Изучение английских времен: практическое руководство. Как легко и быстро выучить английские времена? Легкий способ выучить английские времена
Известно, что при изучении английского языка у многих вызывает трудности сложная система времён глагола. В грамматике английского языка в обоих залогах (действительном и страдательном) выделяют 26 видовременных форм глагола. Многие их даже запомнить не могут, не то, что грамотно использовать. Как же запомнить все эти времена в английском языке?
Для начала я составил таблицу английских времён с примерами, в которой были отражены абсолютно все их виды. Важно, что эта таблица именно с примерами, благодаря чему видно, как и что именно меняется.
При этом надо учитывать, что в английском языке выделяют четыре группы времён.
Времена в английском языке
неопределённые (Indefinite)
длительные (Continuous)
совершенные (Perfect)
перфектно-длительные (Perfect-Continuous).
В каждой из этих групп времён есть четыре времени:
настоящее (Present)
прошедшее (Past)
будущее (Future)
будущее в прошедшем (Future-in-the-past).
Кроме этого, в английском языке можно выделить пять форм глагола.
Формы английских глаголов
инфинитив (неопределённая форма, которая даётся в словарях)
глагол в третьем лице и единственном числе (всегда имеет окончание -s или -es)
простое прошедшее время (правильные глаголы имеют окончание -ed или -d, а неправильные надо смотреть в специальной таблице неправильных глаголов)
причастие прошедшего времени (правильные глаголы опять же имеют окончание -ed или -d, а неправильные надо тоже смотреть в специальной таблице неправильных глаголов)
причастие настоящего времени (всегда имеет окончание -ing).
Всё это кажется жутко сложным, хотя это не так. В русском языке мы же говорим: я иду, он идёт, мы идём, ты идёшь, вы идёте, они идут, оно идёт. Вот семь форм глагола «идти» в настоящем времени. А есть ещё и будущее и прошедшее. И у каждого свои окончания и приставки. В английском же мало окончаний. Это компенсируется наличием сложных и разнообразных предлогов и большим количеством временных форм глагола.
Таблица времён английского языка с примерами
Чтобы таблица не была громоздкой, здесь приняты условные обозначения:
V – инфинитив.
V-es – глагол в третьем лице, единственном числе, настоящем времени.
V-ed — простое прошедшее время. Это глагол с окончанием –ed или – d. Для неправильных глаголов это вторая колонка таблицы неправильных глаголов.
V3 – причастие прошедшего времени. Для правильных глаголов характерно окончание –ed или –d. Для неправильных глаголов это третья колонка таблицы неправильных глаголов.
V-ing – причастие настоящего времени.
Для иллюстрации перевода каждой формы глагола даётся пример фразы — предложение на английском с этой формой и его перевод. Подчёркнута в предложениях форма глагола и её перевод.
Там, где это требуется, даются комментарии.
Обратите внимание, что форм английского глагола в страдательном залоге (Passive) на шесть меньше, чем в действительном (Active).
Active (действительный залог) |
Passive (страдательный залог) |
Indefinite (неопределённые времена) |
|
Present (настоящее время) |
|
I write
letters every day. |
The letter is written
. |
Past (прошедшее время) |
|
I wrote
a letter yesterday. |
The letter was written
yesterday. |
Future (будущее время) |
|
I will write
a letter tomorrow. |
The letter will be written
tomorrow. |
Future-in-the-past (будущее в прошедшем) |
|
I said that I should write
a letter to him. |
would, should be V3 He said that the letter would be written
tomorrow. |
Continuous (длительные времена) |
|
Present |
|
I am writing
a letter (at the present moment). |
The letter is being written
. |
Past |
|
I was writing
a letter at five o’clock. |
was, were being V3 The letter was being written
at five o’clock. |
Future |
|
I will be writing
a letter at five o’clock. |
——- |
Future-in-the-past |
|
would, should be V-ing I said that I should be writing
a letter at five o’clock. |
——- |
Perfect (совершенные времена) |
|
Present |
|
I have written
the letter. |
have, has been V3 The letter has been written
. |
Past |
|
I had written
the letter by five o’clock. |
The letter had been written
by five o’clock. |
Future |
|
I will have written
the letter by five o’clock. |
will have been V3 The letter will have been written
by five o’clock. |
Future-in-the-past |
|
would, should have V3 I said that I should have written
the letter by five o’clock. |
would, should have been V3 He said that the letter would have been written
by five o’clock. |
Perfect-Continuous (перфектно-длительные времена) |
|
Present |
|
I have been writing
the letter for an hour. |
——- |
Past |
|
I had been writing
|
——- |
Future |
|
will have been V-ing I will have been writing
the letter for an hour when he comes. |
——- |
Future-in-the-past |
|
would, should have been V-ing I said that I should have been writing
the letter for an hour when he came. |
——- |
Как пользоваться таблицей времён в английском?
