Какой князь принял юрьев день. История и традиции дня великомученика юрия. Юрьев день в духовной культуре
В этом году исполнилось 515 лет Судебнику Ивана III (1497 г .). Самой известной статьёй этого Судебника является 57-я статья, в которой был установлен срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Этот переход разрешался за неделю до и неделю после Юрьева дня.
Юрьев день - церковный праздник, посвященный св. Георгию Победоносцу. Отмечается 9 декабря (26 ноября по ст.ст.). По традиции на Руси в этот день осуществлялся переход крестьян от одного феодала к другому. До конца 16 в. крестьяне - это лично свободные земледельцы-общинники, у которых был земельный надел, рабочий скот и орудия труда, необходимые для обработки земли.
Крестьяне, как и феодал
ы, появились на Руси не сразу. Земледелец из родовой общины не являлся крестьянином. Он участвовал в управлении своим коллективом (в народном собрании) и был воиномво время войны. Это не влияло на его положение в обществе, а земледелие не являлось его основным занятием. Общинник превращается в крестьянина, когда перестаёт быть воином и участвовать в народном собрании. Процесс формирования крестьянства шёл двумя путями: в крестьян превращались рабы, посаженные на землю и полностью зависевшие от своего господина, а с другой стороны, князья и дружина сосредоточивали в своих руках права, которыми располагала община, оставляя общине лишь то, что не могло отразиться на их могуществе. Появление соседской общины сыграло огромную роль в образовании крестьянства, т.к. её деятельность основывалась на хозяйственных связях. Такой коллектив было труднее подчинить знати, следовательно, община служила ограничителем растущих прав господствующего класса. Крестьянство делилось на лично зависимых и государственных. Поначалу на Руси преобладали крестьяне-общинники, которые зависели от коллектива феодалов. В письменных источниках они выступают под именем «люди» и «Русская Правда» не отделяет их от других сословий, т.е. не наблюдается понижения основного статуса земледельцев. Большесемейная община называлась вервь. Она насчитывала 150-400 человек. Вервь домонгольского периода являлась верховным собственником всей земли. С течением времени функции общины сузились, в ведении общинного суда находились дела семейные и внутренние дела общины. Наличие богатства не давало преимущества при выходе из общины: человек мог выйти из неё только со своим имуществом, но без земли. Таких людей называли изгоями. Они могли уйти на землю частного феодала и превратиться в зависимых людей. Рабство (холопство) было основным источником формирования зависимого от князя и дружинников крестьянства. Переводить холопов на землю феодалов вынуждала экономическая необходимость. Этот источник дохода принадлежал только феодалу.
Кроме холопов к зависимым крестьянам относились смерды, находившиеся в личной зависимости только от князя. Если холопы попадали в зависимость через внеэкономическое принуждение, то закупы и рядовичи - через экономическое, через заключение договора (ряда) с частным владельцем, на основе которого рядовичи выполняли определённый объём работ. Купа - ссуда, которая бралась в долг, и закуп должен был её отработать в хозяйстве заимодавца, который предоставлял закупу всё необходимое для работы (скот, инвентарь). Таким образом, в личной зависимости от феодала находились: челядь, изгои, смерды, рядовичи, закупы, но общая численность названных категорий не превышала 10-15% от всего населения Древней Руси, т.е. общество состояло, в основном, из свободных людей. Постепенно все вышеупомянутые группы слились в одно сословие - крестьянство.
Термины «крестьяне» и «деревня» появились в Северо-Восточной Руси и известны с 14 в. Община 14-16 вв. называлась волостью. Волость была единственной формой сословного объединения крестьян. Она ведала общими угодьями и сооружениями, отстаивала в суде интересы каждого крестьянина и всей общины в целом. Волость имела право взимания податей с членов общины, несла ответственность за выплату нужной суммы (круговая порука). Наличие полномочий не означало самостоятельного существования общины; она имела право на существование, если признавала над собой поземельную и судебно-политическую зависимость. Собранные с крестьян платежи в княжескую казну, перереспределялись между членами правящей верхушки. Крестьяне не были полностью свободны, а находились в зависимости от всего класса феодалов в целом.
