Юные кадеты в белой армии. Кадет – это звучит гордо? Какие перспективы у кадетского образования
Троекратным “Ура!” встретили воспитанники подготовительной группы “Радуга” детского сада № 13 “Теремок” поздравления с Днем защитника Отечества. В преддверии самого мужского праздника здесь состоялась торжественная церемония посвящения дошколят в кадеты.
Мероприятие началось очень ярко: белые рубашки и оранжевые береты маленьких кадет создавали праздничную атмосферу. Когда дети стали показывать свое мастерство, маршируя по залу с различными переходами то в одну колонну, то в две, четко следуя командам наставника, — это было завораживающее зрелище.
Присутствующие в зале гости: начальник отдела образования Ирина Романова, заместитель начальника управления по делам ГОиЧС Владимир Антонов, председатель Новочебоксарского отделения ВДПО Елена Павлова, родители воспитанников замерли, словно боялись нарушить четкие движения малышей.
Дети готовились целый год: осваивали строевой шаг, узнавали, что означает каждое слово клятвы юных кадет, учились применять ее в жизни. С каждой минутой становилось ясно, что это нечто большее, чем просто праздник.
Когда дошколята наизусть исполнили от начала до конца сначала гимн России, затем — Чувашии, стало понятно, что патриотизм для них не просто слово. Педагогам и родителям удалось заложить в них то самое отношение ко всему родному, которое и принято называть патриотизмом. Ведь защитники
Отечества бывают не только на войне. Зачастую мы забываем, что патриотизм — это система жизни с особым отношением к своему дому, городу, друзьям и старшим товарищам.
Поздравить юных кадет с принятием присяги пришли их старшие товарищи — ученики 11-го класса школы № 10. “Кадетского лицея имени Героя Советского Союза Михаила Кузнецова”, — с гордостью поправляют меня ребята.
Максим Николаев, Дмитрий Шуряшкин и Виталий Юдин рассказали, что часто бывают в детских садах города, общаются с будущими кадетами. “Мы взяли над ними шефство и поэтому личным примером будем показывать, какими должны быть кадеты, — говорят старшеклассники. — Когда приходили в прошлый раз с показательным выступлением, малышам очень понравилось наблюдать, как мы разбирали автомат. Просили потрогать оружие. Даже девочки участвовали”.
В своем выступлении заведующая детским садом № 13 Валентина Гусарова поблагодарила родителей, что они поддержали начинание педагогов в воспитании истинных патриотов города, страны.
Заместитель начальника управления по делам ГОиЧС Владимир Антонов отметил: “Вижу, у вас глаза горят. Желаю вам расти смелыми, сильными. Уверен, что из вас получатся достойные спасатели и защитники нашей Родины”.
Когда слова клятвы были произнесены и стихли фанфары, мы попросили одного из юных кадет Максима Хотенова рассказать, зачем это нужно. “Я хочу стать настоящим защитником нашей Родины и своей семьи. Буду много тренироваться и хорошо учиться. Так принято у кадет. А быть кадетом очень ответственно!” — сказал он.
Изменения в жизни кадетских корпусов начались с конца февраля 1917 г., когда к власти в России пришло Временное правительство. Новое руководство Военного министерства заявило о необходимости коренного преобразования всей системы подготовки офицерских кадров в соответствии с «новыми», «демократическими» началами. Приказом по Военному министерству от 13 марта 1917 г. при Главном управлении военно-учебными заведениями была учреждена комиссия под председательством начальника управления З.А. Макшеева для выработки положения о военно-учебных заведениях. В комиссию были делегированы представители кадетских корпусов и военных училищ Петрограда. В качестве образца для реформируемых кадетских корпусов предлагались милютинские военные гимназии. При этом возврат в 1882 г. к кадетским корпусам был назван реакционной мерой, «предпочитавшей широким замыслам великих мыслителей ограниченную немецкую муштровку и искусственную милитаризацию». Бывшие кадетские корпуса становились доступными для представителей всех сословий. 7 июля 1917 г. военный министр утвердил «Положение по учебно-воспитательной части для гимназий военного ведомства». Согласно этому положению все кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии с ликвидацией прежней кадетской атрибутики. Были отменены военный строй, погоны, ликвидированы звания, введена пятибалльная система оценки знаний, роты преобразованы в возраста. На должности воспитателей приглашались гражданские педагоги. Педагогические комитеты получили право назначать воспитателей и преподавателей и предлагать своих кандидатов на пост директоров и инспекторов классов для рассмотрения в ГУВУЗ. Учебные программы остались прежними. |
Значительная часть кадет встретила нововведения крайне враждебно. Воспитанные в духе преданности монархии и любви к военному делу, они решительно отрицали происходившие перемены. Кадеты не желали принимать присягу на верность Временному правительству. Они продолжали носить погоны, продев под погон белый платок, что должно было означать верность монархии. Это был стихийный мальчишеский протест. Иногда воспитанники гимназий вступали в конфликт с теми из педагогов, которые демонстрировали лояльность к новой власти. Начатая Временным правительством реформа кадетских корпусов не была завершена.
Путь русских кадетских корпусов в эмиграцию фактически начался 19 октября 1919 г., когда Петровский-Полтавский кадетский корпус в силу сложившихся обстоятельств Гражданской войны покинул Полтаву и перебрался во Владикавказ, где гостеприимно был принят Владикавказским кадетским корпусом. В общей сложности во Владикавказе собралось до 900 кадет.
Весной 1920 г. было принято решение об эвакуации кадетских корпусов из Владикавказа в Крым. Эвакуацию было решено проводить через порты Грузии. Переход по Военно-Грузинской дороге в основном совершался пешим порядком, подвод было очень мало, и они главным образом предназначались для провианта. В день колонна проходила по 20-25 км. Следовало учитывать, что были кадеты 9-10 лет. От непогоды беженцы укрывались бурками, которые были выданы всем участникам похода. Бурки укрывали от ветра и дождя.
Только 23 марта 1920 г. корпуса прибыли в Кутаиси. Грузинские власти не оказали кадетам никакой помощи. Корпуса были помещены в какой-то лагерь, за проволоку, питались теми продуктами, которые удалось вывезти с собой. 9 июня 1920 г. на пароходе «Кизил Арват» кадетские корпуса были доставлены в Крым. По прибытии в Крым удалось оперативно провести объединение корпусов и одиночных кадет других корпусов в один. Корпус разместился в Ореанде (Ялта). В начале июля корпус по приказу Главнокомандующего Русской армией на Юге России генерал-лейтенанта барона П.Н. Врангеля возглавил бывший директор 1-го Московского императрицы Екатерины II кадетского корпуса генерал-лейтенант Владимир Валерьянович Римский-Корсаков.
Эвакуация |
Генерал П.Н. Врангель к этому времени уже издал приказ об отчислении из рядов Белой армии всех кадет, несовершеннолетних и не окончивших средние учебные заведения детей, и направлении их в распоряжение генерал-лейтенанта В.В. Римского-Корсакова. В корпус стали прибывать кадеты различных корпусов и молодежь, прервавшая обучение и оказавшаяся в рядах Белой армии. Во вновь созданном кадетском корпусе практически были представлены все кадетские корпуса кроме Сибирского, Иркутского, Хабаровского и Донского.
С 22 октября 1920 г. в соответствии с приказом П.Н. Врангеля корпус стал именоваться «Крымским кадетским корпусом». Корпусу был присвоен алый погон с белой выпушкой и двумя отдельными буквами «КК» желтого цвета. К этому времени численный состав корпуса составил приблизительно 500 человек, и было принято решение часть воспитанников разместить в приспособленных под казарму помещениях в Массандре.
В ночь на 1 ноября 1920 г. началась эвакуация корпуса из Крыма. Младшая рота была погружена на пароход «Константин», а основной состав — на паровую баржу «Хриси». Эту старую плоскодонную баржу вообще не хотели использовать для перевозки эвакуированных. Но когда в ялтинском порту не осталось судов для погрузки Крымского кадетского корпуса, был отдан приказ эвакуировать корпус на этом судне. Судовые механики, не желая работать на белых, заявили, что машина неисправна. Когда им пригрозили расстрелом, машину «быстро починили», и баржа вышла в море. В.В. Римский-Корсаков, не доверяя команде судна, приказал двум кадетам, имевшим опыт службы на флоте, присмотреть за рулевым, чтобы тот не изменил курс.
