Иконы с изображениями ветхозаветных пророков. Иконография святых. Святыни, на которых изображен Илья
Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33
Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.
На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.
Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.
Святые праотцы
Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.
Святые пророки
К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины
К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.
Святые апостолы
Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.
Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.
Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.
На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).
Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.
Равноапостольные
Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.
Святители
Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).
К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.
На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.
Чудотворцы
(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.
Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.
Святые мученики
Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.
Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.
Исповедники
Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.
Столпники
Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)
Бессребреники
Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.
Блаженные (юродивые)
Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.
Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.
Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.
Святые праведные
Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.
Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В православном мире есть очень много различных преданий и историй, которые заставляют человека не только удивляться, но и восторгаться. Все они были созданы если не во время жизни почитаемых святых, то после их вознесения на небеса уже благодаря молитвам к ним.
Одним из самых известных и признаваемых в православном мире считается Святой Илья Пророк. Ведь именно этот божий угодник является вторым после Моисея тем избранным, посредством которого Господь обращался к земным людям. Кроме того, этот святой - один их немногих, кого Бог забрал к себе, при этом не оставив ни одного свидетеля этого действия. Поэтому не удивительно, что иконы Ильи Пророка, фото и описание которых представлено в данной статье, столь почитаемы верующими во всем мире. Образа с изображением этого святого есть во многих храмах. Причем не только в обителях на территории нашей страны, но и за ее пределами встречается икона Пророка Ильи.
Описание
В старину всех святых иконописцы изображали практически одинаково. У них были борода и длинные волосы, плащ и свиток в руках. Иногда на головах пророка можно было увидеть еще и шапочку. Отличали, где и какой пророк изображен, только по надписи на табличке вверху или на свитке. Конечно, сегодня все образы несколько видоизменены, однако общий смысл и сюжеты все же сохранились. Данное утверждение касается и икон, на которых изображен Илья Пророк. Чаще всего встречается два тематических изображения, связанных с ним. Это пребывание святого в пустыне и икона «Огненное восхождение Ильи Пророка». На самом деле, конечно, сюжетов гораздо больше. Однако эти два изображения встречаются в храмах и в домах верующих чаще остальных.
Иконы, изображающие пророка
Самый первый образ святого Ильи был написан еще в годы ранневизантийского периода. На нем пророк предстает перед верующими суровым мужчиной, имеющим карие глаза с пронзительным взглядом, одетым в шерстяной плащ. У Ильи на этой иконе пышная борода и длинные волосы. Впоследствии пророка стали изображать в шерстяной шапке и с вложенным в руки кинжалом. Считалось, что таким образом иконописцы передавали иконе его ту силу и ярость, которая была обращена к иноверам.
На сегодняшний день существует два кардинально отличных варианта написания изображений этого пророка. Они привязываются к различным периодам его земного бытия. Одни иконописцы изображали его сидящим на камне в пустыне в раздумьях. Илья смотрит по сторонам, а ручной ворон добывает для него еду. Легенда гласит, что в этот момент святой сквозь толщу дум и земных проблем внимает Божественному голосу.
Другой вариант показывает Илью Пророка в момент его перехода в Царство Небесное. На такой иконе он изображается парящим на облаке, со взглядом, обращенным в небо, или смотрящим на покидаемую им землю.
В чем помогает икона Ильи Пророка
Вообще, этот святой в народе невероятно популярен. Ежегодно второго августа отмечается день Ильи. Народные традиции представляют его могучим старцем, который, разъезжая на колеснице по небу, рукой посылает карающие огненные стрелы. Не менее популярна и икона «Илья Пророк». Считается, что святой может посодействовать удачному исходу начатого предприятия, хотя чаще считается, что святой больше помогает в сельскохозяйственных делах. К нему люди обращаются во время засухи с просьбой послать дождь или же, наоборот, ясную погоду при проливных ливнях. Считается, что икона «Илья Пророк» помогает избавиться молящему от различных тревожащих болезней. Она также выводит злость из людского сердца. Ее присутствие в доме способствует мирной атмосфере в семье. Этому святому молятся, прося защиты для близких от телесных недугов и ссор. Икона «Илья Пророк» помогает человеку во всех его начинаниях. А незамужние девушки еще издавна просят у святого хорошего достойного мужа.