Таблицу распечатайте и носите с собой. Но ещё лучше таблицу переписать от руки. Так она лучше запомнится. При каждом удобном случае просто просматривайте её. Старайтесь в тонкостях уловить, чем различаются переводы разных временных форм.
Ещё лучше, если вы постараетесь составить свои предложения с другими глаголами для каждого из времён. Это не всегда простая, но очень полезная работа.
Примерно через неделю вы поймёте, что выучили таблицу английских времён наизусть. Проверьте это, восстановив её по памяти на бумаге. Теперь вам намного проще будет переводить с английского, так как вы станете сразу замечать в текстах эти формы и они не будут приводить вас в замешательство. Все остальные слова можно посмотреть и в словарях, а знание временных форм позволит связать эти слова без потери смысла и идеи автора.
Всё! Вас можно поздравить с освоением крупной части английской грамматики!!! Теперь Вас не напугать временами в английском языке!
1 3 201 0
Существует множество языков. И в большинстве из них, времена играют одну из ключевых ролей. С их помощью мы можем точно определить, когда происходит действие. С временами русского языка каждый из нас хорошо знаком. Их, всего-навсего, три. Поэтому с ними не возникает особых проблем при изучении.
В этом плане, английский язык дает нам задачу посложней. Здесь времен существует целых 16. Выглядит устрашающе. Но на деле все просто.
Когда открывали эту статью, вы, несомненно, руководствовались лишь одной целью. Понять эту тему. Определенно, испытываете небольшие трудности с ними. В таком случае в этой статье вы сможете ознакомиться с советами, которые помогут вам раз и навсегда различать и понимать логику английских времен.
Создавайте в голове определенные образы
Для правильного понимания времен, необходимо представить определенную ситуацию, которая будет соответствовать временному отрывку. Несмотря на то, что их всего 12, различать их достаточно просто. Особенно, если использовать этот метод.
Например, большинство затрудняется в различии между Past Simple и Past Continuous. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации нужно помнить, что Past Simple обозначает однократное действие в прошлом, а Past Continuous какой-то процесс в прошлом.
Большинство учебников очень сухо расписывает эту разницу. Именно поэтому с временами так много вопрос.
Чтобы понять разницу, достаточно представить хлопающего в ладоши человека. Если он хлопнул только один раз и на этом закончил, тогда это Past Simple. Если это же действие было продолжительным и продолжалось до определенного момента, например, у него зазвонил телефон, то это Past Continuous. Так как он осуществлял процесс (хлопал в ладоши), но потом вдруг оно было прервано другим действием.
Этот пример очень хорошо показывает полезность этого метода. Вы можете создавать любые образы. Не важно какие, лишь бы это было понятно для вас.
Существует множество полезных каналов, которые очень доступно и понятно объясняют английские времена и английский язык в общем.
Так как зачастую информация представлена там достаточно сдержано. Без лишних объяснений. Хотя именно в таких объяснениях и нуждаются новички. Поэтому видео – это лучший вариант. Педагог объясняет много нюансов и взаимодействует с вами в комментариях, отвечает на вопросы. Этот совет подойдет особенно тем, у кого очень развита слуховая память.