Вскоре выяснилось, что судно идёт не в Константинополь, а в Одессу. Капитана и рулевого тут же арестовали, к штурвалу стал кадет М. Каратеев, восемь месяцев проплававший до поступления в кадетский корпус сигнальщиком на миноносце. Вместе с другим кадетом они направили судно в нужном направлении, но обнаружили, что показания компаса не верны. Рядом со штурвалом находились железные гимнастические снаряды. С большим трудом кадетам удалось вывести судно к Константинополю.
На пятые сутки баржа и пароход прибыли на константинопольский рейд. На рейде Константинополя крымские кадеты сумели себя достойно показать в обстановке, которая потребовала от них не только выдержки и терпения, но и определенного мужества. Русские корабли были встречены в Константинополе судами многих стран. На корабле «Хриси», где находился Крымский кадетский корпус, по инициативе вице-унтер-офицера Михаила Каратеева на реях взвились сигналы: «терпим голод» и «терпим жажду».
Эти сигналы возымели действие. Через какое-то время к барже «Хриси», где находились кадеты, подошел английский корабль. На его верхней палубе был установлен киносъемочный аппарат, рядом стоял стол, на котором высилась груда нарезанного ломтями белого хлеба. Здесь же находились нарядно одетые женщины и мужчины, среди них и один русский. На вопрос, голодны ли кадеты, те ответили утвердительно.
Кадеты ожидали, что их сфотографируют, а затем будут кормить. Оказалось, что англичане хотели запечатлеть момент, когда кадетам будут бросать хлеб и голодные кадеты бросятся его поднимать с палубы. Когда женщины начали кидать в толпу кадет ломти хлеба, кое-кто из них уже бросился его поднимать. Начальство растерялось, и в этот момент раздался голос «генерала» выпуска Л. Лазаревича, который, оценив обстановку, крикнул: «Не прикасаться к этому хлебу. Не видите, что эта сволочь хочет снять, чтобы показывать «русских дикарей», которые дерутся из-за еды».
Ломти хлеба сыпались на головы кадет, но они стояли неподвижно, будто не замечая этого. Л. Лазаревич попросил, чтобы англичане оставили их в покое. Оскорбленные таким поведением русской молодежи, английский корабль вскоре отошел от «Хриси». Карантинное стояние на рейде Константинополя затянулось, так как выяснилось, что к тому времени ни одна страна не проявила интереса к русским юношам. Наконец, было получено известие, что кадет готово принять Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. 8 декабря 1920 г. корпус прибыл в бухту Бакар Королевства С.Х.С. и оттуда по железной дороге перевезен в г. Стрнище. Крымский кадетский корпус расположился в бараках, построенных австрийцами для военнопленных.
1921-1922 учебный год начался в бараках, переделанных под учебные классы. Учебных пособий и учебников и тетрадей было недостаточно. Многое кадетам приходилось просто запоминать на самих уроках 2 декабря 1921 г. Высший совет рассмотрел вопрос о переводе Крымского кадетского корпуса из Стрнище в Белую Церковь. К тому времени в Белой Церкви уже находились Николаевское кавалерийское училище и Донской Мариинский институт. Державная комиссия опасалась, что появление в Белой Церкви Крымского корпуса может отрицательно сказаться на обстановке в русской колонии и в городе в целом. Полковнику Базаревичу, выступившему на заседании Державной комиссии по поручению российского военного атташе генерал-майора Потоцкого, пришлось дать гарантии, «что в случае перехода Крымского кадетского корпуса в Белую Церковь, он ручается за полный порядок в этом корпусе и гарантирует, что корпус не будет вмешиваться в жизнь местной колонии и расположенных там Николаевского кавалерийского училища и Донского Мариинского института». Во второй половине октября 1922 г. Крымскому корпусу были предоставлены в Белой Церкви для размещения два каменных трехэтажных здания казарменного типа на окраине города. Здания не были приспособлены для размещения в них детей.
Учебный Совет в заседании своем от 17 августа 1929 г. во исполнение предложения Державной комиссии от 23 июня 1929 г. постановил:
1. Ввиду сообщения Военного министерства Державной комиссии о надобности для Военного Ведомства здания, ныне занимаемого Русским корпусом в Сараево, признать, что существующие в настоящее время три кадетских корпуса, а именно — Крымский — в Белой Церкви, Донской Императора Александра III — в Горадже и Русский — в Сараево, подлежат сведению в два корпуса с местонахождением первого в Белой Церкви и второго — в Горадже и с присвоением корпусу в Белой Церкви названия «Первый Русский кадетский корпус» и корпусу в Горадже названия «Второй Русский Императора Александра III Донской кадетский корпус».
Киевский кадетский корпус после больших потрясений на Украине и смен режимов Временного правительства, петлюровцев, гетмана, большевиков в декабре 1919 г. организованно прибыл в Одессу и был размещен в здании Одесского кадетского корпуса. В Одесском корпусе к этому времени уже находилась эвакуированная в 1915 г. из Полоцка 2-я рота Полоцкого кадетского корпуса.
Все три корпуса жили в Одессе своей жизнью и со своими директорами. Каких-либо специальных мероприятий по эвакуации кадетских корпусов из Одессы не было. В ночь на 25 января 1920 г. часть кадет под командой офицеров направилась в порт, где их взял на борт английский крейсер «Церес».
Колебания и нераспорядительность директора Одесского корпуса полковника В.А. Бернацкого, по свидетельству очевидцев, привели к тому, что было упущено время. Утром 25 января два кадета 5-го класса Одесского корпуса по своей инициативе собрали всех 350 кадет, находивших в здании корпуса, построили их, и под командой старших кадет колонна направилась в порт. Крейсер «Церес» еще находился на рейде и принял их на борт. Позднее первая группа была пересажена на пароход «Рио Негро», который доставил кадет в греческий порт Солоники, откуда поездом кадеты добрались до Королевства С.Х.С.
Вторая группа из 350 кадет была пересажена на болгарский пароход «Царь Фердинанд», который доставил кадет в порт Варну. Из Варны кадеты были доставлены в г. Сисак Королевства С.Х.С. С этой группой была вывезены казна Добровольческой армии, деньги в сумме 2711588 рублей, и казна Одесского корпуса — 30445 рублей. В Белграде деньги обменивались на сербскую валюту.
Приказом полномочного Российского военного агента (военного атташе) генерала В.А. Артамонова 10 марта 1920 г. кадеты Киевского, Одесского и Полоцкого корпусов были сведены в один, который получил наименование «Сводного кадетского корпуса».
Директором корпуса был назначен генерал-лейтенант Борис Викторович Адамович, бывший начальник Виленского военного училища. Б.В. Адамович вспоминал: «Я принял в составе Киевского корпуса 95 кадет и 18 лиц персонала, в составе Одесского — 126 кадет и 20 лиц персонала. 25 апреля прибыли ещё 42 кадета, пробившиеся сухим путём с боями и потерями через Днестр в Румынию под командой полковника Гущина и капитана Реммерта. Таким образом, всего собралось в первом составе корпуса 263 кадета и 40 лиц персонала».
Прибывшие в Югославию кадеты первоначально были размещены в двух местах — в Панчево близ Белграда и в г. Сисаке под Загребом, в июне они соединились в Сараеве и начали обустраиваться в предоставленной корпусу «Краля Петра». Комплекс зданий идеально подошел для размещения кадетского корпуса. 17 июня состоялось первое заседание Педагогического комитета и началось возрождение кадетского корпуса.
Русский Кадетский корпус. 1929 учебный год. В мастерской |
В течение короткого времени корпус несколько раз изменял свое название согласно приказам Главнокомандующего Русской армией генерала П.Н. Врангеля и его представителя в Константинополе генерала А.С. Лукомского.
С 1 сентября 1929 г. корпус получил название «Первый Русский кадетский корпус», а 6 декабря в день корпусного праздника в том же году король Югославии Александр I назначил шефом корпуса Великого князя Константина Константиновича. Корпус стал называться «Первый Русский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус».
