Дети молчуны. Невеликие молчуны. Угадай, кто это
Наличие полноценного общения посредством речевого аппарата у детей наблюдается к трем годам. Проблема, возникающая казалось бы вдруг, представляет собой потерю коммуникативных способностей. Такое случается обычно у детей дошкольного или младшего школьного возраста.
Наблюдения показывают, что причиной становится стресс или психическая травма в различных ее проявлениях: сильный конфликт (дома, в детсаду, школе), затаенная обида, состояние внутреннего страха после пережитой ситуации, шок.
Патология мутизма
Пусковой фактор, травмирующий психику ребенка, становится причиной развития мутизма. В основе этого заболевания лежит невроз. Понятие «мутизм» переводится – «немота» и диагностируется как временный обратимый процесс отсутствия речи.
Изначально в поведении ребенка проявляется истеричность, всплеск эмоций, только потом наступает ступор молчания.
Чаще всего дети становятся открытыми для конфликтных ситуаций, когда попадают в более агрессивную среду. Мутиз затормаживает и коммуникативные способности ребенка, и социальную адаптацию, и психическое состояние.
Иногда проблема проходит через несколько недель или месяцев, а иногда может длиться очень долго. Поведение, похожее на упрямство, выражается чаще всего у ребенка в невозможности общаться с людьми вне дома. Ребенок способен понимать речь другого человека, анализировать ее, но не способен преодолеть психологический барьер , чтобы участвовать в общении.
Отказ от общения с посторонними людьми
В любом детском коллективе можно встретить странного, замкнутого ребенка . Он не играет с детьми, не идет на контакт со взрослыми. Однажды, столкнувшись с давлением, ребенок больше не хочет вступать в отношения.
Ситуация общения, с некоторых пор, стала для него травмирующей. По приходу домой речь ребенка восстанавливается, он привязан к домашним , с живостью обсуждает события прошедшего дня, в которых он был наблюдателем. Так, довольно долго ребенок может молчать в детсаду и школе. Для него не играет роли, сколько времени он уже находится в коллективе.
Реакция взрослых
Многие взрослые ошибочно воспринимают серьезную проблему, как робость и застенчивость . В их понятии маленький ребенок еще не умеет общаться и потому стесняется. Родителям кажется, что с возрастом это пройдет, воспитателям и учителям особо нет дела до чужого ребенка, а врачи зачастую недостаточно квалифицированы, чтобы установить диагноз.
Родители начинают играть роль посредника между своим ребенком и другим человеком (взрослым или ребенком). Вместо того чтобы помочь ему преодолеть внутренний барьер , ограждают в общении, думая, что их намерения — благие.
Второй ошибкой родителей, как правило, становится агрессия с их стороны . Воспитатели и учителя могут жаловаться на то, что от ребенка невозможно ничего добиться. Ведь такой ребенок не в состоянии отвечать у доски, участвовать в активном опросе класса, дать ответ на простые вопросы учителя.
А если ребенок замыкается и дома, то это становится двойной проблемой. Все устали от его молчания и не знают, как себя вести. Не помогают ни уговоры, ни лесть, ни подарки, ни наказания, которые только ожесточают его.
Протест связан ни с его характером, а с невротическим состоянием.
Как отличить мутизм от застенчивости?
Мутизм представляет собой тревожное состояние, проявляющееся в определенных условиях. Ребенок, подверженный заболеванию, хорошо развит благодаря умению наблюдать, имеет активную речь в комфортных условиях, прекрасно понимает и может оценить окружающие его обстоятельства. Мутизм не имеет ничего общего с застенчивостью и робостью . Застенчивость – проявление слабости характера, а мутизм – проявление его силы.
Диагностировать мутизм можно при отказе ребенка от речи по истечении месяца . Когда ребенок избегает контакта с определенными людьми дома, в детсаду и школе, то можно понять, что он переживает внутренний ступор.
Болезнь побуждает ребенка выражаться жестами , чтобы хоть как-то высказывать свои желания. Обычно на вопросы или просьбы он отвечает репликами младенца, используя сочетания звуков: «ага», «угу», «м-м-м…», «не…а», «ну…» и т. д.
Даже сильное желание говорить, просить, отвечать, сделать реплику не могут заставить ребенка вступить в общение. Внутренний барьер не дает ему возможности сделать это, как бы он ни хотел. Напротив, застенчивость и робость можно преодолеть при сильном желании и вступить в общение.