Расширение частносеньориальной собственности началось с 13 в. с преобладания княжеских доменов. Существовали дворцовые (княжеские) и частнофеодальные крестьяне (половники).Половник вёл самостоятельное хозяйство, получив у феодала ссуду на хозяйственные цели и землю.Власть феодала над наделом половника не ограничивалась ни традицией, ни законом - только экономической целесообразностью. Половник - тот, кто платил феодалу половину урожая, но это имело место лишь в исключительных случаях, обычно он платил 3-й, 4-й или 5-й сноп. Дееспособность половника была ограничена. Постепенно половники втягивались в общинную организацию, что ослабляло их личную зависимостьот феодала, но при этом возрастала поземельная зависимость. Поскольку в 13-15 вв. шёл процесс унификации крестьянства, то исчезает множественность в наименовании сельского населения и в 15 в. термин «половник» исчезает.
Частнособственнические крестьяне объединялись в общины. Приближенность к сеньору, проживание на его земле ограничивало дееспособность общины, но нигде землевладелец не отказывался от общинной организации. Он рассматривал её как низшее звено сеньориального аппарата и использовал для фискальных целей. Это усиливало зависимость общины, но феодалы не вмешивались в её хозяйственную жизнь, ограничиваясь сбором дохода с общины и выполнением ею повинностей.
Сословный статус крестьянства как единого сословия оформился в связи с объединением русских земель. При этом появилось стремление законодательно принизить положение крестьян. По Судебникам 1497 и 1551 гг. честь крестьянина оценивалась в 1 руб. Других мер дискриминации пока нет, нет и юридического оформления сословного статуса крестьянства. Крестьяне признаются лицами дееспособными: сами отвечают в суде за свои поступки, имеют право обращаться в суд на княжескую администрацию и частного владельца. Ограничение личной свободы крестьян сказалось в крепостничестве, которое начало складываться в 15-16 вв. В это время остро встала проблема перехода крестьян из одних владений в другие.
С сер.15 в. отмечаются грамоты великих и удельных князей, в которых запрещается или ограничивается срок срок перехода крестьян, но это касалось лишь монастырских крестьян. Встречались и временные запреты на переход крестьян в другие вотчины. Но в конечном итоге, эта тенденция получила звучание в Судебнике 1497 г., установившем срок перехода крестьян за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября по ст. ст.). К этому времени заканчивался годовой цикл с/х работ и происходил расчёт по натуральным и денежным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. 57-я статьяСудебника предусматривала уплату специальной пошлины (пожилого), которая распространялась на всё крестьянство, независимо от его юрисдикции (государственные, монастырские, частновладельческие). Это указывает на поземельное, а не личностное прикрепление. Таким образом, статья 57 фиксирует важнейший общий признак крестьянства, как отдельного сословия, а именно их прикреплённость к земле. В то же время распространение нормы уплаты пожилого, характерной для категории личнозависимых крестьян, на всё крестьянство, является показателем усиления форм личной зависимости. Статья 57 Судебника 1497 г. была лишь начальным этапом длительного процесса закрепощения крестьян. В Судебнике ещё нет определения понятия побег, не было и предусмотрено никакого наказания за нарушение установленной нормы, т.е. крестьянин фактически мог оставить своего владельца в любое время. Тем не менее, тенденция закрепощения стала приобретать черты общегосударственной политики.
Проведённые в 30-50-е гг. 16 вв. реформы увеличили самостоятельность крестьянской общины. Складывалась более высокая форма организации крестьянства, элементы которой могли бы приблизить крестьян к управлению государством. Для России не существовало фатальной неизбежности перехода к крепостному праву. Однако во 2-й пол.16 в. нашу страну ожидал иной ход событий.
В Судебнике 1551 г. право перехода крестьян в Юрьев день было подтверждено, но уже оформился новый порядок исчисления пожилого, который зависел от количества лет, в течение которых крестьянин работал на земле: чем дольше он пользовался наделом, тем сложнее было расплатиться с землевладельцем. Крестьянину оставалось или смириться или бежать. Бегство крестьян с частновладельческих земель стало серьёзной проблемой в 16 в. Бежали на вновь присоединённые или осваиваемые земли. Колонизация оказала заметное воздействиеи на становление крепостного права. Воможность переселения в отдалённые районы, где разыскать беглого было нереально, с одной стороны сдерживала закрепощение, с другой - побуждала феодалов добиваться законодательного оформления своего права свободно распоряжаться трудом и судьбами сельских жителей. Более простым способом перемены участи для крестьян был вывоз, т.е. переезд к другому землевладельцу, который мирно улаживал все дела с прежним хозяином (платил пожилое) или защищал крестьянина от притязаний последнего.
