Мбрр ресурсы. Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) - это. Международный банк реконструкции и развития
25-11-2005
1. Создание . МБРР создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г.Бреттон-Вудс (США), начал свою деятельность в 1945 г. Имеет статус специализированного учреждения ООН. Штаб-квартира - г. Вашингтон (США). Президент - Джеймс Вулфенсон (США), в сентябре 1999г. был переизбран на второй пятилетний срок (истекает в мае 2005 г.). С 1 июня 2005 г. новым Президентом Банка назначен Пол Вулфовиц.
2. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли.
3. Участники МБРР - 184 государства. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны быть членами Международного валютного фонда.
4. Уставный капитал Банка - около 191 млрд.долл.США. Подписной капитал составил 189,718 млрд.долл.США. Квота в МБРР примерно соответствует имеющейся квоте в МВФ (США – 16,39% голосов, Япония – 7,86%, ФРГ – 4,49%, Великобритания и Франция - по 4,30%, Россия – 2,78%).
5. Организационная структура . Совет управляющих - высший орган МБРР, в котором каждая страна представлена национальным управляющим (министром финансов или председателем центробанка), срок полномочий которых определен в 5 лет. Совет Директоров - исполнительный орган, принимает решения о политике Банка, утверждает предоставление займов. Состоит из 24 членов. Президент МБРР является также председателем Совета Директоров.
МБРР и Международная ассоциация развития (МАР) образуют Всемирный банк, который совместно с Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) составляют группу Всемирного банка.
Комитет по развитию Всемирного банка – образован в 1974 г. совместно с МВФ в качестве политического форума для предварительного обсуждения и вынесения рекомендаций по проблемам помощи развивающимся странам.
6. Деятельность . На получение займов МБРР имеют право страны-члены с уровнем ВНП на душу населения в размере от 875 долл.США в год.
Основным направлением его деятельности является средне- и долгосрочное кредитование под гарантии правительства государства-члена на цели структурной перестройки экономики и на конкретные проекты. Среди займов МБРР различают стабилизационные (обычно бюджетозамещающие) и инвестиционные.
Кредитное сотрудничество МБРР с заемщиками строится на основе регулярно утверждаемой Советом директоров для каждого из них Страновой стратегии помощи. Своими кредитами Банк обычно покрывает 30% от стоимости проектов, исходя из того, что его участие в них является своего рода "барометром" для привлечения частных инвесторов.
С начала своей деятельности МБРР выдал займов на сумму более 407,4 млрд.долл.США 128 странам. Наиболее крупными заемщиками МБРР в конце 90-х являлись Аргентина, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Южная Корея и Россия. В 2005 финансовом году (1 июля 2004г. – 30 июня 2005 г.) МБРР предоставил займов на общую сумму 13,611 млрд.долл.США (118 проектов в 37 странах).
МБРР взял на себя твердые обязательства по финансированию своего участия в совместной с МВФ Инициативе по сокращению задолженности беднейших развивающихся стран.
В настоящий момент Банк осуществляет стратегическую реформу, основные цели которой: увеличение эффективности операций, повышение качества кредитных портфелей, сокращение административных расходов, децентрализация; большее внимание социальным программам, развитию частного сектора; активизация деятельности по борьбе с бедностью, коррупцией, распространением СПИДа (т.н. проблематика "глобальных общественных благ"), решению других глобальных проблем.
Российский Университет Дружбы Народов
______________________________________________
Экономический факультет
Международных экономических отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Всемирный банк и его роль в международных
экономических отношениях.
третий курс
группа ээ-302
Выполнила: Рогоза Ю.А.
Научный руководитель: Стренина М.А.
