо ежевечернего пожелания спокойной ночи навещала его по выходным дням, проводя с ним много времени в играх и общении, что было нетипично для её современниц.
Когда Марио стал старше, Мария забрала мальчика, и с тех пор они довольно редко расставались до самой её смерти: Марио стал её соратником и при жизни матери много работал вместе с ней. Марио Монтессори внёс значительный вклад в развитие научной педагогики и в дело распространения гуманистического образования во всём мире.
Миф №2: Монтессори придумала свою теорию для умственно-отсталых детей и потом распространила свои открытия на обычных детей
Действительно, Мария Монтессори после окончания медицинского университета около двух лет работала в ортофренической школе и способствовала тому, чтобы к умственно-отсталым детям стали относиться как к детям, перевела на итальянский ряд работ по коррекционной педагогике. После этого она ушла оттуда, потому что хотела работать с обычными детьми, и более полувека посвятила разнообразной деятельности.
Она принимала участие в борьбе с детским трудом и за права женщин. Получила степень по антропологии и была назначена заведующей кафедрой антропологии университета в Риме. Всю жизнь занималась образованием и самообразованием, много читала, переводила и писала сама на нескольких языках, была очень образованным человеком своего времени в области педагогики и психологии, состояла в переписке и лично встречалась со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе учёными мирового значения.
Организовала класс для дошкольников в Риме, ставший модельным для множества других классов, открывшихся по всему миру буквально десятилетие спустя. Возглавляла научно-исследовательский институт в Испании. Читала сначала лекции, а затем и обучающие курсы по всему миру.
Основала организации Опера Монтессори и АМИ (Association Montessori Internationale) с целью не только распространения гуманистических идей научной педагогики, но продолжения исследований и развития научных знаний. Если вы всё ещё думаете, что два года работы в медицинском учреждении непоправимо отравили полвека разносторонней и многоплановой работы и непрерывного самообразования, то к вашим услугам комментарий к следующему мифу.
Миф №3: педагогика Монтессори придумана сто лет назад и давно устарела
С одной стороны, Монтессори была не просто великим, а именно учёным. Мне думается, что благодаря медицинскому и антропологическому образованию, она смогла крайне успешно применить естественнонаучный подход к исследованию в психологии развития.
До неё взрослые чаще размышляли о том, какими детям следует быть, нежели наблюдали за ними с позиции исследователя. Многие идеи Монтессори, которые она выдвинула на основе своих наблюдений за детьми и их реакцией на предлагаемые ею пособия, подтверждены только в 21 веке.
Только сейчас стало возможным исследование живой работающей нервной системы ребёнка с точностью до нейрона, без оперативного вмешательства, в естественной, нелабораторной ситуации; мы можем поймать неуловимую субстанцию младенческого внимания и множество других вещей, недоступных в начале прошлого века. И эти новейшие исследования подтверждают, что гениальные догадки Марии Монтессори верны. Например, показано, что до шести лет образуются структуры, которые не меняются в течение жизни, в отличие от пластичных образований, происходящих в старшем возрасте, что объясняет физическую основу впитывающего разума, о котором писала Монтессори.
С другой стороны, несмотря на то, что Мария Монтессори проделала громадную работу на протяжении своей достаточно долгой жизни, научная педагогика не является её единоличным детищем. На методическом уровне она наилучшим образом проработала возраст старших дошкольников с 3 до 6 лет.
Её сын Марио глубоко занимался методикой преподавания школьникам. Подготовку родителей и педагогов для работы с семьёй, с детьми до года и с года до трёх разрабатывала Сильвана Монтанаро. Нет возможности перечислить здесь всех других людей во всём мире, которые принимали участие в создании педагогики Монтессори и продолжают развивать метод. Она приложила немало усилий, чтобы сделать это движение максимально интернациональным, несвязанным границами и интересами какой-либо одной страны, и к тому, чтобы научные знания в области психологии и педагогики становились всё точнее и глубже, а методика образования совершеннее. Задуманное удалось, поэтому будет ошибкой думать, что метод Монтессори создан только самой Монтессори и только сто лет назад.