Организуйте свой учебный план
Если вы думаете, что удастся все выучить за день или неделю, то вы ошибаетесь. Существует множество нюансов, которые невозможно понять за один урок. Знания должны поступать постепенно.
Если вы начнете учить все сразу, без определенного порядка, то вы очень быстро запутаетесь.
На следующий день не будете помнить ничего. В таком обучении совершенно нет смысла. Поэтому этот совет является, наверное, одним из самых важных для начинающих. Безусловно, вы хотите выучить все быстро и легко. Вам уже не терпится правильно употреблять их. Но не стоит спешить.
Можно взять листок и подробно расписать свой учебный план. Указать, в какие дни вы занимаетесь настоящим временем, в какие дни прошлым, либо будущим.
Это еще и экономит время. Вместо того, чтобы выбирать материалы для изучения, вы можете просто взглянуть в расписание и распределять нагрузку в течение дня.
Слова-маячки
В английском существуют определенные слова-маячки, которые могут подсказать вам, какое время лучше употребить. Это самая лучшая подсказка для новичка.
- Например, для времен Present Perfect можно выделить: just, already, yet.
- А к времени Present Continuous обычно относятся: now, at the moment.
Самый легкий способ выучить эти слова – начертить таблицу, где вы укажете все времена, а потом добавить к ним соответствующие слова-маячки.
Это достаточно удобно. Иногда, действительно, очень тяжело определить правильное время. И именно слова-маячки приходят на помощь. Они могут быть не всегда, но их наличие явно облегчает задачу. Ниже представлены самые полезные и самые частые. Их желательно рассмотреть и выучить.
Present Simple | Usually, Often, Seldom, Rarely, Always,Never, Frequent |
Present Contin. | Now, At the moment, Currently, This week, Nowadays, This year, This month |
Present Perfect | Just, Already, Yet |
Present Perfect Contin. | By, Before, Since, For |
Past Simple | Yesterday, Last week, Last month, Last year, In 1998, The day before yesterday, An hour ago |
Past Contin. | All the time, At that moment, While, All the time, At 5 o`clock |
Past Perfect | By, By the time, Before |
Past Perfect Contin. | Since, For, Before |
Future Simple | Tomorrow, Tonight, Next week, Next year, Next month, Next day, In an hour, In (the) future |
Future Contin. | This time tomorrow, This time next week |
Future Perfect | Before, By the time, Till, Until, By then |
Future Perfect Contin. | by…for, by the time…for… |
Чаще практикуйтесь
Существует множество ресурсов, которые помогут вам практиковать ваши навыки английского языка. Они могут быть как платными, так и бесплатными. Но, если честно, не стоит акцентировать свое внимание на стоимость, ведь цель у них одинаковая. Главное – желание.
Времена в английском языке - основная составляющая любого курса обучения. На своем опыте знаю, как трудно они могут даваться некоторым людям. Но без них никуда.
Есть огромное количество литературы по этой темы, но эта рутина только запутывает.
Если вы хотите начать изучение английского языка, чтобы знать английский или просто, например, уметь составлять вопросы или переводить тексты, то эта статья будет вашим помощником.
С помощью этой статьи вы поймете разницу времен, она поможет вам перестать путаться во временах, ну а правила, формы образования - это все легкодоступно для самостоятельного изучения. Вы так же после прочтения можете на основе принципа углубиться в изучении этой темы.
Итак, приступим.
В английском языке существует 4 времени:
Простое.
Длительное.
Завершенное.
Длительное-завершенное.
Каждое из времен делится на:
Настоящее
Прошлое
Будущее
Всё просто, по той же системе и в русском языке делятся времена. Сейчас я вам кратко опишу каждое из времен и его отличительные свойства и как просто и быстро отличить его от других.
1)Простое
Это самое легкое время. Самое простое.
Значение - констатация факта. Обозначает регулярное, обычное, закономерное действие. Факты, истины. В данном времени НЕ определен точный момент времени.
Вообще если просто сказать - показывает обычное действие, кто-то что-то сделал, кто-то что-то знает и т.д. ну или просто факт. Так же действие, которое например человек делает каждое утро, или каждый день, или что делал человек вчера.