Численность корпуса была установлена в 300 кадет, распределенных по 3 ротам. С первых дней существования в корпусе приказом генерала Б.В. Адамовича были созданы педагогический, воспитательский и хозяйственный комитеты.
В материальном отношении положение корпуса было сложным в течение всего периода его существования. Первоначально средства для содержания корпуса в Сараево выделяло Управление Русского военного агента (атташе) и Представитель Главнокомандующего и путем обмена привезенных денег Добровольческой Армии на сербскую валюту. Вещи, продукты, кровати дал частично Американский Красный крест. В Сараево предметы обстановки, продукты, одежда, белье, лекарства были получены от сербского интендантства и с военных складов. После создания Державной комиссии финансирование корпуса осуществлялось этой комиссией.
Учебные занятия в кадетском корпусе начались по программе 1915 г. и велись в основном по запискам преподавателей. Учебники, географические карты, другие учебные пособия были большой редкостью. Не было ручек, карандашей, писчей бумаги. Первое время основные усилия педагогического состава корпуса были направлены на то, чтобы воспитанники VII класса, по возможности, в самый короткий срок освоили программу и окончили корпус.
Инспектор классов полковник В.А. Розанов, выступая на 300 заседании Педагогического комитета, отметил: «Первый выпуск был в августе 1920 года. Я позволю себе напомнить обстановку начала занятий: вместо парт столики и табуретки, вам хорошо знакомые по экзаменам, отсутствие классных досок и учебников. Занятия по записям за преподавателями, с их слов. Картина занятий иностранного языка: на стене приколот лист оберточной бумаги, преподаватель пишет цветным мелом, так класс учится читать. Первая книжка французского языка: читанка «Поповича» одна и та же для всех классов». Русский язык: были рады, когда достали из Праги книжонку «Родная речь» — как хрестоматию для I класса, а для старших классов хрестоматию Манделькерна с немецко-русским словарем для немцев, изучающих русский язык. Урок географии VI-VII классов — на стене карта России, вырванная из случайно нашедшегося учебника у одного из кадет. Были рады каждому пособию для преподавателя. В мае 1928 г. генерал-лейтенант Б.В. Адамович посетил резиденцию короля Александра I по случаю государственного праздника и вручил ему от имени кадетского корпуса альбом с фотографиями, на которых была запечатлена жизнь корпуса. Король с удовлетворением принял преподнесённый ему альбом и направил в корпус чек на сумму в 5000 динар для нужд выпускников кадетского корпуса 1928 г. В 1929 г. решался вопрос о сохранении корпуса. Благодаря вмешательству короля Александра I корпус был сохранен, переведен из Сараево в Белую Церковь и объединен с Крымским корпусом. В корпусе снова были открыты I, II, III классы. Резюмируя итоги работы кадетского корпуса в 1932-1933 учебном году, Б.В. Адамович отметил на заседании Педагогического комитета: «Моя оценка всей кадетской массы — это счастье иметь такой состав. Я, как директор, при таком исключительно благообразном состоянии корпуса, нахожу время и для личных трудов, и для личного отдыха».
Очередной 1933-1934 учебный год в который раз для Первого Русского кадетского корпуса стал годом новых больших испытаний. Уже в марте 1933 г. в Первом Русском кадетском корпусе стало известно решение Державной комиссии об объединении Первого и Второго Русского Донского императора Александра III кадетских корпусов. В связи с этим в конце первого полугодия Б.В. Адамович просил преподавателей более внимательно отнестись к оценке знаний воспитанников корпуса. Объединение двух кадетских корпусов совершенно неожиданно выявило проблему, которой до сих пор не существовало в Первом Русском кадетском корпусе. Оказалось, что кадеты VI класса Максимов, Чирко и некоторые другие, прибывшие с Донским корпусом, «заражены большевизмом». Для кадетского корпуса это было неслыханным, чрезвычайным происшествием. В ходе разбирательства по делу Максимова было установлено, что случай этот единичен, и взгляды Максимова не разделялись кадетами VI класса, вся кадетская масса оказалась вне подозрений, никто из старых кадет.
27 января 1935 г. состоялось 300 заседание Педагогического комитета, которое в определённой степени подвело итоги деятельности кадетского корпуса за 15 лет его существования. В докладе директора корпуса по этому поводу говорилось: «Наш Корпус, образованный соединением сохраненных кадров Киевского и Одесского Корпусов, принявший законное старшинство Киевского Корпуса и соединивший в себе живых людей, воспоминания и традиции Полоцкого, Петровского-Полтавского, Владикавказского, Донского, Сибирского и Хабаровского Кадетских Корпусов, является ныне первым из зарубежных и последним из сохранившихся русских кадетских корпусов, продолжившим на 15 лет их историю и русское кадетство… Отметим, что самое кадетство оказалось стойче всех других корпораций бывших питомцев русских учебных заведений, больше и ярче всех их выразилось в борьбе за старую Россию и продолжается жизнь в лице объединений всех корпусов и обществ — кадетских, рассеянных по всему миру и не примирившихся с гибелью ни родины, ни воспитавших их гнезд, крепких двухвековыми преданиями». В марте 1936 г. генерал Борис Викторович Адамович после тяжелой болезни скончался. Временно исполняющим обязанности директора корпуса был назначен инспектор классов полковник В.А. Розанов.
В.В. Соболевский написал стихотворение «На могилу директора корпуса генерал-лейтенанта Адамовича»:
В изгнанье за русское дело,
За дело Отчизны родной
Боролся ты стойко и смело,
Идя по дороге прямой.
Душою ты с корпусом слился,
В борьбе не щадя своих сил,
Стоял за него не склонился
И жизнь за кадет положил.
И дело твоё сохранится
У нас оно в сердце живёт,
Им каждый кадет вдохновится,
За Родину смело умрёт.
Так спи же спокойно, любимый,
В обители русских людей,
Чужою землёю хранимый
Вдали от родимых полей!
Многим своим успехам Русский кадетский корпус был обязан исключительно строгой дисциплине, которая поддерживалась в корпусе генералом Б.В. Адамовичем с момента эвакуации и до его кончины. А позже — генералом А.Г. Поповым. Генерал-лейтенант Б.В. Адамович, имевший за плечами опыт командования батальоном юнкеров в Киевском военном училище и Виленским военным училищем, бывшими образцовыми в русской армии, обращался с кадетами скорее, как с юнкерами военных училищ, а не как с детьми, отданными на воспитание в кадетский корпус.
Наступал очень непростой 1939-1940 учебный год. Начавшаяся в сентябре 1939 г. Вторая мировая война взбудоражила кадет. Вначале учебного года ещё не наблюдалось ухудшения дисциплины, падения успеваемости. Однако директор корпуса и офицеры-воспитатели каким-то чутьём улавливали, что во внутреннем мире воспитанников происходит какая-то перемена. Некоторые из них стали более вдумчивыми и сосредоточенными, у других повысилась раздражённость, появилось желание нарушить внутренний порядок в корпусе.
Михаил Александрович Лермонтов — один из потомков великого русского поэта по линии отца, родился 26 января 1925 г. в Югославии. Отец служил в русской армии, принимал участие в гражданской войне на стороне белых, вместе с Добровольческой армией эвакуировался в Югославию. Мать его умерла. В 1933 г. Михаил поступил в Первый Русский кадетский корпус. Часто за какую-либо провинность старшие кадеты закрывали его одного в классе и давали ему задание, как «потомку великого русского поэта», писать стихи и не выпускали из класса, пока тот не был готов представить им написанное.
Учился Михаил Лермонтов в кадетском корпусе тяжело и не потому, что был не способен к учебе, а просто, как отмечали его офицеры-воспитатели, ленился. Да и сам он в этом признался в беседе с автором. В 3-м классе он был оставлен на второй год, а в 4-й класс перешел с переэкзаменовкой. Когда началась Вторая мировая война, М. Лермонтов, не окончив корпус, вместе с группой кадет ушел из него и поступил на службу в Русский охранный корпус.