Миф №4: Монтессори - это где всё разрешено/всё запрещено
Рассказывают, что однажды в класс Монтессори пришли очередные гости. И некая дама шутливо обратилась к ребёнку, оказавшемуся рядом с ней:
- И это ваш класс, в котором вы делаете, что хотите?
- Нет, мадам, мы здесь хотим того, что делаем, - ответил ей мальчик.
Задача взрослого в Монтессори-классе - подобрать материалы, которые будут полезны ребёнку определённого возраста, и показать, что делать с этими материалами. Ребёнок же может выбирать в рамках предложенного. Это позволяет ему заниматься со всей страстью человека, предающегося желанному занятию.
Подход Монтессори основан на предположении о созидательной природе ребёнка, в которой самосовершенствование, саморазвитие приносит удовольствие. И если не препятствовать этому влечению, то оно будет вести ребёнка наилучшим именно для этого ребёнка путём к гармоничной, разносторонней, развитой личности, а активность и самостоятельность в этом процессе трансформируется в ответственность и умение реализовывать задуманное и доводить начатое до конца.
Во времена самой Монтессори можно было лишь наблюдать, что дети в классе действительно заняты каждый своим (или каким-то общим) делом, что они учатся писать, читать и считать с радостью. В наше время известны многочисленные факты и исследования, подтверждающие, что потребности в общении, заботе, познании жизненно важны для человека с рождения.
Свобода ребёнка в Монтессори-классе - это свобода становиться собой, ничего общего не имеющая с вседозволенностью. В классе действуют очень простые правила, направленные на обеспечение доброжелательных, уважительных, конструктивных взаимоотношений между детьми и между детьми и взрослыми. Есть правила, помогающие каждому реализовать право выполнить понравившееся упражнение в своём темпе столько раз, сколько требуется для создания нового навыка или качества самому ребёнку. Поощряется самостоятельность, и есть возможность развить обоснованную независимость.
Класс, наполненный дидактическими материалами и упражнениями, интересен детям, но его вид может не совпадать с образом интересного места у родителя. Это и рождает иногда, по-видимому, ошибочное впечатление, что в Монтессори-классе много запретов. За всеми материалами класса стоит системность научного метода и целесообразность материалов, а правила сведены к минимуму, необходимому и достаточному для того, чтобы каждый ребёнок мог удовлетворить свои потребности в развитии, не ущемляя таковые у других, а по возможности и помогая товарищам.
Мария Монтессори с одной из воспитанниц
Миф №5: дети в Монтессори-классе работают каждый сам по себе, поэтому они не научатся совместной работе
Да, работа в Монтессори-классе позволяет ребёнку работать в индивидуальном темпе и ритме, выбирать занятия и последовательность упражнений. Но самостоятельные занятия не единственная форма деятельности даже в классах для детей до трёх лет.
После трёх же предусмотрены разнообразные формы групповой работы: большой группы детей под руководством взрослого, группы детей между собой, маленькой группы, спонтанно объединившейся для совместной работы с дидактическим материалом. Школьники самостоятельно вместе планируют и воплощают различные мероприятия. В классах царит атмосфера деликатной, ненавязчивой взаимопомощи.
Дети учатся уважительно, корректно сотрудничать друг с другом. Они выбирают совместную работу с другими детьми по своей воле, с помощью взрослых придерживаются правил поведения в классе, и это даёт им позитивный опыт взаимодействия.
Немаловажно, что Монтессори-группы разновозрастные. Это чрезвычайно расширяет диапазон ситуаций и поведенческий репертуар детей. Недавнее исследование показало, что именно по количеству спонтанных позитивных взаимодействий дети, учащиеся в Монтессори-школе, значимо отличаются от сверстников из обычной школы.
Миф №6: детям после Монтессори-класса тяжело в обычной школе, а учителя отзываются о них, как о непослушных
Как уже было сказано, дети, которые «хотят того, что делают» имеют больше внутренней мотивации доводить начатое до конца, и с каждым успешно завершённым делом они упрочивают свою волю. Опыт соблюдения простых правил также приучает их к самодисциплине и даёт умение следовать озвученным правилам.
