Финансовое планирование и бюджетирование. Итрп:бюджетирование и финансы Экономия 1с предприятие автоматизация бюджетирования
В 2013 году компания «1С» выпустила программный продукт «1С:ERP Управление предприятием 2». Эта программа на данный момент является флагманом среди систем управления предприятиями производства «1С».
«1С:ERP Управление предприятием 2» представляет собой комплексное решение для автоматизации, практически, всех областей деятельности предприятий любого масштаба.
Впервые программу производства «1С» можно рассматривать не только как надежную учетную систему, но и как современную систему УПРАВЛЕНИЯ предприятием. Такой подход предполагает возможность задать для предприятия некую единую политику управления и развития, а затем контролировать протекающие процессы на соответствие этой политике.
Общепризнанным инструментом стратегического управления предприятием является бюджетирование и планирование доходов / расходов / денежного потока / активов и обязательств. В то же время для контроля оперативной работы наиболее интересной и современной методикой управления является выстраивание системы сбалансированных показателей (BSC), которые превратят общую стратегию в набор инструментов мотивации персонала.
Эти механизмы присутствуют в «1С:ERP» с самых первых версий программы, они активно развиваются, но пока нет достаточной информации по их настройке и практическому применению. Этот вводный курс позволит читателю ознакомиться с данным функционалом программы.
Основная задача курса – создать у читателя целостную картину использования «1С:ERP» для получения практических бизнес-результатов.
Материалы курсы представляют собой определенные «конспекты», в которых нет детального разбора реквизитов каждого справочника / документа / отчета системы. В курсе не будут приводиться скриншоты программы. Это малоинформативно (картинка статична) и погружает читателя в ненужные технические детали. Для того чтобы улучшить восприятие учебных конспектов, к каждому разделу курса записано несколько видеолекций. Ссылки на видеолекции приводятся в конце глав и показывают реальные примеры работы с объектами программы. Вы можете повторить эти примеры, установив новую базу данных «1С:ERP» и проведя соответствующие настройки. Это позволит закрепить знания на практике.
При описании функционала программы всегда предварительно обозначается практический бизнес-результат, который будет получен при его использовании.
На кого ориентирован этот курс:
- На руководителей и специалистов финансовых и планово-экономических подразделений.
- На руководителей и специалистов ИТ подразделений, перед которыми стоит задача выбора системы комплексной автоматизации.
- На директоров и владельцев предприятий, которые интересуются новыми инструментами управления.
- На всех, кто интересуется планированием, бюджетированием и бизнес-анализом.
Какие проблемы предприятие сможет решить с помощью «1С:ERP», воспользовавшись материалами курса?
Предположим, что наше предприятие называется ООО «ПромТоргОпт», основным видом деятельности которого является производство металлоконструкций.
В работе предприятия есть ряд «трудных мест»:
- Существенная часть управленческих решений принимается сиюминутно в «ручном» режиме, без понимания того, к чему это приведет в будущем.
- Большинство управленческих решений является следствие «авторитета» инициатора, они зачастую рознятся и противоречат друг другу.
- Управление ведется в «посмертном» режиме, когда можно лишь констатировать случившееся и постараться избежать похожих негативных событий в будущем.
- Отсутствует стратегия дальнейшего развития предприятия.
- Руководители подразделений не имеют адекватной мотивации, их работа не привязана к результату.
- Расходы плохо соотносятся с его доходами.
- Велика доля срочных платежей, что требует привлечения заемных средств, для устранения кассовых разрывов.
- Существует большой объем ручной работы специалистов финансового департамента и планово-экономического отдела по контролю текущих закупок и платежей и подготовке отчетов для руководства предприятия.
- Предприятию тяжело получить внешние инвестиции из-за того что процесс подготовки необходимой отчетности регулярно затягивается и данные отчетов не всегда верны.
Вот примерный перечень проблем, для работы с которыми предназначены подсистемы планирования, бюджетирования и контроллинга «1С:ERP».