Закрепощение крестьян было мерой вынужденной, вызванной природными условиями России и государственными потребностями, заключавшимися прежде всего в «умножении войска». Огромные земельные пространства России были относительно слабо заселены, поэтому между землевладельцами шла борьба за рабочие руки. В этой борьбе брали верх богатые светские вотчинники и монастыри, располагавшими большими средствами для предоставления крестьянам льгот.Между тем основу государственного войска составляли дворяне и дети боярские, которые должны были нести свою службу за населённые земли (поместья) «конно, людно и оружно». Доходы с этих земель могли поступать только тогда, когда было кому обрабатывать эти земли. Кроме того, частновладельческие крестьяне были тяглецами, т.е. должны были платить подати в казну и выполнять некоторые государственные повинности. При таком положении дел государство было вынуждено принять некоторые меры, направленные к прекращению незаконных крестьянских выходов.
В 80-е гг. 16 в. были введены заповедные лета, т.е. временное запрещение крестьян переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. В 1597 г. вышел указ об «урочных летах», согласно которому устанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1607 г. появился указ Василия Шуйского об увеличении срока сыска беглых крестьян до 15 лет. Юридически крепостное право было зафиксировано в Соборном уложении 1649 г. Крестьяне были навсегда прикреплены к земле, Юрьев день был отменён и установлен бессрочный сыск беглых крестьян.
Таким образом, в первой половине 17 в. из сидевших на земле холопов и формально свободных крестьян сформировалось новое сословие крепостных. Меньшая часть населения закрепостила большую. Именно тогда, в кон. 16 - нач. 17 вв., и появилась знаменитая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
P .S . Предлагаю сделать Юрьев день праздником - Днём Свободы!
Юрьев день... когда был введен? что значил? когда отменен? почему говорят "вот тебе и Юрьев день"?
- ЮРЬЕВ ДЕНЬ -26 ноября по старому стилю. Один из двух церковных праздников в честь св. Георгия.
В России 15-16 века время перехода крестьян от одного феодала к другому. Судебник 1497 года установил срок перехода за неделю до Юрьева дня и неделю после. Отменн указом о заповедных летах в1580-90-х годах. - Юрьев день
(26 ноября) определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем "порядную" крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. По традиционному взгляду, высказанному еще Татищевым, право крестьянского выхода отменено предполагаемым указом царя Федора Иоанновича от 1592 г. (который, будто бы, подразумевается в указе 24 ноября 1597 г.), и таким образом Ю. день потерял силу. Взгляд Татищева на отмену крестьянского перехода законодательным путем принят был Костомаровым и Сергеевичем; но теперь, после работ Погодина, Беляева и особенно В. О. Ключевского и новейшего труда профессора Дьяконова, наиболее обоснованным является мнение, что Юрьев день не был отменен законом, а в силу тяжелых социально-экономических условий (крайней задолженности крестьян, зависимости от сильных землевладельцев и т. д.) "крестьянское право выхода замирает само собой, без всякой законодательной отмены его, прямой или косвенной, и крестьяне уже до предполагаемого указа царя Феодора Иоанновича не пользовались (фактически) правом выхода" (Ключевский). В тверской вотчине князя Симеона Бекбулатовича (по писцовой книге 1580 г.) из 60 случаев, когда упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Указ 1597 г. сам по себе не создавал общего прикрепления: он говорил лишь о пятилетней давности для исков о беглых, и в истории постепенно сложившегося крестьянского прикрепления не играл никакой роли (см. Крестьяне). В конце XVI и начале XVII вв. право перехода сменилось двумя явлениями: побегом крестьян на окраины и "свозом" их на земли крупных владельцев, и законодательство направлено было на устранение этих явлений (указы 1601 и 1602 гг., 1642 г., указ о переписи 19 октября 1645 г.).
