Суффиксы причастий. Правописание суффиксов причастий Какая гласная пишется перед суффиксом вш
Действительные причастия настоящего времени пишутся со следующими суффиксами :
1) -ущ- (-ющ-) . Эти суффиксы имеют причастия, которые были образованы от глаголов 1-го спряжения: тающий (тают), смеющийся (смеются), малюющий (мелют), колышущийся (колышутся), клокочущий (клокочут).
2) -ащ- (-ящ-) . Эти суффиксы пишутся в причастиях, которые были образованы от глаголов 2-го спряжения: молящий (молят), жалящий (жалят), зависящий (зависят) и др.
Исключения составляют причастия зиждущийся и брезжащий , которые образованы от глаголов зиждиться и брезжить . А в причастии будущий суффикс -ющ- добавляется к основе, но упрощается, поэтому буква ю выпадает.
Действительные причастия прошедшего времени в суффиксах -вш- имеют ту же гласную, которую имеет глагол в форме прошедшего времени (или в инфинитиве - перед суффиксом -ть ), от которого образовано причастие : гладить - гладил - гладивший, надеяться - надеялся - надеявшийся, клеить - клеил - клеивший.
Примечание . Иногда от одной гласной в суффиксе зависит значение слова: обессилевший (обессилеть - потерять силы) и обессиливший (обессилить - лишить силы).
Суффиксы страдательных причастий.
В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся следующие суффиксы:
1) Суффикс -нн- , если глагол, от которого образовано причастие, имеет в форме прошедшего времени перед суффиксом -л гласные а, е, я: разменял - разменянный, рисовал - рисованный, обидел - обиженный.
2) Суффикс -енн-, -ённ- пишутся в причастиях в тех случаях, когда глагол, от которого образовано причастие, в прошедшем времени ед.ч. м.р. имеет гласную -и- перед суффиксом -л: гладил - глаженный, выхолил - выхоленный, выездил - выезженный.
Определи спряжение глагола.
В причастиях, образованных
от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий , читающий .
от глаголов 2-го спряжения - -ащ (-ящ) : любящий, видящий
Обрати внимание: Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:
зна ет, зна ют – 1-е спряжение, основа зна + суффикс -ющ →знающий, люб ит, люб ят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий.
2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый
Определи спряжение глагола.
В причастиях, образованных от глаголов
1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,
2-го спряжения - -им: любимый, видимый
Обрати внимание: Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:
поднима ет, поднима ют - 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый, люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс - -им → любимый .
Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.
Суффиксы причастий прошедшего времени
1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший
В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: вид е вший←вид е ть, слыш а вший←слыш а ть.
2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный
Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.
Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов
с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я ): потерянный ← потерять ,
с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн- пиши букву е : наполненный ← наполнить.
Выполняй задания
Задание из демоверсии ФИПИ 2015:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
преобразу...мый
распущ...нный
засмотр...шься
сломл...нный
омыва...мый
Выполнение:
1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: засмотр...шься - засмотреться.
2. Определи спряжение: засмотреться - глагол 2 спр. Это производный глагол от глагола смотреть, значит, это исключение.
3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: засмотр и шься. Пропущена буква И.
4. Определи гласные в суффиксах причастий: преобразуемый, распущенный, сломленный и омываемый .
1) преобразу...мый, омыва...мый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глаголов, от которых они образованы: преобразу...мый - от преобразовать (1-е спр.), омыва...мый - от омывать (1-е спр.), пишем гласную е : преобразуемый, омываемый.
2) распущ...нный, сломл...нный - страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: распущ...нный - от распустить, сломл...нный - от сломить . Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом и, пишется суффикс енн, то пишем гласную е : распущенный, сломленный .
Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).
Образование действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют - играющий, пишет - пишущий, бреет - бреющий, строят - строящий, кричит - кричащий, видит - видящий.
Образование действительных причастий прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-) . Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать - читавший, смеяться - смеявшийся . При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед -л : увидеть - увидел - увидевший, растаять -растаял -растаявший.
Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь . При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).
Образование страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут - ведомый, уважают - уважаемый, видят - видимый, хранят - хранимый . Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- - движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от глагола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити» .
От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый .
Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффиксами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядаемый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умолить - неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, которые обозначены отглагольными прилагательными, являются постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).
Образование страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- (прочитанный, увиденный, решённый, понятый ).
При помощи суффикса -нн- -атъ, -ять . При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять - засеянный, замешать - замешанный).