Если в предложении имеются слова - everyday, usually, never, at first, then, after, in the morning, in the evening , tomorrow, next week, next month, often, soon- то, скорее всего это именно простое время. Отличить можно по наличию в предложении по вспомогательным глаголам в отрицательных и вопросительных предложениях: do, does, did, didn"t, don"t, will, shall, will not, shall not. Помните - регулярность, факт, обычное действие.
Настоящее
- человек делает это сейчас, или он делает это каждый день (говорит каждый день, или читает книгу, пишет письмо и т.д.).
Прошлое
- действие, которое было или происходило в прошлом. Ну, или факт из прошлого (писал письмо вчера, работал каждый день, работал с 90 по 95 год, ходил по магазинам вечером).
Будущее
- действие или ряд действиq, которые случаться в будущем, предсказания, прогнозы (буду работать завтра, напишу письмо, буду учить ин.яз. каждый день, сделаю реферат скоро).
2)Длительное
Процесс - это главный смысл времени. Показывает, что действие делается, делалось или будет делаться определенное время . Делал, но не сделал. Если в предложении имеются слова - now, at the moment, at, when, while, at 20 o"clock, tomorrow - то, скорее всего это именно длительное время. Отличить можно по ing-овому окончанию глаголов. Вспомогательных глаголов - was, were, was not, were not, am, will be, shall be. Помните - показывает что было потрачено время на действие.
Настоящее
- действие, которое человек делает именно сейчас, он это реально делает и тратит свое время и именно это в предложении показано (Работает сейчас, пишем письмо в данный момент, иду домой сейчас).
Прошлое
- действие, которое происходило в какой то определенный момент в прошлом, или которое делалось в тот момент, когда произошло другое действие. (Я писал письмо в 7 вечера; он писал письмо, когда я вошел в комнату, он спал 4 часа).
Будущее
- действие, которое будет происходить в определенный момент в будущем (я буду писать письмо в 7 вечера, я буду копать землю завтра с 7 до 9 утра).
3)Завершенное
Результат - это главный смысл времени. Показывает, что действие свершилось , есть результат! Если в предложении имеются слова - twice, lately, recently, several times, yet, already, never, just, ever - то это скорее всего именно завершенное время. Отличить можно по вспомогательным глаголам - had, has, have, shall have, will have.
Помните - тут есть результат, действие тут завершилось или завершится, и это по любому.
Настоящее
- действие, которое совершилось в прошлом, но имеет самую прямую связь с настоящим. Пример: он уже написал письмо. Поясняю: он делал это в прошлом, но результат относиться именно к настоящему. Пример: я только что потерял ключ. Поясняю: то, что он потерял - это было в прошлом, но он об этом говорит сейчас.
Прошлое
- действие, которое завершилось до определенного момента времени в прошлом (я написал письмо к 7 часам).
Будущее
- действие, которое завершиться к какому-то определенному моменту в будущем (я напишу письмо к 7 часам).
4)Завершенное - длительное
Тут я посоветую самостоятельное изучение. Данное время не употребляется в разговорной речи, да и к изучению данного времени придти лучше после изучения выше написанных времен. Не забивайте голову, отработайте предыдущие времена!
Итак, подведем итог:
Простое время - констатация факта.
Длительное время - процесс.
Завершенное - результат.
Практика ведет к совершенству. Делайте простенькие задания, руководствуясь данной статьей, и вскоре станете спокойно отличать одно время отдругого Совершенствуйтесь! Удачи!
При изучении английского даже у самых целеустремленных новичков возникают трудности с временами. Ведь в английском языке в отличие от русского целых 12 видо-временных форм. Несмотря на это система английских времен обладает логичностью, упорядоченностью и строго подчиняется законам грамматики.
Выучить все правила употребления глаголов, кажется, на первый взгляд очень сложно. Но это только на первый взгляд. Самый простой и эффективный способ освоить все 12 времен — использование таблиц, в которых лаконично и понятно изложен материал о формировании и употреблении времен английского языка.