Если взглянуть на возможности «1С:ERP» не вдаваясь в детали, то механизмы планирования и контроля программы выглядят следующим образом:
- Есть фиксированный набор планов – план продаж, план производства/сборки, план закупок. Планы заполняются пользователями вручную или автоматически, на основе произведенных настроек. Планы имеют жестко заданную структуру хранимой информации. Планы могут взаимодействовать друг с другом (например, план продаж может служить основанием для плана производства, а план производства использоваться в закупках).
- Планы могут служить основанием для документов продаж/производства/закупок.
- Планы можно использовать для анализа достигнутых результатов и соответствующей мотивации сотрудников.
- В дополнение к планам можно создать неограниченное количество бюджетов. Бюджет отличается от плана тем, что он в большей степени относится к финансовому управлению предприятием в целом, а не только к оперативному планированию отдельных видов товарных потоков/оплат.
- На основании бюджетов могут быть заданы лимиты расходования денежных средств предприятия.
- Также как и планы, бюджеты могут использоваться для анализа текущей деятельности (мы задали стратегию, а теперь следим за её исполнением).
- Документы планов и бюджетов в процессе подготовки могут согласовываться ответственными лицами организации. Согласование может вестись как средствами «1С:ERP» (для простых вариантов согласования), так и с помощью конфигурации «1С:Документооборот» (для маршрутов согласования любой степени сложности).
- Наряду с планами и бюджетами в программе можно определить набор целевых показателей (KPI) для ответственных лиц организации.
- Целевые показатели позволяют перейти от общей стратегии (планов и бюджетов) к мотивации конкретного сотрудника, так чтобы увязать его работу с работой других людей и в итоге получить тот результат, который обозначен в стратегии
Это описание пока не отражает возможностей применения этих механизмов программы на практике. У читателя могут возникнуть вопросы, например: «Когда нужно использовать планы, а когда бюджеты? Можно ли отказаться от бюджетирования и использовать только целевые показатели/планы?» и т.д.
Ниже приведен ряд рекомендаций, которые основаны на применении программы в проектах автоматизации. Рекомендации в достаточной степени субъективны (вы можете задействовать программу и по-другому), но позволят перейти от сухой теории к практике.
Механизмы планирования удобно использовать для количественного планирования потоков товаров и работ. Например, если необходим какой-то документ-стратегия в качестве основания для заполнения документов производства / закупок, то используется подсистема планирования.
Механизмы бюджетирования используются для формирования финансовых планов предприятия.
- Профильные службы предприятия формируют план продаж в натуральных показателях – в количестве (объеме) номенклатуры.
- На основании плана продаж формируется план закупок – тоже в натуральных показателях.
- Планы продаж и закупок переносятся в соответствующие бюджеты продаж и закупок, данные планов укрупняются (до видов номенклатуры / видов деятельности и т.п.) и используются фин. отделом для создания мастер бюджетов предприятия – бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, прогнозного баланса.
- Информация из бюджетов используется для определения лимитов платежей. Лимиты, в свою очередь, используются для оперативного управления закупками.
То есть у нас есть специализированный план для специализированных нужд (продажи/закупки), у нас есть бюджеты любой необходимой формы, у нас есть лимиты - инструмент ограничения расходов, увязанный с планом и бюджетами.
Плюсом такого подхода является зонирование – каждая служба отвечает за те планы, которые относятся к её зоне ответственности, и работает с той детализацией информации, которая ей необходима.
Кроме того планы, в отличие от бюджетов, уже имеют нужную специализацию – здесь есть достаточно удобные инструменты для заполнения планов на основании исторических данных, удобно заполнять планы на основании друг друга и т.д.
Бюджетирование и планирование всегда имеют определенную периодичность, из-за этого анализ их исполнения характеризуется определенной «посмертностью»: мы закрыли очередной отчетный период и теперь можем сравнить фактические результаты нашей деятельности с плановыми величинами.