Такие дети, как правило, исполняют инструкции учителя, потому что уже убедились в том, что правила, установленные в Монтессори-классе, полезны им самим, помогают поддерживать рабочую атмосферу, и потому соблюдают новые правила в новом классе. Получая всё необходимое для развития себя, дети в целом спокойнее, психологически устойчивее. З. Фрейд, который был знаком с идеями Монтессори, однажды высказался так: «Там, где побывала Мария Монтессори, я не нужен», имея в виду, что методика создаёт крайне благоприятные условия для развития предельно здоровой личности.
Благодаря этому к школьному возрасту ребёнок привычен к сосредоточенности, целеустремлённости, последовательности. Такая психологическая зрелость не может помешать ребёнку быть более усидчивым на уроках. Дети, которые не встречали препятствий в удовлетворении врождённой любознательности, с интересом учатся где бы то ни было, включая школу. Их исполнительность исходит изнутри, поэтому она очень устойчива и надёжна, но и требовательна к авторитету.
Пожалуй, солдаты из таких детей получаются неважные. Слишком думающие, слишком ответственные, слишком самостоятельные. Именно поэтому в своё время Муссолини сначала был очень вдохновлён серьёзными, организованными воспитанниками Монтессори и развернул обширную кампанию по внедрению Монтессори-садов во всей Италии. Но вскоре стало ясно, что эти дети, которые слаженно идут туда, куда их попросили идти, не шагают строем туда, куда им прикажут, а их наставницы категорически отказываются вступать в партию и муштровать из детей завтрашних фашистов. После этого в одночасье все Монтессори-классы были закрыты, а Мария Монтессори надолго покинула Италию.
Если вы не планируете целенаправленно выращивать бездумного исполнителя, в ситуации среднестатистической школы Монтессори-ребёнок всё же будет чувствовать себя лучше, чем его сверстники за счёт того, что у него будет куда больше ресурсов быть уважительным, корректным, точным в следовании инструкции, то есть с точки зрения учителя - послушным.
Конечно, он будет лучше понимать недостатки школьного обучения. Но ведь и остальные дети не слишком жалуют школу, так что вряд ли ребёнок после Монтессори-класса будет страдать больше, чем после обычного детского сада. А вот умения и возможностей справляться с проблемными, стрессовыми и травмирующими ситуациями у Монтессори-ребёнка тем больше, чем дольше ребёнок посещал грамотно организованный Монтессори-класс, и тем лучше его адаптация в обычном классе.
В предельном случае, по замыслу самой Монтессори, после 18 лет, пройдя три-четыре ступени в рамках новой образовательной системы, ребёнок готов учиться у мира, каков бы он ни был, поэтому не существует Монтессори-университетов - предполагается, что к этому возрасту дети готовы учиться в классических университетах или включаясь в какую-то профессиональную деятельность.
Миф № 7: можно добавить «немного Монтессори», так что получатся развивающие занятия с «элементами Монтессори» или игрушки и игры, которые именуются кем-то «занятиями по Монтессори»
Большинство таких развивающих занятий, игр и игрушек сами по себе не только не вредны, но и полезны. Но лучше всё-таки называть вещи своими именами и понимать, с чем имеешь дело.
Одна из системообразующих идей Монтессори-образования состоит в том, что взрослый, опираясь на свой опыт и знания, создаёт ребёнку пространство, наполненное материалами для занятий, подходящих ребёнку по возрасту. Затем взрослый пребывает возле ребёнка в готовности познакомить с тем или иным материалом, а ребёнок, которому позволено выбирать из предложенного, следует за своим внутренним влечением к тому, что развивает его наилучшим образом в этот конкретный момент его жизни.
Такая самонастраиваемая индивидуализация делает содействие развитию ребёнка предельно эффективным. Одновременно она позволяет ребёнку упрочить свою самостоятельность, независимость, даёт позитивный опыт собственной активности. Любое пособие, упражнение, род занятий или игрушка, предлагаемое в Монтессори-классах, может быть успешно использовано само по себе в ситуации, когда взрослый руководит ребёнком, как это происходит в традиционной образовательной модели.