Литература. Беляев, "Крестьяне на Руси" (М., 1860); Костомаров, "Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права" (в "Монографиях", т. I); Погодин, "Историко-критические отрывки" (книга II, М., 1867; статья под тем же заглавием и "Ответ Костомарову"); J. Engelmann, "Die Leibeigenschaft in Russland" (Лейпциг, 1884); В. О. Ключевский, статья в "Русской Мысли" (1885, VIII и X и 1886, V, VII, IX и X); В. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. I, СПб.); М. А. Дьяконов, "К истории крестьянского прикрепления" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1893, июнь); С. Ф. Платонов, "Лекции по русской истории" (вып. 2, СПб., 1900). - Юрьев день -религиозный праздник поздней осенью, когда с полей убран урожай.
До введения на Руси крепостного права в этот день крестьяне могли переходить от одного землевладельца (помещика) к другому, к лучшему. Когда законодательно крестьян закрепили в частную собстсенность (установили крепостное право) они узнали только в Юрьев день.
и поговорка звучит так: " Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" - Юрьев день (Егорьев день) церковные праздники в честь св. Георгия. Отмечаются весенний (теплый) 23 апреля и осенний (холодный) 26 ноября (по старому стилю) . Два Егорья: один холодный, другой голодный (26 ноября, 23 апреля) .
править Весенний Юрьев день
Юрьев день день памяти св. Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля / 5 мая, (у католиков 24 апреля. У южных славян Юрьев день основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днем Юрьев день делит год на два полугодия дмитровское и юрьевское.По Далю Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
У восточных славян Юрьев день основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: ее украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котел, в который ее доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягненка (см. Курбан) .
На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросенка) . Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящнные в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящнные свечи, вертел от юрьевского ягненка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.
В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд Зеленый Юрий. В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали ее сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причем некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии Зелного Юрия, а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно Юрий или Зеленый Юрий. У словенцев парни вели Зелного Юрия к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.
У южных славян в Юрьев день (серб. уревдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные
- юрьев день (26ноября ст. ст.) в 14-16 вв. время, когда крестьяне могли уйти от феодала (за неделю до юрьева дня (осеннего) или в течение недели после него.) . С дальнейшим развитием крепостного права в России в конце 16в. право ухода крестьян в Ю. д. было отменено.
Вот тебе и Юрьев день (разг. шутл.) -возглас по поводу какой-то неприятной неожиданности. - Юрьев день или День памяти великомученика Георгия Победоносца день почитания святого Георгия Победоносца в христианстве, отмечаемый 23 апреля (6 мая), 26 ноября (9 декабря)
- К этому дню был приурочен выход крестьян (перемена владельца) в Судебнике 1497 (неделя до и неделя после Юрьева дня) . Судебник 1550 подтвердил право крестьян. В 1580-е гг. с введением заповедных лет право выхода было отменено. Родилась поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день"
- В юрьев день отменили переход крестьян от одного помещика к другому, было введено полное крепостное право, отменено во второй половине 19ого века царм Александром - освободителем...
- В Юрьев день крепостные могли перейти к другому хозяину, в другое село. Когда этот переход отменили - и родилась поговорка. Это было в Х1Х веке.
26 ноября (по старому стилю) - церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России XV-XVI вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. В общегосударственных масштабах запрет перехода крестьян иначе как за неделю до и после Ю. д. был узаконен Судебником 1497 г. В конце XVI в. закон полностью запретил переселение крестьянства.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ЮРЬЕВ ДЕНЬ
установленный в Русском государстве 15–16 вв. срок, в который разрешался переход крестьян от одного землевладельца к другому. Срок этот был приурочен к полному окончанию всех полевых работ (26 ноября по старому стилю). Установление Ю. д. ограничило существовавшую ранее свободу крестьянского перехода – «выхода». Срок был выбран так, чтобы затруднить переход крестьян: крестьянину было гораздо труднее переходить к новому хозяину в начале зимы, когда при этом терялся озимый посев и нужно было иметь запасы продовольствия, достаточные до нового сбора урожая. Крестьяне переходили обычно от дворян-помещиков к крупным феодалам (боярам-вотчинникам), которые помогали им ликвидировать свою задолженность помещикам и «вывозили» крестьян.
Русское правительство периода образования централизованного государства, опиравшееся на дворянство и поддерживавшее его в борьбе с боярством, установило Ю. д. в интересах дворянства.
Судебник 1497 г. (см.) установил единственный срок в году для перехода крестьян, разрешив «христианам отказываться из волости в волость, из села в село один срок в году – за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего.