6 апреля 1941 г. войска Германии и её союзников атаковали Югославию. Начался призыв российских эмигрантов, проживавших на территории этой страны в югославскую армию. Многие поступали в войска добровольно, были среди них и выпускники русских кадетских корпусов. Около 300 выпускников кадетских корпусов окончили югославские военные училища и академии и поступили на службу в югославскую армию. Все они приняли участие в первых боях против вермахта — имелись погибшие, раненые, попавшие в плен. За две недели до нападения Германии и её союзников на Югославию директор корпуса разослал почти всех кадет по домам. В мае 1941 г. оккупационные власти разрешили ХХI выпуску сдать выпускные экзамены. С большим трудом кадеты съехались в корпус к 25 мая. 20 июня начались письменные экзамены, а 22 июня — устные. В разгар государственных экзаменов 22 июня кадеты узнали поразившую их новость: Германия напала на Советский Союз. Для кадет это было большим потрясением. Во время подготовки к выпускным экзаменам кадетский корпус посетила группа немецких генералов и офицеров. Немцам стало известно, что в музее кадетского корпуса хранятся германские знамена, захваченные Русской армией в годы Первой мировой войны. Немцы пожелали забрать эти знамена из кадетского корпуса. Директор корпуса генерал А.Г. Попов был вынужден отдать соответствующий приказ. Музей расстался с трофеями, добытыми в сражениях Первой мировой войны. В июле 1942 г. директор кадетского корпуса получил указание Бюро по защите русских эмигрантов о реквизиции музыкальных инструментов кадетского корпуса для нужд немецкой армии. Генерал А.Г. Попов, получив сообщение о готовящейся реквизиции, приказал определить все исправные инструменты, необходимые для игры корпусного оркестра, и спрятать их. Пришедшим для осмотра инструментов и реквизиции их немецким военным музыкантам было показано то, что не имело для корпуса никакого значения. Было взято 9 таких инструментов, потом 7 из них было возвращено обратно. Немцы оставили себе трубу и баритон. 31 марта 1942 г. был ликвидирован Донской Мариинский институт. 7 апреля в корпус прибыл представитель германского командования и потребовал, чтобы корпус немедленно переселился в освободившееся здание института. Здание кадетского корпуса понадобилось оккупационным войскам.
В середине апреля под проливным дождём Первый Русский кадетский корпус покинул казармы, в которых сначала находился Крымский, а с 1929 г. Первый Русский кадетские корпуса. К корпусу подали несколько десятков телег, присланных местным населением, и началось переселение в новое помещение.
Здание Донского Мариинского института, в 5 раз меньше предыдущего здания, не было готово к приёму новых поселенцев. После выезда из него института здание за короткий срок пришло в полную негодность: не было воды, плиты на кухне были в неисправности, туалеты и умывальные комнаты были в запущенном состоянии.
Кадетский корпус был эвакуирован из Белой Церкви в начале сентября 1944 г. до прихода частей Красной Армии. Корпусу были предоставлены три полуоткрытых товарных вагона с низкими бортами, куда погрузили кадет и персонал с семьями, во главе с директором корпуса генералом А.Г. Поповым.
15 сентября корпус в составе 140 человек прибыл в Вену. Дальнейший путь эшелона пролегал по территории Венгрии. Кадет сопровождал немецкий унтер-офицер, австриец по национальности, у которого был документ на проезд «кадетской школы». В пути состав подвергся бомбёжке союзной авиацией. Организовать быт во время следования поезда удавалось с трудом. Питались кое-как, обменивали свою одежду на продукты. Местное население не понимало, как это русские бежали от русских, которых жители оккупированных городов ждали с нетерпением.
17 сентября 1944 г. эшелон прибыл в австрийский город Эгер, который был объявлен конечной точкой путешествия. Покинув поезд, кадеты строем двинулись по направлению лагеря, где им было предложено разместиться. Из чинов персонала с кадетами остался один только генерал А.Г. Попов. Одежда была сдана на дезинфекцию, откуда она к кадетам не вернулась. В конце сентября 1944 г. директор корпуса генерал А.Г. Попов объявил кадетам о расформировании корпуса. Однако кадеты продолжали держаться друг друга и оставались в лагере организованной командой. В январе 1945 г. взвод старших кадет примкнул к Российской освободительной армии генерала А. Власова. В лагере осталось 106 кадет. В середине февраля 1945 г. оставшиеся кадеты переехали в г. Гмюнд. После освобождения Вены оставшиеся в лагере кадеты походным порядком добрались до Зальцбурга, который находился в американской зоне оккупации. В Зальцбурге кадеты были направлены в лагерь русских беженцев из Югославии. Так закончилась история кадетских корпусов, созданных в Югославии в 1920 г.
Корпус-лицей императора Николая II был учрежден 1 января 1930 г. в Париже, просуществовал до 1964 г. и стал последним зарубежным российским кадетским корпусом.
В 1926 г. во время работы VII съезда зарубежных кадет в Париже произошла встреча генерал-лейтенанта В.В. Римского-Корсакова с группой выпускников 1-го Московского Императрицы Екатерины II кадетского корпуса. Во время этой встречи было высказано пожелание об открытии в Париже кадетского корпуса. Среди тех, кто встречался с В.В. Римским-Корсаковым, был выпускник Морского корпуса Белоусов, некоторое время обучавшийся в 1-м Московском кадетском корпусе. Белоусов не только проявил интерес к высказанной идее, но и решил принять активное участие в поиске средств для покупки здания для корпуса.
Вскоре по служебным делам Белоусов вылетел в Соединённые Штаты, где очень надеялся найти поддержку у кого-либо из многочисленных знакомых. Особые надежды он возлагал на одного из своих друзей по Морскому корпусу гардемарина Анастаса Вонсяцкого, женатого на богатой американке.
Чтобы разговор был предметным, Белоусов привёз с собой два иллюстрированных журнала из истории Крымского кадетского корпуса. В одном из журналов на фотографиях были изображены маленькие оборванные и грязные кадеты, только что прибывшие из России в Королевство С.Х.С., а в другом — они же, уже в кадетской форме в качестве воспитанников Крымского корпуса под руководством В.В. Римского-Корсакова.
«Показав эти журналы Вонсяцкому и спев с ним нашу «Звериаду», — писал Белоусов в письме одному из своих друзей, — я сказал, что уверен в том, что он поможет генералу в его хорошем начинании. Вонсяцкий спросил: «Сколько надо?» Я сказал, что отвечу дня через три и послал Римскому-Корсакову телеграмму. Через два дня я получил ответ: «Хорошо, если бы 100 тысяч франков». Вонсяцкому я сказал — 200 тысяч франков. Не говоря ни слова, он подписал чек на 200 тысяч франков (тогда это было 20000 долларов).
На полученные деньги был куплен дом в местечке Виллье-Ле-Бел в 18 км к северу от Парижа. Здание, предоставленное корпусу, было запущено, в нем никто не жил. Фасад здания выходил на улицу, а с тыльной стороны к нему примыкал большой участок, заросший травой и кустарником. Обстановка в здании была скромная и небогатая. Постепенно здание было приведено в порядок и приспособлено для занятий. Просторный участок, примыкавший к зданию, был превращен в плац для строевых занятий, игр и проведения занятий по гимнастике. Корпус-лицей начал формироваться с нуля. Всё приходилось доставать: кровати для спален, парты для классов, учебники и учебные пособия, кадетскую форму. Для этого устраивали благотворительные балы, проводили сбор средств среди русских людей, желавших воссоздания кадетского корпуса.
Ввиду того, что французский закон запрещал существование иностранных военных учебных заведений на территории Франции, учебное заведение попеременно называлось то Корпус, то Корпус-лицей или Лицей императора Николая II, или Русский лицей, а перед закрытием в 1964 г. просто Русская школа. Ведавший делами корпуса Русский комитет возглавил генерал Е.К. Миллер, а после его похищения советскими чекистами, — генерал-майор Е.Ю. Бем.