Но что делать, если мы хотим контролировать ситуацию «on-line», видеть текущий процент выполнения плана, тренд на конец периода?
Здесь поможет мониторинг целевых показателей.
Этот функционал программы позволяет задать набор неких «индикаторов» текущего состояния дел (KPI), с их помощью вы можете:
- Контролировать выполнение планов on-line,
- Анализировать динамику (сравнивать текущие значения KPI со значениями прошлых периодов),
- Анализировать тренд – что мы получим на конец периода при текущей интенсивности работ.
Информация о KPI может выводиться как в табличном, так и в графическом виде (диаграммы, графики). Данные KPI могут быть сразу расшифрованы соответствующими оперативными отчетами (например, из KPI «Продажи» можно сразу перейти в отчет по реализации).
Подсистема мониторинга целевых показателей предназначена для реализации в программе широко известной методике менеджмента «Система сбалансированных показателей (BSC)».
Такой подход позволяет перейти от глобальных планов/бюджетов к конкретным задачам каждого ответственного лица – что он должен делать, в каком объеме для того чтобы предприятие достигло стратегических целей.
Дальнейшее описание возможностей программы будет вестись на примере абстрактного предприятия ООО «ПромТоргОпт».
Проблемные места предприятия были озвучены во вводной части курса. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию принято решение внедрить на предприятии «1С:ERP».
Для проекта автоматизации были определены следующие этапы работ:
- Автоматизация текущей деятельности организации (продажи/закупки/документооборот/банк/касса).
- Автоматизация казначейства – краткосрочное планирование и контроль денежного потока.
- Разработка и внедрение инструментов планирования и бюджетирования организации.
- Мониторинг текущего состояния дел через установку ключевых показателей эффективности в зонах ответственности руководителей предприятия, увязка планов и результатов.
Описание возможностей программы по автоматизации текущей (оперативной) деятельности предприятия находится за пределами этого курса, поэтому предполагается, что в «1С:ERP» на данный момент уже есть следующая информация:
- Заполнены основные справочники системы (номенклатура, партнеры-контрагенты, договоры и т.д.).
- Внесены начальные остатки материальных запасов, взаиморасчетов и т.д..
- Оперативно вносятся документы продаж/закупок/производства.
- Вносятся банковские и кассовые документы.
- Ведется кадровый документооборот, расчет зарплаты.
- Рассчитывается себестоимость.
Текущим этапом работ является автоматизация оперативного управления денежным потоком – казначейство.
Постановка задачи:
1. Необходимо обеспечить формирование бюджета движения денежных средств (БДДС) на первый квартал текущего года. Необходимо обеспечить формирование (план-факт) следующих отчетов:
В подсистему бюджетирования должны попадать фактические данные, должна быть возможность план-фактного анализа за выбранный пользователем период.
2. Продукция, услуги, технология производства
3. Организационная структура предприятия
4. Затраты на производство
5. Закупки материалов, расчеты с поставщиками
6. Продажи, расчеты с покупателями
7. Структура бюджета движения денежных средств (далее БДДС).
8. Управленческий план счетов и счета бюджетирования.
9. Для плановых расчетов необходимо учесть следующие зависимости:
1. Необходимо добавить бюджет (БДДС), ввести статьи оборотов, статьи бюджета. Так же важно настроить источники данных, что бы выполнялось автоматическое заполнение (расчет) оборотов.
2. Необходимо рассчитать (и установить) плановую себестоимость продукции и полуфабрикатов. Для этого можно использовать обработку "Расчет плановой себестоимости"
3. Необходимо ввести начальные остатки (фактические) на счетах управленческого учета (бюджетирования). Сделать это можно автоматически, так как ранее мы настроили источники данных для расчета бюджетирования.
4. Необходимо ввести план продаж. Важно понимать, что именно данные плана продаж является исходными для остальных планов и бюджетов.