Значимость
Изображения этого святого часто можно встретить в домах фермеров, а также военных. Воздушно-десантные войска считают его своим заступником и покровителем, поэтому в каждой воинской части есть часовня, главное место в которой занимает образ святого Ильи Пророка. Икона, значение которой невероятно велико для верующих, считается одной из самых известных и почитаемых.
Святой на древней Руси считался не только великим чудотворцем, но и громовержцем, который управляет стихиями. В первую очередь это касалось дождя. Икона «Илья Пророк» присутствовала практически в каждом доме. Когда люди переживали за богатство урожая - чтоб он не высох или же, напротив, не сгнил, они усердно молились пророку. Икона с его изображение помогала и помогает справляться с любыми трудностями - нехваткой материальных благ, психическими или физическими болезнями. Кроме того, она способна отводить от человека внезапно настигающую смерть. И в этом, судя по отзывам, верующие постоянно убеждаются.
Где можно встретить иконы, изображающие Илью Пророка
В нашей стране самым известным является образ, который можно увидеть в Москве в храме, построенном в честь этого святого на Обыденском переулке. На двадцати клеймах, которыми украшена икона «Святого Ильи Пророка», присутствуют наиболее важные жизненные моменты этого божьего избранника. В одноименном храме она является самой главной. Здесь же находится и другая, не менее почитаемая православными икона. Илья Пророк на ней изображен в пустыне. Эту святыню создали к двухсотлетней годовщине храма, которая пришлась на начало двадцатого столетия. Название этой иконы так и звучит: «Святок пророк Илья в пустыне».
Две другие не менее знаменитые иконы находятся в Храме Пророка Божия Илии, расположенном на территории Новгородской области. Одна их них была создана более двух столетий назад. Это изображение святого несут во время ежегодного крестного хода. Другая икона «Илья Пророк» сравнительно молодая: ей еще нет и двух десятилетий. И хотя она и появилась в двухтысячном году, местным жителям она сразу же пришлась по сердцу. Новгородцы очень любят и почитают ее, считая чудотворной.
Икона в храме Ильи Пророка в Израиле
Уже несколько столетий паломники со всего мира прибывают на гору Кармил, чтобы лично прикоснуться к святыням, связанным с именем этого божьего проводника. Место для строительства храма выбрано не случайно. Согласно легенде, именно в одной из пещер в этой горе пророк Илья достаточно долгое время был вынужден прятаться от преследователей. Именно здесь ему удалось одержать победу над языческим жрецом. Храм построен непосредственно над этой пещерой и имеет форму креста. Расположенный во внутреннем дворике небольшой алтарь очень похож на тот, который в свое время создавал сам Илья. Рядом с ним стоит аккуратная статуя этого пророка, занесшего руку с клинком над головой языческого жреца. Когда армия арабов воевала с евреями, то мусульмане, отрубив ее, посчитали, что тем самым уничтожили ту помощь, которую она оказывала христиан.
Храм построили относительно недавно: в день памяти Святого пророка Ильи в первой четверти двадцатого столетия. Ежегодно к нему стекаются тысячи верующих, чтобы помолиться перед иконой с его изображением и покрестить перед ней детей.
Где можно приобрести икону
Сегодня образы Ильи пророка в самых различных исполнениях встречаются в продаже повсеместно. Их можно приобрести в церковных лавках или в ювелирных магазинах, можно купить у иконописцев, а можно создать самостоятельно, например, вышить бисером. Главное, о чем следует знать: икону следует обязательно освятить, зарядив ее церковной силой.
Как молиться
Образ этого святого должен присутствовать в каждом доме. Перед ней нужно ставить свечи и молиться. Существует много случаев, когда, как считается, Илья Пророк обязательно помогает. Молитва, прочитанная перед его иконой, должна идти от души. Если человек преклоняет колени перед образом в храме, он должен соблюдать некоторые правила: отправляйтесь в божью обитель только с открытым сердцем и с благими намерениями. Перед входом следует подать нуждающимся. Заходя в храм, нужно перекреститься и поклониться. После этого следует подойти к иконе Ильи Пророка и зажечь перед его образом свечку. Освободившись от всех посторонних мыслей, следует сконцентрироваться на своей просьбе. Если человек молится дома, тогда он должен поставить перед собой икону и зажечь рядом свечу.
