Индивидуальных логопедических занятий свистящие звуки. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука "В гостях у Зайки". Автоматизация звука в предложении
Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].
Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.
Оборудование: индивидуальный наглядный материал.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.
3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.
4. Автоматизация звука [Ц] в словах.
5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.
6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.
7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Знакомство с темой занятия.
2. Автоматизация звука [С] .
Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука.
Автоматизация звука [С]:
В словах, насыщенных звуком [C]: состав, способ, спуск и пр.;
- в словосочетаниях: соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.;
- в предложениях: у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.
3. Автоматизация звука [Сь] .
Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука.
Автоматизация звука [Сь]:
Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели):
Проговаривание слов, насыщенных звуком : система, соседи, спасибо и пр.;
В статическом положений у зеркала:
В словосочетаниях: синие васильки, десять слов и пр.
4. Автоматизация звука [Ц] .
Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука.
Автоматизация звука [Ц]:
Используется индивидуальный демонстрационный материал:
В словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.
Игра «Чего не стало» — на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных.
В словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;
5. Дифференциация звуков [С]- [Ц] .
Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно):
Проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.
6. Автоматизация звука [З] .
Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука.
Автоматизация звука [З]:
В словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.;
- в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.;
- в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.
7. Автоматизация звука [Зь] .
Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука.
Автоматизация звука [Зь]:
Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.;
В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.
8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.
Даниленко Наталья Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории
ГОУ ЦППРиК «Ясенево», г. Москва
Литература:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда. – М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2001
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, 2006
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. – М.: Идательство Гном и Д., 2008.
6. Спивак Е.Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство Гном и Д, 2009.
7. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Индивидуальное занятие. Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].
Цель: закрепить правильное произношение свистящих звуков изолировано.
1. Закрепление правильного выполнения артикуляционных упражнений;
2. Продолжать правильно формировать длительную направленную струю;
4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Оборудование: зеркало, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент: Сегодня к нам в гости пришел Звукознайкин. Наш Звукознайкин все умеет. Он стихи сочиняет, картинки рисует, спортом занимается. А еще он правильно и красиво говорит. Он и тебя может этому научить. Звукознайкин откроет тебе страну красивых звуков. Звукознайкин любит повторять: «Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Послушай внимательно, что рассказывает он. |
В нашей речи очень часто встречаются свистящие звуки. Их пять: с твердым звуком [с] ты уже познакомился. Твердый звук [с] ты произносишь в словах: санки, лиса, нос. Мягкий звук [сь] ты слышишь и произносишь в словах: семь, осёл, лось. Твердый звук [з] ты слышишь и произносишь в словах: замок, коза, ваза. Мягкий звук [зь] ты слышишь и произносишь в словах: зима, земля, газета. Всегда только твердый звук [ц] ты слышишь и произносишь в словах: цапля, птица, заяц (ребенок повторяет все слова за логопедом с изучаемыми звуками) . Звукознайкин предлагает тебе проверить, правильно ли ты произносишь эти звуки. Запомни! При произнесении звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]: губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образуют с ними щель, через которую по середине языка идет сильная холодная струя.
2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков : Но прежде чем мы начнем произносить звуки, поиграем с нашим непослушным язычком (упражнения:
— «Лопаточка»: улыбнись, приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в таком положении, считая про себя до пяти.Язык лопаткой положи.И спокойно поддержи.Язык надо расслаблятьИ под счет его держать:Раз, два, три, четыре, пять!Язык можно убирать. | |
— «Накажем непослушный язычок»: «наказать» язык тебе помогут губы. Для этого тебе придется просто подразниться, вот так. Положи язык на нижнюю губу и произнеси: «Пя-пя-пя». Как будто верхней губой слегка пошлепал свой непослушный язык. Сделай так еще раз.На губу язык клади,«Пя-пя-пя» произноси,Мышцы расслабляются…Лопатка получается…Ты под счет ее держи…До пяти…до десяти… | |
— «Почистим зубки»: улыбнись, приоткрой рот, почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти еще раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. Если получится, почисти верхние зубы. Проговаривай про себя:Чищу зубы, чищу зубыИ снаружи…и внутри…Не болели, не темнели,Не желтели чтоб они. | |
Твой язык станет сильным, если ты научишься выполнять упражнение «Язык-силач»: слегка улыбнись, приоткрой ротик, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, упирай язычок в зубы.Язычок у нас силач –В зубы упирается,Сильно напрягается,Горкой выгибается.Силачу пора на отдых.Чтобы смог он полежать,Мышцы будем расслаблять.Чувствуешь спинка языка напрягается, даже выгнулась. Устал язык? Положи его расслабленным – лопаточкой – во рту, пусть отдохнет. | |
И последнее упражнение «Качели»: улыбнись, открой рот, как при звуке [а], опусти широкий кончик языка за нижние зубки (с внутренней стороны) и подержи под счет «раз». Подними широкий язык за верхние зубы и подержи под счет «два». Давай повторим ещё разок!На качелях я качаюсь:Вверх – вниз, вверх – вниз,Я до крыши поднимаюсь,А потом спускаюсь вниз. |
Только следи, чтобы работал только язычок, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Ты научил свой язычок качаться.