Но при этом эффективность системы Монтессори будет утеряна, и останется только полезность самого материала, которая, несомненно, была ему присуща, поскольку Монтессори-педагогика уже столетие как выискивает лучшие образцы развивающих пособий и занятий. Именно это часто и происходит, когда педагоги или родители в развивающих занятиях с детьми используют «элементы Монтессори». В этом нет ничего плохого, если только не принимать такую практику за собственно Монтессори-метод.
Часто дидактические приёмы и пособия начинают жить своей жизнью за пределами Монтессори-класса и служить иным целям. Яркий пример тому - многочисленные упражнения с пересыпаниями крупы, которые фигурируют во многих материалах класса 3–6 и служат усовершенствованию мелкой моторики рук, развитию интуитивного представления о физических свойствах мира и, в частности, о количестве.
Дети до трёх лет тоже охотно возятся с крупой, и можно найти миллион советов родителям, как это организовать. Но в этом случае ребёнок осваивает на будто бы том же материале базовые мелокомоторные навыки, а не совершенствует оные. Но ребёнок, которому позволено есть и пить самому, самому что-то помыть, перенести, налить не только тренирует мелкую, но одновременно и крупную моторику, и самостоятельность, и навыки речи и коммуникации. Тогда для малыша до трёх лет игры с крупой с меньшим функционалом дублируют перечисленные занятия. А если ребёнок ограничен в возможности посильного самообслуживания, то игры с крупами становятся не только полезным упражнением, но и завуалированным способом держать ребёнка на расстоянии от домашних дел, что уже не на пользу.
Сходная ситуация с вошедшими в моду бизибордами. Среди Монтессори-материалов есть нечто похожее. Но цели этого материала связаны далеко не только с мелокомоторным развитием, они в том, чтобы стимулировать самостоятельное вставание детей, которые ещё не начали ходить, и развитие функциональной независимости, то есть реального умения открывать запоры и замочки.
Бизиборды, как правило, - это попытка объединить в одном комплексе множество материалов для сенсорного и мелкомоторного развития. Они очень разнятся по своему качеству от достаточно интересных решений до откровенно опасных (я имею в виду, например, такие, в которых ребёнку предлагается вставлять вилку в неработающую розетку: это даёт малышу очень опасное ложное представление о том, что эти штучки созданы для втыкания-вытыкания, а не включения-выключения электроприборов). И лучшие, и худшие образцы бизибордов отличаются от их прототипа в Монтессори-среде настолько, что я бы не стала их связывать с ним во избежание недоразумений.
В Монтессори-педагогике уделяется много внимания планированию окружения ребёнка и действий взрослого. Вне зависимости от того, насколько глубоко вы знаете теорию научной педагогики и насколько принимаете её как руководство к действию, я бы порекомендовала родителям по возможности часто задаваться вопросами: «Зачем?», «Что это даст моему ребёнку? А в будущем?».
Я не призываю выключить сердце и включить голову, для детей безумно важны любовь, забота, принятие. Но временами это полезные вопросы в отношении того, что вы делаете для ребёнка и возле ребёнка, какие игры и игрушки предлагаете ему и как именно это делаете, что и как запрещаете и разрешаете, за что в действительности поощряете и так далее.
На главном фото: Международный Монтессори-центр «Отрада»
Рассмотрим основные постулаты и принципы воспитания и развития ребенка по методике Марии Монтессори.
Умственное развитие начинается не с университетской скамьи, а с момента рождения ребенка, и наиболее интенсивно оно протекает в первые три года жизни. (М. Монтессори)
Самовоспитание, самообучение, саморазвитие ребёнка
Методика Марии Монтессори — одна из самых распространенных, несмотря на то что на протяжении многих десятилетий она неоднократно подвергалась критике и не совсем точному переосмыслению. История педагогики сохранила сотни имен, но на пальцах одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Школа Марии Монтессори — в этом почетном ряду.
Произошло это не только потому, что многие ее прозрения получили научное подтверждение, но и потому, что Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.
Без всякой перегрузки для детей, столь свойственной нынешним программам, она за полгода обучала класс пяти- и шестилеток читать, писать, складывать и вычитать даже шестизначные числа. Многие педагоги мира и сегодня успешно применяют ее методику воспитания и обучения.
