Былинный герой алеша попович для детей. Каким было основное занятие Алеши Поповича? Характерные качества Алеши Поповича. Сражение с Тугариным
кл слова: Алёша Попович, википедия, биография, богатыри, русский стиль, история
Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.
Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха.
«Матримониальная» неудача Алёши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алёши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (Алёша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алёше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алёша Попович просит не губить её и отдать её ему в жёны.
Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина.
Происхождение образа
Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князюМстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. В. В. Иванови В. Н. Топоров отмечают, характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников по мере развития эпоса оторвались от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.
В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».
Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.
Алёша Попович
Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.
Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.
Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.
По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».
Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.
Добрыня Никитич
На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» - как раз трансформированное народом «Низкинич».
Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.
Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.
Илья Муромец
Илья Муромец - старший из «младших богатырей». В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.
Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.
Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.
Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Кстати, относятся былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.
В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми. В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.
Биография богатыря Алеши Поповича
Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой. Совсем маленьким он просит благословения для того, чтобы идти гулять по свету. Алеша, оказывается, уже может управляться с конем и оружием (такое преувеличение очень характерно для былинного эпоса).
Женился Алеша Попович на Елене (Аленушке, Алене). Интересно, что их имена очень похожи. В былине «Алеша Попович и сестра Збродовичей» ему отрезают голову братья, потому что тот опозорил их сестру. Есть варианты былины, где герой все же остается жив.
Одной из самых популярных былин стала «Алеша Попович и Тугарин». В ней описывается, как Алеша побеждает злого богатыря Тугарина в бою в Киеве. Тугарин окружен змеями, дышащими огнем. Его конь имеет крылья. Согласно былине, Тугарин угрожает Алеше расправой в виде удушения дымом, сгорании в огне и другими и изощренными способами вплоть до проглатывания живьем. Поэтому перед боем Алеша Попович просит у Бога послать дождя, чтобы нейтрализовать все способности злодея. И Бог оказывается милостив. Когда богатырь побеждает Тугарина, то он разбрасывает его труп по полю.
Русские богатыри.
Молодецкая удаль издревле ценилась на Руси. Богатыри славились силой и отвагой, их мужество вселяло веру в то, что зло будет наказано. Легенды об их жизни передавались из уст в уста, обрастая новыми деталями.
Со временем стерлась грань между вымыслом и правдой. Современным историкам остается только спорить о реальности существования этих героев, строить догадки, кто же стал их прототипом. Одно понятно, что в старых сказках, есть доля правды.
Илья Муромец
Илья Муромец – древнерусский богатырь, один из главных героев былинных сказаний. Его можно назвать воплощением мужества, отваги и преданности. Вопрос о том, вымышленным ли является этот персонаж – предмет споров многих ученых. Одни исследователи считают, что богатырь – реальная историческая личность (прототипом считают Илию Печерского), другие историки опровергают эту гипотезу, в связи с отсутствием каких-либо летописных упоминаний о герое-воине Ильи Муромце.
Где родился Илья Муромец?
Считается, что Илья Муромец родился во второй половине 12-го века неподалеку от города Мурома, в селе Карачарово.Известно, что до 30 лет богатырь не мог ходить. Ученые проведя исследование мощей святого Ильи Печерского, обнаружили искривление позвоночника, которое могло стать причиной паралича. В сказаниях есть две версии излечения. По одной из них богатырю помогли калики перехожие, которые могли быть знахарями, по другой - исцеление связывают с божественной благодатью. Рост былинного богатыря был всего 177 см, для своего времени это был очень высокий человек.
Богатырь принимал участие во многих битвах. У Ильи Муромца было прозвище - Илья «Чоботок» (сапожок). Это связывают с тем, что однажды на него напали, когда он обувался. Богатырю пришлось отбиваться тем, что было под руками, то есть сапогами.
В конце жизни Илья Муромец стал монахом, но погиб, защищая обитель, с мечем в руках в возрасте от 40 до 55 лет. Ученые обнаружили множество колотых ран. Мощи Святого Ильи Муромца покоятся в Пещерах Киево-Печерской лавры, их часть (средний палец левой руки) был перенесен в Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром. Ежедневно в храмы поклониться святому приходят десятки людей.
Земля героев. Илья Муромец
Когда родился Илья Муромец?
1 января (19 января по старому стилю) на Руси чтят память былинного богатыря Ильи Муромца. По традиции, в этот день наши предки кланялись родной земле, вспоминали святого и ставили свечи за упокой тех, кто погиб защищая свою страну.
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич – один из богатырей русского народного эпоса, который, предположительно, служил при князе Владимире. В былинах Добрыня Никитич предстает перед нами храбрым и ловким воином, умным дипломатом, человеком, не лишенным музыкального таланта. Богатырь обладал нереальной физической силой и безграничным мужеством. Кроме этого, согласно преданию, Добрыня знал 12 языков и умел разговаривать с птицами. Знаменитым противником героя был Змей Горыныч.Земля героев. Добрыня Никитич
Где родился Добрыня Никитич?
Родиной былинного богатыря признана Рязань. По преданию, Добрыня Никитич - дядя князя Владимира Красного Солнышка. Прототипом персонажа считают воеводу Добрыню, служившего при князе.
Алеша Попович
Алеша Попович – собирательный образ русского героя-богатыря, который присутствует во многих народных сказках. Согласно легендам, Алеша Попович не отличался особой физической силой и искусным владением оружием. Младший из богатырей славился своим умением грамотно обыгрывать жизненные ситуации, хитрить и выходить «сухим из воды». Самым главным подвигом стала победа над богатырем Тугариным.Если хотите почувствовать дух русской старины, поезжайте в Ростов Великий – на родину былинного богатыря Алеши Поповича.