Москва 1998
Введение..................................................................................................................... 3
1. Группа всемирного банка................................................................................. 4
2. Международный банк реконструкции и развития.................................. 5
2.1 Структура МБРР............................................................................................... 6
2.2 Деятельность Банка....................................................................................... 7
3. Международная ассоциация развития...................................................... 11
3.1 Цели и структура МАР................................................................................. 12
3.2 Деятельность МАР........................................................................................ 12
4. Международная финансовая корпорация............................................... 13
4.1 Структура МФК............................................................................................... 14
4.2 Деятельность МФК........................................................................................ 15
5. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям........... 17
5.1 Структура МАИГ............................................................................................. 18
5.2 Деятельность МАИГ..................................................................................... 19
Заключение.............................................................................................................. 21
Приложения............................................................................................................. 22
Список используемой литературы................................................................ 30
После кризисов 30-х годов, потрясших буквально весь мир и в результате потерь от Второй мировой войны, мировое хозяйство оказалось разбалансированным. Страны ввязывались в торговые конфликты друг с другом, финансовая, валютная и кредитная система пришла в упадок. Но к середине ХХ века постепенно возникало понимание того, что мировое хозяйство не в состоянии стабильно функционировать без каких -то общих для всех стран механизмов координации и управления. На макроуровне в течении десятилетия возникла целая система межгосударственных экономических и финансовых организаций, наблюдающих за мировым экономическим развитием, предупреждающих о возникших дисбалансах и оказывающих странам в случае необходимости всестороннюю поддержку. В их числе - МВФ, Всемирный банк, Мировая торговая организация и т.д.
Всемирные организации, действующие в области экономики и валютно-финансовых отношений, естественно, попадают в сферу влияния ООН. Деятельность самой ООН в этих областях ограничена. На практике ее вполне заменяет ЮНКТАД. Но среди специализированных организаций, зависящих от ООН, очень важную роль играют органы, созданные по Бреттон-Вудским соглашениям, и ГАТТ, заменяющие специальные учреждения ООН. Дж. Кейнс, заложивший основу регулирования современной макроэкономики, в том числе и международной экономики, поставил в числе прочих актуальный и по сей день вопрос о степени государственного вмешательства в экономическое развитие. Он стал одним из идеологов и авторов статей соглашения (устава) Бреттон-Вудских институтов (МВФ и Всемирного банка), созданных для межгосударственного регулирования и по сей день являющихся ключевыми международными экономическими организациями. В июле 1944 года Бреттон-Вудская конференция объединила представителей 44 стран-членов тогда еще только создавшейся ООН. Конечным результатом конференции было учреждение в декабре 1945 года двух специализированных организаций ООН: МВФ и МБРР. Я свою работу посвящу деятельности одной из этих организаций - МБРР.
Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоящее их пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Его цель - предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.
2. Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 году. Ее цель- предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.
3. Международная финансовая корпорация (МФК), основанная в 1956 году, целью которой является содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.
4. Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Основано в 1988 году. Цель агентства - поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.
5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году. Он содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Его целями является - консультирование, научные исследования, предоставление информации об инвестиционном законодательстве.
Следует сказать еще о том, Что существует нечеткое представление о Всемирном банке, с одной стороны и МВФ - с другой, что зачастую становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ - это юридически самостоятельные организации с различными целями. Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме в члены Всемирного банка, она должна быть членом МФВ. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. А МВФ главным образом следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов. В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали "Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции Организации Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам. Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк как специализированное учреждение ООН входит в систему Объединенных Наций.
Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России. По данным на 1996 год 180 государств являются членами МБРР . Членство открыто только для членов МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна - член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком. Россия вступила в МБРР в 1992 году.
МБРР сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов.
2.1 Структура МБРР
Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Исполнительный орган МБРР - Совет Директоров. Он непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны плюс один заместитель управляющего). Управляющий назначается каждой страной-членом сроком на 5 лет. Управляющие встречаются один раз в год на совместных сессиях в рамках Ежегодного совещания. Решения принимаются большинством поданных голосов, если заранее не предусмотрены иные правила процедуры; вес голоса каждого государства-члена находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка.
Совет Директоров (в настоящее время он состоит из 24 человек) принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов. Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами-членами, являющимися крупнейшими держателями акция Банка (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран. В своей работе совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский комитет, комитет по вопросам кадровой политики, комитет по выработке регламента, комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, комитет по административным вопросам, касающимся директоров, а также временные комитеты.
Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Состоит Комитет из 24 членов. Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке деятельности, в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом Директоров.
Президент МБРР, кандидатура которого, согласно давней традиции, выдвигается директором исполнителем, представляющим США, избирается директорами-исполнителями сроком на пять лет. Директор отвечает за управление повседневной деятельности Банка. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей. Его помощниками являются три директора-распорядителя.