С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ . При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить - заклеенный, увидеть - увиденный, обидеть - обиженный, спросить - спрошенный ). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь : увлечь -увлечённый, сберечь - сбережённый ; глаголы с окончанием -ти : привести - приведённый, сплести - сплетённый ).
Таблица «Правописание суффиксов причастий»
Вы смотрели конспект по русскому языку . Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:
ТЕМА: « Действительные причастия прошедшего времени.
Гласные перед суффиксом –вш- в ДППВ».
ТИП УРОКА: открытие новых знаний.
Оборудование, демонстрационный материал.
1.Задание для мотивации к учебной деятельности.
Давай подружимся, причастие!
Не будем нагнетать несчастия.
Тебя мы будем правильно писать,
Преобразовывать и в языке употреблять .
2. Задания для актуализации знаний.
№ 1. Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз. (М. Ю. Лермонтов.)
№ 2. Трепещ…щие от страха, скач…щие кони, постро…вшие дом, леч…щий врач,
та…вший снег.
3. Эталон. Алгоритм «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий».
1. Определить время причастия
настоящее прошедшее
2. Определить спряжение 2. Определить гласную
глагола, от которого перед –ть инфинитива
образовано причастие глагола, от которого образовано
причастие
I спр. II спр.
-а-
-я-
-е- + -вш-
-и-
-ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-)
4. Задания для первичного закрепления.
№1. Объяснить написание гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ.
Рассеявшие сомнения обрушившийся град
построившие здание растаявший снег
раскаявшийся грешник расклеивший листовки
обессилевший в пути беспокоившиеся о близких
услышавший первым закончившие работу
выполнившие условия растаявший снег
обрушившийся град
№2. Вставить в глаголы, стоящие в неопределённой форме, пропущенные суффиксы. Образовать действительные причастия прошедшего времени. Выделить суффиксы глаголов и причастий.
ла…ть – кле…ть - шар…ть -
ка…ться – вер…ть - глад…ть -
ма…ться – мер…ть – вид…ть
наде…ться – вес…ть - ненавидеть -
ре…ть - спор…ть - завис…ть -
5. Задание для самостоятельной работы.
Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить орфограмму «Гласные перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени».
Посе…вшие злобу, забот…вшиеся о детях, затрат…вшие средства, измер…вший глубину, замет…вший недоброе, выраз…вший сочувствие, познаком…вшийся с коллегами, застав…вший отступить, ре…вший над поляной, подготов…вшийся к экзаменам, вид…вший своими глазами, услыш…вший о случившемся.
6. Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.
заботившиеся о детях (от гл. заботиться)
затратившие средства (от гл. затратить)
измеривший глубину (от гл. измерить)
заметивший недоброе от гл. заметить)
выразивший сочувствие (от гл. выразить)
познакомившийся с коллегами (от гл. познакомиться)
заставивший отступить (от гл. заставить)
реявший над поляной (от гл. реять)
подготовившийся к экзаменам (от гл. подготовиться)
видевший своими глазами (от гл. видеть)
услышавший о случившемся (от гл. услышать)
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: 1) создать условия для мотивации к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока: продолжить знакомство учащихся с
правописанием суффиксов причастий.
Организация учебного процесса на этапе 1.
1.Чтение стихотворения.
2. Диалог с учениками:
Как вы думаете, мы уже твёрдо подружились с правописанием всех причастиями? (Нет)
Какие причастия учились писать на прошлом уроке?
(Действительные причастия настоящего времени)
Нужно нам узнать о правописании других причастий? (Да)
Попробуем это сегодня вместе сделать? (Да)
Надеюсь, что и на этом уроке вы успешно откроете новые знания
в правописании причастий.
II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового
материала: правописание гласных в суффиксах действительных причастий
настоящего времени;
2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, сопоставление, анализ,
обобщение;
3) организовать актуализацию изученного способа действия: алгоритма определения
условий написания гласных в суффиксах ДПНВ;
4) организовать и зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности,
демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний в правописании гласных
перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени.
Организация учебного процесса на этапе 2.
1.Запись под диктовку отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова. (Один ученик выполняет эту работу на доске). Задания по анализу текста: - какую поэтическую картину вы представили? - каково отношение автора к описываемому? - дайте толкование лексического значения слов: «жнива», «нива», «чета»; - выполните пунктуационный разбор предложения - какую орфографическую задачу вы решали в ДПНВ? - какой способ действия нужно применить для решения этой задачи?(Алгоритм «Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени»).