Нарушают ли христиане вторую заповедь Закона Божия, данного евреям, почитая святые иконы? Нет! В православной церкви св. иконы двоякого рода: на одних из икон и на большей части их мы видим лики св. ангелов и св. Божиих человеков, т.е., существ, созданных и ограниченных местом и временем, а на других изображается Триединый или одно из лиц Пресвятыя Троицы: Отец, или Сын, или Дух Святый.
Будем говорить сперва об иконах св. ангелов и св. Божиих человеков. Были ли запрещены Богом в Ветхом Завете изображения св. ангелов? Нет, а напротив изображения херувимов, по Божию повелению, сделаны были и поставлены самим Моисеем в скинии, т.е., в походном или переносном храме, созданном Моисеем по указанию Божественному, и сам Господь Бог открывался Моисею среди двух изображений херувимов, поставленных на ковчеге.
Главной святыней в скинии был окованный золотом ковчег завета, в котором хранились две скрижали, т.е., две каменные доски с начертанными Богом десятью заповедями. Крышка или верхняя доска, покрывавшая ковчег, была из чистого золота и называлась очистилищем (по причине очищения или прощения грехов людей Богом, являвшимся над нею Моисею). Длина ее была два с половиною локтя, а ширина полтора локтя, по мере ковчега. На этой доске и были поставлены и укреплены два херувима чеканной работы из золота. Один из них стоял на одном крае крышки, а другой на другом крае. Они покрывали крышку крыльями, распростертыми вверх, а лицами обращены были друг к другу и склонены к крышке. Господь Бог открывался Моисею и говорил с ним над крышкою посреди двух херувимов (Исход. 25, 17–22).
Самое переднее место храма, в котором находился ковчег завета, называлось Святое Святых, – это было тоже, что алтарь в христианских храмах. От другой части храма, которая называлась святилищем или святым, Святое Святых отделено было завесою, сделанною из разноцветной шерсти и крученого виссона; на этой завесе искусною работою также сделаны были херувимы (Исход. 26, 31). Эта завеса с херувимами соответствовала нашему иконостасу. Скиния, вместо крыши и стен, имела по четыре покрывала, лежавшие один на другом на столпах ее, самый внутренний был висонный, затем шерстяной и два кожаных наверху; на виссонном внутреннем покрывале и на внутренней стороне его сделаны были также херувимы искусною работою (Исход. 36, 8). Изображения их соответствовали изображениям святых на стенах и куполах христианских храмов.
В храме Соломоновом, созданном за тысячу лет до Рождества Христова, изображения херувимов были еще в большем количестве. Соломон сделал и поставил в средине Святого Святых (в алтаре) двух херувимов из масличного дерева вышиною в десять локтей; оба крыла херувима имели каждое по пяти локтей и были распростерты так, что крыло одного херувима касалось одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил Соломон херувимов золотом и стояли они на ногах своих лицами к завесе, отделявшей Святое Святых от храма или святилища; на этой завесе, также как и в скинии Моисеевой, изображены были херувимы (2 Парал. 3, 13–14). Во время освящения храма Соломонова священники внесли ковчег завета Господня во Святое Святых и поставили его под крылья больших херувимов, сделанных Соломоном, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его, за которые он был носим (). На двух половинках дверей, сделанных из масличного дерева, через которые был вход из храма во Святое Святых и которые соответствуют царским вратам христианских храмов, Соломон сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и двери и изображения на них покрыл золотом. На всех стенах храма он сделал также разные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов. Двери же из притвора (со двора) в храм или святилище были из кипарисового дерева, и на двух половинках их Соломон вырезал также херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе (3, снес. Езек. гл. 41).
В притворе храма на 10 подставах, на которых стояли десять медных умывальниц для омовения жертв, на стенках между наугольниками изображены были львы, волы и херувимы, как знамения силы и могущества ().