5. Далее, необходимо сформировать бюджет продаж и бюджет оплат от покупателей. При этом нужно обеспечить автоматический расчет бюджета оплат (так как 30% покупатель платит при отгрузке, а 70% процентов в следующем месяце).
(2) Затем, выполним расчет и сформируем обороты (плановые, по основному сценарию планирования) по статьям бюджетирования и по управленческому плану счетов.
5. Далее, рассчитаем бюджет выплат поставщикам (за поставку материалов). Исходными данными будет объем закупок (по сумме) за предыдущий год увеличенный на 20%. Так же нужно распределить полученную (запланированную) сумму по месяцам, учитывая сезонность потребности в материалах.
6. Далее, рассчитаем бюджет выплат сдельной заработной платы. Исходными данными будет запланированное количество продаж продукции, текущее (имеющееся) количество продукции, плановая с/c выпуска единицы каждой продукции, дополнительный коэффициент =1.2.
Важно понимать, что программа позволяет настроить произвольный алгоритм расчета (формулу расчета).
7. Далее, запланируем общую сумму (на основное и вспомогательное производство) общепроизводственных расходов. Затем, распределим эти расходы пропорционально выручке (продажам) между основным и вспомогательным производством.
8. Настроим в программе ограничение (не превышать бюджет более чем на 10%) на предельную сумму расхода денежных средств (по статье оборотов "Выплаты на упр. расходы") .
После этого программа будет автоматически контролировать (запрещать оформление заявок на расходование денежных средств) если общая запланированная (по заявкам) сумма будет превышать бюджет на 10%.
Нужно понимать, для того, что бы использовать данный функционал, расход денежных средств следует оформлять строго с привязкой к заявке на расходование денежных средств.
9. На этом, подготовка и настройка программы в части бюджетирование завершается. Далее, в программе будут отражаться фактические данные (в нашем случае, оплаты поставщикам, оплаты покупателей, выплаты сдельной зарплаты, списание д/с на общехозяйственные расходы). В конце выбранного периода (например ежемесячно) необходимо ввести в систему бюджетирования данные о фактических оборотах (по статьям бюджетирования и счетам управленческого учета).
Заполнение происходит автоматически, по кнопке "Заполнить.."
10. Итого: на данном шаге подсистема бюджетирования содержит плановые и фактические данные.
Таким образом, теперь можно сформировать отчеты: сравнительный анализ оборотов по бюджету и финансовый расчет.
В данной статье мы продолжим рассмотрение темы бюджетирования, начатую в предыдущей статье . Мы рассмотрим методы планирования бюджетов и некоторые инструменты, используемые в программных продуктах, предназначенных для автоматизации данного процесса.
Методы планирования
Приступая к планированию бюджетов, руководители компании, прежде всего, должны определиться с тем, какой именно метод планирования они будут использовать?
Различают следующие методы планирования:
- «сверху вниз»;
- «снизу вверх»;
- «снизу вверх/сверху вниз».
Методология «Сверху вниз» используется при формировании бюджетов руководителями компании. Суть данного метода заключается в том, что руководство компании предоставляет функциональным подразделениям целевые показатели на планируемый период (показатели по прибыли, товарообороту, минимизации налогов и т.д.). Далее функциональные подразделения делают детализацию и расшифровку бюджетов, основываясь на этих показателях.
Методология планирования «Снизу вверх» применяется при стратегии планирования «от возможностей компании». Она заключается в том, что функциональные подразделения предоставляют бюджет, формируемый на основании своих возможностей (производственных мощностей, данных логистических подразделений, складских мощностей и т.д.). Недостатком этого подхода является то, что эти показатели являются субъективными, т.к. подразделения перестраховываются, закладывают дополнительные риски, что приводит к формированию «раздутых» бюджетов, неоптимальному использованию ресурсов и тормозит развитие бизнеса.