2. Повторение данного алгоритма, пошаговое проговаривание его частей. (На доске последовательно открывается графическое оформление этого алгоритма в общем алгоритме «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий».
3. Решение орфографической задачи с применением алгоритма. (Один ученик работает на доске).
4. Индивидуальное задание с затруднением:
Графически обозначьте орфограмму «Гласные в суффиксах ДПНВ».
5. Проверка выполнения задания с применением алгоритма. (Должны остаться словосочетания: «построившие дом» и «таявший снег»).
III . Выявление места и причины затруднения.
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и
в громкой речи место и причина затруднения в написании гласной перед –вш-;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
Почему у вас остались словосочетания с причастиями,
в которых вы не смогли обозначить орфограмму?
(Это ДППВ, а мы не знаем, какой способ действия применить, чтобы написать гласные перед суффиксом -вш-).
В чём причина затруднения, ведь у нас есть алгоритм?
(Это алгоритм «Правописание гласных в суффиксах ДПНВ», нам нужен алгоритм для ДППВ).
Какова же цель нашего урока?
Цель: 1. Открыть алгоритм «Правописание гласной буквы перед суффиксом –вш- ДППВ».
2. Учиться правильно писать гласные буквы перед суффиксом –вш- ДППВ.
Назовите тему урока.
Тема: Действительные причастия прошедшего времени. Гласные перед суффиксом –вш-
в ДППВ.
IV . Построение выхода из затруднения.
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа
выхода из затруднения;
2) построить план достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4.
Каким образом предлагаете решить цели урока?
(Возможная подсказка: вспомните способ наших действий при изучении ДПНВ).
Какой план составим?
(1. Рассмотрим образование ДППВ.
2. Попробуем сделать вывод об условиях написания гласной перед суффиксом –вш-.
3. Выведем алгоритм нового способа действия).
V . Реализация построенного проекта.
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для реализации проекта,
направленного на открытие новых знаний: алгоритма «Правописание
гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ»;
2) зафиксировать новый способ действия во внешней речи и знаково;
3) организовать уточнение общего характера нового знания
Организация учебного процесса на этапе 5.
1. Наблюдение над особенностями образования ДППВ, анализ и сравнение примеров из задания с затруднением, выводы.
Выпишите из оставшихся словосочетаний ДППВ, определите способ образования, сделайте вывод в виде схемы.
(Один ученик выполняет работу на доске).
Постро…вшие – построить (сов.вид)
Та…вший – таять (несов.вид)
Вывод №1 . ДППВ образуются от основы инфинитива глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса –вш-.(Запись схемой).
Все ли случаи образования ДППВ мы рассмотрели?
(Нет, т.к. ДППВ могут иметь суффикс –ш-).
Приведите примеры, покажите способ их образования,
сделайте вывод.
Выросший – вырасти (сов. вид)
Нёсший – нести (несов.в.)
Вывод №2 . ДППВ образуются от основы инфинитива совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса –ш-. (Запись схемой).
Сравните оба случая образования. Какой еще вывод
мы должны сделать?
(О том, когда присоединяется суффикс –вш- и когда суффикс-ш-.
Вывод №3 . Если основа инфинитива глагола оканчивается на гласные буквы, то причастие образуется при помощи суффикса –вш-;
если же основа инфинитива оканчивается на согласные буквы, то причастие образуется при помощи суффикса –ш-.
2. Сравнение вывода учащихся с материалами учебника на стр.312.
3. Дальнейшая работа по решению проекта.
Какой пункт плана достижения цели урока мы выполнили? А
решена ли сама цель?
Попробуйте сделать вывод о написании гласных перед
суффиксом –вш-.
Вывод №4. Перед суффиксом –вш- в ДППВ пишется та же гласная, что и перед суффиксом –ть в инфинитиве глагола, от которого образована причастие.
4. Сравнение вывода учащихся с формулировкой орфограммы «Гласная перед суффиксом –-вш- в действительных причастиях прошедшего времени» в учебнике на стр.315.
5. Составление алгоритма нового способа действия:
1. Найти инфинитив, от которого образовано ДППВ.
2. Выделить гласную перед суффиксом –ть.
3. Написать эту гласную перед суффиксом –вш- в ДППВ.
(Введение алгоритма «Правописание гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ» в общий алгоритм «Правописание гласных в суффиксах действительных причастиях»).
6. Фиксация построенного способа действия в речи.