3. [С]: ну а теперь посмотри на картинку. Звукознайкин отправился в лес, но по дороге домой колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой (а если делаешь упражнение сидя – опусти руки вдоль туловища) и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с. | |
4. [Сь]: а сейчас помоги Звукознайкину заготовить дрова на зиму, начинаем вместе с ним пилить осинку: сь-сь-сь-сь. Слушай себя – мягко свистит пила: сь-сь-сь-сь. | |
5. [З]: в лесу много комаров – полным-полно, замучили они вас со Звукознайкиным, звенят и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звенит своим твердым голосом: з-з-з-з.6. [Зь]: Подразни комаров – позвени твердым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьётся. А теперь представь, что ты маленький комарик: улыбнись широко, выгни спинку языка, мягко позвени голоском: зь-зь-зь. | |
7. [Ц]: представь, что в лес вдруг пришла весна. Все ей обрадовались, потому что весной оживает природа. Запели свои весенние песенки синички: ц-ц-ц – слышатся вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички: улыбнись открытой улыбкой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, переднюю часть языка прижимай к верхним зубам, посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, поднеси руку к своему рту и почувствуешь сильную толчкообразную холодную струю воздуха. Давай немножко посвистим отрывистую песенку синички: ц-ц-ц-ц. |
8. Итог занятия: давай повторим упражнения: накачай насос (с-с-с), спили осинку (сь), позвени, как комары это делают (з), просвисти песенку синички (ц). Умница! Может быть, у тебя еще и не всё получается, как следует. Поэтому чтобы научиться красиво и правильно произносить свистящие звуки, нужно и дальше тренировать свой язычок, с помощью упражнений, которые ты уже научился делать.
Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
- Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Формирование познавательных процессов.
- Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
- Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.
Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель:
подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)
К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ:
чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?»
соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1
: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2:
то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3
: то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию
. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания:
какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада:
как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука:
согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель:
автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка
»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Киска сердится»:
рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)
«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»
раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память
УК-ЫК-АК-ОК
ЫК-УК-ОК-АК
ОК- АК- УК-ЫК
АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК
ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК
УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:
Котя, котенька, коток,
Котя острый коготок
Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)
У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)
Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.
В углу стоит (веник, ведро)
С потолка спускался (паук, пчела)
У ворот стоял огромный (бык, верблюд).
Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.
4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.
5.
Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.
6. Итог занятия. Прощание с Колобком.
Занятие 3
Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.
1.Подготовительная часть.
1. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.
2.Основная часть.
1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»
В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.
Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:
Широко открыть рот.
Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.
Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.
Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.
Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.
Развитие фонематического слуха
- Опознание звука из ряда других
К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К
- Опознание из слогов
Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ
- Опознание из слов
Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.
Запомни, повтори слоги:
КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ
КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА
КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО
КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ
Проговори слова (по 2 раза):
кабан банка ком
кабина будка кон
кабинет бука конь
кайма ветка кофе
камень майка ковать
канава нотка комета
капитан утка конфета
Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.
Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь
Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)
Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).
1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).
2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)
3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).
4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.
5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.
6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).
Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:
Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»
Нарисуй петелькой собаку возле будки.
Занятие 4.
Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Развитие дыхания
Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.
Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.
Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.
- «Лягушка» - «Хоботок»
- «Лопата» - «Иголочка»
- «Киска сердится»
- «Чистим нижние зубки»
- «Катушка»
- «Качели»
Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.
Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»
на длительном речевом выдохе произносим слоги:
[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];
Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.
Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»
Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.
Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.
Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,
Каша, камень, камера.
ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,
цветка, индюка, молотка
Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,
Кот, котик, комок
ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,
высоко, широко, велико.
Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.
Курица, куры, кумушка
Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.
Глазику, ротику, носику.
«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.
Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].
(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)
(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?
В этом слове нет звука (К).
Составь предложение с одни из слов.
Катя кормит цыпленка.
Сколько слов в предложении.
Игра «4 лишний» (Презентация 3 )
Итог
Чем мы сегодня занимались?
Как правильно произносить звук [К]?
Положение губ;
Положение зубов;
Положение языка;
Какая воздушная струя.
Вспоминает виды деятельности;
правильную артикуляцию звука [К].
Занятие 5
Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?
Зелена я, как трава
Моя песенка: «Ква-ква».
Отгадай загадку. Обведи отгадку.
Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка
Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»
«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»
Анализ артикуляции:
- губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
- зубы разомкнуты:
- кончик языка лежит у основания нижних резцов,
- передняя и средняя части спинки языка опущены,
- задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
- боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
- голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
- воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.
Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам
Автоматизация звука [к]в слогах.
Ква-кво-кву |
Ска-ско-ску |
Кво-кву-квы |
Ско-ску-скы |
Кву-квы-ква |
Ску-скы-ска |
Квы-ква-кво |
Скы-ска-ско |
Квакушка - квадрат -квартира
Скамейка -сказка - коляска.
Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)
Развитие просодии.
Как квакает большая лягушка? Как маленькая?
Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.
Кто на себе свой домик тащит
В темной темнице,
Красна девица,
Без нитки, без спицы,
Вяжет вязаницы.
(бабочка)
Пляшет крошка —
Всего одна ножка.
Цель: автоматизация произношения шипящих звуков.
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие: развивать умение запоминать слоговые ряды, определять наличие звука в слове.
2. Развивать умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове.
3. Развивать темпо-ритмическую сторону речи, память.
4. Учить строить простое предложение.
Ход занятия
1. Организация детей на работу.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник шипящих звуков.
Назовите буквы, которые привез грузовик. (В грузовике буквы ш, ж, ч, щ).
Какую песенку поет змейка? (Ш-ш-ш).
2. Работа над слогами. Игра с мячом
Змейка приготовила для вас слоговые загадки.
ША-ШУ-ША ШО-ШО-ШУ АШ-ИШ-АШ ИШ-УШ-ИШ
ШИ-ША-ШИ ША-ША-ШИ ОШ-УШ-ОШ АШ-ОШ-АШ
3. Автоматизация произношения шипящих звуков в стихах.
Ребята приготовили змейке в подарок воздушные шарики. Читают стихи, держат в руках «воздушные шарики» из картона с иллюстрацией к стихотворенью.
На кухне кошка готовит лепешки,
любит лепешки котенок Тимошка.
Кошка на окошке штанишки шьет,
А мышка в сапожках избушку метет.
Я по камушкам пошел,
Шапку желтую нашел.
Наш Мишутка на подушке
Шевелит тихонько ушком.
4. Упражнение «Почтовый ящик».
Что за песенка звучит? Кто это летит к нам? (Жук). Спойте вместе песенку жука.
У жука есть почтовый ящик. В него нужно положить картинки с песенкой жука. Подумайте, что можно положить в его почтовый ящик.
Слова: жаба, шоколад, шишка, шапка, чашка, мяч, щетка, желудь, овощи, чеснок.
Жук очень рад, что все слова с его песенкой оказались в его почтовом ящике.
5. Автоматизация произношения шипящих звуков в чистоговорках.
А теперь споем ему песенку. Пропевают чистоговорку под музыку.
Жа-жа-жа-жа, мы нашли в лесу ежа,
Жу-жу-жу-жу, дали яблоко ежу,
Же-же-же-же, ежик съел его уже,
Жи-жи-жи-жи, нам животик покажи.
Физпауза
К нам мчится поезд. Пропоем песенку паровоза. Ч-ч-ч
Встаньте у своих стульчиков, изобразите поезд.
Чух, чух, чух, чух, мчится поезд во весь дух.
6. Упражнение «Поезд»
В поезде поедут пассажиры. Им нужно помочь сесть по вагонам.
Прохлопывают слова: жираф, кошка, черепаха, жук, шмель, ящерица.
7. Автоматизация произношения шипящих звуков в стихах.
Поезд отправляется. А к вам спешит дворник со своей метлой. Скажите, как дворник подметает? (Щ-щ-щ).
Дворник сердит, как нам его развеселить?
Рассказать стихи.
Саша с Машей, не спеша, шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка носить эти сапожки.
Кошка, кот и шесть котят ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек - 8 окон - 8 кошек.
Просят у проводника 8 чашек молока.
Я взяла под мышку плюшевого мишку,
В ванну посадила и пошла за мылом.
Оглянулась: ой-ой-ой, расшалился мишка мой.
Зайка забавный у Жени живет.
Женя не знает с зайкой забот.
Зайке не нужен ни обед, ни ужин.
8. Итог занятия.
Праздник заканчивается. Назовите звуки из шипящей семейки. Все буквы надо погрузить в кузов грузовика, они отправятся в страну шипящих.
Чтобы скачать материал или !
Конспект занятия по логопедии (1 класс)
Тема: « Автоматизация свистящих звуков (С, З, Ц) во фразовой речи».
Цель: закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков «С, З, Ц» во фразовой речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
упражнять детей в правильном произношении свистящих звуков и в четком произношении фраз;
учить детей анализировать текст.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать артикуляционную моторику;
развивать фонематическое восприятие;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать память, внимание;
активизировать словарный запас.