Методология планирования «Снизу вверх/сверху вниз» заключается в формировании бюджетов, которые являются результатом согласования финансовых целей, поставленных руководителями компании и возможностей подразделений, оцененных менеджерами подразделений. Такая методология является максимально эффективной для развития компании.
Периоды планирования
В зависимости от потребностей компании для формирования бюджетов используются различные периоды планирования . Например, для мелких компаний чаще всего формируются бюджеты на месяц. Для крупных компаний и холдингов обычно составляются стратегические планы развития, поэтому периоды планирования могут составлять до нескольких лет.
Долгосрочные бюджеты могут разбиваться на более мелкие контрольные периоды, по которым подводятся промежуточные итоги. Так, например, годовой бюджет может иметь детализацию по месяцам, что дает возможность не только увидеть результат исполнения бюджета за год целиком, но и по каждому месяцу отдельно. Также это дает возможность распределить общий годовой бюджет по более мелким периодам, например, равномерно распределить сумму на каждый месяц.
Построение бюджетов
Менеджеры компании разрабатывают бюджеты для проектов, направлений деятельности, подразделений с детализацией по периодам, контрагентам или даже конкретной номенклатуре.
Возлагаемая на менеджера, формирующего бюджет, ответственность за исполнение бюджетных показателей стимулирует его к достижению наилучших результатов и максимально точному формированию бюджетов.
Какие же бюджеты необходимы? – ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Обычно формируются следующие бюджеты:
- Бюджет доходов и расходов (БДР) – бюджеты, отражающие доходы и расходы предприятия, структурированные по видам и экономическому содержанию.
- Бюджет движения денежных средств (БДДС) – бюджеты, отражающие источники поступлений и направления расходов денежных средств.
- Бюджеты, которые необходимы компании для планирования по конкретным направлениям затрат и прибылей, например функциональные бюджеты, бюджеты проектов, инвестиционные бюджеты, бюджеты ЦФО и т.д.
- В крупных компаниях также часто используется Бюджет по балансовому листу (ББЛ) – прогноз соотношения активов и пассивов компании.
Каждый бюджет имеет доходную и расходную часть, состав которых является индивидуальным для каждой компании. Статьи бюджетов могут содержать не только суммовые показатели, но и количественные. Например, статья бюджета может содержать информацию о количестве сотрудников предприятия, количестве необходимой для обеспечения их работы мебели или количестве произведенной продукции и т.д.
Пример набора статей простейшего бюджета приведен на Рисунке 1.
Рисунок 1 - Пример набора статей бюджета
После предварительного формирования бюджетов производится их корректировка и разрабатываются различные варианты их реализации - сценарии . Примером использования нескольких сценариев может послужить формирование оптимистического и пессимистического прогнозов, в которых учитываются различные факторы, влияющие на исполнение бюджета.
После утверждения бюджетов они становятся основой для управления на весь период планирования бюджета.
С определенной периодичностью (например, раз в месяц или квартал) проводится сбор фактических данных по исполнению бюджетов и план-фактный анализ. На основании план-фактного анализа производят корректировку бюджетов и принимают меры для минимизации отклонений от поставленных целей и максимальному соответствию бюджетам. К таким мерам могут относиться:
- Перераспределение средств;
- корректировка бюджета с учетом «новых обстоятельств»;
- привлечение дополнительных источников финансирования;
- применение мер персональной ответственности к лицам, ответственным за соблюдения бюджета;
- и т.д.
Так как структура бюджетов из периода в период обычно остается неизменной, то используют формирование бюджетов одним из следующих способов:
- Формирование бюджета с ручным заполнением плановых показателей.
- Формирование бюджета на основании имеющихся плановых и фактических данных, которые хранятся в системе в различных документах и регистрах.
- Формирование бюджета путем копирования данных из бюджета за предыдущий период (может использоваться копирование с изменением на какой-то коэффициент или на жестко заданную сумму).