В соответствии с утвержденным положением «Корпус-лицей Императора Николая II является закрытым учебным заведением и имеет целью воспитание и образование русских детей и юношей в духе девиза Императорских российских кадетских корпусов — «Вера, Царь и Отечество». Корпус не представляет собою благотворительного учреждения и в текущих своих потребностях содержится на поступления платы за воспитанников. В корпус принимаются дети беженцев, при приёме преимущество отдаётся сыновьям бывших кадет. Курс корпуса рассчитан на 8 классов (если встретится необходимость, то и приготовительный) с программой кадетских корпусов, изменённой сообразно условиям времени и места.
В течение всех лет существования корпус функционировал за счет взносов родителей, на частные пожертвования, прибыль от благотворительных концертов и балов и ежегодную помощь Лидии Павловны Детерлинг.
Русский Кадетский корпус. Концерт И.П. Комаревской. 1938 год |
За время существования (1930-1964) корпус прошел три периода в своем развитии:
1930-1937 гг. Корпус располагался в местечке Виллье-Ле-Бел в 18 км к северу от Парижа. В это время происходило становление корпуса. Был произведен 1-й выпуск.
1937-1959 гг. Корпус находился в Версале. Новый дом был арендован и отреставрирован усилиями капитана Б.В. Сергеевского. В 40-х гг. в корпусе числилось свыше 100 кадет.
1959-1964 гг. Корпус переехал в г. Дьепп, на берегу Ла-Манша, куда он был перевезен Л.С. Ракитиным. В 1964 г. корпус перестает существовать.
Для российских кадет новой родиной стали США, Канада, Австралия, Венесуэла, Чили, Перу, Мексика. Но рассеянность по миру не нарушила кадетской спайки. Отныне их главный девиз звучал так: «Рассеяны, но не расторгнуты».
Судьбы выпускников Крымского кадетского корпуса сложились по-разному. Но лишь немногим из них удалось вновь войти в ворота тех корпусов, в которых они начинали свою кадетскую жизнь в России, и которые мальчишками и юношами покинули в трагические годы Гражданской войны, продолжив свою кадетскую судьбу на чужбине. Одним из них был Борис Михайлович Вышинский, V выпуск Крымского кадетского корпуса в Белой Церкви (1925).
Минут через десять его пригласили в проходную, где он увидел офицера в звании капитана с красной повязкой на рукаве. Отдав честь и скороговоркой представившись, офицер попросил предъявить документы. Пролистав протянутый ему паспорт и выслушав просьбу, он, не скрывая изумления, какое-то время молчал, а потом кратко сказал: «Подождите», и, продолжая листать паспорт, поспешно удалился. Посетитель с мальчиком вышли из проходной, стали неторопливо прогуливаться, не удаляясь от КПП. Отец что-то рассказывал сыну, то и дело показывал на видневшееся за стеной здание училища.
Прошел уже год, как он, Борис Вышинский, вернулся из заграницы в родной город, который теперь назывался Орджоникидзе. Возвращение было долгим, длилось несколько десятилетий. Оставался еще один шаг, чтобы оно оказалось полным. Этим шагом для него должно было стать посещение здания бывшего Владикавказского кадетского корпуса, воспитанником которого он себя всегда считал, и, память о котором он пронес через всю свою жизнь. Когда вместе с другими кадетами покидал это здание весной 1920 г., он не знал, да и не мог знать, что в его жизни начинается новый отсчет времени. Тогда он отрывался не только от родных и близких, которые остались в Владикавказе, не только от города, в котором он родился, но, как вскоре выяснилось, и от родины, которой поколения Вышинских служили верой и правдой. И вот десятилетия спустя он снова стоит перед своим корпусом.
Что общего у композитора Сергея Рахманинова, путешественника Николая Пржевальского, фельдмаршала Михаила Кутузова, конструктора Александра Можайского и адмирала Федора Ушакова? Все они были выпускниками кадетских корпусов, существовавших в Российской империи.
Сегодня мы являемся свидетелями возрождения традиционного военного воспитания молодежи, и слово "кадет" снова становится частью нашего лексикона. В связи с этим интересно узнать, что означает этот термин и какова история российских военных корпусов для юношества.
Значение слова "кадет"
В 1905 году в Российской империи была образована Партия конституционных демократов, членов которой называли кадетами. Однако есть и другое толкование этого слова.
Речь идет о воспитанниках военно-учебных корпусов, появившихся в России во время царствования Анны Иоанновны. Сам же термин заимствован из французского языка и означает в переводе "младший". А если точнее, то, согласно гасконскому диалекту, кадет - это маленький капитан.
Во Франции так называли юных дворян, зачисленных на военную службу, однако еще не произведенных в офицеры. Со временем этот термин перешел в другие европейские языки, включая русский.
Учреждение кадетских корпусов в России
В Московском царстве отпрыски дворянских семей получали офицерский чин, пройдя солдатскую службу в Семеновском или Преображенском полках. Петровские реформы потребовали другого подхода к подготовке командного состава армии.
Поэтому в 1731 году указом императрицы Анны Иоанновны был основан первый Шляхетский кадетский корпус, куда зачисляли обученных грамоте дворянских детей. Воспитанники, кроме военных предметов и строевой подготовки, изучали гуманитарные и точные науки, иностранные языки, обучались танцам, фехтованию и верховой езде.
Первый устав нового военно-учебного заведения был составлен на основе уставов таких же корпусов в Дании и Пруссии. Кадет - это был не просто ученик. С первого дня он попадал в особый мир, где все подчинялось высшей цели - служению Отечеству.
Все воспитанники проживали вместе под постоянным надзором офицеров, которым вменялось в обязанность прививать им необходимые для будущей военной службы качества.
В конце каждого года в присутствии генералов, государственных чиновников и министров проводили публичные экзамены. Нередко на них присутствовала сама императрица.
Выпускникам кадетского корпуса присваивалось звание унтер-офицера или прапорщика, после чего они направлялись служить в кавалерийские или пехотные полки.
Элитарность без снобизма
До конца XVIII века в Российской империи были основаны четыре кадетских корпуса, а в следующем - уже двадцать два. При поступлении сына родители давали расписку в том, что добровольно отдают его в обучение на пятнадцать лет без права на временный отпуск. Кадет это знал, но готов был идти на жертвы.
С одной стороны, корпуса были элитарными военно-учебные заведениями, где учились отпрыски знатных семей, великие князья и даже наследник престола, будущий Александр II.
С другой, воспитанниками кадетского корпуса могли стать также сыновья простых офицеров. Причем мальчики из небогатых семей и те, чьи отцы погибли или были ранены на войне, имели преимущества при поступлении.
Невзирая на происхождение, воспитанник мог быть отчислен за неуспеваемость или лень. В то же время прилежание поощрялось приглашением «на пироги» в семьи офицеров-наставников, походами на городские ярмарки или театральные спектакли.
Кадеты в Белой армии
К началу Первой мировой войны в России существовало уже тридцать кадетских корпусов. Их воспитанникам вскоре предстояло пройти через тяжелые испытания, защищая свои убеждения перед лицом смерти. Важно отметить, что ни одно из этих военно-учебных заведений не изменило присяге.
Более того, огромное количество юных кадетов пополнило ряды Белой армии. Для них барон Врангель в Крыму основал новый корпус, за чьи парты село более сорока молодых Георгиевских кавалеров.
Современник вспоминал, что для революционеров кадет - это был самый ненавистный символ. Вместе с остатками Белой армии эти мальчики-герои отправились в эмиграцию. Позднее во Франции и Сербии были открыты русские военные корпуса, таким образом кадетское движение продолжало существовать.
Суворовцы, нахимовцы, кадеты
В военных парадах, проводимых в Советском Союзе, обязательно участвовали воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ - подтянутые, не по годам серьезные подростки, избравшие для себя карьеру офицера.
Эти училища были образованы в 1943 г. по принципу дореволюционных кадетских корпусов. Они давали возможность детям погибших на фронтах Великой Отечественной войны солдат и офицеров получить вместе с аттестатом о среднем образовании военное обучение, которое впоследствии помогло бы им связать свою жизнь с армией.
Суворовское и Нахимовское училища существуют в России и сегодня. Наряду с ними в последние годы в разных регионах страны основано немало кадетских корпусов. Главная особенность этих военно-учебных заведений - ранняя профессиональная ориентация по профилю конкретного рода войск.