Ребенок-молчун должен быть обследован специалистами : психоневрологом, психиатром, психологом. Только они могут правильно диагностировать болезнь, назначить лечение и скорректировать поведение взрослых по отношению к такому ребенку. Ведь проявление мутизма считается сложной формой невроза, а потому родителям без сторонней помощи в этом не разобраться.
Если ребенка вовремя не показать специалистам, то со временем его психика может претерпеть деформацию, что наложить отпечаток на умение и способность ребенка общаться в обществе в будущем. Из детей с не вылеченным мутизмом вырастают взрослые, из которых невозможно вытянуть и слова. Такие люди не коммуникабельны, не имеют друзей , не умеют выражать свои чувства и мысли, замкнуты, им тяжело даются любые отношения.
Некоммуникабельные люди не могут заниматься в жизни определенным родом занятий , даже если имеют к этому способности, им бывает тяжело получить профессию и найти хорошо оплачиваемую работу. Детский мутизм в зрелом возрасте также проявляется в социофобиях, навязчивых состояниях, постоянных неврозах, психических расстройствах, хронической депрессии.
Профилактика мутизма
Родителям необходимо следить за общей психогенной обстановкой в семье . Чаще всего дети с временной немотой встречаются в семьях с отрицательным микроклиматом, где часты ссоры между родителями, присутствуют вредные привычки, низкий социальный уровень и др. Все это еще больше подавляет восприимчивую личность ребенка.
Не следует быть слишком требовательным к ребенку . Такого ребенка ни в коем случае нельзя наказывать из-за длительного молчания, насмехаться над ним, говорить с ним грубо и громко, выражая свои требования. Следует помнить, что он уже ранен внутри.
Деликатное, осторожное, терпеливое отношение родителей, воспитателей, врачей должно помочь ему начать элементарное общение с различными группами и возрастными категориями людей. Таким детям также рекомендуется менять обстановку .
Хорошим помощников в общении с детьми, подверженными мутизму является тактильный контакт: объятия, поцелуи, прогулки за ручку с родителями, совместные игры и др. Рекомендуется общаться с такими детьми, глядя им в глаза. Ребенок должен при общении с взрослыми получать максимум проявления любви и внимания . Доброжелательное отношение к ребенку в любых ситуациях помогут ему избавиться от тревожности и видеть в каждом человеке друга.
Не делиться с ребенком переживаниями взрослой жизни , которые не в состоянии понять его детский разум. Решать проблемы и вопросы, которые ставить перед людьми полноценная жизнь взрослого человека может только психологически сформировавшаяся личность. Ребенок еще только на стадии этого формирования. Сталкиваясь с неразрешимыми для него вопросами, он еще больше может впасть в состояние внутреннего стресса.
Создать ребенку условия для самостоятельности , помогать оказываться перед выбором. В общественных местах, магазине, транспорте, на улице лучше всего дать ребенку возможность самому что-то купить, задать вопрос водителю или продавцу, сделав вид, что сами вы это не можете.
Если ребенок отказывается проявлять самостоятельность, лучше не делать то, что должен он сделать. Задача близкого человека — помочь ему перестроить отношения с другими людьми.
Немаловажную роль играет соблюдение режима дня . Как известно маленькие дети быстро утомляются, что приводит к повышенному перевозбуждению. Нервная система ребенка уже перенапряжена, поэтому лучше избавить его от излишних нагрузок и занятий, а дать возможность отдыхать и делать то, что ему больше по душе.
Прекрасной профилактикой мутизма считается активный семейный отдых , где в кругу близких и друзей появляется больше возможности побуждать ребенка к самостоятельному выбору. Физические нагрузки хорошо снимают стресс, приносят физическое и психологическое расслабление.
04.11.2010«Нашему мальчику уже 2,5 года, а он еще не разговаривает... Причем ВООБЩЕ не разговаривает. Мычит, гукает и все... Очень волнуюсь! Может, это признак каких-то заболеваний?»
Отмечено, что овладение активным словарем имеет характер «взрыва» - еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что и остановить невозможно. Такая внезапность, считают некоторые ученые, происходит потому, что дети в 1,5 года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет название, которое можно узнать у взрослого. Однако есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Часто это зависит от темперамента и особенностей натуры, а не от здоровья ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. А спокойный, склонный к созерцанию малыш долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание «высказаться».