- Формирование бюджета путем копирования данных из бюджета за предыдущий период с учетом планового изменения курса валют.
- Консолидация данных из нескольких бюджетов, созданных для различных подразделений на различные периоды и с различными наборами статей оборотов, созданными с использованием различных сценариев.
Инструменты бюджетирования
Сценарии планирования
Для формирования различных вариантов исполнения бюджетов и задания периода планирования в большинстве используемых на данный момент систем применяется такой инструмент, как «Сценарии планирования» . Сценарии часто формируют для получения оптимистического и пессимистического вариантов исполнения бюджета. Также сценарии могут быть построены на периоды различной длительности с целью получения возможности более детального планирования с учетом «текущих обстоятельств».
Рисунок 2 - Параметры сценария планирования в «1С:Управление производственным предприятием»
В ряде конфигураций 1С есть возможность формирования сценария с прогнозом изменения курса валют, например, повышения курса на определенную сумму каждый месяц или квартал – это дает возможность предварительного расчета плановых показателей на длительные периоды с учетом инфляции.
Рисунок 3 - Задание планового курса валюты в сценарии планирования
Установка лимитов бюджетов
Одним из важных инструментов в Бюджетировании является лимитирование.
Наиболее часто используют Ограничивающие лимиты и Целевые лимиты .
Ограничивающие – это лимиты (ограничения), превышение которых не допустимо. Такие лимиты могут использоваться для ограничения затрат:
- по определенным статьям бюджетов;
- по конкретным ЦФО;
- по проектам;
- по конкретной номенклатуре;
- и др.
Также может быть использована комбинация из нескольких показателей, например: лимит на затраты по заработной плате для работающих по проекту N, или лимит на затраты по канцелярским товарам для бухгалтерии.
Контроль за соблюдением лимитов обычно происходит автоматически учетной системой и не дает формировать платежные документы или заявки на расходование денежных средств по данной статье затрат при превышении бюджета. Однако если «очень нужно», то, имеющий на это права пользователь системы, может с помощью специальных инструментов разрешить оплату «сверх лимита». Так же существуют механизмы позволяющие переместить часть средств с одной статьи бюджетов на другую, если на ней остались неиспользованные в нужном периоде средства.
Рисунок 4 - Установка лимитов в «1С:Управление производственным предприятием»
Целевые – лимиты, которые являются целями, при достижении которых выполняются определенные действия. Такие лимиты могут устанавливаться как на расходные, так и приходные статьи. Например, может быть оповещение при выполнении плана продаж или при достижении необходимого значения может формироваться премиальная часть бюджета для отдела продаж.
Платежный календарь
Еще одним важным инструментом, который присутствует в большинстве программных решений, используемых для автоматизации Бюджетирования, является Платежный календарь . Данный инструмент обычно представляет из себя таблицу с необходимой детализацией по периодам, в которой на основании документов, планирующих приход и расход денежных средств и учетом данных о фактическом движении денежных средств можно визуально увидеть картину достаточности средств. Например, если расход превышает доход, то недостающая сумма выводится красным, если не превышает, то черным. В случае недостаточности средств, ответственное лицо может принять решение необходимое для изменения ситуации. Например, может быть привлечен сторонний капитал или переброшено финансирование с одного объекта\проекта\подразделения на другое.
25.01.2011
Сертификат "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие" получил программный продукт "Модуль "Бюджетирование" для 1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8", представленный на сертификацию как дополнение к типовой конфигурации "Бухгалтерия бюджетного учреждения", разработанное в среде "1С:Предприятия 8.2" в обычном режиме.