Продолжать ли обучение после окончания корпуса с целью получения офицерского звания или нет, решают сами кадеты. Значение этой формы образования, ее авторитет и престиж растут с каждым годом. В немалой степени тому способствуют давние традиции кадетского движения в России.
Михаил Кутузов тоже когда-то был кадетом © wikimedia commons
«Кадры воспитывают с юности, как честь смолоду берегут», – именно этот принцип лег в основу появившейся в Российской империи в начале XVIII века системы кадетского воспитания. Позднее, в XX веке, в страшную Гражданскую войну, кадетов назовут знаменем и совестью русской армии.
Фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, летчик Петр Нестеров (первый в мире выполнивший «мертвую петлю»), знаменитый путешественник Николай Пржевальский, великие композиторы Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов – что объединяет этих и еще множество других наших выдающихся соотечественников? Все они в разное время были кадетами Российской Империи.
Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, что означает «маленький капитан» или «маленький глава». Ту роль, которую сыграли «маленькие капитаны» в истории России, переоценить сложно: конечно, не все из них стали профессиональными военными, но очень многие продвигали отечественное искусство, науку и культуру на благо Отечества. И очень многие выпускники кадетских корпусов навсегда вписаны в золотые страницы истории России.
«Учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание»
Кадетские корпуса, по сути, стали ответом на требования, которые выдвинуло новое время, время революционных преобразований Петра Великого. Вышедшему на новый виток развития государству жизненно необходимо было создать привилегированную касту военных, целые династии, уважающие традиции собственной страны, знающие ее историческое и культурное наследие и обладающие четкой гражданской патриотической позицией. Подобно тому, как еще при жизни царя-реформатора для детей духовенства были созданы специальные школы, для детей мещан и разночинцев – цифирные училища, для солдатских детей – гарнизонные школы, так же начали возникать и закрытые школы для дворянских детей.
Хабаровск. Кадетский корпус. © Фотобанк lori.ru
Еще в 1701 г. Петр I основал «Школу математических и навигацких наук», чуть позже возникли специальные инженерные и артиллерийские школы. Но образованных и хорошо подготовленных кадров для огромной армии все равно не хватало, и поэтому императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 года, живо отреагировала на предложение президента Военной коллегии графа Миниха и посла России в Берлине графа Ягужинского учредить в России кадетский корпус.
В основу проекта изначально были заложены уставы прусского и датского кадетских корпусов, и в 1731 г. в Санкт-Петербурге открылись классы, названные «Рыцарской академией». Но уже в том же 1731 году вышел указ императрицы об учреждении «Корпуса кадет шляхетских». В этом указе говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли».
К числу «пользительных Отечеству ремесел» Анна Иоанновна отнесла не только воинское дело, но и «науки разные: чтение и письмо, закон божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее».
17 февраля 1732 года состоялось открытие первого кадетского корпуса в России. В этот день в строю стояло уже 56 воспитанников, однако вскоре число кадетов было увеличено до 300; начали открываться и другие кадетские корпуса.
Мундир кадета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793) © wikimedia commons
Вместе с тем, не все шло ровно и гладко – и прежде всего потому, что в России на тот момент еще не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических наработок, элементарно – учебников. Книги, амуницию, математические приборы (в особенности – циркули) приходилось заказывать в Нарве, Ревеле и Риге. Не было и достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать воспитанников предметам, входящим в программу. Первых учителей вообще принимали на службу без тщательной проверки – лишь бы соискатель имел свое жилье неподалеку от корпуса.
Чем аристократичнее школа - там суровее порядки
С самого начала Кадетский корпус находился под самым пристальным вниманием первых лиц Российской империи. Правители страны, а также высший командный состав армии и видные государственные деятели регулярно посещали кадетов, вносили свои поправки в учебную программу, даже принимали экзамены. Так, Екатерина II стала «шефом корпуса», а со времен Александра I присутствие на летних лагерных сборах отпрысков царской династий вообще стало обычным делом.
При Николае I в корпусе обучались цесаревич Александр Николаевич, и его братья – великие князья Константин, Николай и Михаил Николаевич.
При Николае I в корпусе обучался цесаревич Александр Николаевич © wikimedia commons
Вместе с тем, в столь привилегированное учебное заведение могли попасть не только дети из знатных родовитых семейств, но и дети обычных штабс-офицеров. Преимуществами обладали мальчики из неимущих семей и те, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При всей своей закрытости и элитарности, эта школа не отличалась снобизмом, столь присущим современным «аристократичным» школам для маленьких нуворишей.
Сделать такие выводы можно, изучая правила корпуса:
– При поступлении с родителей брали подписку о том, что они добровольно отдают ребенка в заведение не менее чем на пятнадцать лет и «даже во временные отпуски брать не будут».
– Все кадеты проживали вместе на территории корпуса, под надзором со стороны воспитателей. Один капитан с поручиком всегда безотлучно находился с кадетами.
– В комнатах кадеты размещались по 6-7 человек, из которых один назначался старшим.
Кадеты 1-го кадетского корпуса эпохи наполеоновских войн © wikimedia commons
– В процессе учебы кадеты строго руководствовались расписанием занятий.
– Надзиратели обязаны были воспитывать в кадетах «учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками».
– Помимо основной учебы, кадетов обучали строевой подготовке, они участвовали в парадах, несли караульную службу; сдавали публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета.
Словом, обучение в корпусе никак нельзя было назвать простым и легким, а самих кадетов – «мальчиками-мажорами». Например, все они работали в токарных и столярных мастерских: считалось, что будущий офицер обязан уметь все. Внеклассные часы также были загружены до предела – кадеты занимались спортом, фехтованием, выездкой, танцами, иностранными языками, пением, музыкой, декламацией, участвовали в театральных постановках.
Воспитанники из горцев 1-го и 2-го Кадетских корпусов. 1855 год © wikimedia commons
Самое же главное внимание уделялось тому, чтобы привить будущему офицеру необходимые нравственные качества: так, в кадетских корпусах строго запрещались «дедовщина», вранье и ябедничество. Старшие кадеты обязаны были заботиться о младших, и помогать им в учебе. За леность и равнодушие отпрыск даже самого благородного рода мог быть запросто отчислен из школы. Прилежных же учеников поощряли походами в театр, на городские ярмарки, народные гуляния и «на пироги» в офицерские семьи.
Генерал-поручик Иван Иванович Бецкий, сподвижник Екатерины II, в написанном им новом уставе кадетского корпуса, кратко и емко описал цели и задачи такого воспитания:
а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды;
б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину;
в) взрастить младенца здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость.
Генерал-поручик Иван Бецкий – автор устава кадетского корпуса © wikimedia commons
Еще генерал-поручик сформулировал два правила, абсолютно необходимых с его с точки зрения, для воспитания «новых людей». Во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом возрасте, по его мнению, еще можно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье), и, во-вторых, безотлучное пребывание воспитанника в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей. Это опять же необходимо для изоляции «от вредного влияния со стороны старой породы».
«Шагнули из строя земного в строй небесный»
На протяжении двух с лишним веков воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, и с честью выполняли наказ Петра Великого «искать того, чтобы быть на море во время боя». С той же жертвенностью и преданностью своему долгу встретили они Октябрьский переворот 1917 года. На тот момент в России было открыто тридцать кадетских корпусов, а также юнкерские училища. И ни один кадетский корпус из тридцати, и ни одно юнкерское офицерское училище не изменило присяге.
Когда в Петербурге мимо кадетских корпусов в феврале 1917 года двигались демонстрации «освобожденного пролетариата», кадеты распахивали окна и пели у окон гимн старой России, рискуя быть растерзанными неуправляемой толпой. В Москве юнкера и кадеты с небольшим количеством офицеров захватили Кремль и мужественно защищали его. У них не было союзников, они были одиноки, и с гордостью обреченных защищали то, что было главным символом их убеждений.