2.2 Деятельность Банка
На сегодняшний день основные цели Банка это:
n содействие реконструкции и развитее территорий государств-членов, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;
n Поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;
n Стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.
Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:
n среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
n подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
n финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах.
Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гарантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.
Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.
Займы банка можно разделить на две категории:
1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.
2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.
В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией Развития - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов (об этом еще будет сказано подробнее в следующей главе).
Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией. Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.
Одним из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного сектора. Причиной подобного внимания является то обстоятельство, что частный сектор - основной источник экономического роста и высоких доходов. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка - Международная Финансовая Корпорация. Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.
Предоставление займов - значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно Банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.
Критерии Банка, по котором оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги. Например, прежде, чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного выше чем минимум, который требуется в соответствии со многими двусторонними двустороннего заимствования, по которым обычно экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам.
Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность бы в организациях типа Всемирного Банка была бы минимальной. В действительности, наиболее необходимые проекты, часто обуславливаются высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности - система долгосрочных займов, согласно которой Банк ссуды предоставляются на срок до 40 лет.
Оценка результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее, Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку результатов завершенного проекта, его успешность и уровень эффективности.
Существует только две оценки эффективности - удовлетворительная и неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний.
Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
Проектный цикл у МБРР состоит из шести этапов: определение объекта, подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и предоставление проекта руководству Банка, практическое осуществление и контроль за ним, оценка результатов.
Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать жалобы о случаях несоблюдения Банком своих политики и процедур.
Институт экономического развития занимается организацией и провидением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные материалы.
Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены. С 1995 года МБРР является членом консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США, АзБР, МФСР и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения стран-кредиторов и стран-заемщиков необходимым инструментарием. Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической и отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и средним уровнем доходов населения. Глобальный фонд окружающей среды является механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся странам предоставляются средства на проекты и деятельность по охране окружающей среды.
Всемирный банк является одним из спонсоров Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ), созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах.
Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.
Международная ассоциация развития была создана в 1960 году как филиал МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различие между этими двумя организациями заключается в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования, и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Ее источниками финансирования являются взносы стран-доноров.
3.1 Цели и структура МАР
Целями МАР является:
·Содействие экономическому развитию.
·Повышение производительности труда.
·Повышение уровня жизни в развивающихся странах (членах МАР)
Членами МАР являются 159 государств . Членство открыто для всех стран - членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться МАР.
Структура МАР:
·Совет управляющих.
·Исполнительный директорат.
·Президент.
Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и президент в силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной ассоциации развития. Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.
3.2 Деятельность МАР
Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305 долл. США, могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляются странам с годовым доходом на душу населения в размере 800$ США или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без процентов.
Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его территории.
В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов МАР.
Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников: переводов из прибыли МБРР; капитала, подписчиками которого являются госсударства8члены; взносов в основном более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов (пополнение средств происходит, как правило, каждые три года). 34 государства-члена согласились предоставить 18 млрд. $ США в ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993-1996 годах, в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экологически устойчивого развития.
МФК была создана в качестве филиала МБРР в 1956 году путем ратификации устава МФК. Эта учреждение является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. 170 государств являются членами МФК
Цель МФК - содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, дополняя таким образом деятельность МБРР.
4.1 Структура МФК
1. Совет управляющих.
2. Директорат.
3. Президент, исполнительный вице-президент.
4. Банковская консультативная комиссия.
5. Деловой консультативный комитет.
Высшим органом МФК является Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР, назначаемые членом Банка, являющимся одновременно членом МФК, являются в силу занимаемой должности управляющим и заместителем управляющего в составе ее совета управляющих. За исключением отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета, управляющие делегировали свои полномочия Директорату. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собранием МБРР.
Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по должности являются все директора-исполнители Банка (и их заместители), назначаемые и избираемые членом или группой членов Корпорации, отвечает за проведение текущей деятельности МФК.
Президентом Корпорации является президент Всемирного Банка. Исполнительный вице-президент отвечает за общее управление и текущие операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по операциям осуществляют надзор за работой региональных и отраслевых департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу деятельности. Вся работа ведется через пять региональных (Африки южнее Сахары; Азии; Средней Азии; Ближнего Востока и Северной Африки; Европы; Латинской Америки и Карибского бассейна) и четыре отраслевых (агробизнеса, химии, нефтехимии и удобрений; инфраструктуры; нефти, газа и горнодобывающей промышленности) департамента.