Продукт планируется выпустить совместно с фирмой "1С". О начале продаж можно узнать из информации на сайте фирмы "1С". Модуль "Бюджетирование" для "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" разработан при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Модуль "Бюджетирование" для 1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8"
Модуль "Бюджетирование" для "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" предназначен для автоматизации процесса планирования и контроля исполнения плановых показателей в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов. Модуль предназначен для решения следующих задач:
- создания модели бюджетирования, основанной как на прогнозных, так и статистических (исторических) данных;
- планирования финансового состояния организации на любой период в разрезе управленческих статей с использованием необходимой аналитики;
- контроля выполнения планов путем многомерного план-фактного анализа с выявлением отклонений по выбранным разрезам аналитики.
Модуль также предоставляет возможность для оперативного управления денежными потоками в учреждении по утвержденным планам финансово-хозяйственной деятельности (сметам).
Модуль разработан с использованием объектов подсистемы "Бюджетирование" и других подсистем типового решения "1C:Управление производственным предприятием 8". Не является самостоятельным продуктом, является дополнением к типовому продукту "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8".
Новости
25.07.2019
Изменение цен на онлайн-кассы
Более выгодные условия приобретения смарт-терминалов Эвотор!
23.07.2019
Качественная автоматизация документооборота под специфику Вашей компании
Проблемы с ведением документооборота, достали потери данных, ошибки и замедление работы? Пора думать о надежной автоматизации документооборота!
17.07.2019
День рождение группы компаний 1С-Рарус
Нам 25 лет!
Новости 1С
14.06.2019
Правительство Республики Марий Эл и фирма "1С" подписали Соглашение о сотрудничестве в области информационных технологий
7 июня на Петербургском международном экономическом форуме председатель правительства республики Марий Эл Александр Евстифеев и директор фирмы "1С" Борис Нуралиев подписали соглашение о сотрудничестве.
06.05.2019
Новый дизайн сайта its.1c.ru
Подробнее о новом интерфейсе, структуре и функционале
Бюджетирование в 1С:УПП в первую очередь необходимо для планирования и анализа деятельности предприятия. Оно позволяет строить практически любые отчёты, как плановые, так и фактические.
Бюджетирование в 1С:УПП – относительно замкнутая и обособленная от других подсистема в "1С:Управление Производственным Предприятием", живет своей отдельной жизнью:
- Имеет свои собственные документы и регистры учета, собственный план счетов;
- Имеет свою собственную методику отражения хозяйственных операций;
- Имеет свои собственные отчеты.
Бюджетирование в 1С:УПП находится как бы в стороне от общего учета. Эта подсистема позволяет с помощью описанных правил "затягивать" в себя информацию. Это может быть фактическая учетная информация или информация, влияющая на плановые данные. На самом деле факт и план в бюджетировании отличаются только одним – факт хранится с ПУСТЫМ сценарием. Затянуть фактические данные можно легко и просто документом "Учет фактических данных по бюджетам", а плановые "Расчётом по модели бюджетирования". Но для этого надо разобраться с "правилами", которые в 1С:УПП называются "источники данных для расчётов бюджетирования".
Они позволяют обратиться к любой подсистеме 1С:УПП, причём можно написать произвольный запрос.
Бюджетирование в 1С:УПП связано с другими подсистемами только через:
- Механизм подключения источников данных
- Несколько общих справочников (Например, для подсистем бюджетирования и объемно-календарного планирования используется единый справочник сценариев)
Специфика подсистемы бюджетирования в 1С:УПП отчасти определяется тем, что сам метод бюджетирования представляет собой симбиоз двух существенно различных методов: многовариантного планирования на будущее, и метода двойной записи, используемого в "посмертном" бухгалтерском учете.