Один из кадетов начала XX века © Фотобанк lori.ru
Юнкера и кадеты хлынули в Белую армию, и быстро стали ощутимой угрозой для большевиков. Современник тех трагических событий пишет: «Они говорили басом, чтобы казаться старше. Они изнемогали под тяжестью солдатской пехотной винтовки. Они совершали огромные, никакими уставами не предусмотренные переходы. Они тонули в реках, замерзали в снегах, безропотно голодали, переживали отчаяние безнадежности. Слово «кадет» стало самым ненавистным и самым яростным символом для революционеров».
В конце концов генерал Врангель, чтобы уберечь оставшихся в живых кадетов, создал в Крыму новый кадетский корпус и собрал туда со всех фронтов сражавшихся юношей. За парты вновь сели мальчики, но уже опаленные войной, – только Георгиевских кавалеров на этом курсе оказалось более сорока человек. После того как Белая армия потерпела поражение, эмигранты создали несколько кадетских корпусов в Сербии и во Франции. Это – единственный случай, когда военное учреждение одной страны существовало на территории другого государства. Кадетское движение за рубежом – еще одна страница нашей истории, которую нужно знать каждому.
Кадеты © Фотобанк lori.ru
Во времена СССР были открыты Суворовские и Нахимовские училища. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории отечественной армии и флота. Но возрождение кадетских корпусов с их уникальным опытом воспитанием гражданина и патриота стало возможным лишь после 1991 года.
Современная педагогика изобретает всё новые и новые способы воспитания ребёнка и формирования его личности. Дошли уже до того, что родителям ничего формировать не советуют — дескать, подрастёт ребёнок — сам выберет, а «свободное общество» (вместе с ювенальной юстицией) в этом ему поможет. История, заветы прошлого, вековые традиции семейного и государственного воспитания — всё это давно не в фаворе. Столь равнодушный и раболепный подход к воспитанию ребёнка, конечно же, делает его безликим эгоистом. Поэтому, отвергая вредное, мы решили обратиться к уникальному опыту православного воспитания мальчиков и юношей в кадетских корпусах времён Российской империи.
Первый кадетский корпус, прообраз современной системы кадетских корпусов, был создан Указом императрицы Анны Иоанновны в 1732 году в Санкт-Петербурге. Двумя десятилетиями ранее возник его предшественник — навигатская школа Петра I, положившая начало поиску лучшей системы мужского воспитания и образования в Российской империи. Спустя столетие насчитывалось уже тридцать кадетских корпусов — от Пскова и Киева до Омска и Ташкента.
За годы развития кадетские корпуса претерпели массу метаморфоз, прошли через многие реформы (в том числе через перевод на гражданские рельсы «военных гимназий» при военном министре Дмитрии Милютине) и явили всему миру пример воспитания настоящих воинов Христовых — людей высоконравственных, честных и доблестных.
«Русские кадетские корпуса поставляли русскому государству кадры молодёжи, хорошо подготовленной религиозно, морально, интеллектуально и физически, для жертвенного служения Родине. Кадетские корпуса были военными общежитиями с военной дисциплиной, в которых был военный дух. Вместе с тем, кадетские корпуса давали хорошее общее среднее семилетнее образование (соответствует программе современного среднего образования с 4-го по 10-й или 11-й классы — Р. К.), чтобы их питомцы могли потом служить государству и народу на любом поприще. Религия ообще и Православие в частности занимали исключительно важное место в этой педагогической системе. Закон Божий стоял на первом месте.
В согласии с завещанием Суворова, всё наше национально-патриотическое воспитание основывалось в конечном итоге на христианских заповедях, как их проповедует Православная Церковь, на любви к Отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя, а посему и выдумывать ничего иного не надо».
Такое определение Русского кадетского корпуса составила в 1995 году специальная Комиссия эмигрантского Объединения кадет российских кадетских корпусов в Аргентине. Её возглавили граф Александр Коновницын, кадет Пажеского корпуса, Алексей Эльснер, кадет Донского кадетского корпуса, и председатель Объединения Игорь Андрушкевич.
Целью воспитания кадетов в Российской империи было не образование как таковое (то есть передача ученику определённых знаний и навыков), а формирование высоконравственной личности православного христианина. Именно поэтому, имея большой багаж знаний (по иностранным языкам, естественным наукам, живописи, музыке и т.д.), выпускники кадетских корпусов вовсе не походили на представителей современной «золотой молодёжи». Ведь идеалами их юношеских представлений были не дорогие поместья, лакеи и кареты с выездом, но добровольная жертва собой ради других, по примеру святых Православной Церкви и самого Христа Спасителя.
В отличие от «суворовских» военных училищ с двухлетней и трёхлетней программой обучения, кадетское воспитание всегда начиналось с семьи, с самого рождения до десяти лет, продолжалось в корпусе — до семнадцати, а затем увенчивалось военным училищем (в целом — почти 10 лет непрерывного государственного военного образования). Стержнем всей жизни кадет, от рождения до глубокой старости, становилось жертвенное служение. На этом завете — жертвы всей жизни — строилась система кадетского воспитания в Российской империи. Кадета императорской России можно охарактеризовать словами из романа «Братья Карамазовы»: «…был он юноша отчасти уже нашего последнего времени, то есть честный по природе своей, требующий правды, ищущий её и верующий в неё, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силой души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью».
Современным родителям, стремящимся воспитать личность, стоит обратить внимание на то, что ещё в раннем детстве будущим кадетам задавался образ для подражания — как в форме отцовского совета («“Смерть за Отчизну — заветная доля”, — мне говорил мой отец» , — поётся в одной кадетской песне), так и в виде живого примера (отцы кадет были, как правило, офицерами или Георгиевскими кавалерами из солдат, особо отличившимися на военной службе). Примером для подражания выступали не только родители будущих кадет, с детства готовившие своих детей к службе, но и герои истории. Безусловным образцом для подражания массы мальчишек были императоры России и выдающиеся полководцы настоящего и прошлого.
Уже непосредственно в кадетском корпусе образование строилось не по скупой формуле, придуманной чиновником или педагогом, а на живом примере отца-командира. В кадетских корпусах особое внимание уделялось подбору преподавателей и офицеров. В корпуса попадали лишь лучшие, уже зарекомендовавшие себя по службе офицеры, и только состоявшиеся, цельные педагоги с хорошим стажем. Никаких «запойных генералов» (как это показано в лубке-пародии «Сибирский цирюльник») или сумасшедших учителей (как это из года в год пережёвывается в современных американских «молодёжных комедиях») там быть не могло и никогда не было. Педагогические комиссии, попечительские советы в лице великих князей, самих государей, а также представителей общественности, надёжно гарантировали надлежащий отбор воспитателей.
Особое внимание уделялось законоучителям — преподавателям закона Божьего и духовникам учащихся. В кадетские корпуса попадали лучшие священники. Они не только знали догматическое богословие и историю Церкви, но умели найти путь к душе своих воспитанников. Лучшие из кадет несли послушание в храме корпуса (пономари, кадетский хор, чтецы), все кадеты регулярно исповедовались, говели и причащались, в первую очередь в дни великих и двунадесятых праздников.
И вот — среди иерархов Русской Православной Церкви Заграницей оказалось пять митрополитов — выпускников кадетских корпусов. Один из них — святитель Иоанн Шанхайский, выпускник Полтавского кадетского корпуса.
Немаловажно и то, что каждый кадетский корпус имел своего Высочайшего шефа — личность, на образ и пример которой он ориентировался. В отличие от современных школ и училищ, усреднённых и упорядоченных по номеру (что скажет читателю «гимназия № 513» или «физико-математическая школа № 322»?), корпуса носили имена своих шефов.
«Какого корпуса?» — спрашивает офицер-воспитатель молодого кадета в романе Александра Куприна «Юнкера». «Императрицы Анны Иоанновны…» , — следует чёткий ответ. Такими же чёткими и ясными были и представления о жизни и ответы кадет корпусов Владимирского Киевского Кадетского, Одесского Великого Князя Константина Константиновича, Суворовского (одного на всю страну!), Николаевского (Императора Николая I в Санкт-Петербурге), Ташкентского Наследника Цесаревича Алексия, и многих других.