Немаловажную роль играет и отношение окружающих. Если мама малыша все время молчит, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается. Или другая крайность - мама постоянно разговаривает, но не ждет ответной реакции, лишая ребенка всякой инициативы. Считается, что поздно начинают говорить дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно пальцем шевельнуть, предупреждая каждое желание. Такой ребенок, действительно, медленнее будет пополнять свой словарный запас.
А между тем уже на 7-8-м месяце жизни малыш может понимать многие слова. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый, умеет искать их глазами. Мама спрашивает: «Где часы?», а малыш смотрит на будильник, улыбается и рассматривает его. Такие игры полезны для понимания значения отдельных слов.
До определенного возраста число знакомых ребенку слов значительно превосходит число активно произносимых: «Все понимает, а сказать не может». У некоторых детей этот период развития пассивной речи сильно затягивается.
Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям - не отстает ли их чадо в умственном развитии, все ли в порядке с его здоровьем?! Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные малыши. Разумеется, если ребенок сильно отстает в физическом плане (например в 2 года только научился сидеть), то он и разговаривать начнет поздно.
Доказано, что большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными. Еще чаще бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-2,5 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в развитии тех, кто «мама, папа, дай» сказал уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться об умственном здоровье, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова.
Запомните! Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно малыш заговорит!
Тем не менее врачи бьют тревогу, в последнее время появилась тенденция более позднего развития речи детей. Причин тому немало. Не последнюю роль играют наследственность, стрессы матери во время беременности, пренебрежение здоровым образом жизни, осложнения при родах, неблагоприятные экологические условия. Эти факторы влияют на развитие головного мозга, а в дальнейшем - на психическое и физическое развитие ребенка. Поэтому не лишним будет показать «молчуна» невропатологу, а также обратиться к опытному логопеду, который проверит состояние артикуляционного аппарата. Если это действительно необходимо, ребенку подберут соответствующий метод коррекции. Специалисты утверждают, что на ранних этапах психокоррекция и занятия с логопедом дают очень хороший эффект.
И Вы еще успеете устать от выступлений вашего маленького Цицерона!
Отмечено, что овладение активным словарем имеет характер «взрыва» — еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что и остановить невозможно. Такая внезапность, считают некоторые ученые, происходит потому, что дети в 1,5 года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет название, которое можно узнать у взрослого. Однако есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Часто это зависит от темперамента и особенностей натуры, а не от здоровья ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. А спокойный, склонный к созерцанию малыш долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание «высказаться».
Немаловажную роль играет и отношение окружающих. Если мама малыша все время молчит, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается. Или другая крайность — мама постоянно разговаривает, но не ждет ответной реакции, лишая ребенка всякой инициативы. Считается, что поздно начинают говорить дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно пальцем шевельнуть, предупреждая каждое желание. Такой ребенок, действительно, медленнее будет пополнять свой словарный запас.
А между тем уже на 7-8-м месяце жизни малыш может понимать многие слова. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый, умеет искать их глазами. Мама спрашивает: «Где часы?», а малыш смотрит на будильник, улыбается и рассматривает его. Такие игры полезны для понимания значения отдельных слов.
До определенного возраста число знакомых ребенку слов значительно превосходит число активно произносимых: «Все понимает, а сказать не может». У некоторых детей этот период развития пассивной речи сильно затягивается.
Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям — не отстает ли их чадо в умственном развитии, все ли в порядке с его здоровьем?! Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные малыши. Разумеется, если ребенок сильно отстает в физическом плане (например в 2 года только научился сидеть), то он и разговаривать начнет поздно.
Доказано, что большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными. Еще чаще бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-2,5 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в развитии тех, кто «мама, папа, дай» сказал уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться об умственном здоровье, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова.
Запомните! Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно малыш заговорит!
Тем не менее врачи бьют тревогу, в последнее время появилась тенденция более позднего развития речи детей. Причин тому немало. Не последнюю роль играют наследственность, стрессы матери во время беременности, пренебрежение здоровым образом жизни, осложнения при родах, неблагоприятные экологические условия. Эти факторы влияют на развитие головного мозга, а в дальнейшем — на психическое и физическое развитие ребенка. Поэтому не лишним будет показать «молчуна» невропатологу, а также обратиться к опытному логопеду, который проверит состояние артикуляционного аппарата. Если это действительно необходимо, ребенку подберут соответствующий метод коррекции. Специалисты утверждают, что на ранних этапах психокоррекция и занятия с логопедом дают очень хороший эффект.
Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь. Они развиты не хуже, чем их сверстники. Они играют в те же игры, с той же легкостью собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем случае, они используют отдельные слова. В худшем - молчит или объясняется только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в порядке?
Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?
Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличимы по своему развитию.
Если у Вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и побольше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.
Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Так же следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, Вы просто торопите события.
До трех-трех с половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.
В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь. Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.
Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.
Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.
Самый тяжелый случай, это задержка речевого развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные методики которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции, формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и обычные дети.
Помните: Ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями, но он догонит своих сверстников. А Вы ему в этом поможете.
Ваш ребенок растет и с каждым днем радует вас все новыми достижениями. Однако не все так замечательно – ребенок не хочет разговаривать. Ему уже исполнилось 2 года, а он только мычит и говорит «на своем языке». Многие родители в данной ситуации начинают бить тревогу и считают, что это симптом какого-либо заболевания.
Специалистами выявлено, что пополнение детского словаря происходит наподобие «взрыва» - буквально недавно ребенок не произносил ни единого слова и вдруг превратился в жуткого болтуна, которого невозможно остановить. По мнению ученых это происходит потому, что дети в возрасте 1,5 года только познают мир, делая для себя, каждый день новое открытие: каждый предмет характеризуется определенным названием, которое обязательно скажет мама или папа. Но есть и вполне нормальные дети, которые не стремятся быстро заговорить. В большинстве случаев это обусловлено характером и особенностями ребенка, а не его физическим или психологическим здоровьем. Дружелюбный и активный ребенок заговорит раньше, а вот спокойный и наблюдательный малыш может довольно длительный период времени молчать, вызывая тем самым тревогу у родителей.
Немаловажным фактором в развитии речи ребенка является и отношение окружающих. Если родители редко разговаривают с малышом, то и он, не ощущая с их стороны стремления пообщаться с ним, замыкается. Или же наоборот – родители постоянно говорят с ребенком, но не требуют от него ответной реакции, тем самым ограждая его от проявления инициативы. Существует мнение, что поздно произносят слова те дети, которые находятся в постоянном окружении взрослых, пытающихся все сделать за ребенка. Такие дети и на самом деле пополняют словарный запас не так быстро, как остальные, более самостоятельные малыши.
В период с 7 -8 месяцев жизни дети уже способны понимать смысл слов. Они запомнили уже названия часто используемых предметов и могут даже найти их взглядом. Родители должны больше времени уделять малышу, играя с ним в такие игры, где ему необходимо найти тот или иной предмет .
До определенного возраста количество слов, которые ребенок запомнил, существенно превосходит количество произносимых. Родители жалуются: «Все понимает, а вот говорить не хочет». Такой период формирования пассивной речи у некоторых детей может весьма затянуться.
Если малыш долго молчит, родители начинают думать, что у ребенка нарушено умственное развитие. В самом деле, умственно отсталые малыши произносят первые слова довольно поздно. Однако большая часть из них говорят слова в том же возрасте, что и вполне здоровые дети. Конечно, если ребенок отстает в физическом развитии , то и развитие речи может быть немного заторможено.
Учеными установлено, что многие дети , которые не произносят слова до трех лет, обладают нормальным развитием и даже способны проявить необычайную смышленость. Нередкие случаи, когда ребенок, молчавший до 2,5 лет, достигая трехлетнего возраста, догоняет и перегоняет в развитии речи тех малышей, которые уже в 10 месяцев сказали свои первые слова. По этой причине не следует паниковать, если до двух лет ваш малыш говорит всего несколько слов.
Помните, что если ребенок понимает все то, что вы говорите, внимательно слушает вас и различает названия многих предметов, его развитие речи протекает нормально и в скором времени он обязательно заговорит .
Но, не смотря на все это, специалисты бьют тревогу, на сегодняшний день речевое развитие у детей наблюдается довольно поздно. Обуславливается это наследственностью, стрессовым состоянием матери в период беременности, не соблюдением здорового образа жизни, различными нарушениями в момент родов, а также экологическими условиями. Все эти факторы оказывают влияние на головной мозг, а затем и на общее развитие малыша. По этой причине очень важно вовремя привести малыша, который не желает или не может по каким-либо причинам говорить, на прием к невропатологу и логопеду. Если будут выявлены явные отклонения, специалисты подберут индивидуальный метод коррекции, который поможет «молчуну » превратиться в болтуна.