Всем еще со школы известно, что в русском языке всего три времени — настоящее/прошедшее/будущее. В английском языке их тоже три — present/past/ future, но каждое время в зависимости от продолжительности действия может быть 4 типов: simple, continuous, perfect и perfect continuous. В итоге выходит 12 временных форм.
Simple/Indefinite
Действие, которое происходит «вообще» или действие, повторяющееся изо дня в день. | Continuous/
Progressive Действие, которое происходит в какой-то определенный момент, определенный период времени илидействие, запланированное на ближайшее будущее | Perfect
Завершенное действие с результатом налицо к моменту речи. | Perfect Continuous
Действие, которое началось и длилось до момента речи или завершилось непосредственно перед этим моментом. |
|
Present | I walk | I am walking | I have walked | I have been walking |
Past | I walked | I was walking | I had walked | I had been walking |
Future | I shall walk | I shall be walking | I shall have walked | I shall have been walking |
Таблица формирования времен с примерами
Present | Past | Future | |
Simple | Вспом. гл.: do / does Окончание: -, -s Формула: V (+s) — I do not play — He does not eat | Вспом. гл.: did Окончание: -ed, — Формула: V2 — I did not play — He did not eat | Вспом. гл.: will / shall Окончание: — Формула: will/shall + V — I won’t play — He won’t eat |
Continuous | Вспом. гл.: be (is / am / are) Формула: am/is/are + Ving — I am not playing — He is not eating | Вспом. гл.: was / were Окон-е: -ing Формула: was/were + Ving — I was not playing — He was not eating Was I playing? Was he eating? | Вспом. гл.: will be / shall be Окон-е: -ing Формула: will/shall + be + Ving I will be playing He will be eating — I won’t be playing — He won’t be eating Will I be playing? Will he be eating? |
Perfect | Вспом. гл.: have / has Окон-е: -ed Формула: have/has + V3 — I have not played — He has not eaten Have I played? | Вспом. гл.: had Окон-е: -ed Формула: had + V3 — I had not played — He had not eaten | Вспом. гл.: will have / shall have Окон-е: -ed Формула: will/shall + have V3 I will have played He will have eaten — I won’t have played — He won’t have eaten Will I have played? Will he have eaten? |
Perfect Continuous | Вспом. гл.: have been / has been Окон-е: -ing Формула: have/has + been + Ving I have been playing He has been eating — I have not been playing — He has not been eating Have I been playing? Has he been eating? | Вспом. гл.: had been Окон-е: -ing Формула: had been + Ving I had been playing He had been eating — I had not been playing — He had not been eating Had I been playing? Had he been eating? | Вспом. гл.: will have been / shall have been Окон-е: -ing Формула: will/shall + have been + Ving I will have been playing He will have been eating — I won’t have been playing — He won’t have been eating Will I have been playing? Will he have been eating? |
Таблица употребления времен
Present | Past | Future | |
Simple | 1) Обычное, повторяющееся действие I always do my homework. 2) Законы и природные явления, научные факты The sun rises in the east. 3) Бытовые ситуации Do you want to spend a lot of money here? 4) Истории, анекдоты, обзоры, спортивные комментарии Then the knight gets on his black horse and rides away. 5) Расписания поездов, сеансов в кинотеатре The plane from New York arrives at 16:45. | 1) Факт либо одиночное законченное действие в прошлом The Titanic sank in 1912. I went to Greece five years ago. 2) Прошедшие действия, происходившие в хронологическом порядке. I get up, took a shower, brushed my teeth, got dressed and went out to have coffee. 3) Повторяющееся действие в прошлом I took French courses when I was ten. | 1) Простое действие в будущем He will read this book. 2) Действие, которое будет длиться в будущем определенный период времени Will you be my best friend? 3) Последовательность действий в будущем He will meet me and tell me the situation. 4) Повторяющиеся действия в будущем She will visit them a few times while she is in Great Britain. 5) Предположения по поводу будущего I’m afraid she won’t come today. 6) Решение, принимаемое в момент разговора I will have chips, and you? 7) Обещания, просьбы, предложения, угрозы Be quiet, everything will be OK. |