Банковская консультативная комиссия, состоящая из 10 руководящих работников ведущих международных финансовых институтов, проводит регулярные встречи с управленческим составом МФК для обмена мнениями о политике и деятельности Корпорации.
Деловой консультативный комитет состоит из известных промышленников, банкиров и государственных деятелей всех частей мира, которые делятся своими знаниями, опытом и взглядами по вопросам бизнеса с руководством МФК.
4.2 Деятельность МФК
Ресурсы МФК состоят главным образом из взносов государств-членов, кредитов МБР, процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на международных рынках капитала.
Три принципа определяют региональные и отраслевые задачи МФК:
1. Принцип катализатора, привлечение к участию в проекте частных инвесторов;
2. принцип рентабельности для обоснования сотрудничества с частным сектором;
3. принцип участия МФК как меры, дополняющей естественный рыночный прогресс.
МФК содействует развитию частного сектора путем:
n финансирования (займы, собственный капитал, совместные средства);
n мобилизации ресурсов (объединение предоставляемых займов, страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);
n управления рисками (своп-операции, связанные с валютными курсами и процентными ставками, механизмы хеджирования);
n технической помощи и консультирования (изменения на рынке капитала, иностранные прямые инвестиции, приватизация, корпоративная реструктуризация, подготовка и оценка проектов);
n разработки стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки частного сектора (в целях налогообложения для отдельных стран, разработки национальных стратегий, реформы финансового сектора).
Международная финансовая корпорация является инвестиционным банком Группы Всемирного банка для развивающихся стран. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям и инвестирует в них собственные средства, не располагая гарантиями правительств, а также привлекает другие источники финансирования для проектов частного сектора, таких как содействие предпринимательской деятельности, включая малый бизнес, мобилизация финансовых средств, инвестиции в проекты по развитию инфраструктуры, инициативы по охране окружающей среды, консультационные услуги и техническая помощь.
МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги компаниям в развивающихся странах членах: долгосрочные займы предоставляемые в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам; вложения собственного капитала, другие механизмы кредитования (субординационные займы, ценные бумаги с доходом); предоставления гарантий и вспомогательное финансирование; менеджмент рисков.
Корпорация консультирует деловые круги и правительства развивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринимательской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров, а также мобилизацию ресурсов для финансирования проектов.
Созданная в 1986 году консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ), контроль за деятельностью которой осуществляет комитет во главе с исполнительным вице-президентом МФК, оказывает правительствам помощь в удовлетворении долгосрочных потребностей развития путем извлечения максимальной выгоды из иностранных инвестиций. КСИИ предоставляет правительствам консультации по вопросам законодательства, стратегий, правил и процедур, знание которых необходимо для создания привлекательного инвестиционного климата.
Консультативное бюро по разработке проектов для Африки, созданное в 1986 году, предоставляет консультации африканским предпринимателям, стремящимся расширить или модернизировать существующие предприятия или создать новые.
Консультативное бюро по разработке проектов для южной части тихого океана оказывает помощь предпринимателям девяти островных государств - членов МФК в разработке приемлемых для банков проектов либо создание новых предприятий, либо расширении и диверсификации деятельности существующих.
В последние годы МФК обращает особое внимание на оказание технической помощи частным фирмам, финансирование которой осуществляется с помощью Фонда технической помощи.
Представители МФК работают в Африке (Абиджан, Аккра, Каир, Касабланка, Дуала, Хараре, Лагос, Найроби), Азии (Бангкок, Исламабад, Стамбул, Джакарта, Манила, Дели, Пекин, Токио), Европе (Будапешт, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Москва, Париж, Прага, Вена, Варшава) и в Латинской Америке (Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Пауло).
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям было создано в 1988 году как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.
Цель МАИГ - поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах , в особенности в развивающихся странах, путем:
n предоставления гарантий, включая совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в других странах-членах;
n осуществления надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.
Функциями МАИГ является:
n Увеличение возможностей других страховщиков путем совместного страхования или перестрахования.
n Страхование инвестиций в странах, не подлежащих такому страхованию другими страховщиками в силу политики последних.
n Обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально признанным страховщикам.
n Предоставление гарантий инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулирования претензий.