Неполное определение ↓
История и СИД
Период сословнопредставительской монархии который в свою очередь является периодом развитого феодализма характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата создание специальных органов Разбойный приказ губные избы по борьбе с беглыми крестьянами лихими людьми. В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю на которой они проживали ранее и перейти к другому землевладельцу уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование...
14. Причины усиления закрепощения в 15-16 вв. Введение Юрьева дня. Заповедные и урочные лета. Полное закрепощение холопов в 15-16 вв.
Период сословно-представительской монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата, создание специальных органов (Разбойный приказ, губные избы) по борьбе с беглыми крестьянами, «лихими» людьми.
В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое . Крестьяне - старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему "все пожилое", остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть - в зависимости от количества прожитых лет.
Судебник 1497 года первый юридический акт в направлении закрепощения крестьян. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы - в течение недели до Юрьева дня и недели после него при условии уплаты пожилого, плата была увеличена
Судебником 1550г. С 1581г вводятся «заповедные лета» , т.е. "запрет" перехода крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день.
В 1597 г издается указ о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее чем за 5 л до издания закона - «урочные лета» . Оформление крепостной зависимости вызвало бурное сопротивление крестьян (1-я крестьянская война). В 1607 г «УЛ» увеличиваются до 15 л.
Заключ-ым актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян. Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние. Крестьяне (за исключением в виде тяжелых правонарушений татьбы, разбоя и убийства) были исключены из государственной судебной системы и подлежали юрисдикции своего господина. Однако они несли имущественную ответственность по долгам своих господ.
Развитие кабального холопства (в отл-е от полного, каб-й холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) и привело к уравниванию статуса холопов и крепостных. К концу 16 в полных холопов почти не было.
Кабала письм. долговое обяз-во, приводившее к потере свободы. Должник выплачивал %, либо погашал % службой.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
23453. | Древние майя. Загадки погибшей цивилизации | 2.28 MB | |
Древние майя. Кто создал эти колоссы Когда С какой целью Что вызвало к жизни блестящую цивилизацию майя в саном центре гиблых тропических джунглейАвтор книги на основе новейших данных о древнеамериканской истории рассматривает ряд таинственных событий далекого прошлого индейцев майя. Гуляева это древнейшие судьбы Мезоамерики важнейшего и глубоко своеобразного региона одного из первых очагов производящего хозяйства высокой и оригинальной цивилизации индейских народностей майя сапотеков нахуа. Гуляев назвал ее Древние... | |||
23454. | Георгий Константинович Жуков Воспоминания и размышления | 10.56 MB | |
Скоро мы узнали что в Питере 9 января 1905 года царские войска и полиция расстреляли мирную демонстрацию рабочих которая шла к царю с петицией просить лучших условий жизни. После Нижегородской ярмарки в том же году пришлось поехать на другую ярмарку в Урюпино в Область Войска Донского. Я всегда восхищался этим романтическим родом войск. От раненых мы многое узнали и в первую очередь то что наши войска очень плохо вооружены. | |||
23455. | Третий Рим | 14.12 MB | |
Ведь ему известно что русские были сторонниками христианской Византии и противниками мусульманской Турции. Следуя тезису о богоустановленном единстве всего христианского мира Филофей доказывал что первым мировым центром был Рим старый за ним Рим новый Константинополь а в последнее время на их месте стал третий Рим Москва. Не надо думать что это какаято гипербола или метафора. Филофей ясно подчеркивает что речь идет об объединении всех христианских царств под властью великого князя Василия. | |||
23456. | ПРАВДА ВИКТОРА СУВОРОВА | 3.84 MB | |
Он гласит: СССР всегда последовательно боролся за мир. Смена статуса сталинского СССР с жертвы и освободителя на статус палача и агрессора тяжело дается даже людям не испытывающим симпатий к сталинизму. Даже если они специалисты по истории СССР. И тем более если они советские специалисты по военной истории СССР. | |||
23457. | Красные партизаны Украины 1941-1944 | 3.2 MB | |