Святой Илья — наиболее почитемый людьми из пророков, так как является вторым, через которого Господь обращался к земным жителям. Первым был Моисей. Также он один их тех, кого Бог забрал к себе, не оставив свидетелей этого действия. Воздушно-десантные войска считают святого Илью своим покровителем и заступником.
Икона «Илья Пророк» способствует удачному исходу любого начатого дела, но считается, что больше всего святой помогает в сельскохозяйственных делах. К нему обращаются с просьбой послать дождь при засухе или ясную погоду при проливных дождях. Также пророк может избавить молящегося перед его иконой от тревожащих болезней. Он выводит злость из людских сердец и способствует мирной семейной атмосфере.
«Святой Илья Пророк» — икона, значение которой настолько велико, что делает ее самой известной и почитаемой. Расположена она в храме, названном в честь этого же святого в Москве в Обыденском переулке. На 20 клеймах, украшающих образ, сохранены самые важные жизненные моменты. Икона является главной в храме. Здесь же находится и еще одна, не менее почитаемая православная икона Ильи Пророка, которую создали на двухсотлетнюю годовщину храма в начале 20 века. Название иконы — «Святок пророк Илья в пустыне».
Храм Пророка Божия Илии, расположенный в Новгородской области, — еще одно место, где чтят святого. Здесь находятся 2 иконы, одна их которых была сотворена более двух веков назад, именно ее несут во время крестного хода. А другой иконе всего 15 лет (дата создания — 2000 год), но местные жители очень ее любят, называя чудотворной.
Храм Ильи Пророка на горе Кармель в Израиле
Уже несколько веков подряд паломники всего мира пребывают на гору Кармил, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья длительное время прятался от преследователей, и здесь же он победил языческого жреца. Храм построили прямо над пещерой в форме креста.
Во внутреннем дворе есть небольшой алтарь, схожий с тем, какой в свое время создал Илья. Рядом же стоит аккуратная статуя пророка, который занес руку с клинком над языческим жрецом. Когда арабская армия мусульман вела войну с евреями, то они отрубили статуе руку, считая, что она помогает всему народу в войне. Храм построен относительно недавно — в первой четверти 20 века, в день памяти Святого Ильи. Ежегодно сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или покрестить детей.
Как и почему почитали Святого Илью на Руси
Он стал одним их первых, кому поклонялись на Руси. В его честь возводились храмы, первый в Киеве еще в 9 веке, а княгиня Ольга распорядилась о строительстве церкви в северной части Руси, в селе Выбуты. Илью считали и продожают считать исконно русским святым, понимающим проблемы и печали его народа.
Ильин день, празднуемый верующими 2 августа, считается разграничением сезонов. Хотя это еще и лето, но в средней полосе Росии после этой даты не купаются в водоемах и, как правило, резко холодает, становится дождливо. В этот день просили у святого хорошего урожая, а девушки молили подарить им суженого, с которым они пойдут под венец.
Как помогает икона «Илья Пророк»?
Во все времена русские крестьяне молились Илье, чтобы он благословил их на вспахивание земли. Святой Илья Пророк, икона которого была в каждом доме, всегда считался великим чудотворцем, громовержцем, который может управлять стихиями, особенно дождем. Когда люди переживают за богатство урожая, чтоб тот не высох или же, наоборот, не был затоплен, то усердно молятся пророку Илье.
Икона «Илья Пророк» помогает справиться с любыми трудностями, будь то нехватка материальных благ, психические и физические болезни. Также она способна отвести от человека внезапную смерть. В этом постоянно убеждаются верующие.
Иконы с изображением пророка
Самая первая икона «Илья Пророк» была написана еще в ранневизантийский период. На ней святой предстает суровым мужчиной с пронзительным взглядом карих глаз, одетым в шерстяной плащ. У пророка длинные волосы и пышная борода. Часто Илье надевали шапку из шерсти, а в руки вкладывали кинжал, передавая таким образом его силу и ярость, обращенную к иноверам. В те времена практически каждого святого изображали с оружием в руках.