Continuous | 1) Действие, происходящее в данный момент или период времени I can’t hear what she is talking about now. He is reading a new story by Edgar Allan Poe. 2) Действие, охватывающее временной отрезок в настоящем He is studying at the University. 3) Изменяющаяся ситуация Is your French getting better now? 4) Какое-либо запланированное действие (с указанием места и времени) They are meeting their friend at 6 at the café. 5) Действие, которое будет происходить в ближайшем будущем (с глаголами движения) The family is moving to the other town. 6) Выражение отрицательной характеристики Ann is always making a noise when I’m reading. | 1) Длительное действие, которое происходило в прошлом в определенный момент I was playing computer game at 7 o’clock. 2) Два или более длительных действий, происходивших в прошлом одновременно Mary was playing piano and her little sister was dancing. 3) Длительное действие в прошлом, прерываемое другим (коротким) действием. As she was sleeping, somebody knocked at her door. 4) Описание обстановки или атмосферы Sam entered the room. The smell of cigarettes was filling it. 5) Выражение отрицательной характеристики The dog was constantly playing in the kitchen. | 1) Действие, которое будет происходить в определенный момент в будущем: This time next Monday I shall be flying to Tahiti. 2) Действие, которое, непременно, будет происходить в будущем Jhon won’t be meeting you tomorrow, because he is ill. 3) Вежливый вопрос о планах собеседника на ближайшее будущее, в частности когда нам нужно, чтобы этот человек что-то сделал для нас Will you be reading the magazine for long? My friend need it urgently. |
Perfect | 1) Действие, полностью завершенное в прошлом, результат которого имеет связь с настоящим They have bought a new TVset, so they may sell the old one. 2) Действие, начавшееся в прошлом и продолжающееся в настоящем I have known Kate since school years. 3) В придаточных предложениях времени после таких союзов, как after, when, before, as soon as, till, until, с целью передать будущее действие, которое jкончится до начала действия, о котором говорится в главном предложении We’ll serve you a pancake only after you have eaten the soup. | 1) Действие, произошедшее ранее конкретного момента в прошлом By the end of the month he had learned to read. Fortunately the mist had diffused before we left the house. 2) Действие, которое началось в прошлом и длилось до или во время другого момента в прошлом I found out that Lisa and Steve had not met since our graduation party. 3) В таких фразах, как «едва», «только»,"не прошло и …, как", «не успел и…, как». She hadn’t said a sentence when somebody interrupted her. They had scarcely finished supper when Susy brought a big choclate cake. | 1) Будущее действие, которое завершится до определенного момента в будущем He’ll have translated the text by noon. By the time they come home, grany will have cooked lunch. 2) Прошедшее предполагаемое действие («должно быть», «вероятно») The students will have noticed speaker’s negative attitude to any form of discrimination. |
Perfect Continuous | 1) Действие, которое началось в прошлом, длилось некоторое время и продолжается в настоящем Mother has been cooking dinner for two hours already. 2) Длительное действие в прошлом, завершившееся непосредственно перед моментом речи, и результат которого оказывает влияние на настоящее The roads are wet. It has been raining all the night. | 1) Длительное действие, начавшееся до определенного момента в прошлом и продолжающееся в этот момент Mary had been singing for an hour when he came. 2) Длительного действие, начавшееся до определенного момента в прошлом и завершившееся прямо перед ним Students had been discussing some important topics and they looked upset after that long conversation. | 1) Будущее длительное действие, которое начнется раньше другого будущего момента либо действия и будет продолжаться в этот момент He will have been working at the thesis for a month when Jack join him |
Слова-подсказки в помощь
В английском языке есть много так называемых «слов-подсказок» или слов-признаков, которые могут подсказывать, какое именно время следует использовать в данном предложении. Умение распознавать такие слова существенно помогает при выборе времен. Но следует учитывать тот факт, что некоторые из таких слов-признаков могут использоваться в нескольких группах времен.