На обложке: Целлюлознобумажная фабрика сожжённая партизанами соединения им. Коротченко в верхнем ряду второй слева с партизанами Тернопольского соединения им. Соединения партизан которые посылали в эти регионы чтобы они с помощью агитации получали поддержку выслеживались и уничтожались 11. ИЗ ОПЕРАТИВНОГО ОТЧЁТА КОМАНДИРА СУМСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ С. | |||
23458. | Муса Джалиль | 60 KB | |
2002 Залилов Джалиль Муса Мустафович 15. Мир и мировая литература знает много поэтов обессмертивших свои имена неувядаемой славой но таких как поэтгерой Муса Джалиль увековечивших свое имя и бессмертными творениями и смертью которая сама является подвигом не так уж много. Вот они: великий Байрон славный поэт Венгрии Петефи герой Юлиус Фучик и наконец Муса Джалиль. | |||
23459. | ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК: ИЗУЧИТЬ ЛЕГКО! | 866.5 KB | |
Несколько слов о терминологии. В настоящей книге используется немало словтерминов лингвистического характера как падежные формы залог категория притяжательности которые многим напомнят уроки русского языка в школе. От терминов к сожалению не убежать если хочешь быть однозначным в своих пояснениях. И вместо того чтобы сказать: моя книга минем китабым если дословно: минем китап но это стилистическая ошибка можно сказать китап минеке или просто добавить мын м ым в конце в виде суффикса т. | |||
23460. | ТАТАРСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ НОВЫХ СЛОВ И НОВЫХ | 1.21 MB | |
средства банка аграрчы аграр мґсьґлґлґр белгече аграрник агрегатчы агрегатлар ыючы кйлґче ремонтлаучы эшче агрегатчик агреман бер ил хїкємґтенеј икенче дипломатия вґкилен кабул итґргґ ризалык белдерєе агреман агрикультура агрикультура агнийога йоганыј индус фґлсґфи системасыныј бер тїре агнийога агробизнес авыл хуќалыгы сґнґгате агробизнес агробиоценоз кеше хезмґтлеге нигезендґ барлыкка килгґн семлеклґр ґнлеклґр ыелмасы агробиоценоз агролицей агролицей агрология авыл хуќалыгы эшлґренґ бґйле рґвештґ туфрак єзгґрешлґрен... | |||
23461. | Грамматика татарского языка | 255 KB | |
Так в татарском языке имеются индийские китайские финноугорские заимствования относящиеся к эпохе общетюркского состояния. После Октябрьской революции заимствования стали проникать в татарский язык через письменный язык и поэтому пишутся и произносятся как и в русском языке: армия балет герой завод кинотеатр колхоз консерватор начальник председатель революция резерв секретарь совет совхоз авторучка ваучер чек акция рейтинг и т. Через русский язык заимствуются и слова из западноевропейских языков в тех же значениях и... | |||
Как и при каких обстоятельствах сформировался крепостнический режим в России?
Этот вопрос имеет первостепенное значение. Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена - закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой.
На протяжении веков взаимоотношения землевладельца и крестьянина на Руси регулировали нормы Юрьева дня. Один раз в году - за неделю до Юрьева дня 26 ноября и в течение недели после Юрьева дня - крестьянин мог расплатиться по оброчным и налоговым обязательствам и покинуть имение.
Ученые ищут решение проблемы закрепощения уже более 200 лет. В ходе дискуссии были выдвинуты две основные концепции. Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая - в теории «безуказного» закрепощения.
Известный русский историк В.Н. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 г. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был утерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать.
Слабость «указной» теории заключалась в том, что она опиралась не на строго проверенные факты, а на догадки. Отметив это обстоятельство, В.О. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым.
Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни (задолженность крестьян, «старожильство», тягло) положили конец крестьянским переходам.
В советской историографии утвердилась марксистская схема закрепощения. Карл Маркс связывал крепостное право с развитием примитивной отработочной ренты.
Опираясь на его вывод, Б. Д. Греков создал стройную концепцию, согласно которой в XVI в. в России появилась материальная база крепостного права - барщинная система, после чего Иван IV в 1581 г. издал указ о «заповедных летах». Понятие «заповедь» означало «запрет», а именно запрет на крестьянский выход в Юрьев день.
Новейшие исследования выявили ошибочность представления о широком развитии барщины в России в XVI в. Детальный анализ источников привел автора этих строк к заключению, что при жизни царь Иван Грозный не издавал никакого указа об отмене Юрьева дня.
Бесспорным остается факт, что ни один документ, составленный при жизни царя, вообще не употребляет термин «заповедные лета» применительно к крестьянам.