Назначение подсистемы бюджетирование в 1С:УПП
- Планирование на любой период движения средств и финансового состояния компании в целом:
- Составление бюджетов компании:
- Контроль плановых и фактических данных:
- Контроль расходования средств
- Составление сводной отчетности
*В разрезе оборотов по статьям бюджетов
*В разрезе остатков по плану счетов бюджетирования
*Бюджет доходов и расходов,
*Бюджет движения денежных средств,
*Прогнозный баланс,
*Другие оборотные бюджеты
*Анализ отклонений плановых и фактических данных
*На соответствие установленным целевым показателям
* Соответствие текущих планов рабочему плану на период
* Анализ исполнения бюджетных заявок
Основные принципы организации хранения данных в подсистеме бюджетирование в 1С:УПП
Для планирования деятельности есть три базовых сущности учета и анализа:
- Статьи оборотов
- Центры финансовой ответственности (ЦФО)
- План счетов бюджетирования
*Нужны для обозначения тех или иных финансовых операций, которые регистрируются при бюджетировании
*Определяют подразделения или иные бизнес-единицы, отвечающие за исполнение перечня бюджетных показателей
*Определяет структуру ресурсов предприятия, значимых для бюджетирования
Планирование в подсистеме бюджетирование в 1С:УПП
Планирование ведется для предприятия в целом, без учета деления на организации
Объектом планирования подсистемы бюджетирования в 1С:УПП является бюджетная операция. Для каждой операции может быть указана своя валюта.
Для каждого вида операции есть объект, который её описывает - статья оборотов по бюджетам.
Операции точно так же, как и в БУ изменяют состояние счетов. Только в подсистеме бюджетирование 1С:УПП это свой план счетов, который пользователь может настроить по своему усмотрению и проводки тоже настраивает пользователь для каждой статьи оборотов.
А уже из статей оборотов и счетов, расположенных в нужном порядке, формируются бюджеты, например, БДДС или БДР. Это позволяет, ввести один раз оборот по статье (Например, "Поступление оплаты от покупателей") и эта цифра попадёт сразу в несколько бюджетов.
Статьи оборотов могут быть зависимыми друг от друга. Например, если мы купили товар, то должны сделать оплату поставщику.
Планирование может быть детализировано по следующим аналитическим разрезам:
*В подсистеме бюджетирование в 1С:УПП организована поддержка сценариев планирования. Это дает:
- Возможность хранения вариантов и версий планов
- Возможность планирования с различной временной детализацией (день, неделя, месяц, квартал, год)
- Для каждого сценария есть возможность использования отдельной валюты и/или независимо редактируемой линейки курсов валют
*Для хранения информации о статьях оборотов используется справочник Статьи оборотов по бюджетам
При установке соответствующих флажков в статье оборотов настраивается ведение учета по количеству, сумме, контрагентам и номенклатуре. Дополнительно могут быть выбраны значения, которые будут использоваться системой в качестве значений по умолчанию: для количественного учета можно выбрать единицу измерения, для суммового учета – валюту, для учета по контрагентам – основного контрагента, для учета по номенклатуре - номенклатуру.
На закладке Проводки указывается способ отражения оборотов по статье на плане счетов бюджетирования. Вводятся счета и коэффициенты для получения значений суммы и количества в проводке на основании суммы и количества бюджетной операции. По этим данным формируются проводки при проведении бюджетной транзакции.
Одновременно может быть указано несколько проводок.
*Справочник Центры финансовой ответственности (ЦФО) предназначен для хранения информации о центрах финансовой ответственности – структурных подразделениях организации.
Для ЦФО можно указать его вид в справочнике Виды ЦФО.
*Ведение аналитики по Проектам позволяет увеличить степень детализации бюджетирования, сопоставлять в этом разрезе данные бюджетирования, объемно-календарного планирования и фактического учета.
Управление проектами в программе 1С:УПП устанавливается в настройках параметров учета.
*Ведение бюджетных операций по Контрагенту позволяет более точно указывать плановые обороты. Например, плановые обороты расходов денежных средств можно вести в разрезе поставщиков.
*В качестве разрезов аналитики Номенклатура используются элементы справочников Номенклатура и Номенклатурные группы, в зависимости от детализации сценария планирования. В бюджетировании в 1С:УПП не используется аналитика по характеристикам или сериям номенклатуры.