Past | Present | Future | |
Simple / Indefinite | yesterday
last year/month, etc one year/month ago | every morning/day, etc.
always usually frequently/often sometimes | tomorrow
tonight |
Времена в английском языке традиционно считаются одной из самых сложных тем в обучении. Они прочно ассоциируются с зазубриванием длинных малопонятных таблиц и запоминанием неочевидных правил. На самом деле, все не так. Рассказываем, как быстро овладеть временами и их аспектами, чтобы начать говорить по-английски, не спотыкаясь.
First things first
Во-первых, в английском языке три времени : прошлое, настоящее и будущее (некоторые лингвисты даже сокращают их число до двух, не признавая за будущим права считаться отдельным временем). Но у каждого времени есть по четыре аспекта, из-за чего бытует заблуждение про «двенадцать времен».Во-вторых, из двенадцати аспектно-временных форм наиболее часто (около 80%) используются всего пять – Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect и Future Simple. На первых порах достаточно запомнить только их, остальные доучатся по мере надобности (и практики).
В-третьих, при изучении этих аспектно-временных форм важно не заучивать таблички, а понять логику их образования, научиться по-английски воспринимать положение событий во времени.
Узнаем аспекты
Итак, на каждое из трех времен в английском приходится по четыре аспекта. Давайте разберемся с ними.Simple используется в том случае, когда никакие дополнительные уточняющие временные факторы не требуются: надо просто сообщить о каком-то событии, не вдаваясь в детали. Также применяйте его во всех случаях, когда речь идет о чем-то постоянном, а в предложение можно воткнуть слова usually, often, never, always, sometimes, every (hour, Monday, winter, week, year) . Если вы говорите She speaks 3 foreign languages , вы имеете в виду ее постоянную характеристику, а не то, что она вот прямо сейчас говорит на всех трех.
Continuous узнается по вспомогательному глаголу to be и окончанию -ing и употребляется, когда действие находится «в процессе» в тот момент времени, о котором идет речь. Оно подчеркивает, что мы говорим о чем-то, что уже началось, но еще не завершено (не было/не будет завершено). I’m eating bread означает, что я прямо сейчас сижу с набитым ртом; when she called I was eating bread показывает, почему мне было проблематично ответить в момент звонка. Обратите внимание, что Continuous в английском больше акцентирует внимание на незавершенности процесса, чем несовершенные глаголы русского языка: нейтральное предложение «Я учился в университете», став I was studying at University , скажет собеседнику, что вы его не закончили.
Perfect содержит вспомогательный глагол to have и подразумевает завершенность действия – сделал, сыграл, заработал, съел, догнал. Если в предложение можно вставить что-то вроде «уже», «только что» или «наконец-то» - используйте Perfect. Our son has learnt how to read – Наш сын раньше не умел читать, учился, достиг результата и сейчас умеет.
Perfect Continuous (тут есть и to have , и to be с -ing ) вызывает у русскоговорящих учеников больше всего вопросов. Этот аспект описывает события, происходившие, происходящие или собирающиеся произойти в течение какого-то определенного отрезка времени. В чем же отличие Perfect Continuous от просто Continuous? Continuous применяется, когда важно, что событие происходит в описываемый момент, но когда оно началось - не имеет значения. Perfect Continuous - когда этот период времени надо подчеркнуть: «на момент, о котором идет речь, это происходит уже столько-то». I was studying at University when I met my wife – Continuous, потому что я говорю, в какой момент познакомился с супругой, и главное это, а не срок учебы. I have been studying at University for five years – Perfect Continuous: здесь акцент делается именно на сроке обучения. Обратите внимание: мы говорим об обучении, которое еще не закончилось или закончилось только что; если ваш диплом уже год лежит на полке, используйте аспект Simple (I studied at University for five years ), поскольку речь идет о свершившемся факте.
Пять главных времен-аспектов
Present Simple используется, когда мы говорим о регулярном, постоянном, типичном действии, не привязанном к моменту речи:I live in Paris – Я живу в Париже (я живу в Париже «всегда, постоянно».)