Каждый кадетский корпус имел и свой собственный девиз, красовавшийся на фасаде учебного здания, в бальной зале или в ротном помещении. «Душу — Богу, сердце — даме, честь — никому» , — говорили кадеты-тифлисцы. «Не в силе Бог, а в правде» , — отвечали им кадеты-киевляне. «Погон у кадет разный, а душа у кадет одна» , — говорили они все вместе. И общность кадетских душ выражалась в массе не уловимых для внешнего наблюдателя традиций, навеки связывавших кадета с историей его корпуса. Недаром на стенах кадетских корпусов и училищ висели мраморные плиты, на которых вместе с именами лучших кадет были выбиты имена выпускников, павших на полях сражений. Недаром даже в эмиграции, в силу крепкой братской традиции, когда самих кадетских корпусов уже не было, в особые синодики продолжали записывать имена умерших кадет — традиция требовала, чтобы живые могли поминать усопших.
Сила кадетской закалки — системы кадетского воспитания — была так велика, что даже после фактического краха государства, создавшего кадетские корпуса, они выжили и просуществовали в эмиграции ещё полвека (!), до 1964 года. Наиболее известным и прославленным кадетским корпусом стал Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус в Югославии. Остановимся немного на его истории.
С приходом к власти большевиков все кадетские корпуса, оказавшиеся на территории, им подвластной, были закрыты и уничтожены. Многие из корпусов оказали вооружённое сопротивление своим поработителям, проявив героизм и изобретательность. Знамёна кадетских корпусов с огромным трудом и опасностью для жизни кадет оберегались и вывозились всеми возможными способами. Большинство старших кадет вступили в ряды Белой армии, партизанских отрядов и соединений, младшие кадеты также испытали на себе все перипетии гражданской войны.
На юге и востоке страны законная власть восстановилась быстрее всего. Именно сюда стали прорываться группами и в одиночку кадеты из всех городов, где были расположены кадетские корпуса. Так, по-началу в Новочеркасске, а затем в Киеве и Одессе, стали возрождаться бастионы кадетства. Особым — по своему значению и по своему составу — стал Крымский кадетский корпус, куда из боевых частей Белой армии были переведены доучиваться юные герои Белого фронта, многим из которых не исполнилось и пятнадцати. В 1920 году с приближением большевиков они были в организованном порядке вывезены в Югославию (тогда — Государство Сербов, Хорватов и Словенцев). Из кадет Киевского, Одесского и Полоцкого кадетских корпусов сложился костяк будущих «княже-константиновичей», о чём лучше всего говорит написанная самими кадетами в эмиграции песня:
Державной волей Николая,
Всесильной волею Царя,
Его заветы исполняя,
Возникли два монастыря.
Один безмолвно и угрюмо
В старинном Киеве стоял,
Другой среди мирского шума
В Одессе стены возвышал.
Но не монахи обитали
В стенах тех двух монастырей,
Их Корпусами называли
По всей Руси среди людей.
Но вот минули годы счастья,
Настал ужасный смутный год,
И знамя красное безвластья
Поднял в безумии народ.
И оба корпуса, гонимы
Пожаром общего огнём,
Предел покинули родимый
И гнёзда старые на нём.
И после долгих испытаний
За рубежом родной земли
Они предел своих скитаний
В унылой Сербии нашли.
Там Русский Корпус был основан
Сплочённый массою кадет,
Одною верой крепко скован,
Одной традицией согрет.
Седых заветов, Русь Святая,
Мы не могли здесь позабыть.
Венок традиций заплетая,
Мы будем их в душе носить.
Мы верим в силу Провиденья -
Взойдёт счастливая заря,
Когда в пылу святого рвенья
Умрём за Русь и за Царя!
Благодаря поддержке сербского правительства (король Александр I Карагеоргиевич был выпускником Пажеского корпуса и любил Россию) удалось полностью воссоздать весь быт и уклад кадетской жизни за рубежом. Поначалу в Югославии было создано три кадетских корпуса (Крымский кадетский корпус, Донской кадетский корпус, и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус). Преподавание в них было построено по тем же заветам, что и в Российской империи.
Первый Русский кадетский корпус просуществовал дольше остальных. До 1929 года он находился в Сараево, а затем — в Белой Церкви, на границе с Румынией. Долгое время директором корпуса был опытный педагог, автор шестидесяти семи заветов кадет, генерал-лейтенант Борис Адамович. Процитируем его слова, произнесённые во время первого празднования корпусного праздника: «Когда во Владимире, где Александр Невский был великим князем, была получена весть о его кончине, митрополит Кирилл сказал народу: “Зашло солнце земли Русской!” — народ ответил воплем: “Погибаем мы!” Не повторяйте этих слов отчаяния! Но со словами князя Александра Невского “Не в силе Бог, а в правде!” и под святым покровом его собирайся в жизнь, моя малая кадетская дружина, молись и добивайся, чтобы снова взошло солнце Русской земли. Вот почему наш праздник приходится на день святого благоверного князя Александра Невского!» Эта краткая выдержка из речи генерала Адамовича ясно отражает дух и цели воспитания кадет в эмиграции.
Стоит сказать и о том, что многие из кадет были сиротами, потерявшими своих родителей в годы смуты. Кадетский корпус с его заветами братства, веры и верности стал для них новым домом, в котором выросли и оперились потерявшие свои родовые гнёзда птенцы. Благодаря огромной работе наших педагогов и поддержке сербов более двадцати лет удавалось сохранять и приумножать традиции воспитания в эмиграции, при этом в те годы в СССР даже упоминание о кадетах было под запретом.
К сожалению, история Первого Русского кадетского корпуса в Югославии закончилась трагически. В 1941 году Сербия была оккупирована войсками нацистской Германии. На этом фоне в стране постепенно стала разворачиваться гражданская война монархистов-четников и коммунистов-титовцев, поставившая весь сербский народ между молотом и наковальней. Вскоре нацистскую оккупацию сменил приход Красной армии. Большинство воспитателей, преподавателей и часть кадет не успели эвакуироваться в сентябре 1944 года и остались на своих насиженных местах. Их судьбы оказались весьма печальными, а в некоторых случаях и трагическими. Красная армия вошла в Белую Церковь 1 октября 1944 года. Вскоре после этого начались аресты и быстрые расправы с представителями военной эмиграции. Огромное количество преподавателей и офицеров были расстреляны, многие оказались в тюрьмах и лагерях, и лишь спустя годы смогли выйти на свободу. Судьба остальных — тех, кто эвакуировался в начале осени 1944 года, сложилась иначе. Сумевшие вырваться за границу кадеты рассеялись по миру, но не лишились крепких уз своего братства. Их девизом стало — «Рассеяны, но не расторгнуты», — а общим делом — создание кадетского музея в Сан-Франциско и многолетний выпуск журнала «Кадетская перекличка» (www.kadetpereklichka.org).
Во многом благодаря этому в начале 90-х годов заветы кадетских корпусов вернулись на родину. Они стали основой для воспитания молодёжи в кадетских корпусах современных России и Украины. Но это начало совсем другой истории, которую, будем надеяться, вы узнаете из следующих номеров журнала.
Послесловие.
История Владимирского Киевского кадетского корпуса является ярким примером кадетского воспитания. Открыт 1 января 1852 г. Указом императора Николая I. В Корпусе насчитывалось пятьсот кадет, в составе одного батальона (пяти рот, разделённых по возрастам) и двадцати двух воспитателей. Храмовый праздник — святого равноапостольного великого князя Владимира — отмечался 15 июля (ст. ст.), а корпусный праздник — 10 декабря. Кадеты носили белые погоны с буквами жёлтого цвета «В.К.».
Во время Гражданской войны в 1919 г. Корпус был эвакуирован в Одессу, а оттуда, спустя год, — в Сербию, вместе с Одесским кадетским корпусом, где составил основу Первого Русского кадетского корпуса. Владимирский Киевский кадетский корпус возрождён в Киеве в 2003 г.
Среди выпускников корпуса были такие прославленные генералы, как Николай Духонин (фельдфебель выпуска 1885 г., главнокомандующий Русской Армией, растерзанный большевиками в Ставке в 1917 г.), генералы Добровольческой армии М. Г. Дроздовский, А. П. Богаевский и В. В. Манштейн.