Каким образом мы действовали, решая первую цель урока и
выходя из затруднения при выполнении задания? Какие новые
знания открыли?
(Рассмотрели образование ДППВ. Сделали вывод об условиях присоединения к основе инфинитива суффиксов –вш- и –ш-, о сохранении гласной перед суффиксом –вш-. Вывели новый алгоритм, включили его в общий алгоритм «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий»)
VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: 1) зафиксировать открытое учебное содержание во внешней речи;
2) организовать выполнение типовых заданий на применение нового алгоритма.
Организация учебного процесса на этапе 6.
Напомните вторую цель урока.
Чем же мы сейчас займемся?
(Будем тренироваться, чтобы научиться правильно писать гласные перед суффиксом –вш- в ДППВ с использованием нового способа действия, т.е. нового алгоритма).
Думаю, что вы с этим хорошо справитесь.
1. Объяснить написание гласных перед суффиксом –вш- в ДППВ по (Работа по раздаточным карточкам).
2. Вставить в глаголы, стоящие в неопределённой форме, пропущенные суффиксы. Образовать действительные причастия прошедшего времени. Выделить суффиксы глаголов и причастий.(Е.С.Барова, М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. Стр.6, задание №3).
VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый
способ действия и применения нового учебного содержания;
2) организовать самопроверку выполненного задания путем сопоставления
с эталоном;
3) организовать при необходимости коррекцию допущенных ошибок;
4) создать условия для ситуации успеха каждого ученика.
Организация учебного процесса на этапе 7.
1.Карточка №1. Самопроверка по эталону. Самооценка: «+» - если верно; «?» - если есть ошибки.
Где возникло затруднение и почему?
VIII . Включение в систему знаний и повторение.
Цель: 1) тренировать навык использования нового содержания с ранее изученными
темами: правописание гласных в суффиксах ДПНВ, пунктуация в предложениях
с причастными оборотами;
2) тренировать навык применения алгоритма «Правописание суффиксов
действительных причастий».
Организация учебного процесса на этапе 8.
1.Выборочно-распределительный диктант : в 1 столбик выписать действительные причастия, гласные в суффиксах которых зависят от спряжения глагола, во 2 – от гласной основы инфинитива, от которого образованы причастия. Обозначить орфограммы в суффиксах причастий.
Любящий брат, зависящий от погоды, обидевшийся на брата, закончившаяся
игра, слышавший песню, ненавидящий ложь, грохочущий вдали, поверивший в удачу.
2. «Третий лишний». Доказать свой выбор.
1) увидевший , исполнивший, расклеивший;
2) посеявший, ненавидевший, растаявший ;
3) хлещущий, пишущий , дышащий ;
4) повеял, выскочивши й, высмеявший;
5) борются , треплющий, слышащий.
3. Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):
IX .Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать оценивание детьми собственной деятельности на уроке;
3) организовать фиксацию неразрешенных затруднений как направление будущей
учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9.
1.Диалог с учащимися.
В чем состояло затруднение на уроке при открытии новых знаний?
Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли их?
Каким способом мы открывали новые знания?
Что же сегодня «открыли»?
Попробуйте оценить уровень новых знаний и свою деятельность
на уроке, отметив это в карточке.
2.Обсуждение и запись домашнего задания.
1) стр.312, 315 (выучить теорет. материал)
2) Упр.580.
1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.
2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.
3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.
Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):
1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.
2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.
3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.
Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):
1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.
2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.
3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.
Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):
1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.
2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.
3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.
Игра «Верни на место». Определить правильное расположение причастного оборота, выполнить пунктуационный разбор; обозначить орфограммы в суффиксах причастий (Работа по карточкам):
1) Машинист впервые в своей жизни вел электровоз недавно оконч…вший курсы.
2) На мокром снегу было много свежих медвежьих следов рассып…вшемся под ногами стеклянной крупой.
3) Высоко и неподвижно сияло знойное небо как бы расплав…вшееся в небе.
УЩ- (-ЮЩ-) - от глаголов I спряжения (бороться - борющийся)
АЩ- (-ЯЩ-) - от глаголов II спряжения (дышать - дышащий)
В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишется та же буква, что и в личных окончаниях глаголов 3 лица мн. числа.
Запомните: причастия, образованные от глаголов:
- зиждиться - зиждущийся;
- брезжить - брезжущий.