Present Continuous показывает, что действие происходит прямо сейчас, в момент речи/написания (в русском похожая форма есть у глаголов движения - лечу, иду и т.д.):
The doctor is performing an operation now – Доктор сейчас проводит операцию (он делает это в момент речи того, кто сообщает).
The winter is coming – зима приближается не в предсказаниях, а прямо сейчас, надо срочно что-то делать, паника!
Present Perfect используется, когда действие завершилось (есть результат), но время не закончилось, или когда это действие имеет последствия в настоящем времени:
I have seen him today – Я его видела сегодня. (действие уже завершилось, а «сегодня» еще не закончилось; раньше в русском для «сегодня в прошедшем времени» использовалось слово «давеча»).
Be careful – I have washed the floor. – Аккуратней: я вымыл пол, и он – прямо сейчас – скользкий.
Our son has learnt how to read – сын научился и теперь умеет читать.
We have known each other since school – буквально переводится как «мы узнали друг друга в школе и с тех пор знакомы».
Past Simple употребляется для выражения действия, которое произошло в определенное время в прошлом, при этом это время уже закончилось или не имеет значения:
I saw him yesterday. – Я видела его вчера (этот день уже закончился).
Leo Tolstoy learned to read at the age of five – великий писатель сейчас вряд ли читает, и это не имеет значения.
Future Simple встречается все реже, и некоторые наши методисты считают, что ему не место в списке пяти самых востребованных времен. Сейчас его стоит применять для обозначения решения, принятого в момент речи, или ожидаемого события, о котором стало известно только что:
We will take a taxi. – Поедем на такси (показываем решение сделать что-то в будущем, принятое сейчас).
Зазвонил телефон: I’ll take it.
Вы играете в волейбол, летит мяч: I’ll get it!
Вы закончили разговор по телефону и сообщаете присутствующим: He’ll be there.
А куда делось shall?
С формой shall будущего времени произошло нечто интересное. Если ранее она употреблялась для первого лица единственного и множественного числа (I , we ) во всех значениях Future Simple, то теперь ее редко где встретишь. Will ее полностью заменила, упростив жизнь изучающих язык.
Однако есть особое значение, в котором и ныне употребляется только shall – когда вы предлагаете свою помощь кому-нибудь. Причем это обязательно должен быть вопрос, и обязательно от первого лица.
Shall I close the window? You look cold
. – Мне закрыть окно? Похоже, что ты замерз.
Пара лайфхаков
- Пока ситуация с Future Simple устаканивается, а вы еще не очень уверенно себя чувствуете в английском, просто используйте конструкцию с be going to для будущего времени. Если раньше она обозначала некий план, который уже разработан, но еще не начал осуществляться (My car is too old, I’m going to buy a new one ), то сейчас она допустима почти всегда (The solar eclipse is going to happen next August ).
- Если вы знаете все аспекты, но не можете придумать, какой использовать в конкретном случае – ваш выбор Simple. Все остальные аспекты применяются, когда важно подчеркнуть фактор времени; если вы задаетесь подобным вопросом, значит, этот фактор не имеет значения.
Что дальше?
Пяти представленных выше аспектно-временных форм вполне достаточно, чтобы начать общаться. Но для полноценной английской речи, конечно, нужно знать и все остальные. Собственно, вы сами почувствуете потребность в них, когда освоите нашу «базовую пятерку». Что делать?Если вам надо выучить все времена прямо сейчас (например, грядет экзамен) – нет ничего лучше индивидуальных занятий, нацеленных именно на изучение времен. Соберитесь с силами, и вперед.
Если вы просто хотите хорошо знать английский язык – практикуйтесь! Общайтесь, читайте, смотрите кино без перевода. Если вы выучили пять базовых форм и понимаете логику построения времен, все остальные формы не будут представлять сложности. Вы сами не заметите, как начнете их использовать – даже не зная, как они правильно именуются в учебнике. Главное – научиться думать по-английски, интуитивно чувствовать английское время.