5.1 Структура МАИГ
1. Совет управляющих.
2. Директорат, Председатель Директората.
3. Исполнительный вице-президент.
Высшим органом агентства является Совет управляющих. Он может делегировать свои полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом (прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по одному от каждой страны-члена). Председатель совета избирается из числа управляющих.
Директорат состоит из 20 директоров (у каждого по одному заместителю) и отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председателем Директората является президент МБРР.
Исполнительный вице-президент МАИГ назначается директоратом по представлению председателя и выполняет свои функции под общим контролем Директората. Он отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники МБРР работают в Агентстве по совместительству.
5.2 Деятельность МАИГ
МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством сострахования и перестрахования.
МАИГ предлагает четыре основных типа гарантий:
n Неконвертируемость валюты (защита от потерь, возникающих в связи с невозможностью конвертировать местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны пребывания).
n Экспроприация (защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над нею, а также права на застрахование инвестиции).
n Война и гражданские волнения (защита от убытков, вызванных военными действиями или гражданскими волнениями, ведущими к разрушению или нанесению ущерба материальным активам предприятия или созданию препятствий для его деятельности).
n Нарушение контракта (защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться принятия решения суда или арбитражного суда и его выполнения по иску против страны пребывания, аннулировавшей или нарушавшей инвестиционный контракт).
МАИГ изучает проекты в ходе процесса подачи заявок в целях обеспечения их финансовой, экономической и экологической обоснованности и их полезного вклада в удовлетворение потребностей развития страны пребывания.
МАИГ предоставляет разнообразные услуги по оказанию технической помощи в целях содействия усилиям стран-членов по стимулированию прямых иностранных капиталовложений. В 1994 году МАИГ оказывало целый ряд услуг, начиная от консультационных услуг по политики улучшения инвестиционных режимов до помощи в увеличении притока иностранных инвестиций и консультаций по правовым вопросам, касающимся иностранных инвестиций.
В 1994 году в центре внимания МАИГ стали находится вопросы создания потенциала поощрения инвестиций; началась разработка электронных средств (глобальная электронная сеть, предназначенная для конкретных секторов "CD-ROM") в целях ускорения распространения информации о инвестиционных возможностях в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Отказ от консультационных услуг по разработке политики с целью сбережения ресурсов, необходимых для содействия расширению деятельности по предоставлению гарантий, привел к прекращению финансовой поддержки, которую МАИГ оказывало Консультативной службе по иностранным инвестициям. Функции МАИГ по консультативной деятельности, касающейся разработке стратегической политики, за исключением поощрения капиталовложений и распространение информации, были переданы КСИИ. Структурное подразделение МАИГ по разработке политики и консультационным услугам было переименовано в Службу инвестиционного маркетинга.
Содействие инвестициям включает проведение встреч, конференций, учебных программ и семинаров, а также ознакомительные поездки отраслевого и межгосударственного характера. Информационная политика Агентства предусматривает использование новейших средств коммуникации с целью установления и поддержания контактов с потенциальными инвесторами.
В 1994 году МАИГ провело ряд практикумов в целях оказания помощи странам-членам в создании потенциала маркетинга для улучшения услуг, предоставляемых инвесторам, и укрепления связей с ними, а также осуществления миссий по привлечению инвестиций.
Важнейшим источником финансирования МАИГ является основной капитал. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал. До 25% взносов развивающихся стран может вносится в их собственной валюте.
Итак, подводя итог моей работе, можно сказать о том, что МБРР был создан с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики входящих в него стран. По окончании периода восстановления опустошенных войной промышленно развитых стран группа Всемирного банка поставила себе цель содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их хозяйствования, чтобы их население имело более богатую и удовлетворительную жизнь. Для этого Всемирный банк оказывает финансовую помощь этим странам и выступает в роли советника, а также стимулирует инвестиции из других источников. Всемирный банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам и в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на финансовых рынках развитых стран, и поэтому его кредиты также предоставляются на рыночных условиях. Все это доказывает, что Всемирный банк играет огромную роль в Международных отношениях.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список использованной литературы:
1.Интернет:http://moarcc.aris.kuin/win_r/info/mbrr.html
2.Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. -М.: Международные отношения, 1998.