Воспитательные задачи:
формировать положительную мотивацию к занятиям;
воспитывать навыки самоконтроля;
воспитывать интерес к слову, к собственной речи.
УУД: Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности.
Познавательные: умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции, классификации, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания.
Оборудование: зеркала; предметные картинки; цветные карандаши; картинки с буквами, средства ИКТ.
Ход занятия:
1 этап. Организационный момент (2 мин.)
Задача: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям свободно высказываться и настроиться на работу.
- Здравствуйте, ребята!
Ну, вот, поздоровались учтиво,
Теперь встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо
Вижу, детки хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!
На занятии наши глаза смотрят и всё….(видят).
На занятии наши уши слушают и всё…(слышат).
На занятии наша головка что делает? (думает).
Подумайте и скажите, какие звуки мы учимся четко и правильно произносить на наших занятиях? (с, з, ц ).
2 этап . Артикуляционная гимнастика (5 мин.)
Задача: укрепить мышцы артикуляционного аппарата; уточнить произношение свистящих звуков.
Для того, чтобы мы правильно произносили звуки, у нас должен быть развит речевой аппарат. Давайте сделаем нашу артикуляционную гимнастику. Возьмите свои зеркала.
губки в улыбочку, губки в «трубочку» (и - у);
упражнение «орешки»;
упражнение «мостик»;
упражнение «колесо»;
упражнение «маляр»;
упражнение «часики», «змейка».
Артикуляция свистящих звуков – губки в улыбочке, зубки все видны, кончик языка за нижними зубками, сквозь щель между зубами выходит холодная струя воздуха.
3 этап. Актуализация опорных знаний и представлений (6 мин.)
Задача: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.
Сегодня, ребята, мы продолжим закреплять свистящие звуки в предложениях. Потому что мы группа не простая, а логопедичекая. И должны все слова проговаривать практически!
Как мы с вами говорить должны?
- ЧЕТКО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО! (Слайд).
Но сначала давайте проговорим чистоговорки с этими звуками. Сначала все вместе, затем каждый произнесет.
Чистоговорки.
С пит с покойно с тарый с лон, с тоя спать умеет он.
З аяц белый с анки с делал и каталс я у реки.
З аяц рыжий с делал лыжи и помчал вперегонки. (Уточнить значение слова вперегонки . Вперегонки - бежать, стремясь обогнать друг друга).
4 этап . Игра «Подскажите словечко » (8 мин.)
Задача: активизировать познавательную деятельность;развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
(На доске картинки, ученики выбирают необходимую. Затем отгадку записывают в тетрадь, четко проговаривая все звуки. Подчеркнуть цветными карандашами буквы «С, З, Ц»).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую….(лису).
Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …(киска).
Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий…(пёс).
Заправляю сам кроватку, быстро делаю…(зарядку).
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка).
Длинным клювом тонким схватит лягушонка,
Капнет с клюва капля. Кто же это? .... (цапля).
5 этап. Физминутка (2 мин).
Задача: снять усталость, напряжение; развивать мелкую моторику.
Скачет зайчик … (стр.236 «Речь, ритм, движение»).
Ловко с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся и опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик!
Снова вниз и снова вверх! Зайчик скачет выше всех!
6 этап. Пересказ текста по вопросам »Зайка и коза» (5 мин.)
Задача: развивать умение излагать, пересказывать текст по вопросам .
Я прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте на вопросы. Следите за своим произношением, чтобы звуки все четко были слышны!
У Зины заводная коза. Заведут её – она бегает по доске. Забавная такая. Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенки поёт: - «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет». Но зайка не спит, он козы боится. Вот, забодает коза.
Вопросы: 1. Что есть у Зины? 2.Что делает Зина с козой? 3.Как Зина и Зоя относятся к зайке? 4.Как Зоя играет с зайкой? 5. Какую песенку она поет? 6.Почему зайка не спит?
7 этап. Пересказ текста самостоятельно детьми (5 мин.)
Задача: закрепить умение пересказывать текст самостоятельно, выделяя существенное.
8 этап. Итог занятия. Рефлексия.
Задача: проанализировать и оценить успешность достижения цели.
Ученики рассказывают о том, чем занимались на занятии.
Какие звуки закрепляли на занятии? Что понравилось?
На столе лежат картинки с человечками. Выберете, пожалуйста, того человечка, который соответствует вашему настроению. Молодцы!
Ребята, для того, чтобы хорошо говорить, чтобы ваша речь была красивой, надо над этим много работать. Это большой труд! На следующем занятии мы продолжим работу над звуками.
9 этап. Домашнее задание.
Выучить чистоговорку. (На цветке цветок, пьет цветочный сок).