Существует два кардинально разных образа написания пророка, так как они привязаны к различным периодам его жизни. Одни иконописцы изображают его в раздумьях, а именно сидящим на камне в пустыне и смотрящим по сторонам, в то время как ворон добывает ему еду. В легенде, написанной по этому поводу, говорится, что суть этой картины заключается в том, что Святой Илья слышит Божественный голос сквозь толщу земных проблем и дум.
Другой вариант — это Илья Пророк в момент перехода в Небесное Царство. Он изображается парящим с облаком в ногах, взгляд его обращен в небеса, но иногда он смотрит и на покидаемую землю. Именно на таких иконах пророк передает свою плащенницу самому надежному последователю — Елисею. «Святой Илья Пророк» — икона, значение которой заключается в том, чтобы в одном изображении отразить все ключевые моменты жизни, пишется с множественными клеймами, на которых можно увидеть разговор с Господом, победу над жрецами-язычниками, оживление человека.
Икона Ильи Пророка своими руками
В современные дни готовые иконы в различных исполнениях можно приобрести повсеместно: в церковных лавках, в ювелирных магазинах, можно заказать ее у иконописцев на интернет-сайтах, а можно выполнить самостоятельно. Выполненная икона бисером «Илья Пророк» — это лучшее, что может сделать почти каждый в дань памяти святого. Главное, о чем следует помнить, что перед началом такой работы необходимо получить церковное благословение. А эскиз, по которому нужно работать, можно приобрести в лавках при цервки или в интернет-магазинах. После того как икона будет готова, следует ее освятить и зарядить церковной силой. Во время рукоделия можно читать молитвы Илье Пророку. Нет никаких сомнений, что икона, сотворенная собственными руками, будет обладать не меньшей чудотворной силой, чем те, что находятся в храмах или продаются в церковных лавках.
Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.
Святые пророки
К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща), на плечах некоторых (пророк Илия) милоть - накидка из овчины.
Последний из пророков, возвестивший: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, - Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна.
Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной - символ чистоты его жизни как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является особенностью иконописи, когда события, отстоящие по времени далеко друг от друга, изображаются одновременно, а также подобно тому, как св. мученики изображаются с орудиями своих страданий за Господа, а девственники - с пальмовой или цветочной ветвью как символом чистоты. Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.
Святые апостолы
Апостолы (по-гречески - посланники) - ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.
Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов - хитон и гиматий.
На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).
Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн - среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.
Святые равноапостольные
Равноапостольные - это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).
Изображения святых равноапостольных имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста - символа крещения и спасения от вечной смерти.
Святители
Святители - патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы , достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).
К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.
На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра - особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос - верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах - омофор - длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.
Святители чаше всего изображаются с книгой в левой руке; правая рука - в благословляющем жесте. Иногда святители держат в руках крест, потир или жезл. Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс.
Святые мученики
Мученики - к которым относится большинство святых - те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам.
Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками . В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).
Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики - в монашеском постриге.
Отдельно на Руси почитают страстотерпцев , погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).
Первообраз мученичества - Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.
Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.
В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников - символ пролитой крови.
Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.
Преподобные
Преподобные (уподобившиеся Господу) - святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели - смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).
Монашеская аскеза - особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига - пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество не средство только личного спасения. «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», - эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.
Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука - в именном благословляющем перстосложении; в левой - может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных - четки - символ монашеского молитвенного труда.
Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.
Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.
Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов.
Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые «икона с избранными святыми». Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм - отдельных сюжетов из жития святого.
Бессребреники
Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.
Блаженные (юродивые)
Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.
Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, - вот основные черты подвига юродства.
Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.
Обязательный элемент иконографии святых юродивых - нимб .
Святые праведные
Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.
Праотцы - первые праведники в человеческой истории.
Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) - родители Божией Матери (которым Церковь усвоила еще высокий титул Богоотец), праведные Захария и Елизавета (8 июля) - родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы - праведный Иосиф . Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном - они пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.
К лику святых праведных относится и великий русский святой - праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником - представителем белого (женатого) духовенства.
Фигуры святых изображаются как в полный рост, так и по пояс. Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.
Святые благоверные
Святые благоверные - это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них - (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).
Основной богословский смысл всей иконографии святых - победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св. Иоанна Дамаскина, «святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их - не по существу, но по благодати и действию».