3.Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. -М.: Прогресс, Универс, 1994.
4.Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 1997.
межправительственная кредитно-финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран-членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Формально МБРР является (в составе Всемирного банка) специализированным учреждением ООН, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк независим в своих решениях.
Отличное определение
Неполное определение ↓
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР)
межправительственная кредитно-финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран-членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Формально МБРР является специализированным учреждением ООН в составе Всемирного банка, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк независим в своих решениях. Основным направлением деятельности МБРР является предоставление долгосрочных займов, главным образом развивающимся странам, а с конца 80-х гг. - и государствам Восточной Европы. Основная часть кредитов выдается на условиях, аналогичных условиям частных коммерческих займов, а, следовательно, под достаточно высокий процент. Займы предоставляются и государственным, и частным предприятиям. При этом последние получают их при наличии гарантии своих правительств. Весомая часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют выделенные МБРР ресурсы. Займы Банка (основная часть на срок до 20 лет по рыночной процентной ставке) обеспечивают порядка 30% общей стоимости кредитуемых объектов; остальное покрывается либо за счет иных внешних ресурсов, либо за счет внутренних источников стран-заемщиков. Направление кредитов (15% -на развитие транспорта, более 20 - на сельское хозяйство и рыболовство, около 20 - на электрификацию и лишь 5% - на развитие промышленности) показывает, что кредитная политика Банка ориентируется преимущественно на интересы частного капитала развитых капиталистических стран, функционирующего в странах-заемщиках. Займы обусловливаются выполнением рекомендаций Банка относительно основных направлений экономического, а зачастую и социального развития государства-заемщика. Членами Банка могут быть только страны - члены Международного валютного фонда (МВФ). В 1995 г. в МБРР состояло 177 государств, включая Россию. Традиционно президентом МБРР избирается представитель США - страны, имеющей в Банке наибольший процент голосов. Право голоса, как и в МВФ, определяется размером взноса страны в его капитал: семь ведущих государств располагают более чем половиной всех голосов в Банке, а США имеют столько же голосов, сколько 100 развивающихся стран. Средства МБРР складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, привлекаемых на мировом рынке ссудных капиталов за счет выпуска облигаций и доходов от собственной деятельности. При Банке созданы два филиала: Международная финансовая корпорация (МФК) и Международная ассоциация развития (MAP). Вместе с созданным в 1988 г. Международным агентством по гарантированию инвестиций эти финансовые организации образуют группу Всемирного банка, на которую приходится 2/3 общего годового объема средств, выделяемых всеми межправительственными организациями развивающимся странам.
Международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;
— способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;
— содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;
— помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.
Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты государств-членов. Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая отражает, в целом, его относительную величину в мировой экономике. Этот параметр определяет максимальный размер вклада государства в финансовые ресурсы МВФ.
Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР), расчетной единице МВФ. В настоящее время корзина СДР состоит из евро, японской иены, фунта стерлингов и доллара США. Стоимость СДР в долларах США определяется ежедневно и публикуется на веб-сайте МВФ. Она рассчитывается как совокупная стоимость определенных сумм четырех валют корзины в долларах США, устанавливаемая на основе обменных курсов, которые ежедневно котируются в полдень на Лондонской бирже. корзина будет расширена до пяти валют за счет китайского юаня.
После присоединения к МВФ страна обычно вносит до одной четверти своей квоты в форме повсеместно принимаемых иностранных валют (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов) или специальных прав заимствования (СДР). Остальные три четверти вносятся в национальной валюте страны. Размер квот пересматривается не реже, чем один раз в пять лет.
Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Сумма финансирования, которую государство-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты.
В настоящее время совокупные ресурсы квот МВФ составляют приблизительно 238 миллиардов СДР (примерно 327 миллиардов долларов).
Крупнейшим членом МВФ являются США с текущей квотой 42,1 миллиарда СДР (около 59 миллиардов долларов), а наименьший членом — Тувалу, с текущей квотой 1,8 миллиона СДР (около 2,5 миллионов долларов).
Россия является членом Международного валютного фонда с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). Квота России составляет 5,9 миллиарда СДР (около 8,3 миллиардов долларов).
Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.
Крупнейшие заемщики в настоящий момент — Португалия, Греция, Ирландия, Украина.
Руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены, — собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.
Директор-распорядитель назначается Исполнительным советом на возобновляемый пятилетний срок. Директор-распорядитель МВФ является одновременно председателем Исполнительного совета МВФ и главой персонала МВФ. Директору-распорядителю в его работе помогают четыре заместителя директора-распорядителя.
В 2011 году директором‑распорядителем МВФ была избрана министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард.
Издания МВФ World Economic Outlook ("Мировое экономическое положение") и Global Financial Stability Report ("Доклад о глобальной финансовой стабильности") выходят дважды в год наряду с различными другими исследованиями.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — межгосударственная валютно-финансовая организация, созданная с целью стимулирования экономического развития стран, пострадавших во время Второй мировой войны.
МБРР был учрежден одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году.
Соглашение о МБРР официально вступило в силу 27 декабря 1945 года, но банк начал функционировать с 1946 года.
Формально МБРР является специализированным учреждением ООН в составе Всемирного банка, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк фактически независим в своих решениях.
Акционерами МБРР являются правительства 188 государств-членов. Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.
МБРР предоставляет финансовые ресурсы в сочетании с аналитическими, техническими и консультационными услугами развивающимся странам, в том числе странам со средним уровнем доходов и кредитоспособным странам с низким уровнем доходов.
В частности, МБРР:
— содействует удовлетворению потребностей в долгосрочном человеческом и социальном развитии, которые не финансируются частными кредиторами;
— поддерживает проведение ключевых экономических и институциональных реформ (например, в области систем социальных гарантий и борьбы с коррупцией);
— создает благоприятный инвестиционный климат для привлечения частного капитала;
— облегчает доступ стран-членов к финансовым рынкам на условиях зачастую более выгодных, чем те, на которых они могли бы получить финансирование без его содействия.
В отличие от коммерческого кредитования, финансирование МБРР удовлетворяет потребности стран-заемщиц не только в необходимых им средствах, но и служит каналом передачи накопленного международного опыта и знаний, а также технической помощи.
МБРР привлекает основную часть своих финансовых ресурсов на мировых рынках капитала. Общая сумма выданных кредитов — более 500 миллиардов долларов.
По итогам 2014 года финансового года крупнейшими заемщиками МБРР стали Бразилия (2,019 миллиона долларов), Индия (1,975 миллиона долларов), Китай (1,615 миллиона долларов), Украина (1,382 миллиона долларов), Румыния (1,374 миллиона долларов).
Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития образуют Всемирный банк. Вместе с Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров они составляют Группу Всемирного банка.
Совет управляющих — высший орган МБРР, в котором каждая страна представлена национальным управляющим.
Совет директоров — исполнительный орган, принимает решения о политике Банка, утверждает предоставление займов. Состоит из 25 членов. Пять исполнительных директоров представляют пять государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций, остальные исполнительные директора представляют группы стран.
Президент Банка председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции президентом Всемирного банка становится гражданин США — страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран.
Эту должность занимает Джим Ен Ким.
МБРР получает ежегодный доход за счет прибыли на собственный капитал и небольшой маржи по предоставленным займам, что позволяет организации покрывать свои операционные расходы, пополнять резервы с целью укрепления финансового потенциала, а также обеспечивать ежегодные отчисления средств в бюджет Международной ассоциации развития — фонда помощи беднейшим странам.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. в Брет-тон-Вудсе (США). МБРР начал свою деятельность в 1945 г. МБРР в качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. Местопребывание МБРР - Вашингтон (США), Европейское бюро - Париж (Франция), Токийское бюро - Токио (Япония).
В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.
Цели МБРР:
- содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели;
Поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;
Стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-членов МБРР.
Структура МБРР
Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей центральных банков), является высшим органом МБРР. Срок полномочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, составляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. (Квоты России и Украины составляют 1,8 и 0,8% соответственно).
Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из двадцати четырех директоров пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных директоров представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудовской Аравии, которые представлены своим собственным директором-исполнителем. Директора-исполнители осуществляют возложенные на них полномочия, опираясь на помощь комитетов. Каждый директор назначает себе заместителя на случай своего отсутствия.
Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.
Источники финансирования
Капитал МБРР на момент создания был образован государствами-членами в размере 10 млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд. дол. (согласно Уставу МБРР, капитал должен составлять 184 млрд. дол.). МБРР финансирует свои кредитные операции из собственного капитала, заемных средств с международных финансовых рынков (в основном с американского рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годовых), государств и международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
Деятельность
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств промышленно развитых стран и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их экономики. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного банка, которые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период - 5 лет) под гарантию правительств ею стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы в размере 15 млрд. дол. в год, процент по ним взимается на уровне ставок мировых финансовых рынков (ставка по кредиту в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям: в 1993 г. ставка составляла 7,43% годовых). Общая сумма кредитов, предоставленных МБРР за период его деятельности, достигла 235 млрд. дол. (1/3 кредитов приходится на 1989-1993гг.).
Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покрывает лишь 30% от стоимости объекта. Наибольшая часть его кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт и связь. Однако с середины 80-х гг. МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), здравоохранение и образование. Кредиты МБРР, направляемые в промышленность, составляют менее 15%.
До одной трети кредитов МБРР предоставляет в форме совместного финансирования, при котором инвесторы получают ряд выгод, например, экспертизу проекта и гарантию по возврату кредита обеспечивает МБРР. Кроме того, МБРР предоставляет гарантии по долгосрочным кредитам других банков. При этом он требует обязательного предоставления ему информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.
МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Кредитами МБРР могут пользоваться только наиболее развитые из развивающихся стран (Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея и Колумбия), которым предоставлено 137 млрд. дол. (60% от всех кредитов МБРР). При непосредственной поддержке Международного валютного фонда МБРР удалось восстановить международную кредитоспособность крупнейших мировых должников, внешняя задолженность которых в 1993 г. была следующей: Аргентина - 74,5 млрд. дол., Бразилия - 132,7 млрд. дол., Индонезия - 89,5 млрд. дол., Мексика - 118 млрд. дол., Польша - 45,3 млрд. дол., Турция - 67,7 млрд. дол. О значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что начиная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те страны, которые сотрудничали с этими институтами, например Боливия (11750%), Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).
Б связи с изменившейся экономической и политической ситуацией в мире с 1992 г. Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией к ухудшению качества портфеля займов. МБРР изменил приоритеты в выдаче новых займов, пересмотрел весь портфель проектов по каждой стране-должнику. В результате произошло качественное изменение портфеля займов Банка: из него практически исчезли проекты, осуществляемые надолго уехавшими из страны липами- сократились займы на создание крупной инфраструктуры типа дамб и портов; больше кредитов стало выделяться под социальные программы в области образования, здравоохранения и прав женщин. Кроме того Всемирный банк сделал новый акцент на частный сектор. Хотя возможности частного сектора в экономическом развитии не оспариваются, МБРР находится в затруднительном положении, поскольку эти функции относятся к Международной финансовой корпорации (МФК) для работы с частным сектором, а МБРР предоставляет кредиты, как правило, субъектам международных публичных финансов. Тем не менее Банк стремится к созданию благоприятных для частного сектора условий в развивающихся странах.
Банк выдает структурные кредиты для регулирования национальной экономики, оздоровления платежного баланса государств Центральной и Восточной Европы, СНГ, прибалтийских государств.
Важным этапом в развитии экологического направления деятельности МБРР явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.). Целями экологической политики Банка являются:
1) помощь членам МБРР в определении приоритетов национальных экологических политик; создание эффективной институциональной, правовой, управленческой, информационной и кадровой инфраструктуры, в рамках которой должна формироваться и реализовываться национальная экологическая политика (экологические проекты по линии технической помощи);
2) инвестиции в проекты так называемого "двойного эффекта" т.е. проекты, которые улучшают (сохраняют) окружающую природную среду и обеспечивают коммерческую прибыль;
3) сведение к минимуму негативных экологических эффектов при осуществлении кредитно-инвестиционных операций;
4) участие в решении глобальных экологических проблем с помощью Глобального экологического фонда
Практически все проекты, поступающие на рассмотрение Банка, проходят экологическую оценку (ЭО), которая регламентируется документом "Операционная директива по экологической оценке".