Страдательные причастия настоящего времени
В страдательных причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишется О (Е), от глаголов II спряжения - И:- -ЕМ- (увлекаемый) - от глаголов I спряжения
- -ОМ- (влекомый) - от глаголов I спряжения
- -ИМ- (гонимый) - от глаголов II спряжения
Запомните: движимый - от глагола двигати, а не двигать.
Гласная перед суффиксами причастий прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -ВШ-, -Ш-.
Перед суффиксами -ВШ-, -Ш- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределенной форме: видЕТЬ - видЕВШий; строИТЬ - строИВШий.
Гласные в страдательных причастиях прошедшего времени перед -НН- (-Н-)
В страдательных причастиях прошедшего времени перед -Н-/-НН- пишется:
- -А- или -Я-, если причастие образовано от глагола неопределенной формы на -АТЬ (написать - написанный), -ЯТЬ (расстрелять - расстрелянный);
- -Е-, если причастие образовано от глагола неопределенной формы на -ИТЬ, -ЕТЬ (пилить - пиленый, вертеть - верченый).
- -А- + -Н/-НН - от глагола на -АТЬ (нарисовать - нарисованный);
- -Я- + -Н/-НН - от глагола на -ЯТЬ (засеять - засеянный);
- -ЕНН--от глаголов на -ИТЬ, -ЕТЬ (навесить - навешенный, увидеть - увиденный.
Различайте:
- выкачАнная (качать) из колодца вода - выкачЕнная из подвала бочка (выкатить);
- навешАнное белье (навешать) - навешЕнная дверь (навесить);
- замешАнный в авантюру (замешать) - замещЕнное тесто (замесить);
- вывалЯнный в грязи (вывалять) - вывалЕнный мусор (вывалить).
Тест
1. В каких рядах во всех словах пишется А (Я)?
- а) верт..щийся от нетерпения, терп..щий бедствие, ненавид..щими глазами
- б) дыш..щие силой, кле..щие игрушки, вяж..щее ощущение
- в) стро..щиеся дома, бор..щийся с обстоятельствами, ду..щий ветер
- г) уме..щий мыслить, негре..щий плащ, спе..щие яблоки
2. В каких рядах во всех словах пишется У (Ю)?
- а) сверл..щий отверстие, поднима..щийся со дна, выруча..щий всегда
- б) успокаива..щее средство, корчу..щий корни деревьев, внемл..щий всему
- в) обвива..щее ствол растение, мерещ..щиеся тени, выпрямля..щиеся ветки
- г) сия..щие от радости, дремл..щий медведь, чин..щий сапоги
3. В каких рядах во всех словах пишется буква Е?
- а) спешно требу..мый, редактиру..мый нами, везде практику..мый
- б) давно не исследу..мые, успешно изобрета..мые, вид..мый издалека
- в) легко восстанавлива..мый, хорошо слыш..мый, колебл..мый ветром
- г) движ..мый чувством долга, успешно изобрета..мый, заранее приобрета..мый
4. Укажите «лишнее» слово.
- а) бор..щийся
- б) кле..щий
- в) кол..щий
- г) стел..щий
5. Укажите ошибки, допущенные при объяснении орфограмм.
- а) стелящийся - в действительном причастии настоящего времени пишется суффикс -ЯЩ-, потому что оно образовано от глагола на -ИТЬ (стелить, II спр.)
- б) лелеемый - в страдательном причастии настоящего времени пишется суффикс -ЕМ-, потому что оно образовано от глагола I спряжения (лелеять, на -ЯТЬ)
- в) рассеявший - в действительном причастии прошедшего времени пишется перед суффиксом -ВШ-гласная Я, потому что в неопределенной форме глагола, от которого причастие образовано, перед -ТЬ пишется -Я (рассеять)
- г) чистящий - в действительном причастии настоящего времени пишется суффикс -ЯЩ-, потому что оно образовано от глагола II спряжения (чистить, на -ИТЬ, не исключение)
6. В каком ряду во всех словах перед -Н- и -НН- пишутся А (Я)?
- а) замасл..нный, брош..на, жар..ный
- б) разве..нный, засе..нный, услыш..нный
- в) окле..нный, развеш..нные (картины), расстрел..нный
- г) развеш.. нная (крупа), подстрел..нная, проветр..нное (помещение)
7. В каком ряду перед -Н- и -НН- пишется Е?
- а) некош..ная трава, отча..нный поступок, расстрел..нные (патроны)
- б) ветр..ный (день), ветр..ная (мельница), услыш..на
- в) спа..нный, смеш..нный, подслуш..нный
- г) занавеш..нный, подкле..нный, скош..нный