Первым источником, четко сформулировавшим нормы «заповедных лет», была царская жалованная грамота городу Торопцу в 1590 г. Правительство разрешило властям Торопца вернуть в город старинных тяглых людей, которые «с посаду разошлись в заповедные леты». Как видим, действие «заповедных лет» распространялось на городское население, которое к Юрьеву дню не имело никакого отношения.
Следовательно, содержание «заповедных лет» невозможно свести к формальной отмене Юрьева дня. Вернее будет сказать, что «заповедные лета» означали временное прикрепление податного населения - крестьян и посадских людей к тяглу, то есть к тяглым дворам и наделам.
Обращение к грамоте 1590 г. опровергает тезис о закрепощении крестьян Грозным.
Наиболее обстоятельно история закрепощения крестьян изложена в Уложении царя Василия Шуйского о крестьянах 1607 г. Как значится в преамбуле Уложения, «при царе Иоанне Васильевиче… крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иоаннович, по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал и, у кого колико тогда крестьян было, книги учинил…».
Уложение 1607 г. сохранилось в пересказе В.Н. Татищева, что значительно снижает ценность этого памятника. В.О. Ключевский признавал подлинность памятника в целом, но полагал, что Татищев сократил и изложил своими словами преамбулу Уложения, посвященную отмене Юрьева дня. Очевидно, ни одно слово преамбулы не может быть использовано без всесторонней критической проверки.
Уложение 1607 г. связывало запрет крестьянского выхода с именем царя Федора.
Этот тезис находит полное подтверждение в архивных документах.
В 1595 г. старцы новгородского Пантелеймоновского монастыря писали царю: «Ныне по нашему (царя Федора. - Р.С.) указу крестьяном и бобылем выходу нет».
Монастырские старцы направили грамоту в приказ, и их слова о выходе были процитированы в ответной грамоте из приказа. Таким образом ссылка на «указ» царя Федора о крестьянах прошла апробацию приказных властей. Процитированные грамоты сохранились в подлиннике XVI в. Более авторитетный источник трудно найти, и этот источник подтверждает достоверность свидетельства Уложения 1607 г. о том, что выход крестьянам «заказал» царь Федор. Надо иметь в виду особенность московской приказной практики. Не только законодательные акты, но и любые другие распоряжения приказы издавали от имени царя. По этой причине слова пантелеймоновских старцев об «указе» царя Федора, вероятно, не были цитатой из законодательного акта. Скорее всего эти слова отразили перелом в правосознании современников, связанный и с длительной практикой возвращения крестьян их землевладельцам в рамках режима заповедных лет, введенного в России в первые годы правления царя Федора.
По свидетельству Уложения 1607 г., царь Федор, отменив Юрьев день, приказал составить писцовые книги, закрепив тем самым крестьян за их землевладельцами.
Насколько достоверно приведенное свидетельство?
Первой была описана Новгородская земля. Писцы появились там уже в 7090 (1581-1582) г., то есть при Грозном, а не при Федоре. Указанная дата требует уточнения. В 1581 г. Новгородскую землю разоряли польские и шведские войска.
Начинать перепись на театре военных действий было немыслимо. Государевы писцы смогли приступить к делу лишь после заключения мира в 1582 г. Они завершили перепись и утвердили писцовые книги в московском Приказе лишь в 1584 г., уже при жизни Федора.
Каким был характер новгородского описания? Источники дают ответ на этот вопрос.
В 1588 г. новгородский помещик Иван Непейцын затеял тяжбу с соседним монастырем.
Он потребовал возвратить ему двух крестьян, Ваську и Трешку Гавриловых, на том основании, что они «збежали в заповедныя годы 90-м году из-за Ивана из-за Непейцына из деревни с Крутца, а Иван был на государеве службе в Лямицах». По книгам Разрядного приказа можно точно установить, что Непейцын был послан на службу и участвовал в битве со шведами у деревни Лямицы в феврале 1582 (7090) г.
Обращение к архивам прояснило картину. Сохранилась книга с описанием поместья Непейцына. На книге выставлена дата - 7090 г. «Большие писцы», явившиеся в Новгород в 1582 г., записали: «За Иваном за Амиревым, сыном Непейцына, селцо Крутец на реке Мете, а в нем двор помещиков да 2 двора людцких, пашни паханые 5 четей, а перелогу 15 четей в поле, а в дву потому ж… в живущем пол обжи, а впусте полторы обжи».