В основе педагогики Монтессори лежит очень простое условие, состоящее из трех таких же простых принципов: самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Задача взрослого — помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, дать ему возможность приобщиться к вещам, пощупать их, попробовать на вкус, все прочувствовать, т. е. научиться контактировать с предметами. Отсюда девиз Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Причем принуждение как метод обучения в этой системе воспитания совершенно исключено.
Дети объединяются в группы не по возрасту, а по степени усвоения материала. Учебный день начинается с выбора ребенком занятия на весь день, а заканчивается тем, что ребята рассказывают, что им удалось узнать нового. У каждого ребенка есть свой журнал для отчетов, в котором он пишет или рисует.
Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными французскими учеными. Это упражнения для развития мелкой моторики рук — нанизывание бусин, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр и др.
Работа по системе Монтессори строится по определенному плану, с переходом от одной ступени к другой, от одной зоны к другой и с четким соблюдением этой очередности. И конечно, нельзя не упомянуть о знаменитых рамках и вкладышах Монтессори, оставшихся неизмененными до наших дней.
Объективности ради стоит, вероятно, привести и некоторые аргументы критиков методики Монтессори. Они полагают, что ее система «подрывает авторитет» учителя (воспитателя), превращая последнего в стороннего наблюдателя и даже в некое «подручное средство» для оказания помощи ученику.
Далее: используемый психодидактический материал не всегда позволяет ребенку выбрать свободную зону действия. Это не совсем позитивно отражается на его творческом развитии и не позволяет проводить (в плане фантазии ребенка) полноценные игры.
И наконец: дети в группе — разного возраста. Это не дает возможности полноценно заниматься с каждым ребенком и давать ему тот материал, который необходим на данном возрастном этапе. По сути, занятия превращаются в «уроки добра», где старшие помогают малышам.
И все же аргументы сторонников метода Монтессори намного убедительнее, что, конечно же, отнюдь не отменяет актуальность любой дискуссии о проблемах воспитания детей.
Биография Мария Монтессори
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии Монтессори сохранилось мало сведений. Известно лишь, что родители делали для нее все, чтобы она в будущем могла реализовать «высокое человеческое предназначение», что, кстати, в строгой католической Италии никак не соответствовало традиционному положению женщины.
В гимназии Мария Монтессори всерьез увлеклась естествознанием и сделала наконец свой профессиональный выбор — решила стать детским врачом. В тогдашней Италии это было практически невозможно: медицина оставалась исключительно мужской привилегией. И все же упорство Марии Монтессори было вознаграждено — она стала первой женщиной-врачом Италии.
В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты ошеломляющими.
В 1904 году Мария Монтессори возглавила кафедру антропологии в Римском университете, где проводила различные антропологические исследования в области педагогики. Параллельно в медико-педагогическом институте она изучала педагогику для умственно отсталых детей. Тогда же сформировались основы ее собственной педагогики.
Монтессори много работала с дидактическими материалами Сегена, совершенствовала и дополняла их, пробовала развивать собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящим прорывом в воспитании детей. Монтессори также начала живо интересоваться методикой работы со здоровыми детьми.
С 1909 года метод Монтессори стал активно внедряться в жизнь. Открылись курсы по Монтессори-педагогике, автором заинтересовались педагоги Лондона, Барселоны, Парижа. В те годы с Марией Монтессори встретилась русский педагог Юлия Фаусек, которая открыла первый в России монтессорианский детский сад.
В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори создала Международную Монтессори-ассоциацию (AMI), которая действует и поныне. С началом Второй мировой войны Мария Монтессори с сыном переехала в Индию. В этой стране она прожила семь лет, за это время обучила своей методике более тысячи учителей.
Мария Монтессори умерла 6 мая 1952 года, за несколько месяцев до своего 82-летия, и была похоронена в городке Нордвиг на католическом кладбище. В 1952 году AMI — Международную Монтессори-ассоциацию — возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монтессори- педагогики.
После его смерти в феврале 1982 года президентом AMI стала внучка Марии Монтессори, Ренильде. Она возглавляет AMI и в настоящее время.