Крещение Ростова
В летописи Ростов впервые упомянут за 862 годом как уже существующий крупный город на землях народа меря. Об этом древнем финно-угорском племени напоминают названия местных рек и сел: Которосль, Нерль, Шурскол, Пужбол.
Православие пришло на эти земли летом 991 года. Ростовских жителей крестил сам великий князь Владимир. Но ростовчане еще долго оставались приверженцами язычества. Два первых епископа-грека столкнулись с враждебным к себе отношением местных жителей и были вынуждены бежать из Ростова. А русский епископ Леонтий не отступил. Он до конца нес свое служение и принял мученическую смерть от рук язычников. Мощи святителя Леонтия покоятся в Успенском кафедральном соборе под спудом.
Успенский собор
Главный храм Ростова, Успенский собор, поражает своей красотой и размерами. Его высота 60 метров! Он был освящен около 1512 года и является пятым по счету храмом, который был построен на этом месте.
Изначально здесь стояла дубовая церковь, возведенная по приказу князя Владимира еще в тот год, когда крестился Ростов. А первый каменный храм был построен Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1161 году. Вероятно, именно в нем молился герой русских былин Алеша Попович, который жил в ХIII веке и был сыном настоятеля Успенского собора. Потому и звался – Попович. А 11 июня 1314 года в Успенском соборе состоялось Таинство Крещения младенца Варфоломея – спустя годы он станет известен всей Руси как Сергий Радонежский.
В конце Х века ростовским княжеством правил сын Владимира – Ярослав Мудрый. Затем власть перешла к его младшему брату Борису, который стал первым русским страстотерпцем, прославленным в лике святых вместе со своим братом Глебом. Именно из Ростова князь Борис отправился в Киев навстречу смерти от рук убийц, подосланных его родным братом Святополком.
Кто поможет в учебе
Варфоломей родился в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В 7 лет его отдали учиться грамоте, но учеба отроку не давалась. Варфоломей со слезами молился Богу о даровании книжного разумения, и вот однажды он встретил недалеко от своего двора инока, стоящего под дубом. Мальчик попросил монаха помолиться о нем и пригласил к себе в дом.
Родители Варфоломея предложили иноку угощение, но тот сказал, что прежде надо вкусить пищи духовной и попросил мальчика почитать Псалтырь. Тот открыл книгу и к всеобщему удивлению начал читать. С тех пор Варфоломею учеба давалась без труда.
В 1427 году на том месте, где стоял дом родителей Преподобного Сергия, был построен Троицко-Сергиев Варницкий монастырь в память о святом угоднике. Без малого пятьсот лет в его стенах непрерывно совершалась молитва. Но в 1919 году монастырь закрыли. За годы советской власти он разрушился практически полностью, и когда обитель передали Церкви, ее пришлось отстраивать заново.
В монастыре можно увидеть чудом сохранившийся колодец – по преданию, из него брали воду еще родители Преподобного. А место встречи отрока Варфоломея с таинственным иноком находится недалеко от монастырских стен и обозначено поклонным крестом. Если у вашего ребенка проблемы с учебой, помолитесь на этом месте вместе с ним Преподобному Сергию о даровании ума и помощи в изучении наук.
Сколько-сколько?
Знаменитая звонница Успенского собора сохранила до наших дней все 15 колоколов.
Вот самые большие из них:
Сысой – 2000 пудов, отлит в 1681 году. Назван так по имени отца митрополита Ионы Сысоевича, схимонаха Сысоя.
Полиелейный − 1000 пудов, отлит в 1687 году. Название по-гречески означает «многомилостивый».
Лебедь – 500 пудов, отлит в 1687 году. Назван так за красивый «полетный» голос. Знаменитая звонница Успенского собора сохранила до наших дней все свои 15 колоколов.
Голодарь – 140 пудов, отлит в 1807 году. В этот колокол звонили во время Великого поста – отсюда и название.
Посчитайте, сколько весят эти колокола в килограммах? Один пуд равен 16 кг.
Если от стен Ростовского кремля спуститься к озеру Неро, то можно увидеть Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный еще в Средние века (до него совсем недалеко – минут двадцать неторопливой прогулки по берегу). Самый известный его насельник – святитель Димитрий Ростовский, чье знаменитое творение «Жития святых» и сейчас у многих стоит на книжных полках.
В Ростове святитель Димитрий провел последние годы жизни. Здесь он дописал четвертую, последнюю, книгу Четей-Миней, основал славянско-греческое училище. И без устали боролся с пьянством, невежеством и расколом. Так как святитель всю жизнь радел о просвещении, его, как и преподобного Сергия, считают покровителем учащихся.
В 1757 году, через полвека после кончины, Димитрий Ростовский был причислен к лику святых. День его памяти – 4 октября по новому стилю. Примечательно, что это единственный святой, прославленный в XVIII веке. В знак признания его заслуг перед Отечеством императрица Елизавета Петровна велела изготовить для его мощей серебряную раку. А в 1760 году Екатерина II, совершившая пешее паломничество к мощам святого, повелела только что основанную крепость на юге России назвать в честь Димитрия Ростовского. Сейчас это город Ростов-на-Дону.
Ростовские радости
Главный сувенир из Ростова – конечно же, ростовская финифть. Финифть – это роспись по эмали на медной пластине. В этой технике делают серьги, браслеты, кулоны, кольца. Роспись и в наши дни только ручная – удивительно тонкая и нежная.