Если бы режим «заповедных лет» был действительно введен в Новгородской земле осенью 1581 (7090) г., то писцы не могли бы пройти мимо того факта, что крестьяне Гавриловы грубо нарушили только что изданный указ Грозного и покинули поместье Непейцына в «заповедном» 7090 г. Между тем «большие писцы» пометили десяток пустых крестьянских дворов в Крутце без указания имен и без ссылки на «заповедные лета». Очевидно, в руках у новгородских «больших писцов» не было ни указа, ни инструкций по поводу будто бы введенных в 1581 г. «заповедных лет».
Отсюда следует, что перепись Новгорода 1582-1584 гг. была обычной переписью, не связанной с крепостническими нововведениями.
Общее описание было осуществлено в стране уже после смерти царя Ивана. Оно затронуло по крайней мере треть из 100 уездов государства. Крупные уезды описывали по частям. Так, Московский уезд был описан в три приема (1585-1588), Тверской - в два (1587-1589). В период между 1585 и 1597 гг. были составлены писцовые книги по Пскову, Туле, Вязьме, Рязани, Костроме и др.
Проведение валовой описи в государстве требовало огромных расходов. Оно было обременительно и для пустующей казны и для населения. Но из-за массового бегства крестьян писцовые книги устаревали еще до того, как Поместный приказ мог успеть их исправить и утвердить. Чтобы не допустить обесценения поземельных кадастров и стабилизировать доходы казны, власти ввели в действие режим «заповедных лет».
К 1593-1597 гг. было завершено составление писцовых книг в главнейших уездах страны и в 1597 г. издали первый развернутый крепостнический закон. Он не содержал пункта, формально упразднявшего Юрьев день. Но закон подтвердил право землевладельцев на розыск беглых крестьян в течение пяти «урочных лет».
Валовое описание 1585-1597 гг. было проведено в условиях формирования режима «заповедных» и «урочных» лет. Именно поэтому новые писцовые книги стали юридической базой закрепощения. Этот факт засвидетельствован Уложением 1607 г.
Анализ документов валовой переписи позволил обнаружить едва ли не самое важное обстоятельство, остававшееся вне поля зрения исследователей.
Новгород был описан в первую очередь не потому, что подвергся наибольшему разорению в ходе войны. Южнорусские уезды были разорены татарами в не меньшей мере. Власти начали с описания Новгорода по той причине, что государственная собственность образовала тут громадный цельный массив, составлявший ядро всего поместного фонда страны. В Ярославском, Суздальском, Шуйском и Ростовском уездах до конца XVI в. сохранялось наибольшее количество княжеских вотчин, а поместный фонд был ограниченным. Парадоксально, но валовое описание названных уездов при царе Федоре вообще не было проведено. Установив этот факт, можно выявить наиболее характерную особенность валового описания конца XVI в. Власти проявляли заботу прежде всего об уездах с наиболее развитым государственным землевладением.
Крепостное право на Руси развилось в тесной связи с превращением государственной (поместной) земельной собственности в господствующую форму собственности.
В последней трети XVI в. поместный фонд пришел в состояние глубокого упадка.
Львиная доля пашни в поместьях была заброшена и поросла лесом. Для восстановления хозяйства на поместных землях требовались огромные средства. Но государство было разорено войной и стихийными бедствиями. Казна не желала брать на себя непосильные расходы.
Упадок казенного фонда земель вызвал к жизни меры принуждения со стороны государства. Крепостнические законы и распоряжения стали своего рода подпорками для государственной собственности. Государство ввело «заповедные лета» как сугубо временную финансовую меру, не требовавшую особого законодательного подтверждения. Мелкое дворянство оценило выгоды этой меры и добилось того, что система временных мер превратилась в постоянный порядок.
Царь Иван затворял царские житницы, когда случался неурожай и голод. Борис Годунов искренне сочувствовал бедствиям народа и широко раздавал хлеб и деньги голодающим. Но вышло так, что не Грозному, а Годунову довелось ввести в стране меры, ставшие основанием формирования крепостных порядков в России.
Предположение об отмене Юрьева дня Иваном Грозным - не более чем миф.